Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать пятый.

Память святаго апостола Тита.

Когда Титу исполнилось двадцать лѣтъ отъ рожденія, онъ услышалъ голосъ, нисходившій къ нему съ неба и говорившій:

— «Титъ! Тебѣ слѣдуетъ уйти отсюда и спасти твою душу, ибо ученіе еллинское не ведетъ ко спасенію».

Послѣ того, какъ Титъ услышалъ этотъ голосъ, онъ восхотѣлъ слышать его и во второй разъ; ибо онъ зналъ, что иногда бываютъ гласы и внушенія отъ идоловъ. Теперь Титъ уже не хотѣлъ вѣровать въ идоловъ, такъ какъ началъ познавать обольщеніе бѣсовское (коему поддаются всѣ, покланяющіеся идоламъ), и прожилъ тамъ еще одинъ годъ.

Потомъ было ему во снѣ повелѣніе отъ Бога — прочесть еврейскія книги; и послѣ того соннаго видѣнія Титъ началъ искать книги еврейскія. Найдя книгу святаго пророка Исаіи [2], Титъ раскрылъ ее и остановился на главѣ сорокъ первой, которая начинается такъ: обновляйтеся ко Мнѣ, острови (Ис. 41, 1). Читая главу эту, Титъ встрѣтилъ въ ней нѣкоторыя слова, которыя, какъ ему казалось, Самъ Богъ изрекалъ сердцу его, именно: рабъ Мой еси, избрахъ тя, и не оставихъ тебе. Не бойся, с тобою бо есмь, не прельщайся (многобожіемъ языческимъ), Азъ бо есмь Богъ твой (Ис. 41, 9-10). И еще: Азъ Богъ твой, держай десницу твою, глаголай тебѣ (Ис. 41, 13). Въ концѣ же главы прочиталъ объ идольскомъ обольщеніи, — именно: от куміръ ихъ нѣсть возвѣщаяй, и аще вопрошу ихъ, откуду есте? не отвѣщаютъ ми. Суть бо творящіи ихъ въ васъ, и всуе прельщающіи васъ (Ис. 41, 28-29).

Эти и другія слова книги пророческой были для Тита какъ бы ключемъ, открывшимъ двери ума его къ познанію единаго истиннаго Бога и вмѣстѣ съ тѣмъ къ уразумѣнію идольскаго обольщенія и заблужденія языческаго; съ того времени Титъ воспламенился сердцемъ къ Богу, Коего почитали евреи.

Въ это время на островѣ Критѣ (гдѣ проживалъ Титъ) распространился слухъ о Христѣ, — Богѣ, явившемся во плоти, проживавшемъ среди людей въ Іерусалимѣ и совершавшемъ дивныя и несказанныя чудеса; ибо слава о Немъ проходила по всѣмъ концамъ земли. Анѳипатъ [3] Крита, приходившійся Титу дядей по матери, посовѣтовавшись съ именитыми мужами, послалъ въ Іерусалимъ своего племянника, сего благоразумнаго и любознательнаго Тита съ тѣмъ, чтобы онъ хорошенько выслушалъ и уразумѣлъ то, что говорилось изъ устъ Христовыхъ, и побесѣдовалъ съ Нимъ; такимъ образомъ, Титъ могъ возвѣстить самымъ подробнымъ образомъ своимъ соотечественникамъ все то, что самъ узналъ бы о Христѣ.

Титъ отправился въ Іерусалимъ; увидавъ Владыку Христа, онъ поклонился Ему и слѣдовалъ за Нимъ и учениками Его, смѣшиваясь съ народомъ, во множествѣ ходившемъ за Господомъ; такимъ образомъ Титъ былъ самовидцемъ многихъ чудесъ, совершенныхъ Христомъ, и видѣлъ спасительное страданіе Господа, увѣрился также и въ воскресеніи Его. Послѣ же вознесенія Господня, когда Духъ Святый сошелъ на апостоловъ въ видѣ языковъ огненныхъ, такъ что апостолы начали говорить на разныхъ языкахъ, Титъ слышалъ бесѣду апостоловъ, говорившихъ и по критски, и весьма изумлялся, какъ объ этомъ написано и въ книгѣ Дѣяніи Апостольскихъ: пришельцы критяне (среди нихъ былъ и Титъ) и аравляне, удивляясь, другъ другу говорили: слышимъ глаголющихъ ихъ (апостоловъ святыхъ) нашими языки величія Божія (Дѣян. 2, 10-11). Впослѣдствіи Титъ пересказалъ обо всемъ этомъ въ отечествѣ своемъ Критѣ.

Блаженный Титъ принялъ участіе и въ служеніи апостольскомъ; когда дверь вѣры была открыта и для язычниковъ (Дѣян. 14, 27) и были крещены сотникъ Корнилій, а потомъ и прочіе еллины, тогда и Титъ, происходя отъ язычниковъ необрѣзанныхъ, принялъ крещеніе отъ святаго апостола Павла, ранѣе называвшагося Савломъ. Хотя Титъ и увѣровалъ во Христа, но, пока не крестился, апостолы не принимали его въ первенствующую церковь, такъ какъ вообще не принимали необрѣзанныхъ; Титъ же не хотѣлъ исполнять ветхозавѣтнаго обряда обрѣзанія; однако іудеи, увѣровавшіе во Христа, требовали первоначально отъ всѣхъ язычниковъ исполненія сего обряда, говоря, что безъ обрѣзанія никто не можетъ получить спасенія, какъ объ этомъ написано и въ книгѣ Дѣяній апостольскихъ: нѣціи (сказано) сшедше отъ Іудеи, учаху братію, яко аще не обрѣжетеся по обычаю Моисеову, не можете спастися (Дѣян. 15, 1). Таковые роптали и на святаго первоверховнаго апостола Петра за крещеніе сотника Корнилія и вступили въ споръ съ нимъ (апостоломъ Петромъ), говоря ему, что онъ вошелъ въ домъ мужей необрѣзанныхъ и ѣлъ съ ними. Когда же святые апостолы на соборѣ разсмотрѣли этотъ вопросъ, то постановили не принуждать язычниковъ обрѣзываться; тогда и Титъ блаженный пришелъ ко крещенію, такъ какъ никто не принуждалъ его къ обрѣзанію, о чемъ упоминаетъ и апостолъ Павелъ въ посланіи къ Галатамъ, говоря: ни Титъ, иже со мною, еллинъ сый, нужденъ бысть обрезатися (Гал. 2, 3).

Послѣ крещенія Титъ былъ уполномоченъ прочими главными апостолами къ служенію апостольскому и сопричтенъ къ числу семидесяти меньшихъ апостоловъ; Титъ посланъ былъ вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ, на проповѣдь слова Божія, къ язычникамъ; и Титъ постоянно слѣдовалъ за Павломъ святымъ и не только какъ ученикъ за учителемъ, но и какъ сынъ, слѣдующій за возлюбленнымъ отцемъ. Ибо Павелъ называетъ его своимъ сыномъ, какъ это можно видѣть изъ посланія его къ Титу: Титу (говоритъ святый Павелъ) присному чаду благодать и милость (Тит. 1, 4). Ходилъ же святый Титъ иногда вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ, иногда же былъ посылаемъ имъ проповѣдывать самостоятельно; такъ напримѣръ, онъ былъ посланъ Павломъ въ Далмацію, о чемъ упоминаетъ Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею, говоря: Титъ въ Далматію (2 Тим. 4, 10), т. е. былъ посланъ мною на проповѣдь Евангелія въ города далматскія. Иногда святый апостолъ Павелъ посылалъ Тита со своими апостольскими посланіями, какъ напримѣръ къ Коринѳянамъ, коимъ онъ говоритъ: умолихъ Тита и съ нимъ послахъ брата (2 Кор. 12, 18). Говоритъ еще: умолити намъ Тита (необходимо), да якоже прежде начатъ, такожде и скончаетъ (2 Кор. 8, 6). И еще: благодареніе Богу, давшему тожде тщаніе отъ васъ въ сердце Титово (2 Кор. 8, 16). Несомнѣнно, Павелъ питалъ къ Титу великую любовь духовную о Христѣ, такъ какъ онъ называетъ его то сыномъ, то братомъ своимъ, а когда онъ замедлилъ, уйдя отъ Павла, то сей послѣдній скорбѣлъ о немъ, говоря о себѣ: пришедъ въ Троаду во благовѣстіе Христово, и двери отерзенѣ ми бывшей о Господѣ, не имѣхъ покоя духу моему, не обрѣтшу ми Тита, брата моего (2 Кор. 2, 12-13). И насколько великій апостолъ скорбѣлъ безъ Тита, настолько утѣшался его присутствіемъ, ибо говоритъ: утѣши насъ Богъ пришествіемъ Титовымъ (2 Кор. 7, 6). И еще говоритъ: возрадовахомся о радости Титовѣ (2 Кор. 7, 13).

Проходя по многимъ странамъ съ благовѣстіемъ имени Христова святые апостолы пришли въ Критъ, отечество Тита. Анѳипатомъ же тогда въ Критѣ былъ Рустилъ, мужъ сестры Тита; услыхавъ проповѣдь апостольскую о Христѣ Богѣ, онъ первоначально посмѣялся ей; но когда умершій его сынъ, воскрешенъ былъ апостоломъ Павломъ, то Рустилъ увѣровалъ во Христа и принялъ святое крещеніе со всѣмъ домомъ своимъ; вмѣстѣ съ тѣмъ приняли святую вѣру и крещеніе и многіе изъ числа прочихъ невѣрныхъ, обитавшихъ на островѣ томъ. Святый же Павелъ поставилъ блаженнаго Тита епископомъ острова Крита и прочихъ близь лежавшихъ острововъ и, поручивъ ему новопросвѣщенныхъ христіанъ, оставилъ его тамъ; самъ же отправился въ другія страны проповѣдывать имя Христово язычникамъ. Придя въ Никополь, святый Павелъ написалъ посланіе Титу, въ коемъ поучалъ его благому управленію (паствой): сего ради оставихъ тя, — говоритъ онъ, — въ Критѣ, да недокончанная исправиши, и устроиши по всѣмъ градомъ пресвитеры, якоже тебѣ азъ повелѣхъ (Тит. 1, 5). Объясняя эти слова апостольскія, святый Златоустъ говоритъ:

— «Титъ былъ болѣе искуснымъ изъ числа всѣхъ, бывшихъ съ Павломъ; ибо, если бы онъ не былъ искуснымъ, Павелъ не поручилъ бы ему всего острова, не повелѣлъ бы окончить не доконченное, не подчинилъ бы суду его епископовъ, если бы не надѣялся на сего мужа (Тита)».

Когда Павелъ задержался въ Никополѣ, то снова призывалъ къ себѣ Тита, говоря въ своемъ посланіи къ нему: егда послю Артему къ тебѣ или Тихика, потщися пріити ко мнѣ въ Никополь: тамо бо судихъ озимѣти (Тит. 3, 12). И пришелъ къ нему святый Титъ въ Никополь; побывъ вмѣстѣ съ нимъ непродолжительное время, Титъ снова былъ посланъ имъ въ Критъ.

Послѣ этого святый Павелъ былъ взятъ въ Іерусалимѣ, заключенъ въ оковы и посланъ въ Римъ. Титъ, услыхавъ обо всемъ этомъ, пошелъ въ Римъ, дабы видѣть страдальческій подвигъ своего учителя. Титъ пробылъ въ Римѣ до кончины святаго апостола Павла; по усѣченіи честной главы апостола (что было сдѣлано по приказанію Нерона [4]), Титъ предалъ погребенію честное тѣло апостола и снова возвратился къ своей паствѣ, въ Критъ; престолъ святительства своего Титъ имѣлъ въ одномъ изъ лучшихъ критскихъ городовъ, называвшемся Гортиной; Титъ трудился непрестанно, обращая ко Христу еллиновъ отъ заблужденія ихъ, поучая ихъ и утверждая вѣру ихъ чудесами.

Слѣдуетъ замѣтить, что на островѣ томъ былъ идолъ почитаемой язычниками богини Діаны [5]; на поклоненіе сему идолу приходило много еллиновъ, которые приносили также и жертвы. Однажды святый Титъ пришелъ на то мѣсто собранія нечестивыхъ и началъ говорить имъ слово Божіе, увѣщевая ихъ обратиться къ истинному Богу, познавъ обольщеніе идольское. Но такъ какъ народъ не слушалъ словъ его, то святый Титъ помолился Богу, и тотчасъ идолъ тотъ упалъ и разсыпался въ прахъ. Тогда всѣ, бывшіе тамъ, пришли въ ужасъ, и увѣровало во Христа въ день тотъ пятьсотъ человѣкъ. Точно также, когда, по приказанію императора римскаго, на островѣ Критѣ строился большой храмъ идольскій въ честь мерзкаго бога Зевса [6], — и уже заканчивался постройкой, — апостолъ Христовъ Титъ, проходя мимо того мѣста, помолился Богу истинному, и внезапно храмъ тотъ упалъ и разрушился до основанія. Видя такое чудо, многіе еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя Господа Іисуса Христа, Бога истиннаго.

Просвѣтивъ островъ Критъ и окрестныя страны свѣтомъ вѣры святой, апостолъ Титъ достигъ глубокой старости; онъ преставился ко Господу, имѣя отъ роду девяносто четыре года. При кончинѣ его пришли съ неба ангелы, дабы взять душу его; и просвѣтилось лице его, какъ солнце. Ибо чья жизнь была свѣтомъ міру, того и смерть была почтена осіяніемъ свѣта отъ Господа нашего Іисуса Христа [7].

Примѣчанія:
[1] Память святаго Игнатія Богоносца совершается св. Церковію 29-го января и 20-го декабря.
[2] Исаія — величайшій изъ ветхозавѣтныхъ пророковъ; происходилъ изъ царскаго рода, жилъ и пророчествовалъ въ Іерусалимѣ, во времена царей іудейскихъ: Озіи, Іоаѳама, Ахаза и Езекіи. Пророчества Исаіи, относящіяся къ Іисусу Христу, настолько ясны и опредѣленны, что пророка Исаію называютъ «ветхозавѣтнымъ евангелистомъ». — Память его совершается св. Церковію 9-го мая (подъ симъ числомъ и житіе его).
[3] Т. е. правитель.
[4] Императоръ Неронъ царствовалъ съ 64 г. по 68 г.
[5] Діана считалась у древнихъ грековъ богинею охоты и вообще покровительницею природы.
[6] Зевсъ считался у грековъ главныыъ божествомъ, — родоначальникомъ всѣхъ прочихъ людей в боговъ.
[7] Честныя мощи святаго апостола Тита почивали въ каѳедральной церкви въ Гортинѣ. Послѣ опустошенія острова сарацынами въ 823 году отъ мощей его осталась здѣсь одна глава, которая и была принесена въ Венецію въ храмъ св. Марка. Но, по другимъ извѣстіямъ, глава апостола хранится въ самомъ островѣ Критѣ, въ храмѣ его имени.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 425-431.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0