Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День семнадцатый.

Страданіе святаго мученика Патрокла.

— «Я слышалъ о твоемъ безуміи; ты принялъ суетную вѣру и покланяешься Тому, Кто былъ поруганъ людьми».

Но святый ничего не отвѣчалъ на эти безумныя слова.

Тогда Авреліанъ спросилъ его:

— «Какое имя ты носишь?»

Святый отвѣчалъ:

— «Мое имя — Патроклъ».

Авреліанъ снова спросилъ:

— «Какую вѣру содержишь ты и какому богу покланяешься?»

Святый Патроклъ отвѣчалъ:

— «Я покланяюсь Богу живому и истинному, обитающему на небесахъ и призирающему на смиренныхъ; я покланяюсь Тому Богу, Который знаетъ все, прежде нежели что-либо совершилось».

Авреліанъ сказалъ:

— «Оставь безуміе свое и поклонись нашимъ богамъ; ты будешь награжденъ за это нами честью и богатствомъ и имя твое будетъ прославлено».

Святый отвѣчалъ:

— «Я не знаю инаго Бога, кромѣ Того истиннаго, Который сотворилъ небо, землю, море и все, видимое и невидимое».

Авреліанъ сказалъ на это:

— «Докажи намъ, истинно ли то, что ты говоришь?»

Патроклъ отвѣчалъ:

— «Поистинѣ справедливо все то, что я говорю; но такъ какъ вы всѣ погибаете во лжи, то не хотите увѣровать истинѣ, ибо ложь всегда ненавидитъ истину».

Авреліанъ сказалъ:

— «Я тебя предамъ огню, если ты не принесешь жертвы богамъ».

Святый же отвѣчалъ:

— «Вотъ я приношу жертву хвалы, да и самого себя приношу въ жертву Богу моему, Который благоволилъ призвать меня къ мученическому подвигу за святое имя Свое».

Тогда царь Авреліанъ преисполнился гнѣва и приказалъ возложить на ноги мученика желѣзныя оковы, разожженныя на огнѣ; приказалъ также связать святому руки назади желѣзными веригами, разожженными на огнѣ; потомъ велѣлъ бросить святаго въ темницу и держать тамъ до тѣхъ поръ, пока онъ не измыслитъ способа погубить святаго.

Находясь въ оковахъ, святый молился Богу, говоря такъ:

— «Буди милость Твоя, Господи, да утѣшитъ мя по словеси Твоему раба Твоего» (Псал. 118, 76).

И еще:

— «Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрѣлъ еси на смиреніе мое» (Псал. 30, 8).

Спустя три дня царь Авреліанъ возсѣлъ на публичномъ судилищѣ своемъ и приказалъ вывести мученика изъ темницы и представить ему на судъ. Когда святый былъ приведенъ, царь сказалъ ему:

— «Хулитель, иди, спаси скорѣе себя самого отъ смерти и принеси жертву богамъ».

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Господь нашъ спасъ отъ смерти вѣчной души рабовъ Своихъ; Онъ не оставитъ всѣхъ, уповающихъ на Него; если же ты желаешь получить что-либо изъ моихъ богатствъ, то я охотно ихъ дамъ тебѣ, ибо вижу, что ты нищъ».

Авреліанъ сказалъ на это:

— «Какъ осмѣливаешься ты называть меня, императора, нищимъ, когда я имѣю безчисленныя сокровища?»

Святый отвѣчалъ:

— «Ты имѣешь богатства земныя, скоропреходящія; но ты нищъ, ибо ты не имѣешь самого себя, такъ какъ ты не стяжалъ въ сердцѣ своемъ святой вѣры въ Господа нашего Іисуса Христа; посему ты будешь осужденъ Судіею праведнымъ, — Богомъ, на мученія вмѣстѣ съ отцемъ твоимъ, — діаволомъ».

Авреліанъ сказалъ:

— «Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивымъ къ тебѣ».

Мученикъ сказалъ:

— «Для меня милостивъ Богъ мой, Которому я служу съ юныхъ лѣтъ. Но горе тебѣ, когда ты будешь отведенъ на то мѣсто, гдѣ пребываетъ въ мученіяхъ діаволъ, коему ты нынѣ служишь; тамъ увидишь ты вѣчныя муки, уготованныя тебѣ».

Императоръ сказалъ на это:

— «Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты въ моихъ рукахъ и нѣтъ никого, кто бы могъ спасти тебя отъ рукъ моихъ».

Святый сказалъ:

— «Въ твоей власти — находится лишь тѣло мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имѣетъ власти надъ нею, кромѣ Единаго Бога, создавшаго ее, Который и сказалъ намъ, рабамъ Своимъ: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тѣло погубити въ гееннѣ огненной» (Матѳ. гл. 28).

Царь Авреліанъ сказалъ на это:

— «А развѣ наши боги не имѣютъ такой же точно власти; вѣдь они для насъ истинны, ибо они всегда даютъ отвѣты о всемъ, о чемъ ихъ спрашиваютъ; это они доселѣ попускаютъ жить тебѣ, — своему врагу и хулителю».

Святый сказалъ:

— «Какіе боги у васъ?»

Авреліанъ отвѣчалъ:

— «Къ числу боговъ нашихъ принадлежатъ и великій Аполлонъ [2], и могущественный Зевсъ [3], и мать боговъ Діана [4], ибо они безъ обмана предсказываютъ людямъ будущее» [5].

Святый же Патроклъ сказалъ:

— «Что касается до Аполлона, коего ты называешь богомъ, то мы слышали отъ отцевъ нашихъ, что онъ былъ пастухомъ царя ѳессалійскаго Адмета [6]; относительно Зевса, коему ты покланяешься какъ богу, намъ извѣстно, что онъ былъ человѣкомъ мерзкимъ и нечестивымъ, блудодѣемъ, прелюбодѣемъ, грабителемъ и сѣятелемъ всякаго зла; — извѣстно, что онъ посѣвалъ вражду и безчинства среди людей, совершалъ убійства и грабежи, да и умеръ позорнѣйшею смертію, такъ что земля не приняла трупа его. Діану же, именуемую матерью боговъ вашихъ, кто не зналъ, что она бѣснованіе полуденное [7]. О, окаянное безуміе людей, ослѣпленныхъ невѣріемъ, покланяющихся суетному и пустому!»

Царь сказалъ:

— «Мое терпѣніе велико, ибо я до сихъ поръ слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебѣ въ послѣдній разъ: если ты не поклонишься и не принесешь жертвъ Аполлону, Зевсу и Діанѣ, то я сейчасъ же предамъ тебя смерти».

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Нечестивый мучитель! Ты похожъ на разбойника, который убиваетъ неповиннаго человѣка, тѣла же его пожрать не можетъ. Такъ и ты, хотя и хвалишься, что предашь смерти мое тѣло, но не съѣшь его; а если бы ты даже и пожралъ тѣло мое, то не посмѣлъ бы повредить моей душѣ».

Послѣ того какъ святый сказалъ эти слова, Авреліанъ весьма разгнѣвался и приказалъ усѣчь святаго мечемъ. Приэтомъ Авреліанъ приказалъ своимъ воинамъ усѣчь святаго не на сухой землѣ, но гдѣ-либо въ болотистомъ мѣстѣ, дабы онъ не могъ быть преданъ обычному для людей погребенію, но былъ бы съѣденъ гадами, птицами и звѣрями.

Воины взяли святаго мученика и повели его къ берегу рѣки, по имени Секвана, дабы усѣчь святаго здѣсь, въ болотѣ, на берегу рѣки.

Святый шелъ на смерть съ веселіемъ, молитвенно взывая:

— «Господи Іисуее Христе, не попусти тѣлу моему погибнуть въ томъ мѣстѣ болотистомъ, но возвеличь пресвятое имя Твое, дабы оно было славно предъ очами враговъ Твоихъ, и дабы язычники не сказали: — гдѣ же Богъ ихъ? — услышь, Владыко святый, молитву мою, какъ Ты услышалъ Моисея [8] и Аарона [9], молившихся о людяхъ Твоихъ и, раздѣливъ имъ море, Ты провелъ (израильтянъ) по суху (Исх. 14, 21-32); такъ и мнѣ повели перейти рѣку сію на ту сторону, на мѣсто неболотистое, дабы на сухой землѣ была пролита кровь моя и дабы тѣло мое нашло бы себѣ покой не въ болотѣ: спаси мя отъ бренія, да не углѣбну (Псал. 68, 15): избавь меня отъ мучителей моихъ!»

Едва только святый помолился въ такихъ словахъ, какъ помрачились глаза воиновъ, приведшихъ его, такъ что они (воины) не видѣли мученика.

Святый же Патроклъ, войдя въ рѣку, пошелъ по водѣ, ступая ниже колѣнъ; а между тѣмъ та рѣка была весьма большой и глубокой, и, кромѣ того, имѣла много воды отъ дождя; но святый мученикъ шелъ по ней, не опускаясь даже до колѣнъ; потомъ, перейдя на другой берегъ, мученикъ взошелъ на гору, находившуюся тамъ, и сказалъ:

— «Господь хранитъ души преподобныхъ святыхъ Своихъ и спасаетъ ихъ отъ рукъ грѣшниковъ».

Воины же, не видя мученика, коего они вели, пришли въ великій страхъ и ужасъ, ибо боялись, что царь подумаетъ, что они отпустили осужденнаго по своей волѣ, и предастъ ихъ казни; — воины говорили сами въ себѣ:

— «Какъ великъ Богъ человѣка того, ибо Онъ спасъ его отъ рукъ нашихъ невидимо!»

Другіе изъ воиновъ говорили:

— «То былъ не человѣкъ, но нѣкое привидѣніе, ибо онъ безслѣдно исчезъ изъ нашихъ глазъ».

Въ то время, когда воины долгое время спорили объ этомъ между собою, не рѣшаясь возвратиться къ царю, нѣкая женщина-язычница, переплывавшая въ лодкѣ рѣку, услыхавъ споръ воиновъ и увидя ихъ печаль, сказала имъ:

— «Я видѣла на той сторонѣ рѣки, на горѣ, человѣка-христіанина, коего вы ищете; онъ лежалъ ницъ и молился Богу своему».

Они же, имѣя ноги, скорыя къ пролитію крови неповинной, тотчасъ переплыли рѣку на лодкѣ и взойдя на гору, нашли святаго въ томъ положеніи, какъ сказала имъ та женщина. Тогда старшій воинъ сказалъ съ досадою святому:

— «Поистинѣ ты достоинъ смерти, ибо ты убѣжалъ отъ насъ; но вотъ ты опять въ нашихъ рукахъ; и теперь уже не убѣжишь отъ насъ: ты будешь преданъ смерти; а если желаешь остаться въ живыхъ, принеси жертву богамъ нашимъ».

Святый отвѣчалъ имъ:

— «Я не поклонюсь нечестивымъ бѣсамъ; я покланяюсь только Богу единому».

Воины сказали ему:

— «Какой богъ у тебя, — рожденный или сотворенный?»

Святый сказалъ:

— «О, заблужденіе суетное! О, невѣріе безумное! О, рѣчи неразумныя! Кто изъ людей можетъ что-либо сказать о Богѣ безначальномъ? кто можетъ повѣдать о Его происхожденіи? Онъ сказалъ, и все произошло; Онъ повелѣлъ, и создано было все, — видимое и невидимое. Онъ послалъ Избавителя роду человѣческому, Сына Своего Единороднаго, Господа нашего Іисуса Христа, пролившаго за насъ святую кровь Свою, дабы избавить насъ отъ погибели и вѣчной смерти; но Господь воскресъ въ третій день изъ мертвыхъ, вознесся на небо въ присутствіи учениковъ и послалъ имъ, какъ обѣщалъ, Святаго Духа. И вѣровать должно такъ, какъ училъ Духъ Святый устами апостоловъ; ибо ученіе сіе есть правое и истинное; тотъ же, кто не вѣруетъ ученію сему, не увидить жизни вѣчной, но гнѣвъ Божій будетъ пребывать на томъ (человѣкѣ) вѣчно. Мы, христіане, твердо вѣруемъ и надѣемся получить жизнь вѣчную оть Христа, Бога нашего; посему мы и страдаемъ за Него съ любовію и умираемъ съ готовностію, зная, что живемъ ли мы, умираемъ ли мы, принадлежимъ Господу. Всѣ же, покланяющіеся бѣсамъ, подобно вамъ, вмѣстѣ съ бѣсами будутъ ввержены въ огонь геенскій».

Въ то время какъ святый произносилъ эти слова, воины пришли въ гнѣвъ и, назвавъ святаго хулителемъ своихъ боговъ, обнажили мечи, дабы усѣчь святаго. Мученикъ же сказалъ, обратившись къ Богу:

— «Въ руки Твои, Господи, предаю духъ мой; ибо Ты знаешь, что я умираю за имя Твое пресвятое».

Послѣ сего святый мученикъ Патроклъ былъ усѣченъ во главу [10].

Воины взяли главу мученика и бросили ее на далекое разстояніе отъ тѣла; потомъ ушли.

Въ это время на горѣ, по-близости отъ того мѣста, находились двое нищихъ, вь преклонныхъ лѣтахъ, пользовавшіеся ранѣе милостынею отъ рукъ святаго и исповѣдывавшіе вѣру христіанскую. Сіи видѣли кончину мученика и слышали послѣднія слова его. Когда воины ушли, сіи взяли тѣло мученика и главу его съ великимъ страхомъ, боясь быть замѣченными нечестивыми; честное тѣло и главу мученика они скрыли до вечера, а потомъ тайно повѣдали обо всемъ протопресвитеру того города, по имени Евсевію.

Когда наступила ночь, протопресвитеръ пришелъ къ тому мѣсту (гдѣ было скрыто тѣло мученика) вмѣстѣ съ діакономъ Ливеріемъ; обвивъ чистою плащаницею то святое тѣло, они предали его погребенію въ ту же ночь, тихо и съ немногими свѣщами пропѣвъ подобающее псалмопѣніе, боясь язычниковъ.

Скончался святый мученикъ Патроклъ въ царствованіе въ Римѣ Авреліана, среди христіанъ же при владычествѣ Господа нашего Іисуса Христа, Коему возсылается честь и слава вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Авреліанъ царствовалъ съ 270 г. по 275 г.
[2] Аполлонъ у древнихъ грековъ считался богомъ свѣта; вмѣстѣ съ тѣмъ ему усвоялся даръ предсказанія будущаго.
[3] Зевсъ — верховный богъ древне-гречеекой религіи, считавшійся родоначальникомъ прочихъ боговъ.
[4] Діана — считалась у древнихъ грековъ богинею свѣта и жизни; почиталась также какъ раздаятельница свѣжей, цвѣтущей жизни природы.
[5] Императоръ Авреліанъ, какъ язычникъ, былъ увѣренъ, что боги, въ коихъ онъ вѣровалъ, могли предсказывать будущее; онъ не безъ намѣренія упомянулъ имя Аполлона, который считался у древнихъ грековъ предсказателемъ будущаго (см. выше, прим. 2). Многіе храмы, построенные древними греками въ честь Аполлона, считались въ то-же время знаменитыми оракулами; болѣе всего былъ извѣстенъ оракулъ Дельфійскій, оракулъ въ Оробіи, на островѣ Эвбеѣ и въ другихъ мѣстахъ; древніе греки обращались къ помощи оракула во всѣхъ серьезныхъ и важныхъ случаяхъ какъ личной, такъ и общественной жизни: само собою понятно, что прорицатели, къ коимъ обращались греки за совѣтомъ, не могли предсказывать будущаго, такъ какъ всегда давали сбивчивые и неясные отвѣты.
[6] Въ данномъ случаѣ святый Патроклъ имѣлъ въ виду нелѣпыя сказанія древне-греческой миѳологіи.
[7] Бѣсъ полуденний — буквально: — зараза, опустошающая въ полдень; быть можетъ особая болѣзнь, вродѣ бѣшенства, вызываемая палящими лучами южнаго солнца (ср. Псал. 90, 6).
[8] Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейскаго, первый священный писатель, жившій за XV в. до Р. Хр. Моисей родился въ Египтѣ и происходилъ изъ колѣна Левіина; онъ чудесно вывелъ евреевъ изъ Египта, избавввъ ихъ отъ тяжкаго рабства. На горѣ Синай онъ получилъ отъ Бога 10 заповѣдей и сподобился видѣть славу Божію. — Память его празднуется св. Церковію 4-го сентября.
[9] Ааронъ — братъ Моисея (см. пред. прим.), первый первосващенникъ народа еврейскаго.
[10] Кончина св. мученика Патрокла послѣдовала ок. 275 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 285-293.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0