Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать третій.

Память святаго Каллиника, патріарха Константинопольскаго.

Сей царь строилъ для себя большой и прекрасный дворецъ, который хотѣлъ назвать своимъ именемъ. По близости отъ того дворца находился храмъ, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы; храмъ сей назывался митрополичьимъ. Такъ какъ одну изъ стѣнъ дворца, строившагося по приказанію императора Юстиніана, нужно было вести мимо упомянутаго храма, то императоръ задумалъ разрушить его, дабы храмъ не былъ помѣхой воздвигаемому дворцу, тѣмъ болѣе, что именно на томъ самомъ мѣстѣ должны были быть построены ступени и крыльцо передъ входомъ во дворецъ. Императоръ приказалъ патріарху преподать молитву благословенія для разборки упомянутаго храма. Но патріархъ воспротивился царю, сказавъ:

— «Я не имѣю молитвы на разореніе храма; напротивъ того, у меня есть молитвы на основаніе и созиданіе храма, ибо Богъ сотворилъ міръ для бытія, а не для разрушенія».

Тогда посланники царя начали съ силою упрашивать патріарха и даже принуждать его исполнить повелѣніе императора. Онъ же, прослезившись, воскликнулъ:

— «Слава Тебѣ, Христе, терпящему все!»

И тотчасъ храмъ разрушился.

Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божію, и самого царя постигло разореніе: ибо онъ былъ съ безчестіемъ изгнанъ изъ своего царства, а выстроенный имъ дворецъ сталъ жилищемъ другихъ. Совершилось все это такимъ образомъ.

Когда императоръ узналъ, что жители Константинополя ропщутъ на него, такъ какъ не любили его за частыя притѣсненія и за беззаконную жизнь его, и услышалъ, что въ городѣ всѣ дурно отзываются о немъ, то преисполнился гнѣва и ярости на весь городъ; потомъ приказалъ патрицію [3] и воеводѣ Стефану, мужу жестокому, безъ милосердія проливавшему кровь человѣческую, родомъ персу, скрытно отъ всѣхъ приготовить вооруженныхъ воиновъ и въ ближайшую ночь неожиданно напасть на благороднѣйшихъ гражданъ и умертвить ихъ всѣхъ безъ пощады.

Въ то время въ Костантинополѣ проживалъ воевода Леонтій, подвизавшійся на Востокѣ. Сей воевода не одинъ разъ выказывалъ большую храбрость на войнѣ и побѣдилъ много полковъ непріятельскихъ; но вмѣсто почести и похвалы былъ заключенъ царемъ на три года въ темницу. Въ это время онъ только что былъ освобожденъ отъ темничнаго заключенія.

Сей Леонтій, узнавъ о жестокомъ и неправедномъ умыслѣ и приказаніи императора, разсказалъ тайно обо всемъ нѣкоторымъ изъ своихъ вѣрныхъ друзей. Они передали то же самое и такимъ же путемъ другимъ своимъ друзьямъ, и такимъ образомъ къ позднему вечеру всѣ они собрались вмѣстѣ въ значительномъ числѣ. Дабы предупредить имѣвшее начаться ночью неправедное избіеніе гражданъ, всѣ они, вооружившись, отправились въ царскій дворецъ. Увидя, что царь спитъ, воины взяли его и связали. Тотчасъ же Леонтій открылъ всѣ темницы, вывелъ оттуда всѣхъ заключенныхъ, вооружилъ ихъ и послалъ ихъ по всему городу. Сіи ходили по городу и восклицали:

— «Христіане! Соберитесь всѣ ко храму святой Софіи, такъ какъ царь Юстиніанъ побѣжденъ и связанъ».

Услыхавъ объ этомъ, всѣ отправились въ храмъ съ великою радостью, говоря:

— «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь» (Псал. 117, 24).

Когда наступилъ день, Леонтій вывелъ царя, связаннаго, на то мѣсто, гдѣ обычно бывало конское ристаніе [4]; въ присутствіи всего народа, собравшагося къ тому мѣсту, онъ отрѣзалъ носъ царю и отправилъ его въ Херсонесъ [5] въ заточеніе; съ тѣхъ поръ Юстиніанъ и былъ прозванъ «Корконосымъ» [6]. Жители же Константинополя тотчасъ провозгласили царемъ Леонтія; на царство вѣнчалъ его святѣйшій патріархъ Каллиникъ.

Леонтій пробылъ на царствѣ три года; потомъ онъ былъ изгнанъ съ царства воеводою Апсимаромъ, коего воины избрали въ императоры и назвали Тиверіемъ III-имъ [7]. Апсимаръ, взявъ Леонтія, отправилъ его на заточеніе въ монастырь далматскій; Апсимаръ царствовалъ семь лѣтъ.

Въ это время Юстиніанъ Корконосъ бѣжалъ изъ Херсонеса отъ заточенія и направился сначала къ хозарамъ, а потомъ къ болгарамъ; собравъ у болгаръ большую воинскую силу, Юстиніанъ направился къ Константинополю и остановился у Золотыхъ воротъ [8]. Численность его войска была столь велика, что оно доходило до Влахерны. Юстиніанъ стоялъ здѣсь три дня и предлагалъ жителямъ Константинополя снова принять его къ себѣ на царство; но жители Константинополя выразили ему порицаніе и брань.

Между тѣмъ Апсимаръ, испугавшись Юстиніана, пришедшаго на него съ великимъ войскомъ, убѣжалъ въ Аполлонію [9]. Тогда Юстиніанъ отправилъ пословъ къ святѣйшему патріарху Каллинику и ко всему синклиту [10], умоляя принять его и клятвенно обѣщая никому не причинить никакой обиды.

Патріархъ и синклитъ, послѣ совѣщанія, предложили Юстиніану облобызать честный крестъ Господень, святое Евангеліе и Пречистыя тайны Тѣла и Крови Христовыхъ, дабы лобзаніемъ симъ онъ подтвердилъ свою клятву, — именно, чтобы не мстить никому за свое прежнее изгнаніе. Юстиніанъ подтвердилъ такимъ образомъ клятву свою.

Тогда жители Константинополя открыли для него городскія ворота и приняли его съ честію. Царь же, войдя съ воинами въ городъ и получивъ царство, тотчасъ же нарушилъ свою клятву, окаянный, и началъ умерщвлять многихъ изъ лицъ, состоявшихъ въ синклитѣ, а также и прочихъ именитыхъ гражданъ. Потомъ приказалъ привести изъ обители далматской Леонтія, изгнавшаго его; также его воины взяли и Апсимара въ Аполлоніи, и привели къ нему; онъ приказалъ обоихъ, связанныхъ, провести съ безчестіемъ среди города. Потомъ повелѣлъ привести ихъ къ себѣ на мѣсто конскаго ристалища; когда они были приведены и брошены у его ногъ, онъ наступилъ ногами на шеи ихъ и попиралъ главы ихъ, воины же его громогласно взывали:

— «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змія» (Псал. 90, 13).

Осмѣявъ и поругавшись надъ ними, Юстиніанъ приказалъ обезглавить ихъ.

Но этого мало: Юстиніанъ наполнилъ кровью весь городъ, не пощадивъ и народа. Потомъ, взявъ святѣйшаго патріарха Каллиника, выкололъ ему глаза, отрѣзалъ носъ и языкъ и послалъ на заточеніе въ Римъ, приказавъ его здѣсь замуровать въ стѣнѣ каменной.

Повелѣніе царское было исполнено, и святаго Каллиника замуровали въ стѣнѣ. Но черезъ сорокъ дней загражденіе отпало, и святый Каллиникъ оказался еще живъ, хотя едва дышалъ. Черезъ четыре дня святый отошелъ ко Господу [11].

Въ это время папѣ римскому Іоанну VI-му [12] въ сонномъ видѣніи явились святые верховные апостолы Петръ и Павелъ [13] и повелѣли похоронить съ честію тѣло святаго патріарха Каллиника въ ихъ апостольской церкви. Папа исполнилъ приказаніе святыхъ апостоловъ.

Клятвопреступникъ же и мучитель, императоръ Юстиніанъ Корконосъ не избѣжалъ праведнаго суда Божія. Не вынося его безчеловѣчныхъ притѣсненій, граждане и военачальники составили противъ него заговоръ и, выбравъ удобное время, напали на него и отсѣкли ему голову.

Такъ погибъ нечестивый злою смертію; святитель же Христовъ Каллиникъ сподобился вѣнца мученическаго во Царствіи Господа нашего Іисуса Христа.

Примѣчанія:
[1] Влахерна — мѣстность въ Константинополѣ, находившаяся въ западномъ углу города, — славилась своими святынями. Здѣсь находилась упоминаемая въ житіи церковь, выстроенная во имя Пресвятой Богородицы императоромъ Львомъ Великимъ (457 г. — 474 г.), при которомъ была положена въ эту церковь честная риза Пречистой Дѣвы Богородицы, принесенная изъ Палестины; память этого событія празднуется св. Церковію 2 іюля (подъ симъ числомъ можно читать и повѣствованіе о сказанномъ событіи). — Впослѣдствіи эта церковь сгорѣла; нынѣ виднѣются только малые остатки ея.
[2] Императоръ Юстиніанъ II царствовалъ съ 685 г. по 695 г.; потомъ вторично съ 705 г. по 711 г.
[3] Патриціями въ древности назывались люди благороднаго происхожденія; имъ обычно поручались важнѣйшія государственныя должности.
[4] Т. е. конскій бѣгъ.
[5] Херсонесъ или Херсонъ (др.-рус. Корсунь) — древнее названіе теперешняго полуострова — Крыма.
[6] По переводу съ греческаго — «съ отрѣзаннымъ носомъ».
[7] Императоръ Тиверій III-й Апсимаръ царствовалъ съ 698 г. по 705 г.
[8] Золотые ворота — мѣстность въ Константинополѣ.
[9] Съ именемъ Аполлоніи извѣстно нѣсколько древне-греческихъ городовъ. Въ данномъ случаѣ разумѣется, вѣроятно, Аполлонія, находившаяся въ Иллиріи.
[10] Синклитъ — совѣтъ, составлявшійся изъ старѣйшихъ, почетнѣйшихъ гражданъ (и представителей высшей духовной власти).
[11] Кончина святаго Каллиника послѣдовала въ 705 г.
[12] Іоаннъ VI занималъ папскій престолъ съ 701 г. по 705 г.
[13] Память св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла празднуется св. Церковію 29-го іюня.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 391-396.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0