Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День восемнадцатый.

Страданіе святаго священномученика Емиліана и прочихъ съ нимъ.

По прошествіи нѣкотораго времени въ сосѣднемъ городѣ, называемомъ Требіей [2], скончался епископъ. Тогда жители этого города, бывшіе христіанами и жившіе среди идолопоклонниковъ, какъ пшеница среди сорной травы и какъ лилія среди терновника, узнавъ о жизни и мудрости святаго Емиліана, избрали его себѣ епископомъ, какъ человѣка, хотя и молодого по лѣтамъ, но превосходящаго разумомъ и добродѣтелями стариковъ. Для посвященія они отправили его въ Римъ къ святѣйшему папѣ Маркеллину. Принявъ отъ папы архіерейское посвященіе, святый Емиліанъ вмѣстѣ съ учителемъ и братьями своими переселился изъ Сполитона въ Требію, каѳедральный городъ своей епархіи. Вступивъ въ управленіе своею паствою, онъ правилъ ею доблестно, наставляя стадо Христово и дѣломъ, и словомъ, причемъ, чудесно исцѣляя болѣзни и врачуя благодатію Христовою тѣла и души человѣческія, онъ и многихъ изъ невѣрныхъ обратилъ къ христіанской вѣрѣ.

Въ то время правителемъ тѣхъ странъ былъ человѣкъ жестокаго характера, по имени Максиміанъ, которому нечестивые императоры вручили власть надъ Этруріею и Умбріею. Прослышавъ о христіанскомъ епископѣ Емиліанѣ, что онъ многихъ обращаетъ отъ служенія идоламъ ко Христу и упраздняетъ языческіе храмы, Максиміанъ поспѣшно прибылъ въ Требію и, приказавъ схватить святителя Божія и привести къ себѣ на судъ, сказалъ ему:

— «Емиліанъ, что я слышу о тебѣ? Къ чему безуміемъ своимъ ты добровольно хочешь предать себя смерти? Если не поклонишься нашимъ богамъ, то я подвергну тебя жестокимъ мученіямъ и велю предать тебя ужасной смерти».

— «Я не поклонюсь бѣсамъ, — съ полною твердостію отвѣтилъ святый епископъ, — потому что всѣ языческіе боги — бѣсы, какъ говорится и въ святыхъ книгахъ, и кто имъ кланяется, тотъ унаслѣдуетъ въ адѣ вѣчныя муки».

Отъ этихъ словъ правитель пришелъ въ ярость и велѣлъ безъ пощады бить святаго, а потомъ послѣ избіенія сталъ на словахъ издѣваться надъ нимъ. Онъ поносилъ Христа Бога и говорилъ, что христіанскій Богъ не имѣетъ никакой силы, а тѣ боги, которыхъ онъ чтитъ, всемогущи. Тогда святитель Божій сказалъ ему:

— «Испытай, если желаешь, и узнай, чья сила больше, Христова или твоихъ боговъ? Прикажи принести сюда какого-нибудь разслабленнаго или человѣка, одержимаго какою-либо иною болѣзнію, и повели жрецамъ вашимъ, пусть помолятся богамъ объ исцѣленіи больного; помолюсь и я моему Богу, и чей Богъ Своею силою исцѣлитъ больного, Тотъ Богъ пусть и будетъ признанъ всѣми Богомъ истиннымъ и пусть всѣ поклонятся Ему».

Это предложеніе святаго Емиліана понравилось Максиміану, и онъ немедленно же послалъ разыскать больного. Вскорѣ принесенъ былъ одинъ человѣкъ разслабленный, съ очень давняго времени лежавшій въ постели и совершенно не владѣвшій своими членами. На это зрѣлище собралось множество народа, желавшаго видѣть имѣвшее совершиться чудо. И вотъ по повелѣнію правителя жрецы стали молиться богамъ своимъ, призывая Аполлона, Зевса, Меркурія и другихъ суетныхъ и ложныхъ боговъ своихъ, чтобы они исцѣлили разслабленнаго. Очень долго молились они, но не имѣли никакого успѣха, а святой, стоя въ сторонѣ, смотрѣлъ и посмѣявался надъ ними и надъ ихъ богами. Наконецъ, Максиміанъ повелѣлъ жрецамъ своимъ прекратить молитву и, обратившись къ епископу христіанъ, Емиліану сказалъ ему:

— «Теперь ты помолись Богу своему, если ожидаешь что-либо получить отъ Него».

Тогда епископъ, преклонилъ для молитвы колѣна и, поднявъ руки, возвелъ глаза свои къ небу и сталъ молиться, говоря:

— «Господи, услыши молитву мою, и вопль мой къ Тебѣ да пріидетъ. Не отврати лица Твоего отъ мене.., въ оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя (Псал. 101, 2-3). Яви, Господи, всѣмъ присутствующимъ здѣсь, что Ты — Одинъ истинный Богъ, и спаси вѣрующихъ въ Тебя».

Такъ помолившись, святитель подошелъ къ разслабленному и, взявъ его за руку, сказалъ:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа встань и будь здоровъ».

Разслабленный тотчасъ же всталъ, здоровый во всемъ тѣлѣ, и на глазахъ всѣхъ сталъ ходить, радуясь и прославляя Бога. Онъ всѣмъ показывалъ себя въ удостовѣреніе, что совершенно исцѣлился, и съ радостію ушелъ домой.

Это чудо привело въ изумленіе всѣхъ, наблюдавшихъ его, и многіе увѣровали во Христа. Самъ Максиміанъ началъ было въ душѣ склоняться къ вѣрѣ, но нечестивые жрецы стали убѣждать его не вѣровать, говоря, что не силою Божіею совершилось это чудо, а волшебнымъ искусствомъ Емиліана, и взывали къ правителю:

— «Предай смерти этого чародѣя, дабы не погибло совсѣмъ почитаніе боговъ».

Слушая нечестивыхъ жрецовъ и давая лживымъ словамъ ихъ больше вѣры, чѣмъ видимой силѣ Божіей, Максиміанъ снова сталъ убѣждать святаго Емиліана поклониться идоламъ и говорилъ:

— «Принеси жертву богамъ, зная то, что многіе, не послушавшіе моего совѣта, погибали до сихъ поръ въ страшныхъ мученіяхъ».

— «Тѣ, которые не принесли жертвы твоимъ нечестивымъ богамъ, — отвѣчалъ святый, — но рѣшились умереть за Христа, теперь наслаждаются вмѣстѣ съ Нимъ вѣчнымъ блаженствомъ».

— «Не говори мнѣ больше объ имени Христа, — сказалъ на это Максиміанъ, — но пощади свою молодость, ибо ужасныя мученія ожидаютъ тебя».

— «Я, — рабъ Христа, — отвѣчалъ святый Емиліанъ, — и не перестану открыто произносить и прославлять имя Іисуса Христа; за Него я готовъ потерпѣть всевозможныя муки и самую смерть».

Тогда Максиміанъ приказалъ раздѣть святаго, повѣсить на мѣстѣ пытокъ и опалять тѣло его зажженными свѣчами.

Безропотно перенося эту пытку, святый мученикъ молился Господу, чтобы Онъ укрѣпилъ его въ страданіяхъ. И вотъ явился ему Христосъ и сказалъ:

— «Не страшись, Емиліанъ, Я Самъ — съ тобою!»

И въ ту же минуту свѣчи погасли и руки палачей скорчились. Видя это, правитель велѣлъ снять мученика съ мѣста пытокъ и сказалъ ему:

— «Какимъ искусствомъ ты дѣйствуешь, что и свѣчи погасилъ и искалѣчилъ руки слугъ моихъ? Но въ моемъ распоряженіи есть для тебя еще болѣе сильныя мученія, преодолѣть которыя ты уже будешь не въ состояніи».

— «Искусство мое, — отвѣтилъ на это мученикъ, — Христосъ мой, и если ты подвергнешь меня бо́льшимъ мученіямъ, то Онъ дастъ мнѣ и больше терпѣнія и покажетъ на мнѣ еще большую силу Свою».

Тогда Максиміанъ приказалъ расплавить котелъ олова и бросить въ него мученика. Но Христосъ опять явился Своему рабу и, взявъ его за руку, вмѣстѣ съ нимъ вошелъ въ котелъ, и огонь немедленно же погасъ, котелъ распался и олово вылилось, а святый остался невредимымъ. Это чудо привело въ изумленіе правителя и всѣхъ, бывшихъ при немъ, однако они не признали въ немъ силы Божіей.

Послѣ сего Максиміанъ далъ повелѣніе привязать къ шеѣ святаго мученика большой камень и бросить его въ протекавшую близъ города рѣку, носившую названіе Клитумна. Но и здѣсь явился святому Емиліану Христосъ и, какъ нѣкогда апостола Петра, взялъ его за руку и изъ водной глубины вывелъ на берегъ. Воины привели святаго обратно къ правителю и разсказали ему о совершившемся чудѣ.

Максиміанъ приказалъ тогда бросить Емиліана на съѣденіе звѣрямъ, но и звѣри не причинили святителю Божію никакого вреда, потому что Самъ Господь, снова явившійся угоднику Своему, былъ тутъ. Христосъ сказалъ ему:

— «Мужайся, Емиліанъ, добрый и вѣрный рабъ Мой!»

И звѣри успокоились: львы и леопарды сдѣлались кроткими, какъ ягнята, и одни лизали ноги святаго, а другіе — руки его.

При видѣ такихъ чудесъ народъ закричалъ:

— «Великъ Богъ христіанскій! Пусть рабъ Его будетъ отпущенъ на свободу».

И въ этотъ день увѣровало во Христа тысяча человѣкъ. Въ страшномъ гнѣвѣ на народъ Максиміанъ выслалъ на него вооруженныхъ воиновъ и приказалъ имъ убивать тѣхъ, кто прославлялъ Христа. Такимъ образомъ, было убито обоего пола и всякаго возраста тысяча человѣкъ увѣровавшихъ. Кромѣ того, по приказанію разгнѣвавшагося правителя, были перебиты и звѣри, не причинившіе вреда мученику. Видя избіеніе звѣрей, Емиліанъ воскликнулъ, сказавъ:

— «Слава Тебѣ, Христе Боже, ибо за Тебя умираютъ не только люди, но и звѣри».

Находясь въ затрудненіи относительно того, какому бы еще мученію подвергнуть святаго Емиліана, Максиміанъ велѣлъ посадить его въ темницу. Въ это время по совѣту своихъ палачей онъ приказалъ соорудить особое колесо для пытки и придѣлать къ нему множество острыхъ желѣзныхъ зубьевъ. Но когда, по его приказанію, приведеннаго изъ темницы святаго мученика привязали къ этому колесу и покатили съ горы, то въ то же мгновеніе явившійся святому Господь отвязалъ и снялъ его съ колеса, а покаченное колесо изранило и убило многихъ, находившихся подъ горою, язычниковъ. Послѣ сего святый мученикъ снова былъ посаженъ въ темницу. Между тѣмъ Максиміанъ, узнавъ о двухъ братьяхъ святаго Емиліана, Діонисіи и Ермиппѣ, и объ учителѣ ихъ Иларіонѣ, послалъ воиновъ разыскать ихъ, такъ какъ изъ страха они скрывались. Когда они были найдены и приведены къ правителю, онъ велѣлъ посадить ихъ въ ту же темницу, гдѣ находился и святый Емиліанъ. Увидавъ учителя своего и братьевъ, святитель Божій очень обрадовался; и всѣ вмѣстѣ они радовались, что удостоились страдать за имя Христово. Въ ту же ночь блаженному Иларіону было отъ Бога откровеніе, что всѣ они скоро примутъ мученическіе вѣнцы. Вскорѣ послѣ этого Діонисій и Ермиппъ вмѣстѣ со старцемъ Иларіономъ были приведены на судъ къ правителю. Но когда послѣдній, принуждая ихъ поклониться идоламъ, сталъ угрожать имъ мученіями, то для укрѣпленія ихъ явился имъ Христосъ Господь, и въ то же время произошло землетрясеніе, идолы попадали съ своихъ мѣстъ и разбились въ прахъ. Посему святые, по повелѣнію правителя, были жестоко избиты и, наконецъ, обезглавлены. Такимъ образомъ, они и приняли обѣщанные имъ Господомъ мученическіе вѣнцы.

На другой день утромъ Максиміанъ повелѣлъ привести на судилище святителя Божія Емиліана и сказалъ ему:

— «Братья твои и твой учитель отреклись отъ Христа, и я послалъ ихъ въ другой городъ для принятія почестей».

Но святый Емиліанъ, зная по откровенію Божію о мученической кончинѣ святыхъ, отвѣтилъ правителю:

— «Мучитель, ты говоришь неправду: не отреклись они отъ Христа, но положили жизнь свою за Него. Впрочемъ, ты выразился правильно, сказавъ, что послалъ ихъ въ другой городъ, потому что, убивъ ихъ, ты дѣйствительно послалъ ихъ въ городъ небесный для принятія почестей отъ Царя славы, Христа, за Котораго они пострадали».

Отъ этихъ словъ Максиміанъ пришелъ въ ярость и приговорилъ святаго Емиліана къ усѣченію мечемъ. Послѣ такого приговора святый, сопровождаемый большою толпою народа, для совершенія казни выведенъ былъ изъ города на разстояніе одного поприща [3] на мѣсто, называемое Карпіаново. Шествуя къ мѣсту казни, мученикъ пѣлъ, прославляя Бога и молясь за народъ. Когда палачъ нанесъ святому ударъ мечемъ въ шею, то мечъ согнулся, какъ воскъ, и не причинилъ никакой раны. Тогда воины, бывшіе при казни, упавъ къ ногамъ святаго, просили у него прощенія, признали, что Христосъ есть единый истинный Богъ, и умоляли святаго мученика помолиться о нихъ Христу Богу. И когда мученикъ, преклонивъ колѣна, началъ молиться не только о нихъ, но и о всѣхъ людяхъ, то ему послышался съ неба голосъ, извѣщавшій его, что молитва его принята, а его самаго призывавшій въ горнія обители. Услышавъ этотъ голосъ, святый мученикъ исполнился невыразимой радости. Онъ хотѣлъ поскорѣе отрѣшиться отъ тѣла и жить со Христомъ; однако у него было желаніе достигнуть этого не обычною, а мученическою смертію, а потому онъ помолился Господу, чтобы Онъ далъ ему умереть отъ меча. И вотъ пришелъ другой палачъ и отсѣкъ ему честную главу. Такимъ образомъ, и увѣнчанъ былъ святый епископъ Емиліанъ вѣнцомъ мученика. Изъ раны его вмѣсто крови потекло молоко, и многіе изъ язычниковъ, будучи очевидцами такихъ чудесъ, увѣровали во Христа. Они же завернули честное тѣло святаго мученика въ чистыя, умащенныя душистымъ масломъ, пелены и тутъ же похоронили.

Впослѣдствіи, когда гоненіе на христіанъ прекратилось, вѣрующіе торжественно перенесли мощи святаго въ городъ и положили ихъ въ священномъ мѣстѣ, прославляя Христа Бога, Которому и отъ насъ да будетъ слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ, всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Нынѣ Сполето, — расположенъ на одномъ изъ притоковъ рѣки Тибра въ Умбріи. Притокъ этотъ назывался въ древности Клитумной.
[2] Требія, довольно значительный въ древности городъ, находившійся, какъ и Сполитонъ, на большой дорогѣ, соединявшей столицу вселенной, Римъ, съ однимъ изъ портовъ Адріатическаго моря; нынѣ не существуетъ. Онъ былъ въ Умбріи, нѣсколько сѣвернѣе Сполитона и въ близкомъ отъ него разстояніи.
[3] Поприще — мѣра разстоянія около версты (равняется 690 саженямъ).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 307-314.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0