Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День четырнадцатый.

Память святаго пророка Миxея.

Въ эти дни между домомъ царя израильскаго Ахава и домомъ царя іудейскаго Іосафата завязались родственныя отношенія: Іосафатъ взялъ у Ахава дочь его Аѳалію за своего первого сына Іорама. Побуждаемый родственною любовію Іосафатъ изъ Іерусалима прибылъ въ Самарію къ Ахаву. Во время торжества въ честь гостя Ахавъ просилъ Іосафата помочь ему на войнѣ противъ ассирійскаго царя, чтобы отнять у него Рамоѳъ Галаадскій; этотъ городъ издавна былъ израильскимъ, но царь ассирійскій отнялъ его силою. Іосафатъ, обѣщая самъ идти на войну вмѣстѣ съ Ахавомъ, сказалъ:

— «Какъ ты, такъ и я, какъ твой народъ, такъ и мой народъ: иду съ тобою на войну. Но сначала вопросимъ Господа Бога: будетъ ли для насъ благополучна эта война?»

И тотчасъ Ахавъ собралъ своихъ нечестивыхъ и ложныхъ пророковъ, числомъ 400; главою этихъ лжепророковъ былъ Седекія, сынъ Ханаана. Всѣ они ободряли Ахава надеждой на успѣхъ, говоря:

— «Иди, — Богъ предастъ въ твои руки не только городъ Рамоѳъ, но и самого ассирійскаго царя».

Но царь іудейскій Іосафатъ, какъ человѣкъ благочестивый и вѣрный Богу, понялъ, что среди этихъ пророковъ нѣтъ ни одного истиннаго, но что всѣ они льстецы и потаковники, поэтому Іосафатъ сказалъ Ахаву:

— «Нѣтъ ли здѣсь хотя одного такого пророка Господня, котораго бы мы вопросили и онъ отвѣтилъ бы намъ правду?»

Ахавъ отвѣчалъ:

— «Есть одинъ мужъ, который можетъ вопросить Господа и открыть намъ истину, — это Михей, сынъ Іемвлая, но я ненавижу его, такъ какъ онъ всегда предсказываетъ мнѣ одно только зло».

— «Не говори такъ, — возразилъ Іосафатъ Ахаву, — но призови, послушай его и не гнѣвайся на его обличенія».

И тотчасъ Ахавъ послалъ за пророкомъ Михеемъ, который въ то время пришелъ изъ пустынныхъ горъ въ Израиль. Оба же царя сидѣли во всемъ своемъ величіи на престолахъ у воротъ Самаріи, а лживые пророки прорицали предъ ними. Причемъ глава ихъ Седекія сдѣлалъ желѣзные рога и, протрубивъ, сказалъ Ахаву:

— «Такъ говоритъ Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирію».

Точно также и остальные лжепророки говорили:

— «Иди въ Рамоѳъ Галаадскій и побѣдишь ассирійскаго царя: Господь предастъ его тебѣ въ твои руки».

Между тѣмъ посолъ, отправленный къ пророку Михею, сказалъ ему:

— «Вотъ всѣ пророки предсказываютъ царю доброе; прошу тебя, говори и ты тоже съ ними, чтобы твои слова не расходились съ ихъ словами».

— «Живъ Господь! — отвѣчалъ пророкъ Михей, — и что скажетъ мнѣ Самъ Господь Богъ мой, то именно я и скажу царю».

И вотъ, придя, святый Михей сталъ предъ израильскимъ царемъ Ахавомъ, который спросилъ его:

— «Послушай, Михей, — идти ли мнѣ въ Рамоѳъ Галаадскій на войну или должно удержаться?»

Пророкъ, не тотчасъ отвѣчая на вопросъ царя и желая его привлечь къ болѣе усерднымъ вопросамъ, сказалъ:

— «Идите, — будетъ вамъ успѣхъ, и они преданы будутъ въ руки ваши».

Ахавъ, видя, что пророкъ говоритъ не съ дерзновеніемъ, обратился къ нему:

— «Усиленно заклинаю тебя: скажи мнѣ истину какъ предъ Господомъ».

Тогда святый Михей сказалъ съ дерзновеніемъ:

— «Я видѣлъ всѣхъ сыновъ Израиля, разсѣянныхъ по горамъ какъ овецъ, у которыхъ нѣтъ пастыря».

Этими словами пророкъ предсказывалъ, что войско израильское на войнѣ лишится своего пастыря, т. е. царя: онъ будетъ убитъ и всѣ, какъ овцы волками, будутъ разогнаны ассирійскими войсками по горамъ и пустынямъ. И сказалъ Ахавъ царю Іосафату:

— «Не говорилъ ли я тебѣ, что онъ не пророчествуетъ о мнѣ добраго, а только худое?»

Святый Михей продолжалъ:

— «Такъ выслушайте слово Господне: я видѣлъ Господа, сѣдящаго на престолѣ Своемъ, и все воинство небесное стояло по правую и по лѣвую руку Его. И сказалъ Господь: кто увлекъ бы Ахава, царя израильскаго, чтобы онъ пошелъ и палъ въ Рамоѳѣ Галаадскомъ? И одинъ (изъ предстоящихъ) говорилъ такъ, другой говорилъ иначе. И выступилъ одинъ духъ и сталъ предъ лицемъ Господа, и сказалъ: я увлеку его. И сказалъ ему Господь: чѣмъ? Тотъ сказалъ: я выйду и буду духомъ лжи въ устахъ всѣхъ пророковъ его. И сказалъ Онъ (Господь): ты увлечешь его и успѣешь; пойди и сдѣлай такъ. Знай царь, — говорилъ пророкъ, — что духъ лжи въ устахъ пророковъ твоихъ, и Господь изрекъ о тебѣ недоброе».

Во время этихъ словъ пророка подошелъ лжепророкъ Седекія и ударилъ по щекѣ святаго Михея, проговоривши:

— «Какой Духъ Господень сказалъ тебѣ все это».

— «Вотъ ты увидишь это, — отвѣчалъ святый Михей, — въ тотъ день, когда изъ страха предъ ассиріянами будешь бѣгать изъ комнаты въ комнату, чтобы скрыться хотя въ домѣ своемъ».

Переполненный гнѣвомъ, Ахавъ велѣлъ взять пророка Михея и посадить въ темницу и тамъ кормить «хлѣбомъ печальнымъ» и поить «водою печальною», т. е. давать ему хлѣба и воды въ такомъ маломъ количествѣ, чтобы пророкъ только не умеръ отъ голода и жажды, а остался живъ до возвращенія царя, который хотѣлъ предать его мученіямъ. Царь такъ и сказалъ:

— «Держите его, пока я не возвращусь въ мирѣ».

Святый Михей отвѣчалъ царю:

— «Если ты возвратишься въ мирѣ, то не Господь говорилъ черезъ меня».

Затѣмъ святый Михей обратился къ народу и громко сказалъ:

— «Слушайте это всѣ люди!»

Святый пророкъ былъ посаженъ въ темницу, находившуюся въ столицѣ царства израильскаго, — Самаріи. Царь же Ахавъ отправился на войну, гдѣ и былъ убитъ согласно пророчеству святаго Михея; объ этомъ подробно сообщается въ 22-ой гл. 3-ьей кн. Царствъ и въ 18-ой гл. 2-ой кн. Паралипоменонъ. По смерти Ахава воцарился сынъ его Охозія.

О кончинѣ святаго пророка Михея ничего не говорится въ святомъ Писаніи; лишь въ прологѣ сообщается, что будто бы онъ былъ убитъ Іорамомъ, сыномъ Ахавовымъ; но уже раньше замѣчено, что Іорамъ былъ зять, а не сынъ Ахава. Однако весьма вѣроятно, что святый пророкъ Михей умеръ мученическою смертью отъ кого-либо изъ мучителей: ибо жена Ахава Іезавель, оставшаяся послѣ мужа вдовою, и сынъ его Охозія, принявшій послѣ отца царство и зять, царь іерусалимскій Іорамъ, — всѣ они не могли чувствовать расположенія къ предсказавшему погибель Ахава. Память пророка Михея въ Великой Минеи-Четіи и въ Кіевскихъ мѣсяцесловныхъ святцахъ полагается въ пятый день мѣсяца Января. И въ Минеи-Четіи о немъ говорится, что за обличеніе беззаконія онъ былъ убитъ и брошенъ въ пропасть: ближніе святаго Михея извлекли его честное тѣло оттуда и предали погребенію въ своей землѣ, близъ гроба одного странствовавшаго пророка.

По прошествіи 150-ти лѣтъ, быть можетъ и болѣе, по первомъ пророкѣ Михеѣ, явился [1] другой святый пророкъ того же имени, память котораго и совершается нынѣ.

Онъ происходилъ изъ колѣна Іудова; родиной его было мѣстечко Морасѳи близъ города Елевѳерполя; отсюда святый пророкъ получилъ и свое прозваніе Морасѳитянинъ. Онъ пророчествовалъ въ Іерусалимѣ во дни царей іудейскихъ Іоаѳама, Ахаза и Езекіи; въ этоже время жилъ и святый пророкъ Исаія. Святый Михей обличалъ своихъ единоплеменниковъ, что они, уклонившись въ идолопоклонство, забыли истиннаго Бога и усвоили нечестивые обычаи язычниковъ. Съ сердечнымъ сокрушеніемъ говорилъ имъ пророкъ, обращаясь отъ лица Божія:

— «Люди Мои, что Я сдѣлалъ вамъ? чѣмъ оскорбилъ васъ? чѣмъ досадилъ вамъ? — Отвѣчайте мнѣ. Или за то, что Я вывелъ васъ изъ земли Египетской и избавилъ отъ рабства, вы оставили Меня и признали своими богами языческихъ идоловъ?»

Обличая также притѣсненія, неправды, грабительства и обиды, причиняемыя князьями, судьями и старѣйшинами убогимъ и нищимъ, святый Михей говорилъ:

— «Слушайте главы дома Іаковлева, ненавидящіе добро и ищущіе зло, не вамъ ли должно прилагать всѣ усилія, чтобы творить праведный судъ? Вы же до того несправедливо притѣсняете совершенно неповинныхъ нищихъ и убогихъ, что содрали съ нихъ кожу, истолкли ихъ кости и раздробили тѣло, — точно хотите вложить ихъ въ котелъ для приготовленія снѣди. Слушайте же это, главы дома Іаковлева, гнушающіеся правосудіемъ и искривляющіе все прямое, созидающіе Сіонъ кровью и Іерусалимъ — неправдою!»

Такъ пророкъ обличалъ грѣшныхъ и, видя ихъ неисправленіе, оплакивалъ погибель ихъ, взывая со стенаніями:

— «Горе мнѣ! ибо со мною теперь — какъ по собраніи лѣтнихъ плодовъ, какъ по уборкѣ винограда: ни одной ягоды для ѣды (такъ нѣтъ угождающихъ Богу!). Увы, душа моя! не стало милосердыхъ на землѣ, нѣтъ праведныхъ между людьми; всѣ строятъ ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставитъ брату своему сѣть. Руки ихъ обращены къ тому, чтобы умѣть дѣлать зло; начальникъ требуетъ подарковъ, и судья судитъ за взятки».

Оплакивая при обличеніи нечестивыхъ ихъ нераскаянность, пророкъ предсказывалъ грядущій на нихъ гнѣвъ Божій: онъ постигнетъ сначала столицу израильскаго царства Самарію, такъ какъ здѣсь началось идолопоклонство и нарушеніе закона Божія, и языческое нечестіе; затѣмъ подобному же наказанію подвергнется Іерусалимъ, — правосудіе Божіе судило придти въ разореніе Самаріи отъ ассиріянъ, а Іерусалиму — отъ халдѣевъ. И снова рыдалъ пророкъ говоря:

— «Увы, увы мнѣ! посѣщеніе Божіе наступаетъ!»

Но между подобными печальными предсказаніями пророкъ Божій возвѣстилъ и радостное, что Пастырь и Спаситель душъ нашихъ, Господь Іисусъ Христосъ родится въ Виѳлеемѣ:

— «И ты, Виѳлеемъ Ефраѳа, малъ ли ты между тысячами Іудиными? изъ тебя произойдетъ Мнѣ Тотъ, Который долженъ быть Владыкою въ Израилѣ» (гл. 5, ст. 2).

Остальныя предсказанія сего святаго пророка Божія изложены въ пророческой книгѣ его имени.

Какъ, по совершеніи своего пророческаго служенія, окончилъ свою жизнь святый Михей мы не имѣемъ опредѣленныхъ свѣдѣній, но не думается, что онъ умеръ мученическою смертью. Въ книгѣ святаго пророка Іереміи сообщается, что когда священники вмѣстѣ съ ложными пророками и множествомъ народа хотели убить святаго Іеремію, то нѣкоторые изъ старѣйшинъ защищали его, говоря собранію:

— «Михей Морасѳитянинъ пророчествовалъ во дни Езекіи, царя іудейскаго, и сказалъ всему народу іудейскому: такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: Сіонъ будетъ вспаханъ, какъ поле, и Іерусалимъ сдѣлается грудою развалинъ, и гора дома сего — лѣсистымъ холмомъ. Умертвили ли его за это Езекія, царь іудейскій, и весь Іуда? Не убоялся ли онъ Господа и не умолялъ ли Господа? и Господь отмѣнилъ бѣдствіе, которое изрекъ на нихъ, а мы хотимъ сдѣлать большое зло душамъ нашимъ».

Изъ этихъ словъ можемъ видѣть, что святый пророкъ Михей не былъ убитъ, но, по окончаніи своей богоугодной жизни, въ мирѣ почилъ. Онъ умеръ и былъ погребенъ на своей родинѣ, — Морасѳѣ. По прошествіи очень многихъ лѣтъ его честныя мощи вмѣстѣ съ мощами пророка Аввакума были обрѣтены въ царствованіе Ѳеодосія Великаго по откровенію Божію Зевину, епископу Елевѳеропольскому. За все сіе да будетъ Богу нашему слава всегда, нынѣ и присно, и во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ VIII в. до Р. Х.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 229-235.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0