Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать шестой.

Празднество въ честъ срѣтенія Владимірской иконы Божіей Матери.

Когда великій князь Василій Дмитріевичъ услышалъ объ этомъ, то собралъ своихъ воиновъ и направился къ городу Коломнѣ. Отправившись отсюда, онъ остановился на берегу рѣки Оки и ополчился здѣсь противъ непріятеля; Тамерланъ же простоялъ на одномъ мѣстѣ пятнадцать дней. Когда великій князь (и всѣ воины христіанскіе) узналъ о великой силѣ нечестиваго царя, пришедшаго въ Россію съ многочисленнымъ войскомъ, услышалъ также и о его зломъ намѣреніи, то вмѣстѣ съ воинами поднялъ къ небу руки свои и помолился со слезами къ Господу и къ Пречистой Матери Божіей, прося объ избавленіи отъ того безбожнаго агарянина; великій князь призывалъ на помощь угодниковъ Божіихъ, святыхъ іерарховъ Петра и Алексія, преподобнаго Сергія и прочихъ россійскихъ чудотворцевъ.

Одновременно съ тѣмъ великій князь попросилъ отца своего духовнаго, преосвященнаго митрополита Кипріана объявить народу постъ съ молитвою; великій князь просилъ также митрополита взять изъ города Владиміра чудотворную икону Матери Божіей и принести эту икону въ Москву для защиты престольнаго города россійскаго. Святитель Божій Кипріанъ и ранѣе помышлялъ принести въ Москву упомянутую честную икону Матери Божіей; когда же получилъ повелѣніе отъ князя, тогда со усердіемъ возблагодарилъ Бога за то, что Онъ вложилъ въ сердце великаго князя ту же мысль; единомысліе съ великимъ княземъ святѣйшій митрополить принялъ за знаменіе Божія благоволенія и соизволенія на то, чтобы чудотворная икона Богоматери была принесена въ Москву.

Въ скоромъ времени послѣ сего митрополитъ послалъ во Владиміръ нарочитыхъ мужей чина духовнаго, дабы взять тамъ честную икону Богоматери; собравъ весь чинъ духовный и множество народа, святѣйшій митрополитъ соборнѣ принесъ молебствіе о побѣдѣ надъ врагами и заповѣдалъ всѣмъ постъ съ молитвою, самъ же не отходилъ отъ церкви, совершая службы днемъ и ночью и молясь со слезами о великомъ князѣ, о воинахъ его и о всѣхъ православныхъ христіанахъ.

Когда честная икона, взятая въ городѣ Владимірѣ, приближалась къ городу Москвѣ, въ пятнадцатый день мѣсяца августа, въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы, навстрѣчу ей вышелъ преосвященный митрополитъ съ прочимъ чиномъ духовнымъ и со множествомъ народа. Увидавъ ту святую икону, всѣ пали на землю и поклонились ей какъ Самой Пречистой Матери Божіей, пришедшей къ нимъ, и съ великою радостію приняли ее; взирая на сію икону, всѣ проливали слезы со умиленіемъ и молились Богоматери объ избавленіи отъ нашествія агарянъ.

Общая усердная молитва не была напрасною: въ тотъ же день, въ который честная икона Пресвятой Богородицы была принесена въ Москву, нечестивый царь агарянскій Тамерланъ пришелъ въ ужасъ, бывъ испуганъ страшнымъ видѣніемъ во снѣ, и побѣжалъ обратно со всѣмъ войскомъ своимъ, хотя никто его не преслѣдовалъ.

Видѣніе же было ему такое: онъ увидалъ предъ собою высокую гору, съ верха которой шли святители на него, неся въ рукахъ золотые жезлы и угрожая ему; надъ святителями сими Тамерланъ видѣлъ въ воздухѣ необычайный свѣтъ; видѣлъ онъ также и Царицу нѣкую, стоявшую среди тѣхъ святителей въ несказанной славѣ, облеченную въ ризу багряную и сіявшую молніеносными лучами ярче солнца. Кругомъ сей Царицы находилось безчисленное множество вооруженныхъ воиновъ, служившихъ Ей и какъ бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простерты къ небу, — Она какъ бы молилась. Тамерлану казалось, что царица сія угрожала ему, повелѣвая отойти отъ предѣловъ земли россійской и какъ бы приказывая воинству Своему устремиться на него.

Отъ сего страшнаго видѣнія Тамерланъ пришелъ въ ужасъ; вставъ съ постели своей, онъ въ страхѣ закричалъ:

— «Горе мнѣ, ибо я видѣлъ страшное зрѣлище!»

И трепеталъ несчастный, сотрясаясь и стеная, и находился какъ бы въ изступленіи.

Спустя нѣкоторое время Тамерланъ пришелъ въ себя, позвалъ князей и военачальниковъ своихъ и разсказалъ имъ все, что видѣлъ, трясясь отъ страха.

Сіи же, выслушавъ разсказъ Тамерлана и увидавъ, что онъ трясся отъ страха, пришли также въ ужасъ и, недоумѣвая, спрашивали другъ друга:

— «Что же будетъ теперь?»

Нѣкоторые же говорили:

— «Видѣнная Царица есть Матерь Бога христіанскаго, Господа Іисуса Христа; несомнѣнно, Она намѣрена защитить христіанъ, ибо Она ихъ Помощница и Заступница».

Тамерланъ сказалъ:

— «Если христіане имѣютъ такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на нихъ; мы трудимся суетно; ибо если Она пошлетъ только одного изъ числа предстоящихъ Ей, то Она побѣдитъ насъ всѣхъ, такъ что мы не найдемъ и мѣста, куда мы моглг бы убѣжать».

Такимъ образомъ тотъ нечестивый царь со всѣмъ своимъ воинствомъ агарянскимъ возвратился обратно, убѣжавъ со стыдомъ; ибо агарянамъ казалось, что многіе полки воиновъ изъ земли россійской преслѣдовали ихъ; придя отъ сего въ страхъ и трепетъ, агаряне давили другъ друга, бросали оружіе свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое въ плѣнъ.

Такъ дарована была православнымъ христіанамъ побѣда надъ врагами безъ боя и пораженіе безъ пролитія крови, по молитвамъ Пресвятой Дѣвы Богородицы.

Сіе нашествіе Тамерлана вмѣстѣ съ агарянами и чудесное изгнаніе его изъ предѣловъ земли Россійской совершилось въ 6903-мъ году отъ сотворенія міра [3]; съ того времени въ царствующемъ городѣ Москвѣ былъ установленъ праздникъ въ честь срѣтенія иконы Пресвятой Дѣвы Богородицы, именуемой Владимірской, въ незабвенное и благодарственное воспоминаніе чудеснаго избавленія отъ агарянъ, дарованнаго по заступленію Матери Божіей [4]. Да будетъ и отъ насъ возсылаться всегда Матери Божіей вмѣстѣ съ родившимся отъ Нея Христомъ Богомъ, честь, слава и поклоненіе нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Василій (II-ой) Дмитріевичъ княжилъ съ 1389 г. по 1425 г.
[2] Кипріанъ управлялъ Московскою митрополіею съ 1380 г. по 1385 г.; затѣмъ вторично съ 1390 г. по 1406 г.
[3] Въ 1395 г. отъ Р. Хр.
[4] Черезъ 85 лѣтъ послѣ описаннаго событія было установлено второе празднованіе Владимірской иконѣ 23 іюня, въ благодарность за избавленіе отъ нашествія ордынскаго хана Ахмата въ 1480 году. «Да не похвалятся легкомысленные страхомъ ихъ оружія, — говорили въ объясненіе сего чуда русскіе лѣтописцы. — Нѣтъ, не оружіе, не мудрость человѣческая, но Самъ Господь спасъ нынѣ Россію». Въ 1521 году опять двинулись на Россію монголы подъ предводительствомъ Махметъ-Гирея. Заступленіемъ Богоматери и на сей разъ Москва была спасена отъ враговъ. Память этого событія совершается св. Церковію 21-го мая. Въ 1812 году, во время нашествія французовъ, чудотворная Владимірская икона вмѣстѣ съ иконами Иверскою и Смоленскою была увезена въ Муромъ 1-го сентября преосвященнымъ архіепископомъ Августиномъ и, по освобожденіи Москвы отъ враговъ, была возвращена опять въ столицу 20-го октября. Чудотворная Владимірская икона Богоматери находится нынѣ въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ (болѣе подробное повѣствованіе о сей иконѣ можно читать въ изданной Московской Синодальной Типографіей книгѣ: «Слава Богоматери», М. 1907 г., стр. 380-385).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 463-466.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0