Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День шестнадцатый.

Слово преподобнаго Іоанна Дамаскина о поклоненіи святымъ иконамъ [1].

Кромѣ сего кто можетъ изобразить лице Бога невидимаго, безплотнаго, неописуемаго, не поддающееся изображенію? Безумнымъ безбожіемъ было бы желаніе изобразить Божество такъ, какъ оно существуетъ Само въ Себѣ. По этой причинѣ въ Ветхомъ Завѣтѣ иконы не были въ употребленіи. Но потомъ, когда благосердый Богъ, по Своей милости, устрояя наше спасеніе, явился въ образѣ истиннаго человѣка, а не въ подобіи только лица человѣческаго какъ нѣкогда являлся Аврааму и пророкамъ, но явилъ Себя истиннымъ человѣкомъ, ходя по земли, живя съ людьми, творя чудеса, пострадавъ, распявшись на крестѣ, бывъ погребенъ, потомъ воскресъ и вознесся на небеса; — тогда все то, что было въ дѣйствительности, все то, что видѣли люди, но то, чего не видѣли мы, не жившіе въ то время, — все сіе тогда и записано было въ наше назиданіе и напоминаніе, дабы мы, не видя то, какъ бы слышали то, и, увѣровавъ, получили блаженство (вѣчное). А такъ какъ не всѣмъ дано знать писанія, не всѣмъ данъ даръ чтенія книгъ, то святые отцы единогласно разсудили изобразить все сіе на иконахъ для быстрѣйшаго воспоминанія, какъ славныя побѣдоносныя знаменія. Ибо часто по нерадѣнію нашему мы забываемъ о страданіи Господнемъ; посмотрѣвъ же на изображеніе Христова распятія, мы тотчасъ воспоминаемъ Его спасительныя страданія и, припавъ, покланяемся, не вещи, но Тому, Коего изображеніе мы видимъ передъ собою; ибо мы покланяемся не тому матеріалу, изъ котораго составлено Евангеліе, но написанному въ немъ слову Божію; точно также мы покланяемся не тому матеріалу, изъ котораго сдѣланъ крестъ, но изображаемому крестомъ Распятію Христову. Крестъ ничѣмъ не отличался бы отъ матеріала, изъ коего онъ составленъ, если бы не изображалъ собою Распятія Христова. Тоже самое слѣдуетъ сказать и о иконѣ Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаемъ Богоматери, восходитъ къ Воплотившемуся отъ Нея. Точно также и мужественные подвиги святыхъ угодниковъ Божіихъ, изображаемые на иконахъ, возбуждаютъ насъ къ мужеству, ревности и подражанію ихъ добродѣтелямъ и къ прославленію Бога и, какъ мы сказали, та честь, которую мы воздаемъ благохвальнымъ подвижникамъ, изображеннымъ на иконахъ, есть свидѣтельство нашего усердія предъ общимъ всѣхъ насъ Господомъ и, кромѣ того, та честь восходитъ къ истинному первообразу.

То, что мы сказали, не записано въ Священномъ Писаніи, какъ не записано тамъ и о поклоненіи на востокъ, почитаніи креста и многомъ другомъ, тому подобномъ. Въ Исторіи же записано, какъ Авгарь, царь эдесскій, послалъ живописца своего, дабы онъ написалъ образъ Господа, но тотъ (живописецъ), не могъ исполнить приказанное ему, по причинѣ дивнаго свѣта, исходившаго отъ лица Христова. Тогда Самъ Господь приложилъ полотенце къ божественному и животворному лицу Своему и изобразилъ на полотенцѣ Свое подобіе, которое и послалъ къ Авгарю, дабы исполнить его желаніе [6]. А что святые апостолы многое передали намъ безъ писаній, объ этомъ свидѣтельствуетъ апостолъ язычниковъ святый Павелъ [7], говоря так: тѣмже убо братіе, стойте и держите преданія, имже научистеся или словомъ или посланіемъ нашимъ (2 Сол. 2, 15). И въ другомъ мѣстѣ: хвалю вы, братіе, яко вся моя помните, и якоже предахъ вамъ, преданія держите (1 Кор. 11, 2).

Примѣчанія:
[1] Святый Іоаннъ Дамаскинъ — знаменитый богословъ и пѣснописецъ, инокъ обители св. Саввы, ревнитель православія въ борьбѣ съ иконоборцами, жившій въ VIII в. За свои высоко-художественныя умилительныя пѣснопѣнія онъ получилъ наименованіе: «златоструйный». Св. Іоаннъ Дамаскинъ прославился составленіемъ каноновъ (всего имъ составлено до 60-ти каноновъ), изъ которыхъ особенно замѣчателенъ пасхальный канонъ. Но главная заслуга св. Іоанна Дамаскина — разработка теоріи церковнаго пѣнія. Церковное пѣніе имъ было разграничено на восемь гласовъ или музыкальныхъ тональностей (ладовъ). Какъ практическое примѣненіе теоріи церковнаго осмогласія, извѣстенъ трудъ Дамаскина «Октоихъ». Св. Іоаннъ Дамаскинъ скончался въ 776 году. — Память его празднуется св. Церковію 4-го декабря.
[2] Говоря о людяхъ, порицающихъ христіанъ, святый Іоаннъ Дамаскинъ имѣетъ въ виду иконоборцевъ. Иконоборческая ересь появилась въ VIII в., слѣдовательно святый Іоаннъ Дамаскинъ былъ ея современникомъ (см. пред. прим.). Иконоборцы неразумно смѣшивали иконопочитаніе съ идолопоклонствомъ. Святый Іоаннъ Дамаскинъ въ настоящемъ словѣ о поклоненіи святымъ иконамъ обличаетъ безбожное заблужденіе иконоборцевъ. — Основателемъ иконоборческой ереси считается Константинъ, епископъ наколійскій (во Фригіи — малоазійской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Левъ III-й Исаврянинъ (717-741 гг.) и Константинъ V-й Копронимъ (741-775 гг.). Эта ересь была осуждена на VII-мъ, Вселенскомъ соборѣ, происходившемъ въ 787 г. въ городѣ Никеѣ.
[3] Святый Василій Великій — знаменитѣйшій отецъ Церкви IV-го в. — Память его празднуется св. Церковію 1-го и 30-го января.
[4] Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейскаго, первый священный писатель, жившій за XV вѣковъ до Р. Хр. Онъ родился въ Египтѣ и происходилъ изъ колѣна Левіина. Онъ чудесно вывелъ евреевъ изъ Египта, избавивъ ихъ отъ тяжкаго египетскаго рабства. На горѣ Синай онъ получилъ отъ Бога 10 заповѣдей и сподобился видѣть славу Божію. Всѣ, полученныя имъ отъ Бога заповѣди и установленія, равно какъ и первоначальную исторію народа еврейскаго, онъ изложилъ въ первыхъ пяти книгахъ Библіи (пятокнижіе Моисеево). Скончался Моисей на границѣ земли обѣтованной, будучи 120-ти лѣтъ отъ роду. — Память его празднуется св. Церковію 4-го сентября.
[5] Ной — сынъ Ламеха, — послѣдній патріархъ до потопа. Жертва Богу принесена Ноемъ по выходѣ изъ ковчега (Быт. 8, 15-20) и была прообразомъ жертвы Христовой.
[6] Болѣе подробное повѣствованіе о семъ можно читать выше, подъ симъ же числомъ.
[7] Память святаго апостола Павла празднуется св. Церковію 29-го іюня.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 280-283.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0