Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День девятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Андрея Стратилата.

Однажды значительныя силы персидскаго войска, возбуждая противъ Антіоха войну, сдѣлали внезапное нападеніе на Сирію. Вслѣдствіе неожиданности нападенія персовъ Антіохъ былъ въ большой, тревогѣ. Но вспомнивъ о доблестномъ тысяченачальникѣ Андреѣ, онъ поспѣшно призвалъ его къ себѣ, поручилъ ему вмѣсто себя главное начальство надъ войскомъ и, наименовавъ его Стратилатомъ, то есть, старшимъ начальникомъ надъ военачальниками, повелѣлъ выступить съ войсками противъ напавшихъ на страну враговъ и остановить ихъ движеніе, при чемъ сказалъ ему:

— «Твое мужество и храбрость твоя на войнѣ извѣстны не только мнѣ, но о нихъ хорошо знаетъ и самъ императоръ; вотъ почему я и почтилъ тебя такимъ высокимъ званіемъ. Итакъ, я поручаю тебѣ эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй надъ нимъ вмѣсто меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имѣешь».

Принявъ такое порученіе, воинъ Христовъ святый Андрей не ради своей личной славы, но ради славы имени Іисуса Христа желалъ выступить противъ враговъ съ подобающею доблестію, но, уподобляясь древнему Гедеону (Суд. 7, 1) изъ многочисленнаго римскаго войска онъ выбралъ себѣ для войны только небольшое число воиновъ, хорошо зная изреченіе святаго царя Давида, что Господь не въ силѣ констѣй восхощетъ, ниже въ лыстѣхъ мужескихъ благоволитъ, но благоволитъ въ боящихся Его и во уповающихъ на милость Его (Псал. 146, 10-11). Выборъ святаго Андрея палъ на тѣхъ, коихъ указала ему благодать Божія таинственнымъ дѣйствіемъ вдохновенія на сердце его, и выступилъ съ ними противъ враговъ. Увидѣвъ весьма значительныя силы противниковъ, которые, какъ саранча, напали на сирійскую область, святый Андрей сталъ укрѣплять своихъ воиновъ для мужественной борьбы, чтобы они при малочисленности своей не устрашились многочисленнаго персидскаго войска, и такъ какъ всѣ воины его покланялись идоламъ и ни одинъ изъ нихъ не былъ еще христіаниномъ, то онъ предложилъ имъ познать единаго, всемогущаго и въ войнахъ страшнаго Бога, оказывающаго всесильную помощь вѣрующимъ въ Него. Онъ сказалъ имъ:

— «Братья и друзья мои! Теперь вы на дѣлѣ можете убѣдиться, что языческіе боги — бѣсы. Будучи сами безсильными, они никому и помочь не въ состояніи, но есть единый истинный Богъ, Которому я служу, Который сотворилъ небо и землю. Онъ — всемогущъ, и всѣмъ, кто призываетъ Его, Онъ посылаетъ скорую помощь: дѣлаетъ такихъ сильными на войнѣ и враговъ обращаетъ предъ ними въ бѣгство. Вотъ, какъ вы и видите, противъ насъ идутъ многочисленные полки враговъ, которые по своей многочисленности гораздо сильнѣе насъ, но если вы отвергнете вашихъ суетныхъ боговъ и вмѣстѣ со мною призовете единаго истиннаго Бога, то вы тотчасъ же увидите, что враги исчезнутъ предъ вами подобно тому, какъ исчезаетъ какой-нибудь дымъ или пыль».

Когда святый сказалъ это, всѣ бывшіе съ нимъ воины повѣрили словамъ его и, призвавъ на помощь Христа Бога, смѣло бросились на враговъ. Произошла жаркая битва, и воины святаго Андрея одержали блестящую побѣду, такъ какъ по вѣрѣ и молитвамъ святаго въ помощь имъ явилась свыше невидимая сила, которая навела страхъ на войска персовъ и привела ихъ въ разстройство, и они, отступивъ, обратились въ бѣгство, а войско римское, предводительствуемое святымъ Андреемъ, преслѣдуя ихъ, мечами своими посѣкало головы персовъ, какъ посѣкаютъ серпомъ колосья. Такимъ образомъ, и произошла при помощи силы Христовой славная побѣда римлянъ надъ персами. Когда враги были прогнаны, то всѣ воины, бывшіе съ святымъ Андреемъ, при видѣ такой неожиданной побѣды, одержанной при помощи Христа, увѣровали въ Него, а святый Андрей сталъ, насколько могъ, утверждать ихъ въ вѣрѣ, разъясняя имъ правые пути, приводящіе ко спасенію. Торжественно возвратясь съ войны, святый Андрей и его воины, увѣнчанные славою, вступили въ городъ Антіохію.

Между тѣмъ нѣкоторые изъ завистливыхъ военачальниковъ, завидуя доблести и славѣ святаго Андрея, донесли на него Антіоху, сообщивъ ему, что стратилатъ Андрей чтитъ распятаго Бога. Услышавъ это, Антіохъ пришелъ въ сильный гнѣвъ и послалъ къ нему нѣкоторыхъ начальствующихъ мужей изъ военнаго званія узнать отъ него, справедливо ли то, что о немъ говорятъ. Узнавши, что все это дѣйствительно справедливо, Антіохъ отправилъ снова пословъ къ Андрею отчасти съ увѣщаніями, а отчасти съ угрозами и напоминаніемъ ему о своей нетерпимости къ христіанамъ и, наконецъ, велѣлъ посланнымъ сказать ему:

— «Ты хорошо знаешь, какой мучительной казни я предалъ сына Поліевктова, Евфимія, и вмѣстѣ съ нимъ многихъ другихъ послѣдователей христіанской вѣры. Никого изъ нихъ я не пощадилъ. На что же послѣ этого, разсчитываешь ты и на что надѣешься, воздавая божеское почитаніе Человѣку, Который былъ распятъ на крестѣ?»

Когда посланные отъ Антіоха пришли съ такимъ порученіемъ къ святому и передали ему эти слова, то онъ сказалъ имъ въ отвѣтъ:

— «Слова Антіоха болѣе ободряютъ, меня нежели устрашаютъ: ибо если тѣ, о которыхъ онъ напоминаетъ мнѣ, будучи преданы жестокимъ мученіямъ, стали его побѣдителями и въ вѣнцахъ мучениковъ предстали Христу Богу, то почему же и мнѣ не быть вѣрнымъ рабомъ моего Іисуса Христа, чтобы вмѣстѣ съ ними, пострадавшими за Него прежде меня, удостоиться наслѣдія въ царствѣ Его?»

Послѣ того, какъ посланные сообщили Антіоху, этотъ отвѣтъ святаго Андрея онъ исполнился ярости и послалъ къ святому воиновъ съ приказаніемъ связать и привести его къ себѣ. Сѣвши на судейское мѣсто, онъ велѣлъ святому Андрею открыто предъ всѣми объявить, желаетъ ли онъ подчиниться царскому повелѣнію, или намѣренъ служить своему Богу. Тогда святый, стоя на этомъ нечестивомъ судилищѣ, предъ лицемъ ангеловъ и людей громкимъ голосомъ смѣло исповѣдалъ Христа истиннымъ Богомъ, а себя рабомъ Его. Послѣ этого мучитель немедленно приказалъ принести мѣдное ложе и сильно раскалить его, дабы жечь на немъ Христова воина. Когда ложе было раскалено до того, что отъ него отскакивали искры, то Антіохъ сказалъ мученику:

— «Андрей, ты много потрудился на воинской службѣ, посему слѣдуетъ тебѣ послѣ столькихъ трудовъ отдохнуть на этомъ ложѣ».

Святый мученикъ, не ожидая, пока палачи возьмутъ его, немедленно же самъ снялъ съ себя одежды, поспѣшно взошелъ на ложе и, легши протянулся на немъ, какъ бы на мягкой постели, мужествевно перенося жженіе своего тѣла. Ощущая сначала боль, онъ сталъ молиться Христу Богу, чтобы Онъ ниспослалъ ему скорую помощь, и дѣйствительно огонь, по повелѣнію Божію, немедленно потерялъ свою силу и не могъ вредить тѣлу мученика. Въ то же время Антіохъ повелѣлъ схватить и нѣкоторыхъ другихъ мужей изъ числа воиновъ Андрея и, приказавъ прибить гвоздями руки ихъ крестообразно къ деревамъ, состоящимъ изъ четырехъ частей, съ насмѣшкой спрашивалъ ихъ, пріятно ли имъ это? Считая такое страданіе за Христа весьма пріятнымъ для себя, они сказали:

— «О, если бы мы удостоились быть подражателями Христа, нашего Господа, распятаго на древѣ крестномъ!»

Послѣ этого мучитель снова обратался къ святому Андрею и спросилъ его, достаточно ли онъ наказанъ огненнымъ жженіемъ и не желаеть ли отречься отъ Христа и обратиться къ почитанію боговъ. На это мученикъ отвѣтилъ, что желаетъ терпѣть до конца, потому что конецъ вѣнчаетъ всякое начатое дѣло; ибо отъ Христа Бога получаетъ награду не тотъ, кто хорошо началъ свой подвигъ, но тотъ, кто хорошо окончилъ его. Посему мучитель Антіохъ повелѣлъ снять святаго Андрея съ мѣднаго ложа, а его товарищей освободить отъ деревъ и бросить въ темницу, какъ бы для того, чтобы дать имъ время на размышленіе, пока не согласятся обратиться къ богамъ, а на самомъ дѣлѣ для того, чтобы сообщить о нихъ императору, такъ какъ онъ не рѣшался безъ вѣдома и согласія послѣдняго предать казни такого доблестнаго и сановнаго мужа, какъ Андрей, и его товарищей. Императоръ Максиміанъ, получивъ и прочитавъ донесеніе Антіоха, нашелъ небезопаснымъ открыто казнить смертію такого знаменитаго воина и вмѣстѣ съ нимъ другихъ воиновъ, оказавшихъ такое необыкновенное мужество: не произошло бы отъ этого волненія и мятежа въ войскѣ и не возникла бы изъ за нихъ новая война. Въ отвѣтъ онъ написалъ Антіоху письмо, въ которомъ повелѣлъ отпустить Андрея и его дружину, освободивъ ихъ отъ заключенія и казни, но въ то же время далъ Антіоху тайное повелѣніе, чтобы онъ послѣ освобожденія Андрея и его товарищей, подождавъ немного времени, искусно нашелъ за ними какое-нибудь другое преступленіе и казнилъ ихъ смертію, если они упорно останутся христіанами, какъ бы не за вѣру, и при томъ, чтобы бралъ ихъ для казни по одному. Получивъ отъ императора такое повелѣніе, Антіохъ немедленно же освободилъ святаго Андрея и его товарищей отъ оковъ и темницъ и отпустилъ ихъ на свободу, при чемъ повелѣлъ имъ оставаться въ томъ же званіи, въ какомъ они были и прежде.

Между тѣмъ воинъ Христовъ, святый Андрей, узнавъ по откровенію Божію о такомъ коварномъ замыслѣ нечестивцевъ, тайно отъ Антіоха вмѣстѣ со всѣми воинами, увѣровавшими во Христа (а ихъ было 2693 человѣка) ушелъ въ киликійскій городъ Тарсъ [2] къ епископу этого города Петру для принятія отъ него святаго крещенія, такъ какъ никто изъ воиновъ его и самъ онъ не былъ еще крещенъ. Спустя нѣсколько времени, Антіохъ узнавъ объ уходѣ святаго Андрея и его дружины въ киликійскую область, исполнился страшной ярости и гнѣва и, посовѣтовавшись съ близкими къ себѣ лицами, послалъ правителю Киликіи Селевку письмо, въ которомъ писалъ:

— «Я знаю, что ты слышалъ объ Андреѣ, который былъ тысяченачальникомъ въ императорскихъ войскахъ. Нынѣ онъ не только самъ впалъ въ безуміе, не повинуясь повелѣніямъ императора, но и многихъ изъ воиновъ обратилъ къ тому же безумію и, какъ мы слышали, бѣжалъ съ своими единомышленниками въ киликійскую область. Почему, во исполненіе повелѣнія императора, прикажи схватить Андрея и всѣхъ, кто находится съ нимъ, и, связавъ, пришли ихъ къ намъ. Если же они вздумаютъ оказать сопротивленіе или же бѣжать, то прикажи вооруженнымъ воинамъ избить ихъ».

Селевкъ, получивъ отъ Антіоха такое письмо, немедленно разослалъ во всѣ мѣстности Киликіи пословъ развѣдать объ Андреѣ и находящихся съ нимъ воинахъ и, узнавъ, что онъ находится въ Тарсѣ, самъ съ войскомъ отправился туда. Въ это время святый Андрей, провидя духомъ, что волки идутъ уже на стадо Христово, просилъ тарсійскаго епископа, блаженнаго Петра и другого епископа изъ города Вереи, по имени Нона, случайно находившагося тогда въ Тарсѣ, немедленно же совершить надъ нимъ и его воинами святое крещеніе, и епископы тотчасъ же крестили святаго Андрея и всю дружину его.

Принявъ святое крещеніе, святый Андрей съ своими сподвижниками ушелъ изъ Тарса въ мѣстность, называемую Таксаниты не потому, что боялся смерти, которой, напротивъ, очень желалъ ради Христа, но исполняя повелѣніе Господа своего, выраженное въ словахъ: егда гонятъ вы во градѣ семъ, бѣгайте въ другій (Матѳ. 10, 23). Вскорѣ послѣ этого Селевкъ съ вооруженными, какъ на войну, воинами прибылъ въ Тарсъ. Не найдя тамъ Андрея съ его дружиною, онъ встревожился и даже измѣнился отъ гнѣва въ лицѣ, а потомъ, исполнившись страшной ярости, отправился въ погоню за стадомъ Христовымъ. Между тѣмъ святые изъ вышесказаннаго мѣста пошли въ предѣлы Арменіи въ горы, называемыя Тавросъ [3], а Селевкъ повсюду гнался за ними вслѣдъ, стараясь настигнуть ихъ, чтобы предать избіенію. Проходя на этихъ горахъ различныя мѣстности, святые пришли въ одно тѣсное мѣсто, со всѣхъ сторонъ окруженное отвѣсными подобно стѣнамъ скалами, на которое можно было войти чрезъ единственный проходъ, какъ чрезъ ворота въ городъ. Здѣсь святый Андрей остановился съ своею дружиною и сталъ ожидать своихъ убійцъ, такъ какъ это именно мѣсто было предуказано ему Богомъ для мученической кончины его и его сподвижниковъ. Святый Андрей обратился тутъ къ своей дружинѣ съ такими словами:

— «Друзья, братья и дѣти мои, нынѣ время благопріятно, нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2; ср. Ис. 49, 8); будемъ же единодушно и твердо стоять въ любви Божіей, какъ повелѣлъ нашъ Господь, и не станемъ поднимать рукъ нашихъ на преслѣдующихъ насъ, но поднимемъ ихъ къ Богу съ молитвою благодаренія за то, что Онъ далъ намъ дожить до сего времени, когда мы получимъ наслѣдіе со всѣми святыми, пострадавшими за Него. Итакъ будемъ молиться Ему, какъ молился святый первомученикъ Стефанъ, когда іудеи побивали его камнями, говоря:

— «Господи Іисусе Христе, пріими (Дѣян. 7, 59) души рабовъ Твоихъ, которыя мы предаемъ въ руки Твои».

Сказавъ такія слова дружинѣ своей, святый Андрей, ставъ посреди ея и, поднявъ руки и обративъ взоръ свой къ небу, началъ молиться, говоря:

— «Господи, Господи, великій и всесильный! Услышь молитву грѣшнаго и недостойнаго раба Твоего и всѣхъ, находящихся со мною, непорочно сохранившихъ святую вѣру въ Тебя, пріими съ миромъ наши души, покрой ихъ Твоимъ милосердіемъ и удостой райскихъ обителей. Владыко! Молимся Тебѣ еще и о тѣхъ, которые будутъ почитать нашу память. Исполняй всѣ приводящія ко спасенію прошенія ихъ и ради молитвы нашей будь имъ помощникомъ во всѣхъ ихъ нуждахъ. А на мѣстѣ семъ, гдѣ будетъ пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будетъ источникъ, подающій исцѣленія и прогоняющій нечистыхъ духовъ. Всѣхъ же тѣхъ, кто будетъ приходить сюда, сохраняй отъ всякихъ бѣдствій и подавай имъ душевное и тѣлесное здравіе, чтобы на мѣстѣ семъ прославлялось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святаго Духа».

Въ то время, какъ святый Андрей и бывшіе съ нимъ молились такъ Богу, ихъ настигъ Селевкъ со своими воинами. Обнаживъ мечи и заскрежетавъ зубами, они, какъ звѣри, бросились на стадо Христово. Святые же воины Христовы, хотя, какъ храбрые и опытные въ бою и могли бы защитить себя, въ этомъ тѣсномъ мѣстѣ съ однимъ только проходомъ, отъ рукъ убійцъ, но, подражая Господу своему, какъ незлобивые агнцы, отдались убійцамъ своимъ на закланіе. Преклонивъ колѣна, они протянули выи свои подъ мечи, и воины Селевка, безъ милосердія посѣкая ихъ, въ короткое время всѣхъ перебили. И пролилась кровь святыхъ, какъ вода, ручьемъ текущая изъ этого мѣста, души же ихъ съ торжествомъ вошли въ радость Господа своего.

Святые пострадали въ 19-й день мѣсяца августа, въ воскресный день, во второмъ часу дня, и на томъ мѣстѣ, гдѣ пролилась ихъ мученическая кровь, немедлено вытекъ источникъ ключевой и цѣлебной воды.

Избіеніе святыхъ видѣли скрывавшіеся на одной скалѣ вышеупомянутые епископы, Петръ изъ Тарса киликійскаго и Нонъ изъ города Вереи, ибо они со своими клириками издали слѣдовали за ними, желая видѣть ихъ кончину. Когда Селевкъ послѣ избіенія святыхъ мучениковъ пошелъ со своими воинами обратно домой, эти епископы съ клириками своими подошли къ тѣламъ мучениковъ и плакали надъ ними, а потомъ, приготовивъ ихъ къ погребенію, съ честью похоронили на томъ же мѣстѣ. Видѣли они и источникъ, вытекшій по молитвѣ святыхъ мучениковъ и, попивши изъ него воды, узнали о цѣлебности ея, ибо одинъ изъ клириковъ, бывшій съ епископами, долгое время страдалъ отъ нечистаго духа, но когда напился изъ этого источника, то нечистый духъ немедленно оставилъ его. Послѣ погребенія святыхъ епископъ Петръ не возвратился въ Тарсъ, такъ какъ Селевкъ сталъ искать его, чтобы предать смерти, но со всѣми бывшими съ нимъ пошелъ въ Исаврію.

Между тѣмъ окрестные жители, узнавъ о цѣлебномъ источникѣ, стали приходить къ нему и приносили своихъ больныхъ. Они пили воду, мылись ею и получали исцѣленіе отъ всякихъ болѣзней по молитвамъ святаго страстотерпца Андрея и пострадавшихъ съ нимъ святыхъ мучениковъ и по благодати Господа нашего Іисуса Христа, Которому со Отцомъ и Святымъ Духомъ да будетъ честь и слава нынѣ, всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь разумѣется не соправитель Діоклитіана Максиміанъ Геркулъ, а Максиміанъ Галерій, зять Діоклитіана и соправитель его на востокѣ Римской имперіи. Онъ внушилъ Діоклитіану мысль издать общій законъ противъ христіанъ, вслѣдствіе котораго и началось повсемѣстное преслѣдованіе ихъ.
[2] Киликія — римская провинція; находилась въ юго-восточной части малоазійскаго полуострова, на берегу Средиземнаго моря, на сѣверо-востокъ отъ Сиріи, и граничила съ послѣдней съ востока. Городъ Тарсъ былъ родиной св. ап. Павла.
[3] Нынѣ Тавръ — горная цѣпь, тянущаяся по южному берегу Сканадійскаго полуострова и потомъ поднимающаяся къ сѣверу и идущая на востокъ. На восточной части своей она называется Антитавръ. Изъ ледниковъ Антитавра беретъ свое начало извѣстная рѣка Тигръ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 319-327.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0