Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать третій.

Память преподобныхъ Евтихія и Флорентія.

Невдалекѣ отъ мѣста обитанія сихъ святыхъ Евтихія и Флорентія находился монастырь; случилось, что въ этомъ монастырѣ умеръ авва [1]; монахи, собравшись вмѣстѣ, пришли къ Евтихію и начали просить его быть аввою въ ихъ монастырѣ. Внимая ихъ просьбѣ, Евтихій пошелъ къ нимъ и принялъ начальство надъ монастыремъ, друга же своего Флорентія оставилъ одного подвизаться на томъ отшельническомъ мѣстѣ, дабы не опустѣла церковь, которую они тамъ имѣли (церковь та была весьма невеликой).

Оставшись одинъ, Флорентій началъ молиться со усердіемъ къ Богу, прося Его помочь ему одному безпрепятственно подвизаться въ томъ уединенномъ мѣстѣ.

Вслѣдъ затѣмъ, какъ то разъ совершивъ обычныя молитвы и выйдя изъ храма, Флорентій увидалъ медвѣдя, стоявшаго у дверей храма, преклонившаго голову свою къ землѣ и не обнаруживавшаго ни въ чемъ своего звѣрскаго нрава, напротивъ показывавшаго кротостію своею, что онъ былъ посланъ къ святому Флорентію отъ Бога для услугъ и для работы. Понявъ это, святый рабъ Божій Флорентій возблагодарилъ Бога, пославшаго ему такого сожителя. Флорентій имѣлъ при своей келліи пять овецъ; не зная, кто бы могъ пасти и охранять ихъ, Флорентій приказалъ медвѣдю, сказавъ:

— «Иди, выгони овецъ сихъ на пастбище, и паси ихъ; около же шестого часа возвратись вмѣстѣ съ ними».

И всегда звѣрь поступалъ такъ, принявъ на себя порученное ему попеченіе объ овцахъ; такимъ образомъ тотъ, кто привыкъ всегда вкушать добычу, растерзавъ ее, пасъ овецъ, томясь голодомъ и препобѣждая свой естественный нравъ.

Когда человѣкъ Божій хотѣлъ поститься до часа девятаго, то приказывалъ медвѣдю придти съ овцами къ девятому часу; и поступалъ такъ звѣрь. Когда же не намѣревался поститься до часа девятаго, но изъявлялъ желаніе вкушать пищу въ шестомъ часу, въ тотъ часъ возвращался и медвѣдь; однимъ словомъ, звѣрь повиновался всякому приказанію человѣка Божія и никогда не ошибался, — не приходилъ никогда къ девятому часу, когда ему было повелѣно придти къ шестому, и наоборотъ, ни разу не приходилъ къ шестому часу, когда было приказано придти къ девятому. Ибо Самъ Богъ вразумилъ того звѣря, коего отдалъ въ подчиненіе угоднику Своему, и научилъ его понимать приказаніе старца и исполнять его волю.

Послѣ того какъ звѣрь служилъ старцу долгое время, по всей странѣ той начала распространяться молва о человѣкѣ Божіемъ Флорентіи, ибо всѣ удивлялись тому дивному дѣлу, видя, что звѣрь пасъ овецъ и служилъ старцу.

Между тѣмъ древній врагъ діаволъ возбудилъ нѣкоторыхъ къ зависти; ибо діаволъ, видя добродѣтельныхъ людей, сіяющихъ своею славою, уловляетъ завистію тѣхъ, кои развращены нравомъ и житіемъ, и увлекаетъ ихъ въ погибель. И вотъ, по наущенію діавола, четыре монаха, — ученики святаго Евтихія, — весьма позавидовали Флорентію, такъ какъ ихъ учитель не творилъ знаменій; а между тѣмъ одинъ лишь Флорентій (разсуждали завистники), оставленный ихъ учителемъ въ пустынной келліи, такъ прославился. Питая такія мысли, тѣ четыре ученика пришли къ Флорентію и, притаившись въ томъ мѣстѣ, на которое медвѣдь выгонялъ овецъ для пастьбы, убили медвѣдя. Такъ какъ медвѣдь не возвратился къ старцу въ тотъ часъ, въ который ему повелѣно было возвратиться, то старецъ былъ въ смущеніи; подождавъ до вечера, но не дождавшись ни звѣря, ни овецъ, старецъ началъ печалиться о томъ, что медвѣдь, котораго онъ по простотѣ своей привыкъ называть братомъ, не возвратился къ нему.

На другой день утромъ Флорентій отправился на поле, дабы искать звѣря, а также и овецъ; увидя медвѣдя убитымъ, старецъ весьма опечалился. Разсмотрѣвъ внимательно и понявъ, кѣмъ былъ убитъ звѣрь, старецъ началъ плакать; плакалъ онъ впрочемъ не столько о смерти медвѣдя, сколько о погибельной злобѣ тѣхъ четырехъ братій, и горько рыдалъ.

Когда авва Евтихій узналъ о печали и скорби Флорентіевой, позвалъ его къ себѣ и началъ его утѣшать. Человѣкъ же Божій въ присутствіи аввы, съ глубоко-опечаленнымъ лицомъ, сказалъ:

— «Я надѣюсь на Всемогущаго Бога, что тѣ, кои убили медвѣдя, не причинившаго никому никакого зла, получатъ еще въ настоящей жизни предъ глазами всѣхъ наказаніе отъ Господа».

Лишь только угодникъ Божій успѣлъ сказать эти слова, какъ за ними послѣдовало и самое дѣло; ибо внезапно тѣ четыре монаха были поражены отъ Господа страшною проказою, такъ что сгнили всѣ члены ихъ, и они умерли въ той болѣзни.

Послѣ того, какъ случилось все это, человѣкъ Божій Флорентій пришелъ въ великій страхъ, что проклялъ братій тѣхъ, и никогда впродолженіи всей жизни своей не переставалъ рыдать о братіяхъ тѣхъ, себя же называлъ ихъ жестокимъ убійцею.

Все сіе сотворилъ всемогущій Богъ для того, чтобы тотъ простой и добродѣтельный мужъ, будучи обиженъ, никогда болѣе не проклиналъ никого устами своими.

Сей богоугодный мужъ сотворилъ и еще другое дивное дѣло. Когда объ немъ всюду пронеслась молва, къ нему пришелъ издалека нѣкоторый діаконъ, дабы сподобиться его молитвъ и благословенія. Увидавъ кругомъ келліи его весьма много змѣй и разнаго рода гадовъ, діаконъ весьма испугался и воскликнулъ, сказавъ:

— «Рабъ Божій! Помолись обо мнѣ!»

Въ то время воздухъ былъ очень чистъ и ясенъ, такъ какъ освѣщался сіяніемъ солнца. Флорентій, выйдя изъ келліи и ставъ на землѣ, устремилъ очи свои на небо и поднялъ руки свои вверхъ, молясь, дабы Господь изгналъ оттуда тѣхъ гадовъ средствами, какими Ему Самому было вѣдомо. И тотчасъ послышался громъ, явилась молнія и побилъ тотъ громъ вмѣстѣ съ молніею всѣхъ змѣй, обитавшихъ на мѣстѣ томъ. Увидавъ все сіе, человѣкъ Божій Флорентій, снова поднявъ очи на небо, сказалъ:

— «Вотъ Ты, Господи, побилъ змѣй сихъ: но кто же возьметъ ихъ отсюда?»

И тотчасъ послѣ словъ его прилетѣло великое множество птицъ, числомъ столько, сколько было избіенныхъ гадовъ; и каждая птица взяла по одной змѣѣ, отнесла далеко и бросила тамъ; такимъ образомъ было очищено отъ гадовъ то мѣсто, на которомъ жилъ преподобный.

Поживъ въ теченіи всѣхъ дней своихъ въ великомъ богоугожденіи, святый Флорентій отошелъ къ жизни нескончаемой [2].

Подобно сему преподобный Евтихій пасъ ввѣренную ему паству въ теченіе многихъ лѣтъ; наставивъ многихъ на путь къ небесному Царствію и руководивъ многихъ ко спасенію, святый преставился ко Господу [3]. И тотъ, кто при жизни своей не творилъ чудесъ, явился чудотворцемъ по преставленіи своемъ; ибо отъ одежды, оставшейся послѣ смерти святаго, подавались исцѣленія больнымъ, страдавшимъ различными недугами. Такъ прославилъ Господь раба Своего.

Когда случалось бездождіе и земля страдала отъ засухи, то жители страны той, собравшись вмѣстѣ, брали одежду преподобнаго Евтихія, приносили ее въ церковь и, совершивъ молитву Господу, проходили съ нею черезъ селенія, нивы и сады; и тотчасъ ниспосылался отъ Господа дождь, увлажнявшій и насыщавшій землю [4]. Этимъ ясно всѣмъ показывалось, насколько велика была при жизни внутренняя сила душевной добродѣтели того, кого одно внѣшнее одѣяніе, приносимое предь Господа, уже отвращало гнѣвъ Господень.

Такъ прославлялся Богъ обоими угодниками Своими тогда, и нынѣ ради нихъ же прославляется отъ насъ рабовъ Своихъ, — и будетъ прославляемъ въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Авва — начальникъ, настоятель монастыря.
[2] Кончина святаго Флорентія послѣдовала въ 547 г.
[3] Святый Евтихій скончался ок. 540 г.
[4] Описываемое событіе случилось въ 1492 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 397-401.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0