Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать пятый.

Память святыхъ исповѣдниковъ Христовыхъ, пострадавшихъ въ Едесѣ отъ аріанъ.

Въ царствованіе Валента, когда правовѣрные архіереи изгонялись съ престоловъ своихъ, а на ихъ мѣста поставлялись еретики, въ городѣ Едесѣ былъ епископомъ Варсисъ, — мужъ правовѣрный и святой, имѣвшій даръ исцѣлять всякія болѣзни въ людяхъ; сей Варсисъ съ усердіемъ противосталъ ереси Аріевой. Злочестивый царь Валентъ, не терпя сего святаго мужа, изгналъ его съ престола и послалъ въ заточеніе, первоначально на островъ Арадъ; но услыхавъ, что тамъ ко святому епископу Варсису приходятъ многіе изъ народа и слушаютъ его правовѣрное ученіе, Валентъ переслалъ его оттуда въ Оксиринѳъ, городъ египетскій. Но когда святый прославился и здѣсь чудесами и учителъствомъ своимъ, то Валентъ снова переслалъ его въ еще болѣе отдаленный городъ, по имени Фенонъ, находившійся близъ обитанія варваровъ; здѣсь и скончался святитель и исповѣдникъ Христовъ блаженною кончиною; оставшійся же послѣ него одръ (постель) на островѣ Арадѣ подавалъ исцѣленіе недугамъ; всѣ, страдавшіе какими бы то ни было болѣзнями, возлегая на тотъ одръ, становились здоровыми и освобождались отъ духовъ нечистыхъ.

Изгнавъ сего святаго архіерея съ престола церкви едесской, нечестивый царь возвелъ вмѣсто него волка, — именемъ и нравомъ; ибо того суетнаго архіерея звали Лупусомъ, что значитъ «волкъ» [5]. И такимъ образомъ вмѣсто истиннаго пастыря въ стадо Христово вошелъ волкъ хищный въ овчей одеждѣ архіерейства.

Правовѣрный же народъ едесскій не хотѣлъ вступать въ общеніе съ тѣмъ лжепастыремъ, еретикомъ, какъ мерзости запустенія (Матѳ. 24, 15), настоятельствовавшемъ на мѣстѣ святомъ, — въ церкви; посему правовѣрные граждане города того выходили изъ города въ поле, собирались на открытомъ мѣстѣ и совершали здѣсь служеніе Богу, какъ въ храмѣ; ибо ни одинъ храмъ не былъ отданъ въ распоряженіе правовѣрныхъ, но всѣ храмы были затворены для нихъ и всѣми славнѣйшими храмами завладѣли аріане, согласно приказанію царскому.

Случилось однажды, что самъ царь, направляясь изъ Антіохіи, пришелъ въ Едесъ; узнавъ, что правовѣрные (христіане) гнушаются нечестія аріанскаго и не хотятъ имѣть общенія съ упомянутымъ епископомъ, но бѣгутъ отъ него и собираются внѣ города для молитвы, — царь разгнѣвался на епарха едесскаго, по имени Модеста, за то, что онъ позволялъ народу поступать такъ, и ударилъ по ланитѣ епарха; потомъ приказалъ ему приготовить вооруженныхъ воиновъ; затѣмъ повелѣлъ епарху, выведши этихъ воиновъ на мѣсто молитвеннаго собранія народнаго, посѣчь и предать смерти христіанъ и разогнать ихъ.

Епархъ, хотя и получилъ внушеніе отъ царя, но, щадя неповинный народъ, извѣстилъ тайно правовѣрныхъ, чтобы они на другой день не выходили изъ города и не собирались на обычную молитву и служеніе, такъ какъ царь, по гнѣву своему, приказалъ вывести на христіанъ вооруженныхъ воиновъ, чтобы ихъ умертвить. Правовѣрные же, услыхавъ объ этомъ, вмѣсто того, чтобы убояться, преисполнились еще большей ревности, и, вставъ рано утромъ, вышли за городъ вмѣстѣ съ женами и дѣтьми своими; христіане направились къ обычному мѣсту собранія своего, намѣреваясь положить тамъ за Христа души свои. Епархъ же, исполняя приказаніе царское, утромъ слѣдующаго дня отправился съ вооруженными воинами къ тому мѣсту, выступивъ какъ бы на войну. И когда онъ былъ у воротъ городскихъ, то увидалъ нѣкую женщину, вышедшую изъ дома своего, не затворившую за собою дверей, одѣвшуюся наскоро (не принарядившуюся), несшую съ собою малаго отрока; женщина та плакала и старалась обогнать его воиновъ, направляясь за городъ. Епархъ приказалъ взять ее и привести къ себѣ. Остановившись на дорогѣ, епархъ началъ допросъ, сказавъ:

— «Несчастная женщина! Куда ты спѣшишь въ столь ранній часъ и почему ты такъ торопишься?»

Женщина отвѣчала:

— «Я спѣшу на поле, гдѣ собираются христіане».

Епархъ отвѣчалъ:

— «Развѣ ты не слыхала, что епархъ намѣревается придти туда съ воинами и побить всѣхъ, кого онъ найдетъ тамъ?»

Женщина отвѣчала:

— «Да, я слышала объ этомъ; потому то я и тороплюсь, дабы вмѣстѣ съ ними (христіанами) умереть ради имени Христова».

Епархъ снова спросилъ:

— «Для чего же ты взяла съ собой сего отрока?»

Женщина отвѣчала на это:

—«Я хочу, чтобы и отрокъ сей вмѣстѣ со мною сподобился вѣнца мученическаго».

Услыхавъ объ этомъ, епархъ изумился такой ревности христіанъ и готовности ихъ умереть за вѣру и приказалъ воинамъ возвратиться обратно; затѣмъ пошелъ къ царю и сказалъ ему:

— «Если прикажешь мнѣ умереть, — я готовъ; но я не могу исполнить приказанія, даннаго тобою мнѣ».

Потомъ епархъ разсказалъ царю о женщинѣ съ ребенкомъ, сказавъ о томъ, съ какимъ усердіемъ она спѣшила за городъ въ поле, дабы сподобиться смерти мученической, чего желала она и для себя, и для ребенка; затѣмъ епархъ возвѣстилъ царю и о готовности всего народа принять смерть, ибо всѣ христіане съ женами и дѣтьми были готовы умереть за исповѣданіе вѣры своей во Христа.

— «И не возможно, — прибавилъ епархъ, — принудить народъ едесскій къ общенію въ вѣрѣ съ епископомъ, если бы даже и всѣхъ гражданъ предать смерти; но какая можетъ быть польза отъ этого? ибо они за свой мужественный страдальческій подвигъ прославятся среди всѣхъ христіанъ, на нашу же долю останется стыдъ и вѣчное посмѣяніе».

Говоря такъ, епархъ отклонилъ царя отъ избіенія народа: царь приказалъ не притѣснять народъ, повелѣвъ брать на истязаніе лишь іереевъ, діаконовъ и прочихъ клириковъ, не желавшихъ имѣть общенія съ епископомъ аріанскимъ.

Послѣ этого епархъ позвалъ къ себѣ весь духовный чинъ едесскій, содержавшій правовѣріе, началъ съ кротостыо увѣщевать всѣхъ повиноваться приказанію царскому и предлагалъ войти въ общеніе съ епископомъ, именуемымъ Лупусомъ. Епархъ сказалъ при этомъ:

— «Верхомъ безумія является то, что вы, представляя изъ себя небольшое число людей, не слушаете приказанія царскаго и противитесь ему, въ то время какъ онъ владѣетъ многими странами».

Когда епархъ говорилъ это, всѣ молчали. Потомъ епархъ, обратившись къ старѣйшему пресвитеру, по имени Евлогію, находившемуся уже въ лѣтахъ преклонныхъ, спросилъ его:

— «Почему ты не отвѣчаешь мнѣ?»

Евлогій отвѣтилъ:

— «Я не отвѣчаю тебѣ потому, что ты говоришь всѣмъ сообща; по этой причинѣ я не хочу предварять отвѣтомъ своимъ всѣхъ прочихъ. Но если ты спросишь только меня одного о чемъ либо, тогда я тебѣ отвѣчу».

Епархъ спросилъ:

— «Почему ты не причащаешься съ царемъ?»

Блаженный же Евлогій, осмѣивая вопросъ еретика, отвѣтилъ:

— «Развѣ царь принялъ санъ пресвитерства, чтобы мнѣ причащаться вмѣстѣ съ нимъ?»

Епархъ, преисполнившись гнѣва, укорилъ святаго старца и сказалъ:

— «О, безумный! Почему ты чуждаешься вѣры царевой и не входишь въ общеніе съ тѣми, кто входитъ въ общеніе съ царемъ?»

Тогда всѣ, вмѣстѣ со святымъ старцемъ Евлогіѳмъ, исповѣдали свою вѣру православную во Христа, Бога истиннаго, соестественнаго и соприсносущнаго Отцу, и выразили готовность положить души свои за сіе исповѣданіе.

Послѣ сего епархъ, по повелѣнію царскому, взялъ восемьдесятъ мужей духовнаго чина, заключилъ ихъ въ оковы и послалъ на заточеніе во Ѳракію.

И когда сіи исповѣдники Христовы были отводимы во изгнаніе, отовсюду изъ городовъ и селеній навстрѣчу имъ выходилъ народъ, оказывалъ имъ почести и снабжалъ ихъ всѣмъ необходимымъ. Узнавъ объ этомъ, еретики послали въ скоромъ времени сообщить царю, сказавъ, что вмѣсто безчестія изгоняемымъ оказывается великая честь.

Тогда царь приказалъ раздѣлить упомянутыхъ христіанъ по двое и велѣлъ послать всѣхъ въ разныя страны, кого во Ѳракію, кого въ Аравію, кого въ Египетъ, — и въ прочія страны. Блаженный же старецъ Евлогій, а вмѣстѣ съ нимъ и другой честный пресвитеръ, по имени Протогенъ, были отведены въ ѳиваидскій городъ Антиной, гдѣ христіанъ было немного, еллиновъ же, покланявпшхся идоламъ, было безчисленное множество. Здѣсь святые пребыли не малое время, исцѣляли различныя болѣзни въ людяхъ призываніемъ имени Іисуса Христа и обратили къ вѣрѣ христіанской многихъ язычниковъ, сподобивъ ихъ святаго крещенія.

Когда нечестивый царь Валентъ погибъ, и скипетръ восточнаго царства принялъ благочестивый Ѳеодосій, ересь аріанская устыдилась и стихла и сила и власть еретиковъ, преслѣдовавшихъ Церковь Христову, изнемогла; исповѣдники Христовы, бывшіе въ изгнаніи (именно тѣ изъ нихъ, кто еще не отошелъ ко Господу, но оказался въ живыхъ), получили свободу и возвратились каждый въ отечество свое: архіереи православные снова получили свои престолы. Тогда и упомянутые два святыхъ пресвитера Евлогій и Протогенъ возвратились изъ заточенія въ Едесъ; а христіане правовѣрные отняли у аріанъ свои церкви; такъ какъ святый Варсисъ уже отошелъ ко Господу во изгнаніи, то Евлогій былъ поставленъ епископомъ городу Едесу; Протогенъ же былъ поставленъ епископомъ въ месопотамскій городъ Каррію. Сіи святые Евлогій и Протогенъ украшали оба Церковь Христову словомъ и житіемъ до дня кончины своей [6]. Мы же о всѣхъ тѣхъ славимъ Христа Бога, Спасителя нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Константинъ управлялъ восточною половиною римской имперіи съ 324 г. по 337 г., — западною съ 306 г. по 337 г.
[2] Родоначальникомъ аріанской ереси былъ пресвитеръ александрійскій Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Богомъ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ, — всемогущества, всевѣдѣнія и проч. Ересь Арія подверглась рѣшительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ.
[3] Императоръ Констанцій царствовалъ съ 337 г. по 361 г.
[4] Императоръ Валентъ царствовалъ съ 364 г. по 378 г.
[5] Лат. lupus — волкъ.
[6] Кончина святыхъ исповѣдниковъ Христовыхъ, Евлогія и Протогена, послѣдовала въ 2-й половинѣ IV-го вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 434-438.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0