Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День шестнадцатый.

Перенесеніе изъ Эдессы въ Константинополь Нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа.

— «Князь Эдесскій Авгарь — Іисусу, благому Спасителю въ странахъ іерусалимскихъ явившемуся во плоти, радоваться.

До меня достигъ слухъ о Тебѣ и Твоихъ преславныхъ чудотвореніяхъ, какъ безъ врачевства и лѣкарствъ Ты исцѣляешь болѣзни, — слѣпымъ даешь прозрѣніе, хромымъ хожденіе, отгоняешь отъ людей нечистыхъ духовъ, очищаешь прокаженныхъ, разслабленныхъ, въ теченіе многихъ лѣтъ лежащихъ на одрѣ, врачуешь словомъ и воскрешаешь мертвыхъ: слыша о Тебѣ, что Ты совершаешь столь дивныя чудеса, я относительно Тебя пришелъ къ такого рода двумъ заключеніямъ: Ты или Богъ, сошедшій съ неба, или Сынъ Божій. Посему я и обращаюсь къ Тебѣ съ такимъ смиреннымъ моленіемъ, да потрудишься придти ко мнѣ и исцѣлить неизлѣчимую болѣзнь мою, отъ которой я страдаю уже много лѣтъ; дошло до меня также, что Іудеи ненавидятъ Тебя и хотятъ причинить Тебѣ зло. Я же имѣю городъ, хотя и небольшой, но красивый и изобилующій всѣмъ; итакъ приходи ко мнѣ и живи со мною въ моемъ городѣ, въ которомъ для насъ обоихъ найдется все потребное».

Съ этимъ посланіемъ Авгаря живописецъ Ананія достигъ Іерусалима. Онъ увидѣлъ Господа Іисуса учащаго на равнинѣ среди множества людей, но не могъ приблизиться къ Нему по причинѣ тѣсноты, производимой скученностью народа. Ожидая времени, когда разойдется народъ, Ананія вступилъ на одинъ камень, немного возвышавшійся надъ землею; отсюда онъ внимательно всматривался въ лице Спасителя, намѣреваясь изобразить его; и не могъ Ананія сдѣлать этого, ибо Всевидецъ, не благоволившій къ намѣренію живописца, измѣнялъ лице Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображенія руки человѣческой, славою и благодатію. Долго трудился Ананія, но ничего не достигъ. Господь же повелѣлъ апостолу Ѳомѣ идти и привести мужа, который, стоя на камнѣ, изображаетъ его лице. Когда его подвели и онъ еще ничего не началъ говорить, Господь подозвалъ его къ себѣ по имени и, указывая на его занятіе, назвалъ его по имени живописцемъ Ананіею и открылъ причину его пришествія, говоря:

— «Гдѣ письмо князя твоего Авгаря, которое ты принесъ ко мнѣ изъ Эдеса?»

Ананія, въ удивленіи и ужасѣ отъ Господней прозорливости, тотчасъ вынулъ посланіе князя и съ трепетомъ отдалъ его въ руки Спасителя. Господь, прочтя посланіе, написалъ Авгарю слѣдующее:

— «Блаженъ ты, Авгарь, не видѣвшій Меня и увѣровавшій въ Меня, ибо о Мнѣ написано, что видящіе Меня не имутъ вѣры, не видящіе же Меня увѣруютъ въ Меня и наслѣдуютъ жизнь вѣчную. Ты пишешь ко Мнѣ, чтобы Я пришелъ къ тебѣ, но Мнѣ подобаетъ совершить то, ради чего Я посланъ, и, по совершеніи, возвратиться къ Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесенъ къ Нему, тогда пошлю къ тебѣ одного изъ учениковъ Моихъ, который, совершенно исцѣливъ тебя отъ твоей болѣзни, подастъ тебѣ и находящимся съ тобою жизнь вѣчную (черезъ крещеніе)».

Написавъ такое посланіе Авгарю, Господь Іисусъ Христосъ запечаталъ его печатью, на которой находилось еврейскимъ письмомъ такое начертаніе: Божіе видѣніе, Божественное чудо. Затѣмъ Господь, исполняя желаніе Авгаря и художника, приказалъ принести воду и, умывъ пресвятое лице Свое, отеръ его поданнымъ Ему четвероконечнымъ убрусомъ. И о, чудо! простая вода обратилась въ краску, и на убрусѣ отпечаталось пресвятое подобіе Божественнаго лица. Отдавая это изображеніе Ананіи вмѣстѣ съ письмомъ, Господь сказалъ:

— «Неси, отдай пославшему тебя. (Это было въ послѣдніе дни житія Господа на землѣ предъ Его страданіями [2].

И возвратился [3] Ананія въ Эдесъ къ князю своему и отдалъ ему нерукотворенное изображеніе на убрусѣ лица Христова и письмо. Взявъ ихъ, Авгарь исполнился радости и облобызалъ съ любовію; поклонившись образу Христову, онъ тотчасъ получилъ облегченіе въ болѣзни, такъ что только малая часть проказы оставалась на лицѣ его до того времени, когда долженъ былъ придти къ нему посланный Господомъ ученикъ.

По вольномъ же страданіи, воскресеніи и вознесеніи на небо Господа, въ Эдесъ пришелъ, по Божественной благодати, святый Ѳаддей, одинъ изъ семидесяти апостоловъ: достаточно наставивъ Авгаря святой вѣрѣ въ Христа, святый Ѳаддей крестилъ князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчасъ уничтожилась оставшаяся часть проказы, и онъ вышелъ изъ купели совершенно чистымъ, здравымъ тѣломъ и душею. Вмѣстѣ съ Авгаремъ крестился весь домъ его и весь городъ, и славилось въ Эдесѣ имя Господа нашего Іисуса Христа, единаго истиннаго Бога. Былъ же на воротахъ Эдеса, стоявшій здѣсь изстари, идолъ какого-то языческаго божества, которому всякій, входившій въ городъ, обязанъ былъ воздать поклоненіе. Этого идола Авгарь свергнулъ съ его мѣста и уничтожилъ; потомъ онъ устроилъ надъ воротами въ каменной стѣнѣ круглое углубленіе, въ которое не могъ попадать дождь; наложивъ убрусъ нерукотвореннаго образа Христова на доску негніющаго дерева, Авгарь обложилъ и украсилъ его золотомъ съ драгоцѣнными камнями и поставилъ въ стѣнѣ надъ вратами; кромѣ того, онъ сдѣлалъ еще такую надпись золотыми буквами:

— «Христе Боже! Всякій уповающій на Тебя не постыдится».

И повелѣлъ Авгарь всѣмъ входящимъ въ городъ и исходящимъ изъ него поклоняться божественному образу Христову; онъ издалъ законъ, повелѣвавшій непремѣнно воздавать таковую честь Господню изображенію; это благочестное повелѣніе Авгаря, огражденное закономъ, соблюдалось въ теченіе многихъ лѣтъ: какъ во дни жизни его и его сына, по немъ княжествовавшаго въ Эдесѣ, такъ и при его внукѣ. Затѣмъ, при одномъ изъ правнуковъ Авгаря, пріявшихъ княженіе въ Эдесѣ, возобновилось въ городѣ древнее языческое нечестіе: этотъ князь, развратившись, отступилъ отъ Христа и уклонился въ идолопоклонство. Увидѣвъ на городскихъ вратахъ образъ Спасителя, почитаемый всѣми входящими и исходящими, князь, какъ врагъ Христа, вознегодовалъ; онъ захотѣлъ сбросить со стѣны божественное изображеніе, поставивъ на его мѣсто идола. Узнавъ объ этомъ, по особому извѣщенію отъ Господа, епископъ Эдесы пришелъ ночью съ клириками къ вратамъ города и, поднявшись по лѣстницѣ, поставилъ предъ святымъ образомъ Христовымъ зажженную лампаду съ деревяннымъ масломъ; потомъ епископъ заложилъ святый образъ глиняною доскою, а затѣмъ кирпичами и покрылъ задѣланное такимъ образомъ мѣсто мѣломъ и сравнялъ со стѣною, — такъ ему было повелѣно божественнымъ явленіемъ. Когда нерукотворенный образъ Христовъ сталъ невидимъ, нечестивый князь оставилъ свое намѣреніе. И, по многомъ времени, въ памяти людей уничтожилось воспоминаніе о святомъ образѣ, забыто было и мѣсто его загражденія; никто не зналъ о немъ до дня его чудеснаго явленія послѣ очень многихъ лѣтъ, совершившагося слѣдующимъ образомъ.

Во дни благочестиваго царя Іустиніана царь персидскій Хозрой съ большимъ войскомъ подошелъ къ Эдесу, окружилъ его и началъ упорную и продолжительную осаду. Когда же граждане, находясь въ изнеможеніи отъ недоумѣнія и великаго страха, со слезами молились Богу, въ одну ночь епископу Эдеса Евлавію явилась нѣкая пресвѣтлая, блистающая великою славою, невѣста; показывая перстомъ на городскія ворота и мѣсто въ стѣнѣ, она сказала:

— «Вверху этихъ вратъ сокрытъ божественный нерукотворенный образъ Спаса Христа; хорошо сдѣлаешь, когда вынешь его изъ загражденія».

Епископъ съ поспѣшностью пошелъ ко вратамъ и, поднявшись къ мѣсту указанному въ стѣнѣ, нашелъ все такъ, какъ было сказано ему въ откровеніи; узнавъ загражденіе, онъ раскопалъ его и отнялъ доску; и нашелъ пречистый и пресвятый образъ Христовъ цѣлъ и невредимъ, лампаду, несмотря на то, что прошло уже столько лѣтъ, неугасшей и полной елея; а на самой доскѣ, которою заложенъ былъ образъ, отобразилось нерукотворенно другое такое же подобіе Лица Христова. Епископъ взялъ убрусъ съ изображеніемъ Спаса и показалъ гражданамъ; и была для всѣхъ великая радость, и всѣ исполнились мужества, уповая на Господа. Епископъ, совершая усердное моленіе, понесъ образъ по стѣнамъ города, являя Лице Спасителя персидскимъ воинамъ, осаждавшимъ городъ, и тотчасъ все персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось въ бѣгство. Такъ Эдесъ милосердіемъ Христа Бога нашего и явленіемъ Его нерукотвореннаго пресвятаго образа былъ избавленъ отъ своихъ враговъ.

Затѣмъ, также по прошествіи многихъ лѣтъ, когда въ Греціи былъ царемъ Романъ Багрянородный, прозывавшійся еще Ликапенисъ, раздѣлявшій власть съ Константиномъ, сыномъ Льва Премудраго и своимъ зятемъ, святой убрусъ съ нерукотвореннымъ изображеніемъ божественнаго Лица Христова перенесенъ былъ изъ Эдеса, захваченнаго сарацынами, въ Константинополь: въ тѣ времена уже вся Сирія, въ которой и находится Эдесъ, была подъ властію сарацынъ. Перенесеніе это совершилось такимъ образомъ: царь греческій Романъ, желая имѣть въ Царьградѣ безцѣнное сокровище (нерукотворенный образъ Спаса) много разъ посылалъ къ эмиру Сарацынскому просьбу отдать ему нерукотворенный образъ Христовъ. Эмиръ же, упрашиваемый эдесскими христіанами, не хотѣлъ отдать образа, и возникла война: царь Романъ послалъ въ Эдесъ свое войско и стѣснилъ городъ, опустошая окрестности. Тогда эдесяне послали къ царю греческому просьбу о прекращеніи войны; царь же просилъ у нихъ образъ Христовъ. Эмиръ же Сарацынскій, подъ властью коего былъ Эдесъ, не хотѣлъ отдать даромъ; царь же христіанскій, движимый великимъ желаніемъ имѣть у себя нерукотворенный образъ Христовъ, далъ эмиру двѣнадцать тысячъ сребрениковъ и возвратилъ изъ плѣна греческаго двѣсти знатныхъ сарацынъ, къ этому онъ присоединилъ еще свое царское за золотой печатью писаніе, обѣщая никогда не поднимать войны ни на Эдесъ, ни на его окрестные города. Получивъ черезъ это желаемое, царь принялъ нерукотворенный образъ Христовъ и съ нимъ вмѣстѣ и то посланіе, которое, какъ замѣчено выше, Господь нашъ Іисусъ Христосъ написалъ Авгарю, князю эдесскому; руками архіереевъ и прочихъ честныхъ мужей духовнаго чина святый образъ былъ перенесенъ въ Царьградъ. По пути и въ самомъ Царьградѣ отъ честнаго образа совершались многія чудеса: исцѣлялись всякія недуги, — слѣпые прозрѣвали, глухіе слышали, хромые ходили и бѣсы изгонялись. Одинъ же бѣсноватый восклицалъ:

— «Воспріими, Константинополь, твою славу и веселіе, а ты, Порфирородный, честь твоего царства».

Такъ взывая, человѣкъ этотъ исцѣлился отъ бѣснованія.

Празднованіе перенесенія нерукотвореннаго образа Христова установлено въ 16 день августа мѣсяца, когда именно Его пріялъ съ великою честью и торжествомъ царствующій городъ и поставилъ въ церкви Пресвятой Богородицы Фарросской [4] на защищеніе граду и во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь [5].

Примѣчанія:
[1] Первое сказаніе о сношеніяхъ Христа съ Авгаремъ встрѣчаемъ у отца церковной исторіи Евсевія Памфила († 340 г.); по его собственнымъ словамъ онъ занесъ это сказаніе въ свою исторію, основываясь не на преданіи только, но и на письменныхъ документахъ, найденныхъ имъ въ Эдесскихъ архивахъ. За Евсевіемъ слѣдуютъ изъ IV вѣка Ефремъ Сиринъ, изъ V в. армянскій историкъ Моисей Хоренскій и изъ VI в. — Прокопій. Армянскій историкъ V вѣка Моисей Хоренскій описываетъ случай, благодаря которому Авгарь услышалъ Объ Іисусѣ Христѣ, именно: Авгарь узналъ о Христѣ отъ своихъ пословъ, которыхъ онъ отправлялъ къ римскому трибуну, управляющему Финикіей, Палестиной, Сиріей и Месопотаміей, — послы на обратномъ пути были въ Іерусалимѣ и здѣсь видѣли чудеса Спасителя. Писатель X вѣка Константинъ Порфирородный († 959 г.), у котораго встрѣчаемъ наиболѣе обстоятельный разсказъ о происхожденіи Нерукотвореннаго образа, передаетъ, что Авгарю сообщаетъ о Христѣ слуга его Ананія, возвратившійся изъ путешествія въ Египетъ.
[2] Возражаютъ противъ подлинности посланій Авгаря къ Іисусу Христу и Іисуса Христа къ Авгарю. Говорятъ: 1) Евангеліе молчитъ о семъ событіи. Но въ Евангеліи сказано: многа же и ина знаменія сотвори Іисусъ предъ ученики Своими, яже не суть писана въ книгахъ сихъ (Іоан. 20, 30). По Евангелію слухъ объ Іисусѣ Христѣ прошелъ до Сиріи и оттуда приносили больныхъ (Матѳ. 4, 24). 2) Писатели первыхъ трехъ вѣковъ до Евсевія молчатъ. Но и это доказательство отрицательное, какъ и первое. Цицероново сочиненіе о Республикѣ открыто только въ 1822 году; что удивительнаго, что не знали о семъ посланіи восточные греческіе писатели, коихъ самихъ сочиненія многія не дошли. Впрочемъ у Георгія синкелла подъ 215 годомъ отъ Р. X. говорится, что Юлій африканскій говорилъ объ Авгарѣ св. мужѣ царѣ въ Эдессѣ, тоже у Моисея Хоренскаго (V в. кн. 2, гл. 9). 3) Блаженный Іеронимъ молчитъ. Но Евсевій сто́итъ Іеронима. Онъ самъ видѣлъ сіи акты и обнародовалъ ихъ на греческомъ языкѣ въ своей церковной исторіи. 4) Блаженный Августинъ говоритъ, что Іисусъ Христосъ ничего не писалъ. Это онъ говоритъ въ спорѣ съ манихеями, которые опирались на сочиненія, яко бы Самимъ Христомъ о Себѣ написанныя, и вообще разумѣетъ, что Іисусъ Христосъ не излагалъ и не имѣлъ намѣренія излагать письменно ученія о Себѣ, а это не можетъ относиться къ краткому письму Іисуса Христа къ Авгарю. Іисусъ Христосъ преклонься писалъ на землѣ предъ фарисеями, приведшими къ Нему жену блудницу. 5) Въ письмѣ Іисуса Христа есть указаніе на Іоанна (XX, 29). Не на Іоанна, а на пророчество Исаіи (6, 9. 50. 15, 65, 2). 6) У Евсевія годъ кончины Іисуса Христа, по эрѣ Селевкидовъ 340, падаетъ на 30 годъ жизни Его (на 15 Тиверія). Евсевій приводитъ не свое лѣтосчисленіе, а эдессянъ; было мнѣніе въ древности у многихъ, что Іисусъ Христосъ пострадалъ въ первый годъ Своего служенія, т. е. 30-й Своей жизни. Впрочемъ извѣстно, что ошибки въ числахъ въ древнихъ рукописяхъ дѣло обыкновенное. 7) Папа Геласій декретомъ своимъ призналъ это сочиненіе апокрифическимъ; но это значило, что оно не было внесено въ число каноническихъ писаній; однако не всѣ признанныя апокрифическими писанія не заслуживаютъ вѣры. — Въ славянской минеѣ сказано, что ап. Ѳаддей почилъ въ Виритѣ, градѣ финикійскомъ. Въ Ипполитовомъ или Ипполиту приписываемомъ сочиненіи объ апостолахъ мученическая кончина въ Виритѣ приписывается Ѳаддею изъ 12-ти апостоловъ или Іудѣ (іюня 19).
[3] Преданіе, записанное Константиномъ Порфиророднымъ, сообщаетъ, что когда Ананія, возвращаясь на родину, достигъ г. Іераполя, то онъ, остановившись внѣ города, скрылъ изображеніе Лика Христова въ кучѣ только что сдѣланныхъ кирпичей. Около полночи жители города увидѣли огонь, окружавшій это мѣсто и нашли здѣсь скрытую святыню; вмѣстѣ съ тѣмъ оказалось, что на одномъ изъ кирпичей отобразилось изображеніе Спасителя. Жители Іераполя удержали у себя этотъ кирпичъ, а Ананію отпустили. Константинъ замѣчаетъ, что этотъ кирпичъ еще въ его время сохранялся въ Іераполѣ.
[4] Храмъ этотъ созданъ императоромъ Михаиломъ (856-867 гг.).
[5] Константинъ Порфирородный описываетъ перенесеніе Нерукотвореннаго образа изъ Эдеса и письма Христова къ Авгарю въ Константинополь въ 944 г. Нерукотворенный образъ хранился въ Константинополѣ до 1204 г. Что касается кирпича съ нерукотвореннымъ образомъ, то, по свидѣтельству Зонары († 1118 г.), онъ перенесенъ императоромъ Никифоромъ Фокою (963-969 гг.) въ 968 г. Зонара называетъ его ἰερόν καὶ θεῖον ἐκτύπωμα (священное и божественное изображеніе). — По одному сказанію Нерукотворенный образъ около 1362 года былъ отданъ Іоанномъ Палеологомъ генуэзскому генералу Леонардо-де-Монтальто за избавленіе греческой имперіи отъ нападенія сарацынъ, а Монтальто отдалъ его въ монастырь св. Варѳоломея въ Генуѣ, гдѣ онъ и донынѣ. По другому, болѣе вѣроятному сказанію, онъ во время владычества крестоносцевъ въ Царьградѣ въ 1204-1261 гг. похищенъ венеціанскимъ дожемъ Дандоло, но корабль, на которомъ онъ находился съ другими священными предметами, потонулъ въ Пропонтидѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 271-280.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0