Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День одиннадцатый.

Память святаго мученика Евпла діакона.

— «Всѣ ли воздаютъ честь и поклоненіе и приносятъ жертвы нашимъ богамъ?»

Калвисіанъ отвѣчалъ:

— «Поистинѣ, свѣтлый князь, всѣ, которыхъ ты видишь, усердно служатъ великимъ богамъ, принося множество жертвъ; среди нихъ нѣтъ ни одного нечестивца».

Этотъ отвѣтъ привелъ Пентагура въ сильную радость, и онъ выразилъ свое одобреніе какъ народу, такъ и начальнику города; затѣмъ, обнародовавъ повелѣніе царей, онъ предъ всѣми далъ власть Каливсіану, — если найдется кто-либо называющій себя христіаниномъ, то онъ можетъ предать его мученіямъ и умертвить. Послѣ этого Пентагуръ удалился въ другіе города; Калвисіанъ же призвалъ къ себѣ преторскихъ слугъ и приказалъ имъ тщательно разыскивать, не найдется ли гдѣ-либо въ городѣ или его окрестностяхъ кто-либо, хотя бы даже тайно исповѣдающій христіанскую вѣру, — такого человѣка они должны взять для мученій. Тогда подошелъ одинъ изъ слугъ и сказалъ:

— «Здѣсь въ городѣ есть человѣкъ по имени Евплъ: онъ носитъ съ собою какую-то книгу и, обходя дома и улицы, учитъ народъ, называя великимъ христіанскаго Бога». (Святый Евплъ былъ діаконъ и носилъ съ собою Евангеліе: читая изъ него народу о чудесахъ Христовыхъ, онъ училъ его вѣровать во Спасителя). Услышавъ это, Калвисіанъ тотчасъ послалъ взять его и привести къ себѣ связаннаго. Воины отправились, разыскивая святаго Евпла по всему городу; наконецъ они нашли его въ одной бѣдной хижинѣ, гдѣ онъ читалъ святое Евангеліе, поучая слушающихъ; воины взяли его, связали ему назади руки и повели на судъ къ городскому начальнику, захвативъ и Евангеліе. Увидѣвъ святаго Евпла, Калвисіанъ сказалъ:

— «Ты ли хулитель боговъ и преступникъ приказаній царскихъ?»

Святый Евплъ отвѣчалъ:

— «Кто такіе ваши боги, чтобы я почиталъ ихъ?»

— «Наши боги — Юпитеръ, Асклипій и Діана», — сказалъ Калвисіанъ.

— «Ты, — возразилъ ему святый, — слѣпъ, не зная единаго истиннаго Бога, сотворившаго небо и землю, создавшаго человѣка изъ земли и насъ христіанъ облекшаго безцѣнною и пресвѣтлою одеждою безсмертія, которая есть святое крещеніе».

— «Ты потому говоришь такъ горделиво, что не испыталъ еще мученій», — сказалъ Калвисіанъ.

— «Для меня эти муки вѣнецъ свѣтлый, а для тебя — тьма и погибель», — возразилъ святый Евплъ.

Тогда Калвисіанъ, сильно разгнѣвавшись, приказалъ повѣсить святаго Евпла и строгать его желѣзными гребнями. Во время этихъ мученій святый Евплъ поднялъ къ небу глаза свои и, молясь, говорилъ:

— «Господи Іисусе Христе, облеки меня, съ котораго какъ одежду совлекаютъ теперь плотъ, безсмертіемъ въ будущей жизни; даруй мнѣ на часъ сей крѣпость, чтобы не побѣдили меня муки».

И съ неба былъ голосъ:

— «Мужайся и крѣпись, Евплъ! тебѣ уже уготована истинная одежда».

Долго строгали святаго мученика, причемъ Калвисіанъ говорилъ ему:

— «Неужели ты не оставишь своего заблужденія? Почему ты не хочешь войти въ храмъ боговъ и принести имъ жертву, чтобы отъ нихъ получить прощеніе своихъ грѣховъ, отъ царей — честь и богатство, отъ насъ — предложеніе дружбы; вообще черезъ это ты пріобрѣлъ бы много золота и серебра».

— «О, сынъ погибели слуга и сообщникъ дьявола! — отвѣчалъ святый Евплъ. — Не знаешь ли, какъ грозно въ день страшнаго суда Божія ты будешь наказанъ за всѣхъ тѣхъ, которыхъ теперь склоняешь къ идолопоклонству золотомъ и серебромъ?»

Еще болѣе разгнѣвавшись, мучитель приказалъ бить святаго по челюстямъ желѣзными молотками и сокрушать ему бедра и голени. Во время этихъ побоевъ святый Евплъ укорялъ мучителя, говоря:

— «Безумный, ослѣпленный злобою человѣкъ! Къ чему ты причиняешь мнѣ эти муки, которыя я, укрѣпляемый моимъ Богомъ, считаю за паутинныя сѣти? Если можешь, изобрѣти еще болѣе лютыя, а эти для меня не болѣе какъ игра».

Послѣ этого Калвисіанъ приказалъ отвязать святаго Евпла и, повѣсивъ ему на шею Евангеліе, отвести въ темницу, при этомъ онъ велѣлъ особенно тщательно запереть тюремныя двери и запечатать ихъ его перстнемъ, и поставить стражу, чтобы никто не могъ пройти къ святому Евплу и принести съ собою хлѣба и воды: Калвисіанъ хотѣлъ, чтобы онъ, мучимый жаждою и голодомъ, умеръ. Святый Евплъ пробылъ въ темницѣ семь дней и ночей и почувствовалъ сильнѣйшую жажду; тогда онъ помолился Господу:

— «Господи Іисусе Христе, истинный Богъ нашъ, дарующій пищу всему живущему, Ты, напоившій въ древности людей Твоихъ, водимыхъ по пустынѣ Моисеемъ, источивъ имъ изъ камня живую воду (Исх. 17, 6), Ты, изведшій для Сампсона воду изъ сухой челюсти ослинной (Суд. 15, 19) и омывшій насъ водою святаго крещенія, дай и мнѣ, молю Тебя, прохладу, ибо я изнемогаю отъ жажды: повели, да истечетъ въ темницѣ этой источникъ воды и утолитъ жажду мою, и всѣ узнаютъ, что Ты одинъ Богъ и нѣтъ другого, подобнаго Тебѣ».

Когда святый Евплъ окончилъ эту молитву, внезапно въ темницѣ появился источникъ воды; онъ выпилъ этой воды и удовлетворилъ ею не только свою жажду, но и свой голодъ, какъ будто бы пищею; святый Евплъ воспѣлъ, славя и благодаря Бога. По прошествіи семи дней, Калвисіанъ приказалъ вывести изъ темницы мученика, если онъ еще живъ: онъ полагалъ, что святый Евплъ отчасти отъ ранъ, отчасти отъ голода и жажды уже умеръ. Когда воины пришли и открыли двери темницы то пришли въ ужасъ, увидѣвъ, что вся темница полна воды. Святый же Евплъ простеръ руки надъ водою, какъ бы повелѣвая, и вода тотчасъ стала невидима. Воины сказали другъ другу:

— «Поистинѣ великъ Богъ, Которому служитъ этотъ человѣкъ!»

И, взявъ святаго мученика, они повели его въ домъ городского начальника. Послѣдній увидѣвъ, что святый Евплъ нисколько не измѣнился тѣломъ и веселъ, точно идетъ съ пиршества, очень удивился и сказалъ:

— «Хотя теперь поклонись богамъ, прежде чѣмъ тебѣ не отсѣкутъ головы».

Святый Евплъ отвѣчалъ:

— «Коварный и ослѣпленный другъ дьявола! Кому охота оставить свѣтъ для того, чтобы ходить во тьмѣ?»

Разгнѣванный градоначальникъ приказалъ оторвать ему уши желѣзными крючками и отвести связаннаго въ преторъ для суда; сюда пришелъ и самъ мучитель и, сѣвши на своемъ мѣстѣ, долго принуждалъ святаго къ принесенію нечестивыхъ жертвъ, но, видя, что святый Евплъ остается непреклоннымъ, Калвисіанъ осудилъ его на усѣкновеніе мечемъ. Выслушавъ свой смертный приговоръ, святый Евплъ просилъ градоначальника, чтобы предъ усѣкновеніемъ ему дано было время для молитвы, Калвисіанъ изъявилъ свое согласіе на просьбу. Когда воины повели святаго мученика на казнь, то имъ сопутствовала большая толпа народа, среди которой немало было и христіанъ, тайно державшихся своей вѣры. Достигнувъ мѣста, святый Евплъ остановился; потомъ, обратившись къ народу, онъ взялъ Евангеліе, которое всегда носилъ съ собою, и, открывъ, началъ читать о чудесахъ Христовыхъ, поучая познанію истиннаго Бога, и многіе изъ язычниковъ просвѣтились свѣтомъ истины Христовой. Затѣмъ святый Евплъ началъ молиться Богу и къ нему пришелъ гласъ свыше:

— «Блаженъ ты Евплъ, добрый и вѣрный рабъ Мой, гряди и вступи въ радость Господа твоего, наслаждаясь покоемъ со всѣми отъ вѣка благоугодившими Мнѣ!»

Послѣ того какъ раздался этотъ гласъ, святый Евплъ преклонилъ главу свою и, по усѣченіи ея, отошелъ ко Господу своему: его страданія закончились въ одиннадцатый день августа мѣсяца [2]. Благоговѣйные мужи изъ христіанъ взяли честное тѣло и главу и погребли въ особо уготованномъ мѣстѣ, и по молитвамъ святаго мученика при гробницѣ его совершалось много исцѣленій, въ которыхъ дѣйствовала благодать Господа нашего Іисуса Христа, Емуже со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Сицилія — одинъ изъ большихъ острововъ Средиземнаго моря, отдѣляющійся отъ материка (Итальянскаго полуострова) Мессинскимъ проливомъ.
[2] По другимъ, болѣе достовѣрнымъ, извѣстіямъ святый Евплъ усѣченъ 12 августа въ 304 году. Мощи его находятся въ предѣлахъ неаполитанскихъ въ Тривико (теперь ѵісо della Baronia); когда сюда перенесены изъ Катаны неизвѣстно; въ 1656 году перенена отсюда часть мощей обратно въ Катану.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 185-189.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0