Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать первый.

Житіе святаго апостола (изъ семидесяти) Ѳаддея.

Въ числѣ сихъ-то семидесяти апостоловъ былъ воспоминаемый нынѣ святый апостолъ Ѳаддей. Отправляя сихъ апостоловъ на проповѣдь Евангелія, Господь сказалъ имъ:

— «Жатвы много, а дѣлателей мало; итакъ молите Господина жатвы, чтобы выслалъ дѣлателей на жатву Свою. Идите; Я посылаю васъ, какъ агнцевъ среди волковъ. Не берите ни мѣшка, ни сумы, ни обуви, и никого на дорогѣ не привѣтствуйте. Въ какой домъ войдете, сперва говорите: миръ дому сему. И если будетъ тамъ сынъ мира, то почіетъ на немъ миръ вашъ; а если нѣтъ, то къ вамъ возвратится. Въ домѣ же томъ оставайтесь, ѣшьте и пейте, что у нихъ есть: ибо трудящійся достоинъ награды за труды свои; не переходите изъ дома въ домъ. И если прійдете въ какой городъ, и примутъ васъ, — ѣшьте, что вамъ предложатъ. И исцѣляйте находящихся въ немъ больныхъ, и говорите имъ: приблизилось къ вамъ Царствіе Божіе. Если же прійдете въ какой городъ, и не примутъ васъ, то, вышедши на улицу, скажите: и прахъ, прилипшій къ намъ отъ вашего города, отрясаемъ вамъ; однако жъ знайте, что приблизилось къ вамъ Царствіе Божіе... Слушающій васъ, — Меня слушаетъ, и отвергающійся васъ, — Меня отвергается; а отвергающійся Меня, отвергается Пославшаго Меня» (Лук. 10, 2-16).

Семьдесятъ учениковъ отправились на проповѣдь Евангелія съ великою радостью и проповѣдывали слово Господне. Потомъ возвратились ко Господу и возвѣстили Ему, что и бѣсы повиновались имъ ради имени Его.

Послѣ вольнаго страданія, смерти, тридневнаго воскресенія и вознесенія на небо Господа нашего Іисуса Христа, святые апостолы разошлись для проповѣди Евангелія по всей вселенной; святый апостолъ Ѳаддей былъ посланъ Господомъ для проповѣди Евангелія въ городъ Эдесъ; ибо Господь нашъ Іисусъ Христосъ еще до вольнаго страданія Своего обѣщалъ прислать сюда одного изъ числа Своихъ святыхъ апостоловъ. Правителемъ города сего былъ князь Авгарь и вотъ сему-то Авгарю Господь и обѣщалъ прислать Своего апостола.

Сей Авгарь былъ одержимъ неисцѣльною болѣзнію, — проказою. Услыхавъ о дивныхъ чудесахъ, творимыхъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, Авгарь весьма пожелалъ видѣть Его, слышать Его ученіе и исцѣлиться силою Его отъ своей тяжкой болѣзни. Но не дерзая надѣяться на то, что Господь Іисусъ Христосъ придетъ къ нему Самъ, Авгарь послалъ къ Господу нѣкоего искуснаго иконописца и поручилъ ему изобразить красками лице Господа. При этомъ Авгарь отправилъ къ Господу посланіе, въ которомъ писалъ о томъ, что онъ слышалъ о Господѣ и Его дивныхъ чудесахъ — какъ Онъ безъ всякихъ врачебныхъ снадобій и растеній исцѣлялъ болѣзни, давалъ зрѣніе слѣпымъ, хожденіе хромымъ, исцѣлялъ прокаженныхъ, изгонялъ изъ людей духовъ нечистыхъ, врачевалъ однимъ словомъ Своимъ разслабленныхъ, лежащихъ долгое время на одрѣ болѣзни, и воскрешалъ мертвыхъ. «Слыша о Тебѣ все это, — писалъ Авгарь, — я думаю о Тебѣ одно изъ двухъ: или Ты Самъ Богъ, сошедшій съ неба, или Ты Сынъ Божій, такъ какъ Ты творишь весьма удивительныя и преславныя чудеса. Посему я пишу тебѣ сіе посланіе мое смиренное, дабы Ты потрудился придти ко мнѣ и исцѣлилъ бы меня отъ моей неизлѣчимой болѣзни, которой я страдаю уже много лѣтъ» [3].

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, видя вѣру и упованіе князя Авгаря, послалъ къ нему нерукотворенное изображеніе Пречистаго Лица Своего, а также написалъ и посланіе, въ которомъ говорилъ такъ:

— «Блаженъ ты, Авгарь, не видѣвшій Меня, но увѣровавшій въ Меня, ибо о Мнѣ написано, что видящіе Меня не явятъ вѣры; не видящіе же увѣруютъ въ Меня и наслѣдуютъ жизнь вѣчную. Ты пишешь ко Мнѣ, чтобы Я пришелъ къ тебѣ, но Мнѣ подобаетъ совершить то, ради чего Я посланъ, и по совершеніи возвратиться къ Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесенъ къ Нему, тогда пошлю къ Тебѣ одного изъ учениковъ Моихъ, который, совершенно исцѣливъ тебя отъ твоей болѣзни, подастъ тебѣ и находящимся съ тобою, жизнь вѣчную».

Князь Авгарь, получивъ сіе посланіе и увидя нерукотворенный образъ Господа нашего Іисуса Христа, преисполнился великой радости. Облобызавъ съ любовію посланіе и поклонившись образу Христову, Авгарь вскорѣ же получилъ значительное облегченіе отъ своей болѣзни, потому что лишь только незначительная часть проказы осталась на лицѣ его.

Для окончательнаго же уврачеванія Авгаря отъ болѣзни и былъ посланъ Господомъ, согласно Его обѣщанію, святый апостолъ Ѳаддей, который исцѣлилъ Авгаря уже вполнѣ, не только тѣломъ, но и душею, какъ объ этомъ и будетъ сказано ниже.

Когда святый апостолъ Ѳаддей пришелъ въ городъ Эдесъ, то не открылся сразу князю Авгарю, а вошелъ сначала въ домъ одного знакомаго ему еврея, по имени Товія. Пребывая у сего еврея, святый Ѳаддей чудесно творилъ многоразличныя исцѣленія силою Христовою, исцѣляя всевозможныя болѣзни возложеніемъ рукъ и призываніемъ имени Господа нашего Іисуса Христа.

Вѣсть о святомъ Ѳаддеѣ вскорѣ же распространилась по всему городу, и жители города того начали приносить къ святому апостолу многихъ больныхъ; видя быстрое исцѣленіе ихъ, всѣ весьма дивились.

Спустя нѣкоторое время было донесено князю Авгарю, что неизвѣстный мужъ, пришедшій изъ Іерусалима, творитъ многія чудеса именемъ Христовымъ.

Тотчасъ же Авгарь вспомнилъ объ обѣщаніи Христовомъ прислать къ нему одного изъ учениковъ Своихъ и подумалъ про себя,—не тотъ ли пришелъ, кого обѣщалъ прислать Господь. Потомъ приказалъ позвать Товію и сказалъ ему:

— «Я слышалъ, что въ домѣ твоемъ обитаетъ какой-то мужъ, пришедшій изъ Іерусалима; говорятъ, что мужъ этотъ исцѣляетъ болѣзни именемъ Іисуса Христа».

Товія отвѣчалъ:

— «Да, дѣйствительно такъ; совершенно вѣрно сказалъ ты, господинъ, что тотъ мужъ, который проживаетъ у меня, творитъ много чудесъ именемъ Господа Іисуса Христа».

Тогда князь сказалъ:

— «Приведи его ко мнѣ».

Товія отправился къ святому Ѳаддею и сказалъ ему:

— «Меня призывалъ къ себѣ князь города сего и приказалъ мнѣ привести тебя къ нему, чтобы ты исцѣлилъ его отъ болѣзни, которою онъ страдаетъ».

Святый Ѳаддей отвѣчалъ:

— «Воистину я посланъ къ нему».

На другой день рано утромъ оба отправились къ князю; между тѣмъ у князя уже собрались всѣ вельможи и совѣтники.

Когда святый апостолъ Ѳаддей входилъ во двери княжескихъ палатъ, князь посмотрѣлъ на него и замѣтилъ, что лице апостола осіявалось какимъ-то необычнымъ свѣтомъ. Авгарь пришелъ въ ужасъ, всталъ съ своего мѣста и поклонился до земли апостолу Христову.

Между тѣмъ всѣ, бывшіе тамъ, весьма изумились сему поступку князя, недоумѣвая, ради чего князь поклонился простому человѣку, такъ какъ не видали того дивнаго сіянія, которое исходило отъ лица апостола Христова.

Потомъ князь спросилъ святаго Ѳаддея:

— «Ты ли ученикъ Господа Іисуса Христа, Сына Божія, Который обѣщалъ послать мнѣ одного изъ Своихъ учениковъ, дабы совершенно исцѣлить меня отъ недуга моего и даровать мнѣ, равно какъ и всѣмъ близкимъ моимъ, жизнь вѣчную?»

Апостолъ Христовъ отвѣчалъ:

— «Такъ какъ ты явилъ великое упованіе ко Господу моему Іисусу Христу, то я и посланъ Имъ къ тебѣ; и если вѣра твоя увеличится еще болѣе, то будетъ исполнено все, чего ты ни пожелаешь по вѣрѣ твоей».

Авгарь отвѣчалъ:

— «Я столь горячо вѣровалъ въ Него (Господа Іисуса), что намѣревался собрать войско и идти войной на іудеевъ, распявшихъ Господа, дабы отомстить имъ за ихъ жестокость и злобу и дабы окончательно истребить ихъ; но мнѣ воспрепятствовали въ этомъ власти римскія, коимъ подчинена страна наша».

Святый Ѳаддей сказалъ:

— «Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ совершенно не нуждался въ помощи человѣческой во время Своего страданія отъ завистливыхъ и жестокосердыхъ іудеевъ; ибо Онъ Самъ могъ, если бы пожелалъ, явить легіоны ангеловъ; но, исполняя волю Отца, Господь нашъ пострадалъ ради спасенія міра; исполнивъ же волю Отца Своего, Онъ возшелъ къ Нему на небеса со славою и возсѣлъ одесную Его; Господь нашъ не нуждается въ томъ, чтобы кто-либо отомстилъ за Него врагамъ Его, ибо Самъ имѣетъ власть надъ всѣми; Онъ Самъ будетъ нѣкогда судить живыхъ и мертвыхъ и воздастъ каждому по дѣламъ его».

Святый апостолъ Ѳаддей говорилъ князю Авгарю и всѣмъ тѣмъ, кто былъ вмѣстѣ съ нимъ, многое и другое о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ; потомъ, доведя его до полнѣйшей вѣры въ Господа, крестилъ его.

Тотчасъ же послѣ крещенія Авгарь получилъ исцѣленіе отъ проказы. Слѣдуетъ замѣтить, что послѣ перваго исцѣленія [4], у Авгаря еще оставалось лице въ проказѣ, а сначала онъ былъ пораженъ проказою по всему тѣлу своему. Когда принесено было къ нему письмо (посланіе) Христово и нерукотворенный образъ пресвятаго Лица Христова, тогда впервые Авгарь былъ исцѣленъ, — его тѣло очистилось отъ проказы, и только небольшая часть его тѣла, по Божію усмотрѣнію, именно лице, оставалось еще неисцѣленнымъ до прибытія апостола.

Вмѣстѣ съ тѣмъ произошло и другое исцѣленіе — не тѣла только, но и души, послѣ прибытія апостола — по святомъ крещеніи; ибо изъ святой купели князь Авгарь вышелъ совершенно здравымъ.

И не только князь Авгарь крестился послѣ проповѣди апостола; крестились всѣ, проживавшіе въ домѣ его, также крестились и всѣ тѣ, кто видѣлъ чудеса, совершенныя апостоломъ, а также и тѣ, кто былъ исцѣленъ апостоломъ отъ болѣзней.

Послѣ того святый апостолъ Ѳаддей приказалъ князю собрать всѣхъ горожанъ, дабы и они могли слышать слово Божіе.

Утромъ слѣдующаго дня собрался весь народъ. Апостолъ Христовъ, ставъ на высокомъ мѣстѣ, началъ благовѣствовать всему народу объ единомъ Богѣ, сотворившемъ небо и землю, и все, видимое и невидимое всемогущею силою Своею; святый апостолъ Ѳаддей повѣдалъ народу и о томъ, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ сошелъ съ небесъ на землю, неизреченно воплотившись ради спасенія людей, какъ Онъ пострадалъ волею, воскресъ, вознесся на небеса и приготовилъ для добродѣтельныхъ вѣчную награду на небесахъ, для злыхъ же — нескончаемыя муки въ адѣ. Повѣдалъ святый апостолъ и о всѣхъ прочихъ тайнахъ Божія домостроительства въ подробныхъ рѣчахъ.

Весь народъ, слушавшій апостола, явилъ вѣру словамъ его, такъ какъ видѣлъ и чудеса, совершенныя апостоломъ: всѣ видѣли исцѣленнымъ князя своего и многихъ другихъ, одержимыхъ ранѣе различными болѣзнями; всѣ начали прославлять Господа и стали просить крещенія у апостола.

Такимъ образомъ городъ Эдесъ былъ просвѣщенъ святою вѣрою во имя Господа нашего Іисуса Христа и святымъ крещеніемъ; послѣ сего здѣсь начали строиться храмы, и были поставлены пресвитеры руковозложеніемъ апостольскимъ.

Князь Авгарь весьма желалъ отблагодарить апостола Христова чѣмъ-либо за свое чудесное исцѣленіе, посему онъ предлагалъ ему много золота, но святый не принялъ ничего, сказавъ:

— «Если мы оставили свое собственное, то какъ пожелаемъ получить и пріобрѣсти что-либо отъ другихъ?»

Послѣ того какъ святый апостолъ Ѳаддей утвердилъ въ Эдесѣ святую вѣру и благочестіе и направилъ все ко благу, онъ отправился въ Месопотамію [5]; здѣсь онъ просвѣтилъ многихъ, обративъ ко Христу, и создалъ храмы; святый апостолъ прошелъ по многимъ сирійскимъ городамъ, подвизаясь во благовѣстіи имени Христова. Потомъ пришелъ въ финикійскій городъ Бейрутъ [6]; проповѣдавъ здѣсь имя Христово и крестивъ многихъ, святый апостолъ Ѳаддей почилъ здѣсь съ миромъ о Господѣ [7].

Слѣдуетъ замѣтить, что воспоминаемый нынѣ святый апостолъ Ѳаддей есть иное лице отъ святаго апостола Іуды Ѳаддея, называемаго Леввеемъ, апостола изъ двѣнадцати, память коего празднуется въ девятнадцатый день мѣсяца іюня (подъ симъ числомъ можно читать и житіе его) [8]. Въ Прологѣ подъ нынѣшнимъ числомъ надъ синаксаремъ воспоминаемому нынѣ святому апостолу Ѳаддею есть такая надпись: — «память святаго апостола Ѳаддея, что и Леввей». Однако слѣдуетъ замѣтить, что прозвище «Леввей» должно усвоять не сему святому Ѳаддею, но иному, апостолу изъ двѣнадцати, какъ объ этомъ упоминается и въ Евангеліи Матѳея (гл. 10, ст. 3).

Болѣе подробно говоритъ объ этомъ Никифоръ Каллистъ [9], древній греческій церковный историкъ, въ 40-ой главѣ второй книги своей Исторіи. Именно Никифоръ Каллистъ говоритъ слѣдующее:

— «Святый Іуда, не Искаріотъ, но иной, коему усвоялось два наименованія: Ѳаддей и Леввей, сынъ Іосифа, братъ Іакова, сверженнаго съ крыши храма [10], первоначально благовѣствовалъ Евангеліе въ Іудеѣ и Галилеѣ, въ Самаріи и Идумеѣ, а также и въ аравійскихъ городахъ, въ сирійскихъ и месопотамскихъ странахъ, потомъ прибылъ во Едесъ, городъ Авгаря, гдѣ ранѣе благовѣствовалъ имя Христово иной Ѳаддей, апостолъ изъ семидесяти, и здѣсь восполнилъ все то, что не было окончено тѣмъ Ѳаддеемъ» [11].

Такъ говоритъ Никифоръ Каллистъ о сихъ двухъ Ѳаддеяхъ: одного онъ именуетъ (изъ числа двѣнадцати апостоловъ) Леввеемъ, а другого же (воспоминаемаго нынѣ), — изъ числа семидесяти апостоловъ, — только Ѳаддеемъ, а не Леввеемъ.

Слѣдуетъ замѣтить также, что и святый апостолъ и евангелистъ Матѳей называется у нѣкоторыхъ евангелистовъ Леввеемъ [12].

Примѣчанія:
[1] Эдеса, нынѣшняя Урфа, — городъ на сѣверѣ Месопотаміи, на рѣкѣ Ефратѣ, съ 137 года до Р. Хр. главный городъ вновь образованнаго Озроенскаго или Эдескаго государства; въ 217 г. по Р. Хр. Эдесъ былъ превращенъ римлянами въ восточную колонію. — Въ Эдесѣ въ IV вѣкѣ св. Ефремомъ Сиринымъ была основана богословская школа, въ V вѣкѣ склонившаяся къ несторіанству, въ пользу котораго особенно много дѣйствовалъ учитель Эдесской школы пресвитеръ Ива. Въ 614 г. Эдесъ былъ покорена арабскими калифами; въ 1098 г. имъ овладѣлъ графъ Балдуинъ, сдѣлавшій его главнымъ городомъ княжества эдесскаго; въ 1144 г. онъ былъ покоренъ турками и съ этого времени переходилъ изъ рукъ въ руки, пока въ 1637 г. окончательно не подпалъ подъ власть Турціи.
[2] Іоаннъ — пророкъ, Предтеча и Креститель Господа нашего Іисуса Христа, — величайшій изъ ветхозавѣтныхъ пророковъ, стоявшій на рубежѣ завѣтовъ Ветхаго и Новаго. Память его празднуется св. Церковію 24-го іюня (рождество), 29-го августа (усѣкновеніе главы), 24-го февраля (1-ое и 2-ое обрѣтеніе главы), 26-го мая (3-е обрѣтеніе главы) и въ др. дни.
[3] Болѣе подробно объ этомъ можно читать выше, подъ 16-мъ числомъ сего же мѣсяца.
[4] См. выше, повѣствованіе о перенесеніи нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа, подъ 16-мъ числомъ сего же мѣсяца.
[5] Месопотамія — каменистая и песчаная страна, находившаяся между рѣками Тигромъ и Ефратомъ и простиравшаяся отъ Арменіи на сѣверѣ до Персидскаго залива на югѣ.
[6] Бейрутъ — столица Ливанскаго государства. Въ древности Бейрутъ былъ финикійской гаванью и носилъ названіе Беритосъ. Египетскій король Тутмозисъ II завоевалъ этотъ городъ, а Антіохъ III отнялъ его у Птоломеевъ. Въ 140 г. до Р. Хр. Бейрутъ былъ разрушенъ сирійцемъ Діотосомъ Трифономъ, но при императорѣ Августѣ былъ снова возстановленъ Агриппой и обращенъ въ колонію для римскихъ ветерановъ. При позднѣйшихъ императорахъ Бейрутъ славился своей высшей школой риторики, поэтики и въ особенности права.
[7] Кончина св. апостола Ѳаддея послѣдовала ок. 44 года. — Есть извѣстіе о посольствѣ Нарсеса, царя ассирійскаго, къ Авгарю, князю едесскому, съ просьбою или прислать къ нему святаго апостола Ѳаддея, или написать ему (Нарсесу) о чудесахъ, сотворенныхъ симъ апостоломъ. Въ отвѣтъ на эту просьбу Нарсеса Авгарь сообщилъ ему о чудесахъ апостола Ѳаддея.
[8] Апостолъ (изъ двѣнадцати) Іуда (память коего празднуется 19-го іюня) называется Леввеемъ и Ѳаддеемъ. Наименованія эти усвоены святому апостолу Іудѣ не безъ причины, а именно: слово Леввей значитъ: сердеченъ. По отношенію къ апостолу Іудѣ это названіе будетъ означать, что онъ, Іуда, послѣ содѣланныхъ имъ по невѣдѣнію прегрѣшеній противъ Господа, — послѣ маловѣрія своего (ср. Іоан. 7, 5), — вполнѣ увѣрился въ томъ, что Іисусъ — есть истинный Мессія — Христосъ Богъ и соединился съ Нимъ всѣмъ сердцемъ своимъ. Апостолъ Іуда называется еще Ѳаддеемъ, что значитъ; «хвалящій», ибо онъ прославлялъ и исповѣдалъ Христа Бога и возвѣстилъ Евангеліе многимъ народамъ. — О жизни и дѣятельности святаго апостола Іуды намъ извѣстно очень немногое. Апостолъ Іуда понесъ многіе благовѣстническіе труды, распространяя Евангеліе Христово. Вскорѣ же послѣ вознесенія Господня апостолъ Іуда, какъ и всѣ вообще апостолы Христовы, отправился на проповѣдь Евангелія и былъ съ благовѣстіемъ въ Іудеѣ, Галилеѣ, Самаріи, Идумеѣ и другихъ странахъ.
[9] Никифоръ Каллистъ — извѣстнѣйшій церковный историкъ XIV-го вѣка, монахъ Софійскаго монастыря въ Константинополѣ. Его «Церковная Исторія» (въ 18 книгахъ) доведена до кончины византійскаго императора Фоки (ок. 611 г.).
[10] Св. апостолъ Іаковъ, братъ Господень, сынъ праведнаго Іосифа Обручника и братъ Іуды, Симона (или Симеона) и Іосіи (или Іосифа). По церковному преданію онъ сопутствовалъ своему отцу и Пресвятой Дѣвѣ во Египетъ и отличался строгимъ исполненіемъ закона, почему и прозванъ былъ «праведнымъ». Увѣровавъ въ Іисуса Христа какъ Сына Божія уже послѣ Его крестной смерти, онъ удостоился узрѣть Его по воскресеніи (Гал. 1, 18-19). Св. апостолъ Іаковъ былъ Самимъ Господомъ поставленъ во епископа іерусалимскаго; онъ былъ, по выраженію апостола Павла, столпомъ Церкви (Гал. 2, 9); ап. Іаковъ предсѣдательствовалъ на Іерусалимскомъ апостольскомъ соборѣ (Дѣян. 15, 13). — Св. апостолъ Іаковъ пользовался глубокимъ уваженіемъ не только у христіанъ, но и среди іудеевъ; скончался мученически (ок. 63 г.) во дни праздника Пятидесятницы, будучи низвергнутъ за всенародное исповѣданіе имени Христова съ крыши храма; передъ кончиной онъ молился за своихъ убійцъ. — Память св. апостола Іакова совершается 23-го октября, 4 января (въ соборѣ 70-ти апостоловъ) и въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ. На мѣстѣ кончины св. апостола Іакова въ Іерусалимѣ построенъ монастырь его имени. — Св. апостолъ Іаковъ написалъ соборное посланіе, поставленное первымъ среди другихъ соборныхъ посланій. Церковное преданіе приписываетъ ему составленіе первой литургіи, сокращенной впослѣдствіи св. Василіемъ Великимъ и Іоанномъ Златоустомъ.
[11] Есть извѣстіе, что святый апостолъ Іуда проповѣдывалъ христіанство и въ Персіи, откуда и написалъ свое соборное посланіе. Поводомъ къ написанію сего посланія послужило то обстоятельство, что въ общество вѣрующихъ вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божію въ случаи къ беззаконію и подъ видомъ свободы христіанской дозволяли себѣ всякія грѣховныя дѣла. Въ этомъ посланіи содержится частію ученіе догматическое: о таинствѣ Св. Троицы, о воплощеніи Іисуса Христа, о различіи ангеловъ добрыхъ и злыхъ и о будущемъ Страшномъ Судѣ; содержится также и нравственное ученіе: увѣщаніе избѣгать нечистоты грѣховной, плотской, хулы, гордости, непослушанія и прочихъ пороковъ; апостолъ увѣщаетъ всѣхъ быть постоянными въ обязанностяхъ и должностяхъ своихъ, — въ вѣрѣ, молитвѣ, въ любви, увѣщаетъ пещись объ обращеніи заблуждшихъ и сохранять себя отъ еретиковъ.
[12] Болѣе подробно объ этомъ можно читать въ повѣствованіи о житіи св. апостола и евангелиста Матѳея, подъ 16-мъ числомъ ноября мѣсяца.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 353-361.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0