Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать второй.

Страданіе святой мученицы Евлаліи.

Когда Евлаліи исполнилось четырнадцать лѣтъ, императоръ Діоклитіанъ [2] поднялъ жестокое гоненіе на христіанъ. Въ городъ Баркинонъ прибылъ игемонъ Дакіанъ; сей принесъ здѣсь мерзкія жертвы нечестивымъ богамъ своимъ, потомъ началъ отыскивать христіанъ, дабы принудить ихъ воскурить ѳиміамъ идоламъ. Вслѣдствіе этого въ городѣ было великое смятеніе, такъ какъ христіане были насильственно извлекаемы изъ домовъ своихъ и принуждаемы мученіями къ идолопоклонству; обо всемъ этомъ вскорѣ же стало извѣстно и по всѣмъ окрестнымъ селеніямъ.

Когда дѣвица Евлалія услыхала обо всемъ этомъ, то преисполнилась великой духовной радости и съ веселымъ лицемъ сказала:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе! Слава пресвятому имени Твоему, ибо я получила то, чего добивалась. Я вѣрую въ Тебя, Владыко мой, что при Твоей помощи исполнится желаніе сердца моего».

Когда родители Евлаліи, а также и дѣвицы, бывшіе при ней, услышали эти слова святой, то не понимали, о чемъ говоритъ она, спрашивали ее, — что за причина веселія ея, что она получила и чего она желаетъ. Но она ничего не сказала имъ, тая въ душѣ свои намѣренія. И удивлялись всѣ, ибо святая имѣла обычай не утаивать ничего, что она уразумѣвала относительно святой вѣры, но насколько сама постигала въ книгахъ, будучи просвѣщаема благодатіею Божіею, настолько все пересказывала всѣмъ на пользу, почему всѣ и любили ее, какъ свою душу. Не сказала же тогда о мысляхъ своихъ Евлалія для того, чтобы не встрѣтить препятствія своимъ намѣреніямъ со стороны отца и матери, чрезвычайно любившихъ ее.

Когда наступила ночь и всѣ спали (и уже было первое пѣніе пѣтуховъ), святая дѣвица вышла тайно изъ дома своего, причемъ никто не замѣтилъ ея ухода, — и направилась къ городу, вся охваченная любовію къ небесному Жениху своему Христу Господу, имѣя твердое намѣреніе положить за Него душу свою. И это ночное путешествіе не казалось ей страшнымъ, какъ это обычно бываетъ для всѣхъ юныхъ отроковицъ, боящихся выйти ночью изъ дома своего; все упованіе возложивъ на Бога и твердо намѣреваясь умереть за Него, святая пренебрегала ночною темнотой, не смущалась привидѣніями ночными, ни звѣрями, переходившими ей путь; но подобно оленю, стремящемуся къ источникамъ воднымъ, устремлялась и сія по каменистой дорогѣ ногами босыми, не привыкшими къ такой суровой дорогѣ.

Святая Евлалія пришла въ городъ уже днемъ. Проходя чрезъ ворота городскія, она услышала зовъ глашатаевъ, призывавшихъ народъ къ позорищу. Она устремилась къ мѣсту позорища того, находившемуся въ серединѣ города; здѣсь увидѣла святая игемона Дакіана, сидѣвшаго на высокомъ судилищномъ мѣстѣ. Пробиваясь съ усиліемъ сквозь народъ, святая предстала предъ игемона и громкимъ голосомъ сказала:

— «Неправедный судія, возсѣдающій на высокомъ престолѣ и не боящійся Бога, пребывающаго выше всѣхъ. Для того ли возсѣдаешь ты здѣсь, чтобы губить неповинныхъ людей, которыхъ создалъ Богъ по образу Своему и по подобію Своему, дабы они служили Ему; Ты увлекаешь ихъ къ служенію сатанѣ и предаешь смерти тѣхъ, кто не слушается тебя».

Игемонъ, удивившись столь великой дерзости юной дѣвицы, сказалъ:

— «Кто ты, осмѣлившаяся явиться предъ судилище наше безъ зова, произносящая въ лице намъ укоризненныя слова и противящаяся царскому приказанію?»

Святая же съ великимъ дерзновеніемъ отвѣчала:

— «Я — Евлалія, раба Господа Іисуса Христа, Который есть царь царствующихъ и Господь господствующихъ; уповая на Него, я не постыдилась самовольно придти и обличить тебя. Для чего ты поступаешь столь неразумно, презирая Бога, Который сотворилъ все: небо, землю, море и все, что на нихъ и въ нихъ; зачѣмъ покланяешься ты діаволу, да, кромѣ того, принуждаешь и людей, служащихъ Богу истинному, различными мученіями къ поклоненію идоламъ, которые — не боги, но бѣсы; съ ними и вы всѣ, покланяющіеся имъ, будете преданы огню вѣчному».

Игемонъ, преисполнившись гнѣва, тотчасъ приказалъ бить по спинѣ обнаженную дѣвицу безъ милосердія палками дубовыми. И когда Евлалія была побиваема, то игемонъ сказалъ:

— «Окаянная дѣвица! Гдѣ же Богъ твой? Почему Онъ не спасаетъ тебя отъ этихъ побоевъ; и для чего ты настолько обезумѣла, что дерзаешь говорить о дѣлѣ, не касающемся тебя? Признайся же, что ты сдѣлала это по непытности, не зная, сколь велика власть судіи; тогда ты получишь прощеніе; ибо и мнѣ жаль тебя, такую юную, красивую и благородную дѣвицу, предавать столь жестокимъ побоямъ».

Святая же отвѣчала на это:

— «Я посмѣеваюсь надъ тобой, ибо ты совѣтуешь мнѣ солгать, что будто бы я по невѣдѣнію дерзнула пойти на мученія за Бога моего, и что, будто бы я не знала, какъ велика власть твоя. Кто не знаетъ, что власть каждаго деспота бываетъ временной; подобно тому какъ человѣкъ нынѣ живетъ, а на другой день умираетъ, такъ и власть его измѣнчива. Власть же Господа моего Іисуса Христа безконечна, ибо и Самъ Онъ вѣченъ. Я не желаю лгать, ибо страшусь Владыки моего, Который предастъ гееннѣ огненной, на сожженіе, всѣхъ лжецовъ и безаконниковъ; моя же дѣвическая юность еще болѣе украсится и мое благородство еще болѣе увеличится, если я приму страданія ради Господа моего. Знай же, мучитель, что я не чувствую боли отъ причиняемыхъ мнѣ страданій, благодаря защищенію Христа, Владыки моего, Который осудитъ тебя по дѣламъ твоимъ въ день Страшнаго суда на вѣчныя муки».

Отъ этихъ словъ мученицы игемонъ разгнѣвался еще болѣе и приказалъ повѣсить святую на мучилищномъ, крестообразно составленномъ, древѣ, и желѣзными гребнями строгать ея чистое дѣвическое тѣло, пока не будетъ снята съ нея вся кожа. Святая же посреди тѣхъ страданій взывала къ Богу, говоря такъ:

— «Господи, Іисусе Христе! Услыши меня, недостойную рабу Твою, и прости согрѣшенія мои! Укрѣпи меня посреди мученій, которыя я принимаю за имя Твое святое, дабы былъ постыженъ діаволъ вмѣстѣ со слугами своими».

Игемонъ же сказалъ ей:

— «Гдѣ Тотъ, къ Коему ты вопіешь? Лучше послушай меня, безумная и окаянная отроковица, и принеси жертву богамъ; тогда ты будешь оставлена въ живыхъ; ибо вотъ уже приближается смерть твоя и нѣтъ никого, кто бы могъ тебя избавить».

Святая же Евлалія отвѣчала ему:

— «Да не будетъ тебѣ никакого блага, святотатецъ, бѣсноватый, преисполненный пагубы человѣкъ! А я тѣмъ болѣе не отступлю отъ Бога моего, ибо Тотъ, къ Коему я взываю, обрѣтается здѣсь; но ты не видишь Его, по причинѣ своей нечистоты, такъ какъ ты недостоинъ Его видѣть; Онъ укрѣпляетъ меня, такъ что я вмѣняю ни во что муки, которыя ты осмѣливаешься наносить мнѣ».

Тогда игемонъ приказалъ опалять святую зажженными свѣчами, приказавъ жечь ее до тѣхъ поръ, пока она не умретъ.

Будучи опаляема, мученица преисполнилась радости и громогласно изрекла слова псалма: Се бо Богъ помогаетъ ми, и Господь заступникъ души моей: отвратитъ злая врагомъ моимъ, и истиною Твоею потреби ихъ. Волею пожру тебе [3] и исповѣмся имени твоему, Господи, яко благо, яко отъ всякія печали избавилъ мя еси (Псал. 53, 6-9).

Въ то время какъ святая молилась въ такихъ словахъ, огонь отъ свѣщей обратился на слугъ и сильно обжегъ лица ихъ, такъ что они пали на землю. Когда святая увидѣла сіе, то возвела очи свои на небо и еще громче сказала:

— «Господи Іисусе Христе! Услыши молитву мою, и яви на мнѣ милосердіе Твое; сопричти меня ко избраннымъ Твоимъ для успокоенія Въ жизни вѣчной: сотвори со мною знаменіе во благо, и да видятъ ненавидящіи мя и постыдятся (Псал. 85, 17); вѣрующіе же въ Тебя пусть прославятъ силу Твою».

Помолившись въ такихъ словахъ, святая предала духъ свой Богу [4]; и видѣли всѣ голубицу бѣлую, какъ снѣгъ, вылетѣвшую изъ устъ ея и устремившуюся на небеса; всѣ, видѣвшіе сіе, весьма изумились; христіане же (коихъ среди народа было много), радовались, что сподобились имѣть и изъ своего города ходатаицу ко Господу на небесахъ.

Когда игемонъ увидѣлъ, что мученица уже умерла, то весьма устыдился, будучи побѣжденъ юною дѣвицею и, съ гнѣвомъ вставъ съ судилищнаго мѣста, отправился къ себѣ въ домъ. Игемонъ приказалъ оставить тѣло мученицы висящимъ на томъ мучилищномъ деревѣ и поставилъ стражей, дабы никто не могъ снять оттуда тѣла мученицы; игемонъ сказалъ, — пусть она виситъ на деревѣ до тѣхъ поръ, пока ее не съѣдятъ птицы и не растащутъ костей ея.

Когда же игемонъ отошелъ, а тѣло святой все еще висѣло на древѣ, внезапно нисшелъ съ облака снѣгъ и покрылъ честное тѣло святой мученицы, какъ одеждою бѣлою; на стражей же напалъ страхъ; отступивъ отъ того мѣста, они наблюдали издалека, ужасаясь всему бывшему.

Между тѣмъ обо всемъ узнали родители святой: ибо они, вставъ утромъ и не видя у себя дома своей любимой дочери, были въ великомъ смущеніи и начали всюду искать ея. Уже около полудня они узнали, что дочь ихъ умерла за исповѣданіе имени Христова и еще виситъ на мучилищномъ древѣ; тогда они поспѣшили въ городъ съ горькими слезами. Увидавъ святую мертвой, растянутою крестообразно на древѣ, покрытою снѣгомъ, родители ея весьма плакали, сокрушались и рыдали слезами горькими; но вмѣстѣ съ тѣмъ они и радовались, что любезная дочь ихъ восприняла вѣнецъ мученическій и вошла въ чертогъ Жениха небеснаго. Они намѣревались взять тѣло мученицы Христовой къ себѣ, но не были допущены къ нему стражей; смотря на святую издалека, они плакали, а вмѣстѣ и веселились духомъ.

На третій день нѣкоторые благочестивые мужи ночыо взяли честное тѣло святой мученицы (стражи не замѣтили сего) и обвили его чистою плащаницею съ ароматами въ присутствіи родителей ея, которые слезами омывали тѣло дорогой дочери своей. Святый же Филиксъ (впослѣдствіи пострадавшій за исповѣданіе имени Христова) [5], взирая на лице умершей мученицы, со слезами радости сказалъ:

— «Госпожа Евлалія! Ты раныне насъ сподобилась получить вѣнецъ мученическій!»

Когда Филиксъ говорилъ эти слова, лице дѣвицы, бывшее мертвымъ уже три дня, улыбнулось, какъ живое, посмотрѣвъ на него; послѣ сего всѣ, бывшіе тамъ, начали пѣть слова псалма:

Воззваша праведніи, и Господь услыша ихъ, и отъ всѣхъ скорбей ихъ избави ихъ (Псал. 33, 18).

И похоронили тѣло святой мученицы Евлаліи съ честію, прославляя Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа Іисуса Христа, и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ, Царство Котораго безконечно и пребываетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Нынѣ Барселона.
[2] Императоръ Діоклитіанъ царствовалъ съ 284 г. по 305 г.
[3] Пожру Тебѣ, — т. е. принесу Тебѣ жертву.
[4] Кончина святой мученицы Евлаліи послѣдовала ок. 303 г.
[5] Память святаго Филикса празднуется св. Церковію 22-го августа.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 365-370.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0