Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День девятый.

Страданіе святаго апостола Матѳія.

Затѣмъ апостолъ Христовъ снова возвратился въ жребій свой, — въ Іудею, и многихъ отъ сыновъ Израилевыхъ онъ обратилъ къ Господу Іисусу Христу, возвѣщая имъ слово Божіе и подтверждая его знаменіями и чудесами: именемъ Христовымъ святый Матѳій возвращалъ слѣпымъ зрѣніе, глухимъ слухъ, умирающимъ жизнь, возстановлялъ хромыхъ, очищалъ прокаженныхъ и изгонялъ бѣсовъ. Называя Моисея святымъ и побуждая соблюдать законъ, данный ему Богомъ на скрижаляхъ, святый Матѳій въ то же время училъ вѣровать во Христа, въ знаменіяхъ и прообразахъ предвозвѣщеннаго самимъ Моисеемъ, предсказаннаго пророками, посланнаго Богомъ Отцомъ на спасеніе міру и воплотившагося отъ Пречистой и Пренепорочной Дѣвы. При этомъ всѣ пророчества о Христѣ святый Матѳій истолковывалъ, какъ уже сбывшіяся на пришедшемъ Мессіи.

Въ это время первосвященникомъ іудейскимъ былъ Ананъ, ненавидѣвшій Христа и хулившій Его имя, — гонитель христіанъ, повелѣвшій сбросить съ кровли церковной святаго апостола и брата Божія Іакова и тѣмъ убившій его. И вотъ когда святый Матѳій, обходя Галилею, проповѣдывалъ Христа, Сына Божія въ здѣшнихъ синагогахъ, ослѣпленные невѣріемъ и злобого іудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святаго апостола и привели въ Іерусалимъ къ помянутому первосвященнику Анану. Первосвященникъ, собравъ синедріонъ и призвавъ на судъ святаго апостола, обратился къ утратившему совѣсть сборищу съ такими словами:

— «Вся вселенная и настоящее собраніе знаютъ, какую укоризну навлекъ на себя нашъ народъ, и это — не по нашей винѣ, но по развращенію нѣкоторыхъ, отъ насъ же вышедшихъ и по ненасытному корыстолюбію, — скорѣе мучительству, — римскихъ правителей; не слѣдовало бы и упоминать объ этихъ вводителяхъ новыхъ ересей, прельстившихъ столько тысячъ народа; вы сами знаете, сколько изъ нихъ побито римскими воинами; такъ погибли обольстители и обольщенные, покрывая позоромъ наше племя; таковы родоначальники ересей: Іуда Галилеяинъ и Ѳевда Волхвъ; съ ихъ погибелью уничтожилась и самая память о нихъ. Но среди всѣхъ подобныхъ еретиковъ возсталъ ересіархъ Іисусъ Назорянинъ: Онъ называлъ Себя Сыномъ Божіимъ и Богомъ и многихъ удивлялъ Своими волшебными знаменіями и чудесами, привлекая къ Себѣ сердца и проповѣдуя отмѣненіе закона; за что и принялъ судъ по закону, который хулилъ. И что сказать? Развѣ мы не знаемъ, что законъ данъ былъ Моисею Самимъ Богомъ, что его соблюдали патріархи и пророки, которымъ Богъ даровалъ силу совершать такія чудотворенія, какихъ не могъ Іисусъ: кто не знаетъ Моисея съ Богомъ, какъ съ человѣкомъ бесѣдовавшаго? кто не знаетъ Илію, взятаго въ рай на огненной колесницѣ? кто не слышалъ, что умершій, выброшенный на мертвыя кости Елиссея ожилъ? И иные угодники Божіи сколько совершили чудесъ, однако не одинъ изъ нихъ не дерзнулъ на такое дѣло, какъ Іисусъ, — присвоивать себѣ честь Божію и устанавливать новый законъ; пророки, вдохновляемые Святымъ Духомъ, говорили исполненные смиренія, а Онъ съ гордостію говорилъ Свои собственныя измышленія и дошелъ до такого безумія, что первосвященниковъ и князей подвергалъ укоризненнымъ порицаніямъ, а книжниковъ и фарисеевъ называлъ лицемѣрами; сдѣлалъ ли что подобное кто-либо изъ пророковъ? И по гордости Своей Онъ обрѣлъ соотвѣтственный конецъ, принявъ мзду по дѣламъ Своимъ. О, если бы память Его съ Нимъ погибла, и ученія Его, съ Нимъ умершаго, никто не воскрешалъ! Особенно же печально, что храмъ Божій, святой городъ и законы отцевъ находятся въ рабствѣ у римлянъ, и нѣтъ ни сострадающаго, ни соболѣзнующаго, ни избавляющаго; насъ безъ вины влачатъ по судилищамъ, а мы терпимъ; насъ обольщаютъ, а мы даемъ молчаливое согласіе; насъ грабятъ, а мы не издаемъ и звука; и — что всего печальнѣе, — галилеяне предаютъ насъ въ руки римлянъ, безъ стыда обвиняя насъ и народъ нашъ въ убіеніи Іисуса, какъ неповиннаго. Лучше пусть погибнутъ эти немногочисленные галилеяне, чѣмъ это святое мѣсто и весь народъ нашъ подвергнется истребленію отъ римлянъ; изъ двухъ золъ, — если нѣтъ возможности избѣжать обоихъ, — слѣдуетъ избирать меньшее, болѣе терпимое. И этотъ, сейчасъ стоящій предъ нами ученикъ Іисусовъ, достоинъ смерти; но пусть сначала самъ въ себѣ размыслитъ, — мы не отнимаемъ времени для размышленія, потому что не погибели, а исправленія его желаемъ, — и изъ двухъ пусть изберетъ одно, — или слѣдовать закону, данному Богомъ черезъ Моисея, и тѣмъ сохранить жизнь, или именоваться христіаниномъ и умереть».

Въ отвѣтъ на это святый Матѳій, поднявъ руки, сказалъ:

— «Мужи и братья! Я не хочу говорить много о томъ обвиненіи, которое вы возлагаете на меня, — для меня имя христіанина не преступленіе, а слава. Ибо Самъ Господь говоритъ чрезъ пророка, что въ послѣдніе дни «назоветъ рабовъ Своихъ новымъ именемъ» (Ис. 65, 15).

Первосвященникъ Ананъ возразилъ:

— «Развѣ не преступленіе считать за ничто святой законъ, не почитать Бога и слушать пустыя разсказы о волшебствахъ?»

— «Если послушаете меня, — отвѣтилъ святый Матѳій, — я объясню вамъ, что проповѣдуемое нами ученіе не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидѣтельствованная закономъ».

Когда первосвященникъ далъ свое согласіе, святый Матѳій открылъ свои уста и началъ истолковывать ветхозавѣтныя прообразы и пророчества объ Іисусѣ Христѣ, какъ Богъ далъ обѣтованіе праотцамъ, Аврааму, Исааку и Іакову изъ сѣмени ихъ воздвигнуть такого Мужа, чрезъ Котораго благословятся всѣ земныя племена, о чемъ и Давидъ говоритъ въ словахъ псалма: «благословятся въ Немъ (всѣ племена земныя), всѣ народы ублажатъ Его» (Псал. 71, 17), — какъ несгораемая купина прообразовала воплощеніе Христа отъ Пречистой Дѣвы (Исх. 3, 2), о Которой предсказалъ Исаія: «се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему: Еммануилъ» (Ис. 7, 14), то есть съ нами Богъ. Моисей тоже ясно предвозвѣстилъ о Христѣ, говоря: «Пророка изъ среды тебя, изъ братьевъ твоихъ, какъ меня воздвигнетъ тебѣ Господь Богъ твой, — Его слушайте» (Втор. 18, 15). Онъ же предуказалъ вольныя страданія Спасителя, вознеся на дерево змѣя, объ чемъ говорилъ и Исаія: «какъ овца, веденъ былъ Онъ на закланіе» (Ис. 53, 7) и: «и къ злодѣямъ причтенъ былъ» (Ис. 53, 12); пророкъ Іона, вышедшій невредимымъ изъ чрева китова, былъ прообразомъ тридневнаго воскресенія Господня.

Эти пространныя изъясненія ветхозавѣтныхъ книгъ, говорящихъ о Христѣ Іисусѣ, привели Анана въ гнѣвъ, такъ что онъ не выдержалъ и сказалъ святому Матѳею:

— «Такъ ли ты осмѣливаешься посягать на законъ? Развѣ тебѣ не извѣстны слова Писанія: «если возстанетъ среди тебя пророкъ, или сновидецъ, и представитъ тебѣ знаменіе или чудо, и сбудется то знаменіе или чудо, о которомъ онъ говорилъ тебѣ, и скажетъ при томъ: "пойдемъ въ слѣдъ боговъ иныхъ, которыхъ ты не знаешь, и будемъ служить имъ...". И пророка того или сновидца того должно предать смерти?» (Втор. 13, 1. 2. 5).

Святый Матѳей отвѣчалъ:

— «Тотъ, о Которомъ я говорю, не только Пророкъ, но и Господь пророковъ, Онъ — Богъ, Сынъ Божій, о чемъ свидѣтельствуютъ истинныя чудеса Его; поэтому-то я и вѣрую въ Него и надѣюсь быть непоколебимымъ въ исповѣданіи Его пресвятаго имени».

— «Если тебѣ дадутъ время для размышленія, покаешься ли ты?» — спросилъ первосвященникъ.

— «Да не будетъ, чтобы я отступилъ отъ истины, которую уже обрѣлъ, — отвѣчалъ святый апостолъ. — Я всѣмъ сердцемъ моимъ вѣрую и открыто исповѣдую, что отверженный вами и преданный на смерть Іисусъ Назорянинъ есть Сынъ Божій, единосущный и совѣчный Отцу, а я рабъ Его».

Тогда первосвященникъ, затыкая уши и скрежеща зубами, закричалъ:

— «Хулитъ! хулитъ! Пусть выслушаетъ законъ!»

Тотчасъ была открыта книга закона и было прочтено то мѣсто, гдѣ написано: «кто будетъ злословить Бога своего, тотъ понесетъ грѣхъ свой, и хулитель имени Господня долженъ умереть, камнями побьетъ его все общество, пусть не щадитъ его око ваше и тѣмъ изъимете зло изъ дѣлъ Израиля» (ср. Лев. 24, 15-16).

По прочтеніи этого мѣста, первосвященникъ сказалъ апостолу Христову:

— «Твои слова свидѣтельствуютъ противъ тебя; кровь твоя падетъ на голову твою».

Послѣ этого первосвященникъ осудилъ святаго Матѳія на побіеніе камнями; и апостола повели на казнь. Когда пришли на мѣсто, называемое Веѳласкила, то есть домъ побитыхъ камнями, святый Матѳій сказалъ къ ведшимъ его іудеямъ:

— «Лицемѣры, справедливо говорилъ о подобныхъ вамъ пророкъ Давидъ: "толпою устремляются на душу праведника и осуждаютъ кровь неповинную" (Псал. 93, 21); то же говоритъ и пророкъ Іезекіиль о такого рода людяхъ, что они умерщвляютъ души, которыя не должны умирать (Іез. 13, 19). Послѣ этихъ словъ апостола Христова два свидѣтеля, — какъ требовалъ того законъ, — положили свои руки на его голову и засвидѣтельствовали, что онъ хулилъ Бога, законъ и Моисея; они же первые бросили камни въ святаго Матѳея, причемъ послѣдній просилъ, чтобы эти первые два камня были погребены съ нимъ, какъ свидѣтели его страданій за Христа. Потомъ и остальные начали бросать каменья, побивая святаго апостола, и онъ, поднявъ руки свои, предалъ духъ свой Господу. Беззаконные же іудеи къ мученію присоединили еще издѣвательство: уже по смерти мученика, они, изъ угоды римлянамъ, отсѣкли ему мечемъ по обычаю римскому голову, — точно апостолъ Христовъ былъ противникъ кесаря. Такъ, подвизаясь добрымъ подвигомъ, святый апостолъ Матѳій окончилъ свое теченіе. Вѣрующіе же, взявъ тѣло апостола, съ честію предали его погребенію, возсылая славословія Господу нашему Іисусу Христу, Ему же съ Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь [3].

Примѣчанія:
[1] Подъ Эѳіопіей разумѣютъ Эѳіопію Понтійскую или Колхиду, нынѣшнюю Мингрелію и Имеретію.
[2] Македонія — страна на Балканскомъ полуостровѣ, примыкающая къ сѣверо-западному углу Эгейскаго моря (Салоникскій заливъ).
[3] По греческихъ минеямъ въ стихословіи святому Матѳею приписывается смерть на крестѣ. Глава св. Матѳея была въ Царьградѣ въ храмѣ св. апостоловъ въ 1200 г., какъ свидѣтельствуетъ нашъ русскій паломникъ Антоній. Теперь глава и часть мощей показываются въ Римѣ, другая часть въ Трирѣ и Павіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 136-143.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0