Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцатый.

Житіе святаго пророка Самуила.

Однажды Елкана, пришедши съ женами своими въ Силомъ и принесши жертву Богу, далъ изъ принесеннаго въ жертву часть Феннанѣ и особую часть каждому изъ дѣтей ея, Аннѣ же — только одну часть, такъ какъ у нея дѣтей не было. Тутъ Феннана стала насмѣхаться надъ нею и упрекать ее. Анна была очень огорчена и упреками Феннаны, и неплодствомъ своимъ. Она плакала, не вкушала пищи и отъ сильной скорби, что Господь заключилъ ея утробу, не далъ ей дѣтей и чрезъ то сдѣлалъ ее для Феннаны предметомъ поношенія, пришла въ изнеможеніе. Тогда мужъ ея Елкана сказалъ ей:

— «Анна, что съ тобою? Что ты плачешь, почему не вкушаешь пищи и зачѣмъ столь сильною скорбію изсушаешь сердце свое? Не лучше ли десяти дѣтей я для тебя?»

Но Анна не имѣла силъ утѣшиться. По окончаніи трапезы она встала и пошла въ Силомъ, въ храмъ Господень. Священникъ Илій сидѣлъ въ это время на своемъ священническомъ мѣстѣ у порога дверей храма Господня. Ставъ передъ храмомъ, Анна поклонилась Господу и стала плакать отъ скорби сердца своего. Она начала молиться, говоря въ тайнѣ:

— «Адонаи Господи Саваоѳъ! Если Ты милостиво призришь на смиреніе рабы Твоей и, вспомнивъ обо мнѣ, дашь рабѣ Твоей дитя мужскаго пола, то я принесу его Тебѣ въ даръ, чтобы оно служило Тебѣ во всѣ дни жизни своей. Оно не будетъ пить вина и никакого опьяняющаго напитка, и бритва (какъ это въ обычаѣ у назореевъ) не коснется головы его».

Въ то время, какъ Анна молилась такъ предъ Господомъ и надолго продолжила свою молитву, священникъ Илій смотрѣлъ на уста ея. Такъ какъ она говорила въ сердцѣ своемъ и уста ея только двигались, а голоса ея не было слышно, то Илій счелъ ее пьяною и сказалъ ей:

— «До какихъ поръ въ пьяномъ видѣ ты будешь оставаться здѣсь? Удались отъ мѣста Господня и протрезвись».

— «Нѣтъ, господинъ, — отвѣчала ему Анна, — я не пьяна, но я — женщина, удрученная тяжкою скорбію. Я не пила вина и никакого другого опьяняющаго напитка; я излила душу мою предъ Господомъ. Не дай же рабы твоей дочерямъ Израилевымъ въ насмѣшку, ибо отъ великой горести и скорби моей я говорила доселѣ».

Тогда Илій сказалъ ей на ея слова:

— «Иди съ миромъ. Богъ Израилевъ да исполнитъ всякое прошеніе твое, какое ты просила у Него».

— «Я, раба твоя, — сказала Анна, — нашла милость въ очахъ твоихъ».

Послѣ сего Анна возвратилась къ мужу своему, ѣла съ нимъ и пила, и лице ея не было уже печально, какъ прежде. На другой день, вставши рано и поклонившись Господу, они возвратились въ домъ свой. И призрѣлъ Господь на смиреніе Анны, услышалъ молитву ея и разрѣшилъ ея неплодіе. Анна зачала и, когда исполнилось время, родила сына и дала ему имя Самуилъ, что значитъ: испрошенный у Бога.

Вскорѣ приблизился праздникъ, въ который мужъ Анны по обычаю своему ходилъ со всѣмъ своимъ семействомъ къ Господу въ Силомъ принести жертвы и молитвы свои Богу и отдать десятину отъ плода земли своей. Анна сказала мужу:

— «Теперь я не пойду съ тобою въ Силомъ, но останусь дома, пока не вскормлю младенца, а когда онъ будетъ отнятъ отъ груди, тогда пойду явиться лицу Господню и исполню обѣтъ, который дала Господу: пусть останется сынъ мой навсегда для служенія Ему».

Мужъ отвѣтилъ ей:

— «Дѣлай, что угодно тебѣ, и пусть исполнитъ Господь слово твое, вышедшее изъ устъ твоихъ».

Анна оставалась дома и не ходила въ Силомъ къ Господу три года, пока не отняла отъ груди младенца Самуила, потому что у еврейскихъ матерей было въ обычаѣ кормить младенца грудью три года.

Послѣ того, какъ Самуилъ былъ отнятъ отъ груди, Анна вмѣстѣ съ нимъ и съ мужемъ своимъ пошла въ Силомъ. Они повели для жертвы трехъ тельцовъ и понесли три мѣры пшеничной муки и мѣхъ вина и вошли въ домъ Господень въ Силомѣ и дитя съ ними. Анна принесла дитя въ даръ Господу, какъ обѣщала, и, отдавая его священнику Иліи, говорила:

— «Я — та самая женщина, которую три года тому назадъ ты видѣлъ здѣсь молившеюся Господу о разрѣшеніи неплодства. Господь исполнилъ прошеніе мое и далъ мнѣ это дитя, котораго я просила у Него. Теперь я отдаю его Господу, чтобы оно служило Ему во всѣ дни жизни своей».

Съ такими словами Анна отдала въ руки священника дитя свое и поклонилась Господу, а ея мужъ Елкана вручилъ ему для жертвы принесенные дары (1 Цар. гл. 1). Тутъ Анна исполнилась пророческаго духа и воспѣла, говоря:

— «Утвердилось сердце мое въ Господѣ и вознеслась сила моя въ Богѣ моемъ» — и прочія слова, которыя теперь часто поются въ церкви (1 Цар. 2, 1-10).

Совершивъ свои благодарственныя жертвы и молитвы, Елкана и Анна возвратились домой, а трехлѣтняго отрока Самуила оставили Господу у священника Иліи, такъ какъ не пожелали уже взять къ себѣ того, кого однажды вручили Богу. И съ того времени отрокъ воспитывался при храмѣ Божіемъ, учился грамотѣ и служенію при святынѣ Божіей подъ наблюденіемъ Иліи. Мать, часто приходя въ Силомъ съ дарами для Бога, приносила одежды своему сыну и радовалась о немъ, видя его возрастающимъ и въ священнической льняной одеждѣ совершающимъ служеніе въ храмѣ Господнемъ. Священникъ Илій любилъ его, замѣчая его усердіе въ служеніи и провидя въ немъ данное Богомъ дарованіе. И благословилъ Илій родителей Самуила и сказалъ Елканѣ:

— «Да дастъ тебѣ Господь дѣтей отъ меня вмѣсто Самуила, котораго вы принесли въ даръ Господу».

Послѣ сего Господь снова ниспослалъ милость Аннѣ, и она стала раждать сыновей и дочерей, а Самуилъ въ это время возрасталъ не только тѣломъ, но и разумомъ и былъ въ благоволеніи у Господа и у людей.

Священникъ Илій былъ старъ, а сыновья его, Офни и Финеесъ, были люди порочные. Какъ и сыновья беззаконниковъ, они не знали Бога и не соблюдали священническаго долга. Они причиняли обиды приносящимъ жертвы, отбирая себѣ лучшія части и допуская поруганія надъ женщинами, приходившими для молитвы въ храмъ Господень. И былъ отъ нихъ соблазнъ и обида всему Израилю, потому что они совершали и многія другія несправедливости. Объ этомъ слышалъ отецъ ихъ Илій и не наказывалъ ихъ побоями и отлученіемъ; онъ только словами уговаривалъ ихъ прекратить дурные поступки, но они его не слушали. И разгнѣвался Господь не только на порочныхъ сыновей, но и на отца ихъ за то, что онъ не наказывалъ ихъ надлежащимъ образомъ за ихъ преступленія, хотя самъ и былъ непороченъ. И захотѣлъ Господь погубить Илія и сыновей его со всѣмъ домомъ ихъ и послалъ сперва къ Илію одного неизвѣстнаго пророка сказать ему:

— «Я избралъ домъ отца твоего изъ всѣхъ домовъ израильскихъ для служенія Мнѣ въ храмѣ Моемъ, но ты пренебрегъ честію, которую Я далъ тебѣ, и оказалъ предпочтеніе сыновьямъ твоимъ предо Мною, ибо попускалъ имъ совершать предо Мною беззаконія. Посему Я отниму эту честь отъ дома твоего, ибо только прославляющихъ Меня Я прославлю, а безславящіе Меня будутъ посрамлены. Вотъ наступаютъ дни, въ которые Я истреблю потомство твое и потомство дома отца твоего. Знаменіемъ ступающаго на домъ твой наказанія будетъ для тебя то, что оба сына твои въ одинъ день вмѣстѣ умрутъ отъ меча. И вмѣсто нихъ Я поставлю священника, вѣрнаго Мнѣ, который все будетъ совершать по сердцу Моему» (1 Цар. 2, 10-36).

Такое пророчество было Илію въ то время, когда Самуилъ былъ еще малолѣтнимъ отрокомъ, но и послѣ этого пророчества Илій не постарался обуздать сыновей своихъ дѣйствительнымъ наказаніемъ, но продолжалъ вразумлять ихъ только словами, и развращенные сыновья не боялись своего отца. А Богъ, все больше и больше прогнѣвляемый, приближалъ наказаніе и вторично предсказалъ его Илію чрезъ Самуила слѣдующимъ образомъ.

Когда Самуилу было уже двѣнадцать лѣтъ и онъ служилъ Господу при священникѣ Иліи, случилось, что Илій въ одну ночь почивалъ на особомъ своемъ мѣстѣ въ притворѣ, бывшемъ при храмѣ Господнемъ, и глаза его начали смежаться сномъ, а Самуилъ спалъ въ храмѣ Господнемъ, гдѣ находился ковчегъ Божій, и свѣтильникъ еще горѣлъ. И воззвалъ Господь со стороны внутренней завѣсы, говоря:

— «Самуилъ, Самуилъ!»

Самуилъ, тотчасъ же проснувшись, отвѣчалъ:

— «Вотъ я!»

И побѣжалъ къ Илію и сказалъ:

— «Вотъ я! Ты звалъ меня?».

Но Илій сказалъ:

— «Я не звалъ тебя, сынъ мой! Пойди назадъ и ложись».

Самуилъ пошелъ и легъ. Но Господь вторично воззвалъ къ нему:

— «Самуилъ, Самуилъ!»

Самуилъ всталъ, побѣжалъ къ Илію и во второй разъ сказалъ:

— «Вотъ я! Ты звалъ меня?»

Но священникъ сказалъ:

— «Я не звалъ тебя, сынъ мой! Пойди назадъ, ложись».

Самуилъ не зналъ еще въ то время голоса Господа, потому что не было ему откровенія Божія.

И воззвалъ Господь къ Самуилу еще въ третій разъ. Онъ, быстро вставъ, пошелъ въ третій разъ къ Илію и сказалъ:

— «Вотъ я! Ты звалъ меня?»

Тогда понялъ Илій, что Господь зоветь отрока, и сказалъ:

— «Пойди назадъ, сынъ мой, и ложись, и когда зовущій еще позоветъ тебя, ты скажи:

— «Говори, Господи, ибо слышитъ рабъ Твой».

Самуилъ пошелъ и легъ на мѣстѣ своемъ. И пришелъ Господь, ставъ вблизи, и воззвалъ, какъ въ первый, во второй и въ третій разъ, говоря:

— «Самуилъ, Самуилъ!»

Самуилъ, проснувшись и быстро вставъ, сказалъ:

— «Говори, Господи, ибо слышитъ рабъ Твой».

Господь сказалъ Самуилу:

— «Вотъ, Я сдѣлаю дѣло во Израилѣ, о которомъ кто услышитъ, у того зазвенитъ въ обоихъ ушахъ. Въ тотъ день Я исполню надъ Иліемъ все то, что Я говорилъ о домѣ его. Я начну и окончу. Я объявилъ ему, что накажу домъ его навѣки за то преступленіе, что онъ зналъ, какъ нечестиво поступаютъ сыновья его, и не обуздывалъ ихъ».

Эти слова Господни Самуилъ слушалъ съ трепетомъ и, когда окончилось явленіе Господа, онъ опять уснулъ и спалъ до утра.

Вставши утромъ, онъ отворилъ двери храма Господня и боялся открыть это видѣніе господину своему, священнику Илію. Но Илій позвалъ Самуила и сказалъ:

— «Сынъ мой, Самуилъ! Что говорилъ тебѣ Господь? Прошу тебя, не скрой отъ меня».

И съ клятвою потребовалъ Илій отъ отрока Самуила не скрывать отъ него ни одного изъ словъ Божіихъ. Тогда Самуилъ разсказалъ ему все, что слышалъ. Священникъ Илій со смиреніемъ сказалъ:

— «Какъ угодно Господу моему, пусть такъ и сотворитъ».

Но Илій не имѣлъ уже силъ обуздать и исправить сыновей своихъ, потому что былъ уже очень старъ, и сыновья совершенно не боялись его. А Самуилъ день ото дня все возрасталъ и укрѣплялся духомъ и благодать Божія умножалась въ немъ. Съ нимъ былъ Господь, и онъ говорилъ слова пророческія, и ни одно изъ его словъ не оставалось неисполнившимся. И понялъ весь народъ израильскій, что Самуилъ — пророкъ Господень (1 Цар. гл. 3).

По прошествіи нѣкотораго времени пришло наказаніе Божіе на домъ Илія, а вмѣстѣ съ тѣмъ и на весь израильскій народъ, потому что прогнѣвили Бога не только сыновья Илія, но и израильтяне. Хотя и не всѣ они, но многіе изъ нихъ, пріобрѣтши отъ язычниковъ навыкъ къ идолопоклонству, не оставляли его и, служа истинному Богу, въ то же время приносили и жертвы идоламъ и тѣмъ разгнѣвали Бога своего. Но долготерпѣливый Богъ терпѣлъ грѣхи народа, пока не оскорбили Его сыновья Илія, которые были священниками и правителями народа израильскаго. А когда они своими беззаконіями возбудили Бога къ гнѣву и наказанію, тогда праведный Судія и Мздовоздаятель, вспомнивъ и грѣхи народа, наказалъ всѣхъ вмѣстѣ, потому что вмѣстѣ съ начальствующими Богъ подвергаетъ наказанію и подчиненныхъ. И не такъ скоро грѣхи народа возбуждаютъ разгнѣваннаго Бога къ наказанію, какъ грѣхи тѣхъ, кого поставилъ Онъ начальниками и правителями народа.

Филистимляне пошли войною на израильтянъ и израильтяне вышли противъ нихъ. Вступивъ въ битву, израильтяне были побѣждены филистимлянами, и изъ войска израильскаго пало убитыми четыре тысячи человѣкъ. И сказали другъ другу старѣйшины израильскіе:

— «За что поразилъ насъ сегодня Господь предъ иноплеменниками? Возьмемъ изъ Силома ковчегъ Господа Бога нашего к принесемъ въ нашъ станъ. Пусть онъ пребываетъ среди насъ во время войны нашей съ филистимлянами и спасетъ насъ отъ руки враговъ нашихъ».

Рѣшивъ такъ, они послали въ Силомъ и взяли оттуда ковчегъ Бога, сѣдящаго на херувимахъ, а при ковчегѣ Божіемъ были оба сына Илія — Офни и Финеесъ. Когда ковчегъ Господень прибылъ въ станъ, весь Израиль отъ радости поднялъ такой сильный крикъ, что стонала земля.

Филистимляне услышали этотъ крикъ и сказали:

— «Отъ чего такія громкія восклицанія въ станѣ еврейскомъ?»

И узнали филистимляне, что ковчегъ Господень прибылъ въ станъ Израильскій. Они устрашились и сказали:

— «Богъ пришелъ къ нимъ въ станъ воевать съ нами. Горе намъ! Кто избавитъ насъ отъ руки Его? Ибо Онъ поразилъ египтянъ всякими казнями. Но укрѣпимся, мужи филистимскіе, и будемъ мужественно сражаться съ евреями, чтобы намъ не быть въ порабощеніи у нихъ, какъ они у насъ».

Ободряя другъ друга такими словами, филистимляне мужественно стали противъ евреевъ. Произошла война и великая битва съ обѣихъ сторонъ, и филистимляне вмѣсто того, чтобы быть побѣжденными, побѣдили евреевъ. Такъ какъ Богъ былъ разгнѣванъ, то не оказала помощи святыня, ибо куда приходитъ наказаніе Божіе, тамъ оно не щадитъ и самой святыни. Филистимляне одолѣли израильтянъ, убили тридцать тысячъ воиновъ ихъ, взяли въ плѣнъ ковчегъ Божій и убили бывшихъ при немъ обоихъ сыновей Илія. Такимъ образомъ, по слову Божію, оба вмѣстѣ пали они отъ меча.

Такъ Богъ наказываетъ подчиненныхъ за грѣхи начальниковъ и за порочные поступки служащихъ алтарю попускаетъ нечестивымъ расхищать святые алтари и приводить въ запустѣніе храмы Свои. Сыновья Илія, бывшіе вмѣсто престарѣлаго отца своего священниками, судіями и правителями всего Израиля, главнымъ образомъ прогнѣвали Бога своими беззаконіями, а между тѣмъ весь Израиль подвергся за нихъ наказанію отъ Бога и ковчегъ Господень преданъ былъ въ нечестивыя руки иноплеменниковъ.

Когда войско израильское было такимъ образомъ побѣждено, одинъ человѣкъ изъ племени Веніаминова, по имени Іеминей, убѣжавъ съ мѣста сраженія, въ разорванныхъ одеждахъ и съ прахомъ на головѣ пришелъ въ Силомъ и объявилъ въ городѣ о пораженіи израильскаго войска, и весь городъ возстеналъ громкимъ плачемъ. Илій сидѣлъ въ это время на сѣдалищѣ своемъ у дверей храма Господня, и сердце его трепетало за ковчегъ Божій. Услышавъ звуки народнаго вопля, онъ спросилъ бывшихъ при немъ:

— «Отъ чего такой шумъ?»

Тогда тотъ человѣкъ, который прибѣжалъ изъ стана, пришелъ къ Илію и сказалъ:

— «Я прибѣжалъ съ поля сраженія».

Илій спросилъ его:

— «Что произошло тамъ, сынъ мой?»

— «Израильтяне, — отвѣтилъ онъ, — побѣждены филистимлянами и бѣжали отъ нихъ; произошло великое пораженіе народа, оба сына твои убиты, и ковчегъ взятъ».

Илій, когда услышалъ о взятіи ковчега Божія, тотчасъ же упалъ съ своего мѣста навзничь, сломалъ себѣ хребетъ и умеръ, такъ какъ былъ старъ и тяжелъ, будучи девяносто восьми лѣтъ (1 Цар. гл. 4).

Между тѣмъ филистимляне послѣ пораженія израильскаго войска взяли ковчегъ Божій и, торжествуя и тщеславясь, что взяли въ плѣнъ святыню Израиля, принесли его въ главный городъ свой Азотъ, внесли въ храмъ нечистаго бога своего Дагона и поставили его вмѣстѣ со своимъ идоломъ. Но, вошедши на другой день утромъ въ храмъ Дагона, они нашли бога своего на землѣ, лежащимъ ницъ предъ ковчегомъ Божіимъ. Они подняли его съ земли и поставили на свое мѣсто. Но когда, на слѣдующш день, утромъ, они снова вошли въ храмъ, то нашли Дагона не только лежащимъ предъ ковчегомъ Божіимъ, а и разбитымъ: голова его и обѣ ступни ногъ лежали, отсѣченныя, каждая особо, на порогѣ, а обѣ ладони рукъ его — при дверяхъ; осталось только туловище Дагона. Сила Божія, бывшая съ ковчегомъ, наказала такъ не одного только филистимскаго бога, но и всѣхъ филистимлянъ, и землю ихъ. Отъ малаго до большого она поразила ихъ необыкновенною болѣзнію съ гнойными наростами въ тайныхъ мѣстахъ тѣла, и многіе умирали, а кто оставался въ живыхъ, тѣ страдали отъ страшныхъ ранъ и такъ сильно кричали отъ невыносимой боли, что ихъ крикъ доходилъ до неба (1 Цар. гл. 5). Кромѣ того страна наполнилась мышами, которыя все поѣдали, и земля стала смрадною отъ множества мышей. Филистимляне поняли тогда, что Богъ израильскій наказываетъ ихъ за Свой ковчегъ, взятый ими въ плѣнъ и противъ своего желанія отправили его обратно къ израильтянамъ съ золотыми дарами, какъ о томъ подробно написано въ первой книгѣ Царствъ (1 Цар. гл. 6). Мы же возвратимся къ повѣствованію о святомъ пророкѣ Самуилѣ.

По окончаніи вышеописанной войны и послѣ смерти священника и судіи израильскаго Илія, израильтяне 20 лѣтъ были подъ игомъ филистимскаго рабства, находясь во власти своихъ враговъ и платя имъ дань. Но спустя 20 лѣтъ, Богъ призрѣлъ на бѣдствіе народа Своего, угнетаемаго филистимлянами, и когда, сжалившись надъ нимъ, пожелалъ избавить Израиль отъ власти его враговъ, то сперва воздвигъ среди него проповѣдника покаянія, вѣрнаго раба и священника Своего, пророка Самуила. Ибо не хотѣлъ Богъ иначе помиловать народъ Свой, какъ послѣ того, когда онъ раскается. И святый Самуилъ сталъ проповѣдывать всѣмъ племенамъ израильскимъ, говоря:

— «Если вы всѣмъ сердцемъ вашимъ обращаетесь къ Господу, то удалите изъ среды вашей иноземныхъ боговъ и дубравы Астарты [1] и устремите сердца ваши къ Господу и служите Ему Одному, и Онъ избавитъ васъ отъ руки филистимлянъ».

Народъ послушалъ словъ Самуила и повѣрилъ ему, такъ какъ зналъ его съ дѣтства его, а также — и то, что его слова прореческія всегда исполнялись. И удалили сыны Израилевы иноземныхъ боговъ, Ваала [2] и дубравы Астарты и стали служить одному Господу, а святый Самуилъ, какъ пророкъ и священникъ Божій, былъ у нихъ судьею и правителемъ. И повелѣлъ святый Самуилъ всему Израилю собраться къ нему въ городъ Массифу на высокую гору, чтобы совершить тамъ всенародную покаянную молитву Богу. Когда же народъ израильскій собрался къ пророку Божію Самуилу и молился, постясь и исповѣдуя грѣхи свои и говоря: «согрѣшили мы предъ Господомъ», а святый Самуилъ, какъ священникъ Божій, приносилъ Богу жертву о прощеніи грѣховъ народа, тогда филистимляне, услышавъ о собраніи народа израильскаго и подумавъ, что они готовятся итти противъ нихъ войною, вооружившись въ большомъ числѣ, неожиданно напали на израильтянъ, намѣреваясь совершенно истребить ихъ. Израильтяне, услышавъ, что враги ихъ приближаются съ цѣлью напасть на нихъ, сильно испугались и сказали пророку Божію Самуилу:

— «Не переставай взывать о насъ Господу Богу нашему, чтобы Онъ спасъ насъ отъ руки филистимлянъ».

Но святый ободрялъ ихъ, чтобы они не страшились, а только молились Богу и надѣялись на Него, и самъ, принося жертву, усердно молился о нихъ. И услышалъ Господь молитву Самуила. Не окончилъ онъ еще жертвоприношенія, какъ подошли филистимляне, чтобы воевать съ израильтянами, но Господь возгремѣлъ въ тотъ день сильнымъ громомъ надъ филистимлянами и навелъ на нихъ страшные громовые удары и молнію: они пришли въ ужасъ и были поражены предъ Израилемъ. Тогда выступили израильтяне изъ города Массифы и погнались вслѣдъ за врагами своими и, преслѣдуя, поражали ихъ до мѣста подъ Веѳхоромъ [3] и, по молитвамъ святаго угодника Божія Самуила и вслѣдствіе раскаянія своего, при помощи Божіей, совершенно разбили своихъ враговъ.

Такъ усмирилъ Господь филистимлянъ предъ народомъ Своимъ, и не стали они болѣе ходить въ предѣлы Израилевы во всѣ дни Самуила и, кромѣ того, тѣ города, которые они отняли у израильтянъ, опять отдали имъ назадъ. И былъ миръ среди народа Божія во все то время, когда судьей и правителемъ надъ нимъ былъ святый Самуилъ, который достойно правилъ всѣмъ Израилемъ. Онъ ходилъ по городамъ, исправлялъ все, что требовало исправленія, и совершалъ судъ справедливо и безкорыстно, такъ какъ ни отъ кого не принималъ подарковъ, и судилъ, не обращая вниманія на лица судившихся. Потомъ онъ возвращался въ Армаѳемъ (Раму), такъ какъ тамъ былъ домъ его, тамъ онъ судилъ народъ и тамъ построилъ жертвенникъ Господу (1 Цар. гл. 7).

Пребывъ много лѣтъ судіею Израиля, святый Самуилъ состарѣлся и поставилъ вмѣсто себя судіями народа двухъ сыновей своихъ, Іоиля и Авію. Но сыновья его не захотѣли ходить путями его: они уклонились въ корысть и стали брать подарки отъ приходившихъ судиться къ нимъ, судили по дарамъ и совершали судъ несправедливый. Посему старѣйшины израильскіе, собравшись, пришли къ святому Самуилу и сказали ему:

— «Вотъ ты состарѣлся, а сыновья твои не ходятъ путями твоими. Итакъ, поставь надъ нами царя, чтобы онъ судилъ и управлялъ нами, какъ у другихъ народовъ».

Эти слова старѣйшинъ не понравились Самуилу, такъ какъ не просили они, чтобы онъ наказалъ сыновей своихъ или отнялъ у нихъ власть судей, что съ готовностію онъ сдѣлалъ бы, но чтобы поставилъ имъ царя, а народъ настаивалъ, говоря:

— «Дай намъ царя, чтобы онъ судилъ насъ».

Тогда Самуилъ помолился Господу, и Господь сказалъ ему:

— «Послушай голоса людей сихъ и сдѣлай имъ такъ, какъ они просятъ, ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтобы я не царствовалъ надъ ними. Однако объяви имъ о правахъ царя, который будетъ царствовать у нихъ».

И сказалъ Самуилъ народу:

— «Израильтяне! Знайте, какъ будетъ властвовать надъ вами царь, котораго вы просите. Онъ возметъ сыновей вашихъ и сдѣлаетъ ихъ своими слугами: возложитъ на нихъ оружіе, посадитъ на коней, повелитъ имъ бѣгать предъ колесницами своими и поставитъ ихъ у себя тысяченачальниками и сотниками. Кромѣ того онъ обратитъ ихъ въ рабовъ своихъ: сдѣлаетъ ихъ пахарями полей своихъ, жнецами нивъ своихъ, собирателями винограда въ виноградникахъ своихъ и исполнителями всякихъ потребныхъ для него работъ. И дочерей вашихъ возьметъ, чтобы онѣ составляли масти, варили кушанья и пекли хлѣбы. И поля ваши, и виноградные и масличные сады, и все, что есть лучшаго у васъ, онъ возьметъ и отдастъ слугамъ своимъ, а какіе останутся у васъ посѣвы, виноградники и нивы, на тѣ наложитъ онъ десятину, такъ что изъ того, что останется у васъ, вы будете давать ему десятую часть. Равнымъ образомъ рабовъ и рабынь вашихъ и лучшій скотъ вашъ онъ отберетъ у васъ для себя, и вы будете рабами его. И въ тѣ дни возстенаете вы, обремененные царемъ вашимъ, но не будетъ Господь отвѣчать вамъ, потому что вы сами пожелали себѣ царя».

Когда святый Самуилъ говорилъ это, народъ не хотѣлъ слушать словъ его, но кричалъ ему, говоря:

— «Хотимъ мы царя, чтобы быть и намъ, какъ прочіе народы. Пусть судитъ насъ царь нашъ и выходитъ впереди насъ на войну противъ враговъ нашихъ».

Послѣ этого святый Самуилъ повелѣлъ народу разойтись по домамъ, доколѣ Богъ не укажетъ для него человѣка, достойнаго быть царемъ (1 Цар. гл. 8).

Въ племени Веніаминовомъ, въ городѣ, называемомъ Гаваа (Гивѣ) былъ человѣкъ, по имени Кисъ. У него былъ сынъ, по имени Саулъ, высокій ростомъ и красивый, и не было среди израильтянъ виднѣе его. Пропали у Киса ослицы, и послалъ Кисъ сына своего Саула со слугою искать ихъ. Разыскивая ослицъ, они прошли по всѣмъ мѣстамъ и не нашли. И вотъ подошли они къ горѣ, называемой Сифа, гдѣ находился городъ Армаѳемъ (Рама), родина и мѣсто жительства святаго Самуила. И сказалъ Саулъ слугѣ своему:

— «Возвратимся домой къ отцу, ибо отецъ, я думаю, не столько безпокоится объ ослицахъ, сколько о насъ».

Но слуга сказалъ ему:

— «Вотъ въ этомъ городѣ есть человѣкъ Божій, прозорливый. Тѣмъ, кто приходитъ къ нему, онъ предсказываетъ будущее. Пойдемъ и мы къ нему; можетъ быть, и намъ скажетъ онъ, гдѣ найти ослицъ».

И пошли они къ человѣку Божію, а Господь еще до этого открылъ святому Самуилу все о Саулѣ и повелѣлъ, чтобы онъ помазалъ его на царство. Святый Самуилъ, увидѣвъ сына Кисова, Саула, ласково встрѣтилъ его и велѣлъ ему не безпокоиться объ ослицахъ, потому что онѣ уже нашлись, и далъ ему пріютъ у себя на тотъ день и ночь. На другой день утромъ, отпуская отъ себя Саула, Самуилъ, взявъ сосудъ съ елеемъ, возлилъ елей на его голову, поцѣловалъ его и сказалъ:

— «Вотъ Господь помазалъ тебя въ цари надъ народомъ Своимъ. Теперь ты будешь царствовать надъ народомъ Господнимъ и спасешь его отъ руки окружающихъ его враговъ».

Это помазаніе совершено было тайно, какъ пророчество о будущемъ царствованіи Саула. И сказалъ святый Самуилъ помазанному Саулу все, что должно было произойти на пути его, сказавъ:

— «Вотъ тебѣ знаменіе, что Господь помазалъ тебя въ цари. Когда ты пойдешь теперь отъ меня, то встрѣтишь двухъ человѣкъ близъ гроба Рахили въ предѣлахъ Веніаминовыхъ въ Целуахѣ, быстро идущихъ. Они скажутъ тебѣ: «Нашлись ослицы, которыхъ ты ходилъ искать, и вотъ отецъ твой забылъ объ ослицахъ и очень безпокоится объ васъ». Ушедши отъ этихъ двухъ человѣкъ, когда прійдешь къ дубравѣ Ѳаворской, то встрѣтишь тамъ трехъ человѣкъ, идущихъ къ Богу въ Веѳиль съ приношеніями для жертвъ, одного —ведущаго трехъ козлятъ, другого — несущаго три мѣшка хлѣбовъ, и третьяго — несущаго мѣхъ вина. Они будутъ привѣтствовать тебя и дадутъ тебѣ два хлѣба. Потомъ ты взойдешь на холмъ Божій и встрѣтишь сонмъ пророковъ. И найдетъ на тебя Духъ Господень и будешь съ ними пророчествовать. Когда эти знаменія увидишь сбывшимися согласно съ словами моими, то знай, что съ тобою — Богъ».

Когда Саулъ ушелъ отъ святаго Самуила, то все произошло на пути такъ, какъ сказалъ ему пророкъ.

Послѣ сего святый Самуилъ повелѣлъ всему народу собраться къ Господу въ городъ Массифу, самъ пришелъ туда и сказалъ израильтянамъ:

— «Такъ говоритъ Господь Богъ Израилевъ: Я вывелъ отцовъ вашихъ изъ земли египетской и избавилъ васъ отъ руки фараона и отъ всѣхъ царей, угнетавшихъ васъ, а вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасаетъ васъ отъ всякихъ бѣдствій, и потребовали царя, чтобы онъ былъ поставлепъ надъ вами. Итакъ, пусть будетъ по желанію вашему».

Сказавши это, Самуилъ поставилъ предъ Господомъ всѣ племена израильскія по колѣнамъ ихъ и сталъ бросать жребій, изъ какого племени избирать царя; жребій палъ на племя Веніаминово. Потомъ опять стали бросать жребій на извѣстныхъ въ этомъ племени мужей, и жребій палъ на Саула, сына Кисова. Начали искать среди себя Саула и не находили, потому что онъ скрылся въ одномъ домѣ, считая себя недостойнымъ такой высокой чести и избѣгая ея, но Господь открылъ его. Тогда нѣкоторые изъ народа вмѣстѣ съ Самуиломъ пошли и взяли его оттуда и поставили среди народнаго собранія. Онъ ростомъ былъ выше всего народа. И сказалъ Самуилъ всему народу:

— «Видите ли, кого избралъ Господь. Подобнаго ему нѣтъ ни одного среди васъ».

Весь народъ обрадовался и воскликнулъ:

— «Да живетъ царь!»

И изложилъ Самуилъ народу законы касательно царя, написалъ эти законы въ книгу и положилъ предъ Господомъ. Однако тогда не вполнѣ утвердилась еще царская власть Саула, такъ какъ были недовольные и несогласные. Самуилъ отпустилъ народъ, и каждый пошелъ къ себѣ домой. Пошелъ также въ свой домъ въ городъ Гаваа (Гиву) и Саулъ и съ нимъ пошли храбрые, сердца которыхъ Господь расположилъ къ Саулу, а противники его сказали:

— «Развѣ можетъ сей избавить насъ отъ руки враговъ нашихъ?»

И презрѣли они его и не поднесли ему даровъ, но Саулъ показалъ видъ, что не слышитъ пренебрежительныхъ словъ ихъ (1 Цар. гл. 9-10).

Прошло около одного мѣсяца послѣ этого, и Аммонитскій царь Наасъ съ громаднымъ войскомъ пришелъ къ городу въ удѣлѣ Манассіиномъ, называемому Іависъ Галаадскій, и осадилъ его со всѣхъ сторонъ. Осажденные жители города, видя большое войско Нааса, сказали ему:

— «Заключи съ нами союзъ, и мы будемъ служить тебѣ».

Но Наасъ имъ отвѣтилъ:

— «Я заключу съ вами союзъ, но съ тѣмъ, чтобы выколоть у каждаго изъ васъ правый глазъ и тѣмъ положить безчестіе на всего Израиля».

Тогда жители города послали къ Саулу, прося его помочь имъ и освободить ихъ отъ осады. Саулъ немедленно же отправилъ пословъ во всѣ области израильскія, быстро собралъ значительное войско и, взявъ съ собою святаго пророка Самуила, внезапно подошелъ къ Наасу. Утромъ, очень рано онъ напалъ на него, разбилъ и разсѣялъ его войско и убилъ его самого. Тогда израильтяне сказали пророку Самуилу:

— «Кто говорилъ, чтобы Саулъ не царствовалъ надъ нами? Дайте намъ этихъ людей, и мы умертвимъ ихъ».

Но Саулъ сказалъ:

— «Пусть въ сей день ни одинъ человѣкъ не умретъ изъ-за меня, потому что сегодня Господь совершилъ спасеніе во Израилѣ».

А святый Самуилъ сказалъ:

— «Пойдемъ въ Галгалъ и обновимъ тамъ царство».

И пошелъ весь народъ, и Самуилъ при всемъ народѣ помазалъ тамъ Саула на царство предъ Господомъ въ Галгалѣ. И принесли тамъ мирныя жертвы предъ Господомъ и весьма веселились тамъ Саулъ и всѣ Израильтяне (1 Цар. гл. 11).

Въ это время, когда Израильтяне радовались о новопоставленномъ царѣ своемъ, съ которымъ одержали столь славную побѣду надъ Аммонитянами, святый Самуилъ сказалъ имъ:

— «Вотъ я послушался голоса вашего во всемъ, что вы говорили мнѣ, и поставилъ надъ вами царя, и вотъ царь ходитъ теперь предъ вами отъ юности моей и до сего дня. Итакъ, скажите теперь предъ Богомъ и предъ помазанникомъ Его, царемъ вашимъ, — взялъ ли я у кого-нибудь изъ васъ вола или осла или что-либо другое? Причинилъ ли я кому обиду и притѣсненіе или взялъ изъ чьихъ-нибудь рукъ плату и какой-либо подарокъ? Свидѣтельствуйте на меня, и я возвращу вамъ».

Народъ отвѣчалъ ему:

— «Ничѣмъ ты не обидѣлъ насъ и не притѣснялъ насъ, не бралъ силою и не взималъ отъ насъ ни платы, ни какихъ-либо подарковъ».

Послѣ сего Самуилъ сказалъ:

— «Въ этотъ день свидѣтель — Господь и помазанникъ Его, царь вашъ, что вы не имѣете за мною никакого проступка, изъ-за котораго могли бы требовать царя, такъ какъ Самъ Господь былъ Царемъ вашимъ и правилъ вами чрезъ различныхъ судей, спасая васъ отъ руки враговъ вашихъ. Знайте же, что великій грѣхъ совершили вы предъ Господомъ, потому что просили себѣ царя. Вотъ сейчасъ вы увидите знаменіе» (1 Цар. гл. 12).

Сказавъ эти слова, Самуилъ сталъ молиться Господу. Стояло время жатвы и былъ ясный и сухой день. Вдругъ загремѣлъ сильный громъ, засверкала страшная молнія, появились тучи и потекъ проливной дождь. Весь народъ пришелъ въ большой страхъ отъ Господа и Самуила и сказалъ пророку:

— «Помолись Господу Богу твоему о рабахъ твоихъ, чтобы не умереть намъ, ибо видимъ мы, что ко всѣмъ нашимъ грѣхамъ мы прибавили еще грѣхъ, прося себѣ царя».

И отвѣтилъ святый Самуилъ народу:

— «Не бойтесь, Господь не оставитъ народа Своего. Оставайтесь при вашемъ царѣ, но служите Господу всѣмъ сердцемъ вашимъ и исполняйте волю Его вы и царь вашъ, а я не перестану молиться о васъ Господу; только бойтесь Его и истинно служите Ему, помня всѣ чудеса и благодѣянія, которыя Онъ совершилъ для васъ. Если же станете дѣлать зло, то погибнете вмѣстѣ съ царемъ вашимъ».

Сказавъ все это народу, святый Самуилъ оставилъ власть судіи и занимался однимъ только священническимъ служеніемъ.

Царствуя надъ Израилемъ, Саулъ съ теченіемъ времени сталъ развращаться, прогнѣвляя Бога, и осмѣливался присваивать себѣ права священническаго званія, — приносить Богу жертву безъ священника Божія Самуила. Къ тому же онъ оказался и непослушнымъ повелѣнію Божію. Ибо устами пророка Своего Самуила повелѣлъ ему Господь пойти и истребить амаликитянъ за давнее ихъ злое дѣло, — за то, что когда народъ Израильскій шелъ по пустынѣ изъ Египта въ землю обѣтованную, они сдѣлали ему большое препятствіе на пути. Повелѣлъ же Господь, сказавъ такъ:

— «Не давай пощады никому изъ нихъ, но предай смерти все — отъ мужа до жены, отъ отрока до груднаго младенца, отъ вола до овецъ и отъ верблюда до осла».

Царь Саулъ, собравъ изъ израильтянъ большое войско, пошелъ въ страну амаликитянъ, разбилъ ихъ войска и, овладѣвъ ихъ страною, захватилъ живымъ царя ихъ. Весь народъ амаликитскій: старыхъ и малыхъ, мужчинъ и женщинъ онъ истребилъ мечемъ, а царя ихъ пощадилъ. Кромѣ того, все лучшее изъ стадъ амаликитскихъ онъ и воины его взяли себѣ, истребивъ только худшее и малозначущее. Они разграбили также для себя и все лучшее имущество амаликитянъ, не исполняя повелѣнія Господня, чтобы ничему не давать пощады и ничего не брать себѣ, но все предавать уничтоженію.

И было такое слово Господа къ Самуилу пророку:

— «Жалѣю, что поставилъ Я Саула царемъ, ибо онъ отвратился отъ Меня и слова Моего не исполнилъ».

И опечалился Самуилъ о Саулѣ и взывалъ къ Господу всю ночь, молясь о немъ. Вставъ рано утромъ, Самуилъ пошелъ навстрѣчу израильтянамъ, возвращавшимся съ войны, и встрѣтилъ Саула въ Галгалѣ. Увидѣвъ святаго Самуила, Саулъ сказалъ ему:

— «Благословенъ ты у Господа, ибо я исполнилъ все, что сказалъ мнѣ чрезъ тебя Господь».

Но Самуилъ сказалъ:

— «А что это за блеяніе овецъ въ ушахъ моихъ и мычаніе воловъ, которое я слышу?»

Саулъ отвѣтилъ:

— «Я привелъ ихъ отъ амаликитянъ. Какія оказались лучшими, тѣхъ народъ пощадилъ и собралъ ихъ, а какія были хуже, тѣхъ истребилъ».

И сказалъ ему святый Самуилъ:

— «Зачѣмъ ты не послушалъ голоса Господня во всемъ, что Онъ говорилъ тебѣ, бросился на добычу и сдѣлалъ зло предъ очами Господа?»

Тогда Саулъ отвѣтилъ Самуилу:

— «Я послушался голоса Господня и сдѣлалъ такъ, какъ Онъ повелѣлъ мнѣ. Я истребилъ амаликитянъ, взялъ царя ихъ и привелъ живого, а народъ взялъ добычу изъ стадъ, — лучшихъ овецъ и буйволовъ, — для всесожженія и принесенія жертвы Господу Богу».

Святый Самуилъ отвѣчалъ Саулу:

— «Неужели угодны Господу всесожженія и жертвы ваши? Не лучше ли было исполнить повелѣніе Господне? Ибо послушаніе гораздо угоднѣе Богу всѣхъ жертвъ и тука овновъ. Непокорность повелѣнію Божію есть такой же грѣхъ, какъ и волшебство, и нарушеніе заповѣди Господней есть то же, что и идолопоклонство. И такъ какъ ты отвергъ слово Господа, то отвергнетъ посему и тебя Господь, и не будетъ царствовать домъ твой во Израилѣ».

Саулъ сказалъ:

— «Согрѣшилъ я, ибо преступилъ повелѣніе Господа и слова твои, но я убоялся народа и послушалъ голоса его. Но, прошу тебя, снизойди ко грѣху моему и возвратись со мною къ жертвамъ, чтобы мнѣ поклониться Господу Богу на глазахъ твоихъ».

Но святый Самуилъ обратился, чтобы уйти отъ него, а Саудъ схватился за край одежды его и разодралъ ее, увлекая къ себѣ человѣка Божія. Тогда святый сказалъ ему:

— «Нынѣ отторгъ Господь царство израильское отъ тебя и отдалъ его ближнему твоему, лучшему тебя».

Саулъ сказалъ Самуилу:

— «Я согрѣшилъ предъ Господомъ, но не унижай меня теперь предъ старѣйшинами израильскими и предъ народомъ моимъ и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу Богу твоему».

Самуилъ возвратился съ Сауломъ, и они поклонились Господу. И сказалъ святый Самуилъ:

— «Приведите ко мнѣ сюда Агага, царя амаликитскаго».

Агагъ, дрожащій, пришелъ къ нему и сказалъ:

— «О, какъ горька смерть!»

Святый Самуилъ сказалъ ему:

— «Какъ мечъ твой лишалъ женъ дѣтей ихъ, такъ мать твоя между женами пусть лишена будетъ сына».

И разрубилъ Самуилъ Агага предъ Господомъ въ Галгалѣ, не потому, чтобы поступалъ мучительски, но чтобы исполнить повелѣніе Господне. Послѣ сего Самуилъ ушелъ въ Армаѳемъ (Раму), а Саулъ отправился въ домъ свой въ Гаваю (Гиву). И не видался болѣе святый Самуилъ съ царемъ Сауломъ до дня смерти своей, но скорбѣлъ о немъ, сожалѣя о его погибели (1 Цар. гл. 15).

По прошествіи нѣкотораго времени сказалъ Господь Самуилу:

— «Доколѣ ты будешь скорбѣть о Саулѣ, котораго Я отвергъ, чтобы онъ не былъ царемъ надъ Израилемъ? Наполни рогъ твой елеемъ и иди въ Виѳлеемъ къ Іессею, ибо между сыновьями его Я нашелъ достойнаго быть царемъ».

Самуилъ отвѣтилъ Господу:

— «Какъ я пойду? Саулъ услышитъ и убьетъ меня».

Тогда Господь сказалъ:

— «Возьми изъ стада телицу и, приведя ее въ Виѳлеемъ, скажи, что пришелъ принести жертву Господу. И пригласи къ жертвѣ Іессея и сыновей его. Я укажу тебѣ, что дѣлать, и ты помажешь Мнѣ того, о которомъ Я скажу тебѣ».

И сдѣлалъ Самуилъ такъ, какъ сказалъ ему Господь, и пришелъ въ Виѳлеемъ. Его пришествіемъ старѣйшины города приведены были въ страхъ, вышли къ нему навстрѣчу и сказали:

— «О, прозорливецъ! Миренъ ли приходъ твой?»

Самуилъ отвѣтилъ:

— «Миренъ. Я пришелъ принести жертву Господу. Освятитесь воздержаніемъ и молитвою и приходите ко мнѣ, и я совершу жертвоприношеніе».

Совершивъ жертвоприношеніе, святый Самуилъ пришелъ въ домъ Іессея и повелѣлъ ему подвести къ нему по одному сыновей своихъ. Іессей подвелъ къ пророку старшаго сына своего, Еліава. И спросилъ пророкъ Господа, молясь Ему про себя, не этотъ ли предназначенъ Имъ въ цари? Господь сказалъ Самуилу:

— «Не смотри на видъ его и на высоту роста его, потому что Я отринулъ его. Ибо, не на лице смотря, Я сужу. Человѣкъ смотритъ на лице, а Богъ смотритъ на сердце».

Тогда призвалъ Іессей Аминадава и подвелъ его къ Самуилу. Пророкъ сказалъ:

— «И этого не избралъ Господь».

Потомъ привелъ Іессей Самму, и сказалъ Самуилъ:

— «И сего не избралъ Господь».

Такъ подводилъ Іессей къ Самуилу семерыхъ сыновей своихъ. И сказалъ Самуилъ Іессею:

— «Это всѣ уже сыновья твои?»

Іессей отвѣтилъ:

— «Есть еще одинъ, младшій. Онъ пасетъ овецъ въ полѣ».

Самуилъ сказалъ:

— «Пошли и пусть приведутъ его, ибо мы не сядемъ обѣдать, пока онъ не прійдетъ сюда».

Іессей послалъ, и привели Давида. Онъ былъ бѣлокуръ, съ красивыми глазами и пріятнымъ лицемъ. И сказалъ Господь Самуилу:

— «Встань и помажь его, ибо это — онъ».

Самуилъ взялъ тогда рогъ съ елеемъ и помазалъ Давида среди братьевъ его. И почилъ Духъ Господень на Давидѣ съ того дня и послѣ. Послѣ сего Самуилъ всталъ и пошелъ въ Армаѳемъ (Раму) въ домъ свой (1 Цар. 16, 1-13).

Окончивъ дни жизни своей, Самуилъ, уже въ старости, опочилъ сномъ смерти. И собрались всѣ израильтяне и плакали по немъ и похоронили его въ домѣ его въ Армаѳемѣ (Рамѣ) (1 Цар. 25, 1).

Сего святаго пророка Самуила Іисусъ, сынъ Сираховъ, превозноситъ, хвалою говоря:

— «Возлюбленный Господомъ Своимъ пророкъ Господень Самуилъ учредилъ царство и помазалъ царей (Саула и Давида) надъ народомъ своимъ. Онъ судилъ народъ по закону Господню и (по молитвамъ его) Господь призиралъ на Іакова. По вѣрѣ своей онъ былъ дознанъ истиннымъ пророкомъ. Онъ воззвалъ къ всемогущему Господу, когда отовсюду тѣснили его враги, и Господь возгремѣлъ съ неба; въ сильномъ шумѣ слышнымъ Онъ сдѣлалъ голосъ Свой и истребилъ вождей тирскихъ и всѣхъ князей филистимскихъ. Еще прежде времени кончины своей (Самуилъ) свидѣтельствовался предъ Господомъ и помазанникомъ Его, что изъ имущества даже до обуви ни отъ кого ничего не взялъ, и ни одинъ человѣкъ не укорилъ его. Онъ пророчествовалъ и послѣ смерти своей и предсказалъ царю (Саулу) кончину его, и въ пророчествѣ возвысилъ изъ земли голосъ свой, что беззаконный народъ истребится» (Сир. 46, 16-23).

Вотъ что говоритъ о Самуилѣ Сирахъ. Мы же, грѣшные, надѣясь по молитвамъ сего святаго угодника Божія получить прощеніе грѣховъ и спасеніе, будемъ прославлять Отца и Сына и Святаго Духа — Единаго въ Троицѣ Бога, нынѣ всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Астарта — почитаемая у финикіянъ и другихъ древнихъ народовъ востока богиня. Почитатели ея для служенія ей устраивали не храмы, а дубравы или рощи.
[2] Ваалъ — богъ солнца, былъ особенно почитаемъ древними финикіянами.
[3] Веѳхоръ — горная возвышенность съ городомъ того же имени. Она находилась въ колѣнѣ Веніаминовомъ близъ сѣверо-восточной границы филистимскихъ владѣній.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 332-352.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0