Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двѣнадцатый.

Память святыхъ мучениковъ Фотія и Аникиты.

Въ это время въ Никомидіи жилъ одинъ благородный и знатный комитъ, по имени Аникита. Исполнившись ревностію по Богѣ, онъ явился къ царю и безбоязненно исповѣдалъ Господа Іисуса Христа, истиннаго Сына Божія, — святый Аникита краснорѣчиво повѣдалъ царю о безначальномъ рождествѣ Сына Божія и Его воплощеніи, по исполненіи лѣтъ, для нашего спасенія; въ тоже время онъ порицалъ заблужденіе идолопоклонниковъ, называя боговъ языческихъ глухими и безчувственными; и, наконецъ, обратился къ царю съ такими словами:

— «Твои мученія, царь, приготовленныя христіанамъ и объявленныя имъ, нисколько насъ не устрашаютъ: для насъ муки — ничто, и мы никогда не поклонимся бездушнымъ идоламъ».

Царь, полный гнѣва и ярости, не въ силахъ былъ выслушивать боговдохновенную проповѣдь святаго Аникиты и приказалъ ему тотчасъ же обрѣзать языкъ, но онъ и послѣ этого говорилъ ясно, славя Христа Бога; затѣмъ его били воловьими жилами такъ жестоко и такъ долго, что обнажились кости. Но святый Аникита, — точно не онъ, а кто другой подвергался мученіямъ, — мужественно переносилъ страданія и громко проповѣдывалъ смотрѣвшему на него народу, что Христосъ есть единый истинный Богъ. Послѣ этого царь велѣлъ отдать святаго Аникиту на съѣденіе звѣрямъ: былъ выпущенъ громадный левъ, который, съ грознымъ ревомъ приблизившись къ мученику, неожиданно сдѣлался смирнѣе ягненка: онъ ласкался ко святому и потъ, выступившій отъ мученій на его челѣ и щекахъ, отеръ, какъ губою, лапою. А святый Аникита громко взывалъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе, что Ты избавилъ меня отъ зубовъ этого звѣря! Молю Тебя, Владыко, и въ предлежащемъ мнѣ подвигѣ простри Свою десницу въ помощь рабу Твоему, чтобы я могъ побѣдить ярость мучителя и удостоиться отъ Тебя мученическаго вѣнца».

Послѣ этой молитвы святаго началось землетрясеніе, причемъ капище Геркулеса вмѣстѣ съ его идоломъ и часть городской стѣны обвалились, и многіе изъ язычниковъ погибли подъ ихъ развалинами. Тогда Діоклитіанъ приказалъ отсѣчь мечемъ главу святаго мученика, но когда воинъ поднялъ мечъ, чтобы исполнить повелѣніе царя, тотчасъ руки его ослабѣли, а самъ онъ упалъ на землю и былъ недвижимъ точно безчувственный. Видя это, Діоклитіанъ приказалъ привязать святаго Аникиту къ колесу, находящемуся среди острыхъ желѣзныхъ прутьевъ, подложить огонь и вращать колесо: онъ желалъ, чтобы святый мученикъ умеръ разрѣзаемый на части желѣзомъ и обжигаемый огнемъ. Но святый Аникита, привязанный къ колесу, такъ молился:

— «Господи Іисусе Христе, ради предстоящихъ освободи меня отъ мученій, чтобы смотрящіе на меня, видя твою скорую помощь, могли мужественно стать противъ мучителя и принять отъ Тебя мученическій вѣнецъ».

И тотчасъ узы святаго Аникиты развязались; колесо остановилось, и огонь погасъ. Тогда мучитель велѣлъ наполнить котелъ оловомъ, расплавить послѣдній и бросить туда святаго мученика. Всѣ видѣли ангела Господня, который вмѣстѣ со святымъ Аникитою входилъ въ котелъ, и едва только мученикъ прикоснулся къ котлу, олово остыло и сдѣлалось какъ ледъ.

Сродникъ святаго Аникиты, по имени Фотій, видя его подвиги и силу Христа, сохраняющаго раба Своего, отложилъ всякую боязнь; выйдя изъ среды народа на самое мѣсто казни, онъ подошелъ къ святому мученику и съ любовію обнялъ его и поцѣловалъ, называя отцомъ и ходатаемъ своего спасенія; этимъ поступкомъ Фотій ясно показалъ, что онъ готовъ претерпѣть за Христа какія угодно мученія; обратившись затѣмъ къ царю, Фотій сказалъ:

— «Постыдись, идолопоклонникъ! боги твои — ничто».

Тогда Діоклитіанъ съ гнѣвомъ вскричалъ воинамъ:

— «Убейте его мечемъ!»

Но когда одинъ изъ воиновъ поднялъ обнаженный мечъ, чтобы имъ ударить мученика, силою Божіею руки его обратились на себя самого, такъ что ударивъ себя по колѣнамъ, онъ упалъ на землю и умеръ. Послѣ этого святаго Аникиту и Фотія заковали въ желѣзныя цѣпи, и обоихъ вмѣстѣ бросили въ тюрьму. Спустя три дня, Діоклитіанъ призвалъ ихъ къ себѣ и сказалъ:

— «Если послушаетесь меня и принесете жертву богамъ, то я возвеличу васъ и обогащу».

— «Честь твоя и богатство твое, — отвѣчали святые, — пусть останутся съ тобою на твою погибель».

Въ ярости мучитель приказалъ сначала повѣсить ихъ на дыбѣ и строгать тѣло желѣзными ногтями, опаляя огнемъ раны, а потомъ — бить камнями. Но всѣ эти муки святые переносили съ радостію и благодарили Бога, такъ какъ не чувствовали никакой боли: Господь ради славы Своего Святаго имени соблюдалъ ихъ невредимыми. Затѣмъ они были привязаны за ноги къ дикимъ конямъ, которые и влачили ихъ. Но и такимъ мученіемъ Діоклитіанъ ничего не достигъ: Господь опять сохранилъ ихъ безъ вреда, — святые мученики, будучи влачимы, точно находясь въ колесницѣ, славили непобѣдимую силу Господню и укрѣпляли другъ друга; дикіе же кони внезапно остановились; ноги святыхъ освободились отъ привязи, и они встали совершенно здоровыми. Мучитель опять приказалъ подвергнуть ихъ жестокому біенію, поливая раны уксусомъ, смѣшаннымъ съ солью; потомъ они опять были ввергнуты въ темницу, гдѣ провели три года. Затѣмъ святые были выведены для новыхъ мученій. По приказанію Діоклитіана три дня разжигали народную каменную баню, въ которую потомъ затворили святыхъ мучениковъ. Но святые Аникита и Фотій помолились Богу, баня разсѣлась; забилъ ключъ воды, доставлявшій имъ прохладу. Когда сторожа на третій день открыли баню, то увидѣли, что святые ходятъ въ ней невредимы, воспѣвая хвалу Богу; объ этомъ было доложено царю. Послѣдній, какъ бы не вѣря извѣстію, пошелъ самъ убѣдиться въ его справедливости. Святые, увидѣвъ царя, сказали ему:

— «Вотъ мы, мучитель, во всѣхъ мукахъ явились побѣдителями, а ты побѣжденъ и посрамленъ».

Царь возвратился домой со стыдомъ; онъ приказалъ взять мучениковъ и держать въ оковахъ до тѣхъ поръ, пока придумаетъ, какъ ихъ погубить. По его приказанію была устроена громадная печь, укрѣпленная на четырехъ желѣзныхъ столбахъ; въ ней могло помѣститься множество людей. Какъ нѣкогда Навуходоносоръ (Дан. гл. 3) онъ приказалъ раскалить эту печь, намѣреваясь сжечь въ ней не только двухъ святыхъ мучениковъ, но и всѣхъ христіанъ, какихъ только найдетъ. Христіане же, не ожидая когда ихъ язычники станутъ ввергать въ печь, сами вмѣстѣ съ женами и дѣтьми направились къ ней, восклицая:

— «Мы христіане и почитаемъ единаго Бога!»

Сначала въ печь вошли святые мученики Аникита и Фотій, а за ними и все множество собравшихся христіанъ съ молитвою и воздѣтыми къ небу руками направилось въ огонь. Изъ пламени христіане взывали:

— «Благодаримъ Тебя, Отче и Боже всесильный, что Ты вѣрою въ Единороднаго Твоего Сына и Господа нашего Іисуса Христа собралъ насъ для мученическаго вѣнца; молимся Тебѣ, Милосердый, простри съ высоты руки Твои и пріими души наши въ вѣчный покой, который Ты уготовалъ Твоимъ исповѣдникамъ».

Во время этой молитвы они почили о Господѣ. Святые же Аникита и Фотій пробыли живыми въ печи той въ теченіе трехъ часовъ, а затѣмъ, помолившись, предали души свои въ руки Божіи. Когда слуги извлекли желѣзомъ тѣла святыхъ Аникиты и Фотія, то увидѣли, что они настолько не пострадали отъ огня, что даже волоса были цѣлы [3]. И многіе изъ язычниковъ увѣровали во Христа Бога нашего, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ Малой Азіи.
[2] Діоклитіанъ — императоръ въ 284-305 гг.
[3] Поминаемые здѣсь мученики пострадали въ 305 или 306 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 190-194.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0