Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать третій.

Страданіе святаго священномученика Иринея, епископа Ліонскаго.

Святый Ириней происходилъ изъ Малой Азіи; его родиною былъ городъ Смирна; съ юныхъ лѣтъ Ириней изучилъ основательно всю эллинскую мудрость; онъ былъ хорошо знакомъ съ греческою поэзіею, философіею и прочими эллинскими науками.

Однако святый Ириней не увлекся лжеименнымъ мірскимъ знаніемъ. Услыхавъ о духовной мудрости — премудрости христіанской, Ириней пожелалъ воспріять ее всѣмъ сердцемъ своимъ; теперь онъ уже пожелалъ поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мірскую же мудрость — эллинскую вмѣнялъ ни во что.

Въ истинахъ вѣры христіанской святый Ириней первоначально былъ наставленъ святымъ Поликарпомъ, епископомъ Смирнскимъ. Сей святый Поликарпъ былъ ученикомъ святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова [4] и имъ самимъ былъ поставленъ на епископскій престолъ города Смирны. Святый Поликарпъ [5] весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо онъ заботился не только о своей паствѣ смирнской, но писалъ посланія и сосѣднимъ церквамъ. По свидѣтельству блаженнаго Іеронима [6], Поликарпъ былъ «вождемъ всей Азіи въ христіанствѣ».

Ученикомъ-то сего славнаго Поликарпа и былъ святый Ириней; услышавъ изъ устъ святаго Поликарпа душеспасительное ученіе христіанское, Ириней возлюбилъ его болѣе всякой свѣтской науки; сдѣлавшись ученикомъ Поликарпа, святый Ириней сталъ какъ бы ученикомъ Самого Христа, ибо со всѣмъ усердіемъ воспринималъ умомъ своимъ истины вѣры христіанской и отдалъ всего себя на служеніе Богу. Такъ какъ Поликарпъ былъ ученикомъ святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова, то онъ передавалъ святому Иринею все то, что слышалъ самъ отъ святыхъ апостоловъ, бывшихъ самовидцами и слугами Христовыми. Ириней запечатлѣвалъ все сіе въ умѣ своемъ, записывая все на сердцѣ своемъ, какъ на нѣкоей хартіи.

Святый Ириней былъ рукоположенъ святымъ Поликарпомъ въ санъ пресвитера и былъ посланъ имъ въ Галлію для проповѣдыванія здѣсь слова Божія.

Епископомъ въ Ліонѣ въ то время былъ святый Поѳинъ, запечатлѣвшій впослѣдствіи свою проповѣдь мученичествомъ за имя Христово. Прибывъ въ галльскій городъ Ліонъ, святый Ириней началъ усердно трудиться, помогая святому Поѳину въ его архипастырскихъ трудахъ.

Въ это время въ Ліонѣ было поднято жестокое гоненіе на христіанъ со стороны язычниковъ, и святый Ириней явилъ себя мужественнымъ защитникомъ христіанъ и твердымъ столпомъ Церкви. Отсюда святый Ириней былъ посланъ епископомъ Поѳиномъ въ Римъ, дабы отвезти посланіе исповѣдниковъ къ епископу Елевѳерію [7].

Возвратясь изъ Рима, святый Ириней послѣ мученической кончины святаго Поѳина [8] воспринялъ въ свое управленіе престолъ архіерейскій.

Святый Ириней былъ добрымъ пастыремъ для ліонскихъ гражданъ въ самыя тяжелыя для нихъ времена, ибо тогда Церковь Христова обуревалась многими бѣдами: нечестивые идолопоклонники подняли тогда жестокое гоненіе на христіанъ и, кромѣ того, безбожные еретики начали сѣять смуты и несогласія въ Церкви Божіей.

Святый Ириней терпѣливо переносилъ ради имени Христова всѣ притѣсненія и непріятности, наносившіяся ему идолопоклонниками, на еретиковъ же онъ грозно вооружился своимъ словомъ и писаніями. Архипастырская дѣятельность святаго Иринея не ограничивалась Ліономъ, всѣхъ гражданъ котораго Ириней обратилъ въ христіанство, но простиралась и на всю Галлію. Святый Ириней поддерживалъ самыя живыя сношенія съ церковью римскою, а также и съ церквами малоазійскими, что свидѣтельствуется его посланіями къ римскимъ пресвитерамъ Флорину и Власту, а также посланіями къ римскому и малоазійскимъ епископамъ во время споровъ о празднованіи Пасхи, возникшихъ при папѣ Викторѣ I [9]. Святый Ириней всегда старался примирять враждующихъ и несогласныхъ. Такъ, напримѣръ, когда упомянутый папа римскій Викторъ I своею неразумною настойчивостью грозилъ произвести раздѣленіе среди восточныхъ и западныхъ христіанъ изъ-за разногласія во взглядахъ на время празднованія Пасхи, святый Ириней своимъ вліяніемъ успѣлъ предотвратить раздѣленіе и примирилъ несогласныхъ.

Великую ревность проявилъ святый Ириней и въ обличеніи современныхъ ему еретическихъ лжеученій. Онъ написалъ много сочиненій, въ которыхъ дерзновенно обличалъ заблужденія еретиковъ и раскрывалъ истины христіанскаго вѣроученія. Изъ всѣхъ его сочиненій наиболѣе замѣчательно сочиненіе, озаглавленное: «Противъ ересей» [10]. Это сочиненіе святый Ириней началъ писать по просьбѣ одного друга своего съ цѣлію опроверженія ереси валентиніанъ [11], сильно распространявшихъ тогда свое лжеученіе не только въ Римѣ, но и въ Галліи. Затѣмъ, желая показать ложность и сущность валентиновой ереси, лишь повторявшей предшествующія заблужденія еретиковъ, святый Ириней описалъ древнѣйшія ереси, появлявшіяся ранѣе и вступавшія въ борьбу съ христіанствомъ; съ истинно-христіанскою мудростію, Ириней опровергалъ всѣ заблужденія еретиковъ и раскрывалъ единственно спасительное ученіе — христіанское.

Главнымъ основаніемъ, на которомъ зиждется все христіанское вѣроученіе, «столпомъ и утвержденіемъ Церкви» [12], — по выраженію святаго Иринея, — служатъ четыре новозавѣтныхъ Евангелія, написанныя учениками и самовидцами Господа. Эти Евангелія, — разсуждаетъ Ириней, — суть слѣдующія: Евангеліе отъ Матѳея, написанное на еврейскомъ языкѣ, Евангеліе отъ Марка, — ученика апостола Петра, Евангеліе отъ Луки, — спутника святаго апостола Павла, и Евангеліе возлюбленнаго ученика Господня Іоанна, написанное имъ во время пребыванія его въ Малой Азіи, въ Ефесѣ. Такимъ образомъ подлинно апостольскихъ евангелій, достовѣрныхъ и непогрѣшимыхъ, существуетъ въ Церкви только четыре; и «невозможно, — разсуждаетъ святый Ириней, чтобы Евангелій было больше или меньше, чѣмъ сколько ихъ существуетъ въ Церкви» [13]. — Послѣдователи же (еретика) Валентина, — продолжаетъ онъ, — безъ всякаго страха предлагаютъ свои сочиненія и хвалятся, что имѣютъ больше евангелій, чѣмъ сколько ихъ есть. Они дошли до такой дерзости, что свое недавнее сочиненіе озаглавливаютъ «Евангеліемъ истины», хотя оно ни въ чемъ не согласно съ Евангеліями апостоловъ. Ибо если предлагаемое ими евангеліе истинно, а между тѣмъ вовсе не сходно съ тѣми, которыя намъ преданы апостолами, то желающіе могутъ узнать, какъ самыя писанія показываютъ, — что оно не есть преданное апостолами Евангеліе истины [14]. — А что тѣ Евангелія суть истинныя и достовѣрныя, святый Ириней доказываетъ слѣдующимъ образомъ. Евангелій должно быть четыре, уже по тому одному, что существуетъ лишь четыре страны земли; затѣмъ четверичное число Евангелій должно было соотвѣтствовать, по разсужденію святаго Иринея, четыремъ завѣтамъ, которые даны были Богомъ человѣчеству, — завѣту, данному при Адамѣ до потопа, завѣту, данному послѣ потопа при Ноѣ, — законодательству при Моисеѣ, и наконецъ, четвертому и послѣднему завѣту — христіанскому, содержащему въ себѣ всѣ остальные завѣты [15]. Наконецъ, самое главное доказательство именно четверичнаго числа Евангелій, а не большаго или меньшаго, святый Ириней видитъ въ соотвѣтствіи Евангелій четыремъ апокалипсическимъ животнымъ, — херувимамъ, на которыхъ отъ вѣчности возсѣдаетъ «все устрояющее и все содержащее Слово» [16]. Сила этого доказательства состоитъ въ томъ, что Евангеліе должно служить выраженіемъ четырехъ видовъ или образовъ дѣятельности Сына Божія, на которые указывается въ Апокалипсисѣ (Апок. гл. 4) подъ символомъ четырехъ животныхъ — херувимовъ. Первое животное, какъ повѣствуется въ Апокалипсисѣ, — подобно льву и указываетъ на предвѣчное господство и царскую власть Бога-Слова; это же самое выражаетъ собою и Евангеліе Іоанна, описывая вѣчное и славное рожденіе Сына отъ Отца, какъ Бога отъ Бога: въ началѣ бѣ Слово и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово, Сей бѣ искони къ Богу: вся Тѣмъ быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 1-3). Второе животное подобно тельцу и означаетъ первосвященническое служеніе Господа нашего Іисуса Христа; на это же самое служеніе, по разсужденію святаго Иринея, указываетъ и Евангеліе Луки; оно начинается разсказомъ о священникѣ Захаріи, приносящемъ Богу жертву; это значитъ, что Агнецъ, предопредѣленный отъ вѣчности для закланія за грѣхи міра, явился въ міръ, дабы принести Богу искупительную жертву за грѣхи людскіе. Третье животное, на которомъ возсѣдало Слово, имѣло лицо человѣка и указывало на явленіе Сына Божія въ образѣ и видѣ человѣческомъ; и Евангеліе Матѳея тоже главнымъ образомъ возвѣщаетъ о человѣчествѣ Іисуса Христа, представляя Его Сыномъ Іосифа и Маріи. — Наконецъ, четвертое животное подобно орлу летящему и указываетъ на присутствіе въ Церкви Духа Святаго, ниспосланнаго Богомъ Отцемъ ради искупительныхъ заслугъ Сына Божія; присутствіе же Духа Святаго выражаетъ, по разсужденію святаго Иринея, и Евангеліе отъ Марка, написанное въ формѣ сжатаго и какъ бы сокращеннаго разсказа, потому что таковъ именно пророческій духъ. «Такимъ образомъ, — заключаетъ святый Ириней, — какова дѣятельность Сына Божія, таковъ и видъ животныхъ, и каковъ видъ животныхъ, таковъ характеръ Евангелія. Четверовидны животныя, четверовидно и Евангеліе, четверовидна и дѣятельность Господа» [17]. Полное соотвѣтствіе Евангелій четыремъ образамъ дѣятельности или служенія Господа нашего Іисуса Христа, составляетъ, такимъ образомъ, несомнѣнное доказательство ихъ подлинно апостольскаго происхожденія, ихъ истинности и достовѣрности; всѣ другія евангелія, выдаваемыя за истинныя, — неподлинны и недостовѣрны, — потому что подлинныхъ Евангелій можетъ быть только четыре, ни больше, ни меньше.

Святый Ириней особенно порицалъ еретиковъ, отрицавшихъ единство существа Божія. Еретикъ Маркіонъ ошибочно утверждалъ два противоположныя дѣйствія въ Богѣ, выразившіяся въ двухъ завѣтахъ, — Ветхомъ и Новомъ; онъ утверждалъ, что существуютъ два бога, — одинъ наказывающій и карающій, а другой — только милующій.

Обличая это лжеученіе, святый Ириней говорилъ, что такое представленіе несогласно съ самымъ понятіемъ о Богѣ. Истинный Богъ, — разсуждаетъ святый Ириней, — не можетъ быть ни исключительно наказывающимъ и карающимъ, безъ любви и благости, ни исключительно благимъ и милосердымъ, безъ правосудія и суда, потому что какъ любовь, такъ и правосудіе принадлежатъ Богу существенно и необходимо. Одно изъ существеннѣйшихъ свойствъ Божіихъ, — разсуждаетъ святый Ириней, — есть премудрость. Если Богъ премудръ, значитъ Онъ обладаетъ способностію опредѣлять и рѣшать, слѣдовательно и судитъ; а если судитъ, значитъ каждому воздаетъ по дѣламъ его, то есть или наказываетъ, или награждаетъ [18].

Одно изъ главныхъ доказательствъ, на которомъ Маркіонъ основывалъ свою теорію противоположности между ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ домостроительствомъ, — между Ветхимъ и Новымъ завѣтомъ, состояло въ томъ, что дѣйствія Божіи въ Ветхомъ завѣтѣ были будто бы противоположны дѣйствіямъ Бога въ завѣтѣ Новомъ; Богъ въ Ветхомъ завѣтѣ является какъ бы только Богомъ суда и правды, — разсуждалъ Маркіонъ, — Богъ въ Новомъ завѣтѣ является какъ бы исключительно Богомъ любви и благости.

Въ своихъ сочиненіяхъ святый Ириней опровергалъ это нечестивое заблужденіе Маркіона и раскрывалъ ту мысль, что какъ Ветхій, такъ и Новый завѣтъ составляютъ одно неразрывное цѣлое. Приписывать Богу въ Ветхомъ завѣтѣ одно только правосудіе, а въ Новомъ завѣтѣ только одну всеобъемлющую любовь, значитъ, по разсужденію святаго Иринея, не знать и не понимать духа и смысла ни того, ни другого завѣта. Богъ строго наказываетъ въ Ветхомъ завѣтѣ, но Онъ еще строже будетъ наказывать и наказываетъ въ завѣтѣ Новомъ. Христіанство — совершеннѣе іудейства, Новый завѣтъ шире и полнѣе Ветхаго завѣта; на этомъ основаніи и требованія христіанства должны быть гораздо строже, чѣмъ требованія іудейства. Въ іудействѣ дано было меньше средствъ для исполненія божественнаго закона, въ христіанствѣ дано ихъ гораздо больше, — въ христіанствѣ сообщены всѣ благодатные дары и силы для исполненія божественнаго закона; вслѣдствіе этого и всякое нарушеніе и неисполненіе этого закона въ христіанствѣ должно наказываться гораздо сильнѣе, чѣмъ въ іудействѣ. — «Въ Новомъ завѣтѣ, — разсуждаетъ святый Ириней, — насколько увеличилась наша вѣра въ Бога (т.-е. раскрылась шире), настолько же увеличились и требованія относительно образа жизни, — намъ заповѣдано воздерживаться не только отъ худыхъ дѣлъ, но даже и отъ худыхъ помышленій, отъ праздныхъ разговоровъ, отъ легкомысленныхъ словъ и пустыхъ рѣчей; въ этой же мѣрѣ увеличилось и наказаніе тѣмъ, которые не вѣруютъ въ Слово и презираютъ Его пришествіе» [19]. Въ іудействѣ, по тому самому, что оно несовершеннѣе христіанства, наказанія Божіи, по разсужденію святаго Иринея, были «умѣренными», и какъ бы временными наказаніями; а въ христіанствѣ, такъ какъ оно выше и совершеннѣе іудейства, эти наказанія гораздо строже и уже не временныя только, а вѣчныя [20].

Такимъ образомъ, какъ въ Ветхомъ завѣтѣ, такъ и въ Новомъ, Богъ одинаково являетъ Себя Существомъ и наказывающимъ и любвеобильнымъ; и тамъ и здѣсь, Онъ и награждаетъ и наказываетъ, и милуетъ и караетъ. И это —одинъ и тотъ же Богъ истинный, Всемогущій и Всесовершенный.

Обличая Маркіона и прочихъ, ему подобныхъ, еретиковъ, святый Ириней подробно раскрываетъ въ своихъ сочиненіяхъ смыслъ и значеніе Ветхаго завѣта.

Ветхозавѣтный законъ, по разсужденію святаго Иринея, заключаетъ въ себѣ двѣ стороны: внѣшнюю, обрядовую, и внутреннюю, нравственно-духовную. Внѣшняя сторона закона имѣла только относительное и временное значеніе: тѣ обрядовыя предписанія и установленія, которыми была окружена вся жизнь ветхозавѣтнаго человѣка, и которыя держали его подъ игомъ рабства, по взгляду святаго Иринея, имѣли смыслъ только по отношенію къ іудеямъ, и были въ рукахъ Промысла Божія только необходимымъ средствомъ для нравственно-религіознаго воспитанія еврейскаго народа; евреевъ нужно было держать подъ игомъ рабства, — «по грубости и непокорности ихъ сердца», — разсуждаетъ святый Ириней, и «по всегдашней склонности ихъ возвращаться къ идоламъ и лить себѣ золотыхъ тельцовъ» [21]. Съ наступленіемъ же Новаго завѣта обрядовыя предписанія Моисеева закона оказались совершенно ненужными и излишними, потому что человѣкъ сталъ теперь въ другія отношенія къ Богу, въ отношенія близкія, сыновнія, и сдѣлался способнымъ исполнять повелѣнія Божіи свободно и непринужденно, безъ особыхъ подробныхъ внѣшнихъ предписаній. Духъ рабства въ отношеніяхъ человѣка къ Богу въ Ветхомъ завѣтѣ, и духъ сыновства въ Новомъ завѣтѣ, по разсужденію святаго Иринея, нисколько не противорѣчатъ другъ другу. Измѣненіе духа рабства на духъ свободы и сыновства указываетъ только на строгую постепенность и послѣдовательность, и на премудрую цѣлесообразность въ исторіи божественнаго домостроительства и въ нравственно-религіозномъ воспитаніи людей. Одинъ и тотъ же Богъ воспитывалъ извѣстнымъ образомъ древнее человѣчество, и воспитываетъ совсѣмъ другимъ образомъ новое человѣчество. — «Богъ все дѣлаетъ мѣрою и въ порядкѣ, — разсуждаетъ святый Ириней, — и нѣтъ у Него ничего неизмѣреннаго, нотому что нѣтъ ничего безпорядочнаго» [22].

Какъ необходимое воспитательное средство въ рукахъ Божественнаго Промысла, которое потомъ, съ настуиленіемъ Новаго завѣта, оказалось ненужнымъ и излишнимъ и поэтому отмѣнено, внѣшняя сторона Моисеева закона была въ то же время, по разсужденію святаго Иринея, пророчествомъ о будущихъ временахъ Мессіи, и имѣла прообразовательное значеніе. И съ этой стороны, отмѣненіе обрядоваго закона Моисеева опять естественно и необходимо, и нисколько не доказываетъ противоположности между Ветхимъ и Новымъ завѣтомъ. Но что особенно говоритъ противъ теоріи Маркіона, — такъ это отношеніе Спасителя къ внутренней, нравственной сторонѣ ветхозавѣтнаго закона; Спаситель, — разсуждаетъ святый Ириней, — не отмѣнилъ этой стороны, а только «восполнилъ и распространилъ ее» [23]. Главнѣйшею нравственною заповѣдію Моисеева закона была любовь къ Богу и ближнему; Спаситель не отмѣняетъ этой заповѣди, а напротивъ, утверждаетъ и уясняетъ ее, какъ основную заповѣдь новозавѣтнаго закона. Нравственное ученіе Евангелія и вообще Новаго завѣта выше и совершеннѣе нравственнаго ветхозавѣтнаго ученія, — но главная основа того и другого одна и та же; отсюда и Виновникъ того и другого нравственнаго ученія, — одинъ и тотъ же.

Итакъ, — по разсужденію святаго Иринея, — между Ветхимъ и Новымъ завѣтомъ нѣтъ ни малѣйшей противоположности, и оба они суть творенія одного и того же истиннаго и высочайшаго Бога, устроявшаго дѣло спасенія людей въ строгой постепенности и послѣдовательности, по премудрому плану, начертанному отъ вѣчности; отсюда понятно само собою, что и ветхозавѣтныя писанія, въ которыхъ выражается воля и домостроительство Божіе о спасеніи людей, такъ же богодухновенны и спасительны, какъ и новозавѣтныя писанія, въ которыхъ изображается самое совершеніе и усвоеніе спасенія. «Одинъ и тотъ же Духъ Божій, — разсуждаетъ святый Ириней, — Который чрезъ пророковъ возвѣщалъ, каково имѣло быть пришествіе Господа, а посредствомъ старцевъ [24] хорошо истолковалъ то, что было сказано пророками, — Онъ же и чрезъ апостоловъ проповѣдывалъ, что пришла полнота временъ усыновленія и приблизилось Царство небесное» [25].

По ученію святаго Иринея, Богъ есть Господь всего въ самомъ широкомъ смыслѣ этого слова. Только Онъ одинъ есть Владыка и Господь всего, и другого равнаго или подобнаго Ему Владыки и Господа нѣтъ и быть не можетъ, «потому что, — разсуждаетъ святый Ириней, — тотъ, кто имѣетъ кого-либо выше себя или равнаго себѣ, уже не можетъ называться ни Богомъ, ни Царемъ великимъ» [26]. Только одинъ Богъ, какъ Господь всего, — безраздѣльно обладаетъ верховною властію и могуществомъ надъ всѣмъ; все остальное, что существуетъ, сотворено Имъ и содержится Его властію.

Обличая еретиковъ, святый Ириней разсуждалъ и объ источникахъ святой вѣры христіанской. Въ краткихъ словахъ его разсужденія состояли въ слѣдующемъ.

Священное Писаніе Ветхаго, такъ и Новаго завѣта, — несомнѣнно имѣетъ Божественное происхожденіе, ибо оно написано подъ особымъ духовнымъ озареніемъ Духа Божія на писателей священныхъ книгъ. Сей Святый Духъ дѣйствовалъ какъ черезъ пророковъ, такъ и чрезъ апостоловъ. Священное Писаніе есть первый и самый главный источникъ вѣры и религіознаго знанія, — истинный и непогрѣшимый и для всѣхъ обязательный. Правильное и безошибочное разумѣніе Писанія возможно только при руководствѣ святой вселенской Церкви, и въ ней только одной можно найти истину. Такое же Божественное происхожденіе, какъ и Писаніе, имѣетъ и священное Преданіе, — которое, поэтому, составляетъ другой источникъ вѣры и религіознаго знанія, точно также истинный и непогрѣшимый и для всѣхъ обязательный, какъ и Священное Писаніе. Единственною хранительницею подлинно апостольскаго Преданія можетъ быть только вселенская Церковь, въ лицѣ ея предстоятелей. — «Всякій, кто желаетъ знать истину, — разсуждаетъ святый Ириней, — долженъ обратиться къ Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили божественную истину, и, какъ богачъ въ сокровищницу, положили въ нее все, что относится къ истинѣ. Только Церковь есть дверь жизни» [27]. И, въ частности, по ученію святаго Иринея, только пастыри Церкви, законно рукоположенные, суть истинные учители и хранители истины, заключенной въ Церкви.

Такое значеніе Церкви, какъ единственной непогрѣшимой хранительницы и носительницы подлинно апостольскаго преданія, святый Ириней основываетъ на постоянномъ присутствіи въ ней Духа Святаго, и на постоянномъ дѣйствіи въ ней божественныхъ даровъ и силъ. Духъ Божій, по ученію святаго Иринея, существуетъ въ Церкви съ самаго ея основанія. Онъ есть какъ бы жизнь и душа Церкви; Онъ движетъ и управляетъ ею точно такъ же, какъ душа движетъ и управляетъ членами нашего тѣла. Въ Церкви положены Богомъ всѣ необходимыя служенія, — апостольство, пророчество, учительство, — при помощи которыхъ содѣевается спасеніе наше.

Въ силу постояннаго и непосредственнаго присутствія въ Церкви Духа Божія, Церковь никогда не можетъ погрѣшать или заблуждаться. Отсюда божественная истина, заключенная въ ней апостолами, устно или письменно, всегда останется въ ней одною и тою же, такою же чистою и божественною истиною, какою была она и при апостолахъ, — потому что одинъ и тотъ же Духъ Святый дѣйствовалъ и въ апостолахъ, дѣйствуетъ и теперь въ Церкви, въ лицѣ ихъ преемниковъ. Преемство апостольскаго званія, разсуждаетъ святый Ириней, сохраняется въ Церкви повсюду и непрерывно, а вмѣстѣ съ нимъ и апостольское преданіе сохраняется въ его чистомъ и неповрежденномъ видѣ. — «Вообще, — замѣчаетъ святый Ириней, — Церковь, хотя и разсѣяна по всему міру, но, въ силу присутствія въ ней одного и того же Духа Божія и въ силу непрерывности въ ней одного и того же апостольскаго званія, она сохраняетъ повсюду одно и то же ученіе. Она одинаково вѣруетъ, имѣя какъ бы одну душу и одно сердце, одинаково проповѣдуетъ, учитъ и передаетъ, имѣя какъ бы одни уста. Одинаково вѣруютъ и имѣютъ одно и то же преданіе церкви и въ Германіи, и Испаніи, и Галліи, и на Востокѣ, въ Египтѣ и Ливіи. Какъ солнце одно и то же во всемъ мірѣ, такъ и проповѣдь истины сіяетъ и всѣхъ просвѣщаетъ одна и та же во всей Церкви» [28].

Такъ поучая и наставляя всѣхъ, святый Ириней спасъ многихъ отъ языческаго идолопоклоненія и отъ еретическаго заблужденія; многихъ христіанъ наставилъ онъ на путь спасенія, а иныхъ укрѣпилъ къ мученическому подвигу. Наконецъ, и самъ пострадалъ за имя Христово, въ царствованіе императора Севира [29]. За исповѣданіе Евангелія святый Ириней былъ усѣченъ во главу и воспріялъ, такимъ образомъ, славный вѣнецъ мученичества во Царствіи Господа нашего Іисуса Христа [30].

Примѣчанія:
[1] Гностицизмъ — общее названіе многихъ еретическихъ лжеученій, появлявшихся въ теченіе первыхъ двухъ вѣковъ христіанской эры. Гностицизмъ былъ сильно распространенъ и имѣлъ многихъ приверженцевъ въ разныхъ странахъ. Различается гносисъ египетскій, сиро-халдейскій и малоазійскій. Представителями египетскаго гносиса были: Керинѳъ (современникъ св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова), Валентинъ и Василидъ; сиро-халдейскій гносисъ поддерживали послѣдователи Симона волхва и Менандра; малоазійскій гносисъ поддерживали еретики Кедронъ и Маркіонъ. Гностики строго различали божественное (духовное) и мірское (плотское) бытіе; при этомъ всѣ гностическія системы отвергали самую возможность общенія между абсолютнымъ (всесовершеннымъ) бытіемъ и относительнымъ бытіемъ (т.-е. бытіемъ міра). Неизбѣжнымъ послѣдствіемъ безусловнаго раздѣленія между божественнымъ и мірскимъ, духовнымъ и плотскимъ, въ области практической явилось раздѣленіе духа и плоти. Гностики отрицали божественное откровеніе и объясняли всѣ истины христіанскаго вѣроученія одними усиліями разума.
[2] Память его празднуется св. Церковію 2-го мая и 18-го января (подъ симъ числомъ помѣщено и житіе его).
[3] Родоначальникомъ аріанской ереси былъ александрійскій пресвитеръ Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Богомъ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ — всемогущества, всевѣдѣнія и проч. Ересь Арія подверглась рѣшительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ, причемъ былъ составленъ собравшимися отцами Символъ. Въ V в. аріанство почти не имѣло послѣдователей въ римской имперіи, но возродилось въ Германіи среди готовъ, бургундовъ, вандаловъ и лонгобардовъ, гдѣ существовало до VII в.
[4] Память святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова празднуется св. Церковію 26-го сентября (подъ симъ числомъ можно читать и житіе его).
[5] Святый Поликарпъ скончался мученически въ 169 г. Описаніе его мученичества, помѣщенное въ «Окружномъ посланіи Смирнской церкви къ другимъ церквамъ», представляетъ трогательную картину древнехристіанскаго благочестія и мужественнаго исповѣданія имени Христова. Большая часть этого посланія сохранилась въ «Церковной Исторіи» Евсевія. — Изъ многихъ сочиненій святаго Поликарпа сохранилось (въ латинскомъ переводѣ) «Посланіе къ Филиппійцамъ»; въ этомъ сочиненіи Поликарпъ излагаетъ основы христіанскаго вѣро- и нравоученія, предостерегаетъ отъ еретиковъ, излагаетъ обязанности пресвитеровъ и діаконовъ, юношей и дѣвъ и т. п. Кромѣ того извѣстны (на латинскомъ языкѣ) нѣсколько «Отвѣтовъ» Поликарпа, содержащихъ въ себѣ изъясненіе нѣкоторыхъ изреченій Господа нашего Іисуса Христа. По свидѣтельству блаженнаго Іеронима святому Поликарпу принадлежитъ также сочиненіе противъ еретика Евіона; кромѣ того Поликарпу приписывается также посланіе къ Аѳинской церкви и сочиненіе «Ученіе» (Διδαχὴ).
[6] Блаженный Іеронимъ — одинъ изъ величайшихъ учителей Западной Церкви (330-419 гг.); родомъ славянинъ (изъ г. Стридона въ Далмаціи), Іеронимъ получилъ въ Римѣ блестящее для своего времени образованіе; въ 373 году онъ отправился на востокъ, предварительно принявъ крещеніе; за свою благочестивую жизнь Іеронимъ былъ рукоположенъ въ санъ пресвитера. — Блаженный Іеронимъ написалъ очень много сочиненій по разнымъ вопросамъ богословскаго знанія. Сочиненія блаженнаго Іеронима дѣлятся на четыре главныя группы: 1) истолковательныя, 2) догматическія, 3) нравоучительныя и 4) историческія. Важнѣйшій трудъ блаженнаго Іеронима — переводъ священнаго Писанія, извѣстный подъ именемъ Вульгаты. Кромѣ того изъ сочиненій Іеронима заслуживаютъ особеннаго вниманія: «Хроника», «Жизнеописаніе отцевъ», «О знаменитыхъ мужахъ», «Мартирологъ» и др. Число всѣхъ сочиненій блажениаго Іеронима, не считая мелкихъ писемъ, доходитъ до 180-ти.
[7] Въ этомъ посланіи святый Ириней восхваляется какъ усерднѣйшій ревнитель христіанской вѣры.
[8] Мученическая кончина святаго Поѳина послѣдовала ок. 177 г.
[9] Викторъ I занималъ папскій престолъ съ 187 г. по 200 г.
[10] Точное заглавіе этого сочиненія: «Обличеніе и опроверженіе лжеименнаго знанія». Это сочиненіе написано было на греческомъ языкѣ, но отъ первоначальнаго текста сохранились лишь отрывки у восточныхъ церковныхъ писателей. Названное сочиненіе дѣлится на 5 книгъ и принадлежитъ къ числу замѣчательнѣйшихъ полемическихъ сочиненій.
[11] Эти еретики получили такое названіе отъ имени своего главнаго основателя, — Валента.
[12] «Противъ ересей», кн. ІІІ, гл. 11.
[13] Тамъ же.
[14] Тамъ же.
[15] Тамъ же.
[16] Тамъ же.
[17] Тамъ же.
[18] «Противъ ересей», кн. III, гл. 25.
[19] «Противъ ересей», кн. I, гл. 27; ср. кн. III, гл. 25; кн. IV, гл. 28 и 40.
[20] «Противъ ересей», кн. IV, гл. 28. 2.
[21] Тамъже, кн. IV, гл. 14 и 15.
[22] «Противъ ересей», кн. IV, гл. 4.
[23] Тамъ же, кн. IV, гл. 12 и 13.
[24] Разумѣются семьдесятъ толковниковъ.
[25] «Противъ ересей», кн. ІІІ, гл. 21.
[26] Тамъ же, кн. II, гл. 30.
[27] «Противъ ересей», кн. III, гл. 4.
[28] Тамъ же, кн. I, гл. 10.
[2] Императоръ Севиръ царствовалъ съ 193 г. по 211 г. — Кончина святаго священномученика Иринея послѣдовала въ 202 году.
[30] Кромѣ сочиненія «Противъ ересей» («Обличеніе и опроверженіе лжеименнаго знанія») святому Иринею принадлежитъ еще много сочиненій, дошедшихъ до насъ, впрочемъ, въ небольшихъ отрывкахъ. Такъ ему принадлежатъ: «Посланіе къ римскому епископу Виктору» (по вопросу о времени празднованія Пасхи), «О единоначаліи, или о томъ, что Богъ не есть виновникъ зла», «Объ осмерицѣ» (т. е. эоновъ; — имѣется въ виду опроверженіе гностическаго ученія объ эонахъ, какъ источникахъ жизни). Собрано еще около 50 небольшихъ отрывковъ, надписанныхъ именемъ святаго Иринея, но подлинность ихъ еще не доказана.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 379-391.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0