Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Августъ.
День восьмой.

Празднованіе Пречистой Богородицѣ въ честь явленія Ея пречестныя и чудотворныя иконы, нарицаемыя Толгскія.

Въ 6822 году отъ сотворенія міра [1] во время кіевскаго и всероссійскаго митрополита Петра [2] при благовѣрномъ князѣ ярославскомъ Давидѣ Ѳеодоровичѣ епископъ ростовскій и ярославскій Прохоръ, — по другимъ извѣстіямъ Трифонъ, — объѣзжая свою епархію, прибылъ въ Кирилло-Бѣлозерскій монастырь; отсюда онъ продолжалъ путь водою на лодкахъ, — оначала по притоку Волги Шекснѣ, а затѣмъ по самой Волгѣ до Ярославля. Когда путники были на разстояніи шести поприщъ [3] отъ Ярославля, день началъ склоняться къ вечеру; тогда они пристали на ночлегъ къ горѣ, стоявшей на той сторонѣ Волги, гдѣ находился городъ; поднявшись на гору, они разбили шатеръ. Стоянка была какъ разъ противъ того мѣста, гдѣ въ Волгу впадаетъ притокъ ея Толга; вся эта сторона была покрыта большимъ лѣсомъ. Во время ночлега епископъ проснулся въ полночь и замѣтилъ какой-то свѣтъ; быстро поднявшись и выглянувъ изъ шатра, онъ нашелъ всѣхъ своихъ спутниковъ, — священниковъ, клириковъ, слугъ и даже сторожей спящими; между тѣмъ великій свѣтъ озарялъ всю мѣстность. Оборотившись къ рѣкѣ, епископъ замѣтилъ на противоположномъ берегу чрезвычайно свѣтлый, необыкновенно сіяющій столбъ, при этомъ онъ увидѣлъ и мостъ, ведущій къ нему черезъ Волгу; это таинственное явленіе возбудило въ епископѣ удивленіе, смѣшанное съ ужасомъ. Однако, помолившись Богу, онъ, захвативъ свой епископскій посохъ, вышелъ изъ шатра и, не будя никого, направился къ рѣкѣ и взошелъ на видимый имъ мостъ: въ дѣйствительности же епископъ шелъ по водѣ какъ по дереву, — на этомъ мѣстѣ никогда не было моста, но, по повелѣнію Божію, вода, отвердѣвъ, образовала какъ бы мостъ подъ его ногами. Достигнувъ, противоположнаго берега, епископъ увидѣлъ образъ Пресвятой Богородицы, держащей на рукахъ Младенца, Господа нашего Іисуса Христа; образъ не стоялъ на деревѣ, а чудесно держался на воздухѣ на высотѣ пяти локтей, такъ что съ земли его нельзя было достать руками. Епископъ, поклоняясь иконѣ Богородицы, возсылалъ Владычицѣ міра теплыя молитвы, соединенныя со слезами; послѣ довольно продолжительной молитвы онъ возвратился обратно, забывъ на этомъ мѣстѣ свой посохъ. Перейдя по тому же самому мосту рѣку, епископъ возвратился въ свой шатеръ, и такъ какъ всѣ спали, то его путешествіе никому не могло быть извѣстно; до утра епископъ спокойно проспалъ. Когда разсвѣло, всѣ встали, и по обыкновенію была пѣта утреня. Настало время идти къ лодкамъ, и слуги начали искать посохъ святителя, но всѣ поиски были тщетны. Тогда они сказали епископу, что неизвѣстно куда дѣвался посохъ, хотя вечеромъ онъ былъ поставленъ въ шатрѣ. Епископъ вспомнилъ, что забылъ свой посохъ на той сторонѣ рѣки, и понялъ, что Господь желаетъ сдѣлать извѣстнымъ помянутое чудесное явленіе; не будучи въ состояніи отъ слезъ вымолвить слова, онъ началъ показывать перстомъ за Волгу; потомъ, едва говоря отъ волненія, святитель разсказалъ по порядку, какъ онъ достигъ противоположнаго берега Волги и чтó тамъ видѣлъ; затѣмъ онъ приказалъ ѣхать въ указываемомъ имъ направленіи за Волгу и взять тамъ посохъ. Слуги поѣхали и во время поисковъ посоха обрѣли въ лѣсу икону Пречистой Богородицы, но уже не на воздухѣ, а стоящей между деревьевъ на землѣ; близъ нея лежалъ и посохъ. Поклонившись святой иконѣ и взявши посохъ, они возвратились къ святителю и сообщили ему, что видѣли икону Пресвятой Богородицы. Тогда епископъ, отложивъ на время путь къ Ярославлю, переѣхалъ со всѣми своими людьми Волгу; увидѣвъ икону Пресвятой Богородицы, онъ тотчасъ узналъ тотъ самый образъ, который ночью держался на воздухѣ, окруженный свѣтлымъ сіяніемъ въ видѣ столпа. Въ радости и веселіи духовномъ святитель преклонилъ колѣна, возсылая теплыя молитвы Пресвятой Богородицѣ и благоговѣйно лобызая Ея святую икону. И всѣ присутствовавшіе также не могли удержаться отъ радостныхъ слезъ и, поклоняясь честнóму образу, также усердно молились Матери Божіей.

Это чудесное явленіе иконы Пресвятой Богородицы совершилось восьмого августа, когда почитается память святаго Емиліана, епископа Кизическаго.

Святитель Прохоръ, ни мало не медля, тотчасъ началъ собственными руками очищать мѣсто, гдѣ явилась святая икона, рубить лѣсъ и приготовлять деревья для постройки церкви; его примѣру ревностно слѣдовали и находившіеся съ нимъ; въ тотъ же день заложили маленькую церковь и къ полудню окончили ея постройку. Слухъ о чудесномъ явленіи и связанныхъ съ нимъ событіяхъ дошелъ до Ярославля, и множество народа поспѣшило къ мѣсту, гдѣ находился епископъ; среди пришедшихъ были и духовные и міряне, старые и молодые, богатые и бѣдные, здоровые и больные. При видѣ иконы Пресвятой Богородицы они исполнились неизреченной радости и усердно молились; каждый старался помочь сооружавшимъ церковь, — кто рубилъ деревья, а кто трудился вмѣстѣ съ начавшими постройку храма. Когда онъ былъ оконченъ, епископъ въ тотъ же день къ вечеру освятилъ его и внесъ чудотворный образъ; затѣмъ, совершивъ во вновь сооруженномъ храмѣ богослуженіе, святитель нарекъ его во имя честнаго Введенія Пресвятой Богородицы и установилъ празднованіе явленія Ея образа въ восьмой день августа мѣсяца. Всѣ присутствовавшіе при этомъ недужные получили, по благодати Пресвятой Богородицы, исцѣленіе. Тогда же епископъ повелѣлъ быть при церкви монастырю и въ тотъ же день поставилъ ему игумена. Съ этого времени на мѣстѣ явленія чудотворнаго образа была устроена обитель, сначала довольно незначительная, но потомъ, съ расширеніемъ своей славы, она увеличилась и въ своихъ размѣрахъ. Эта обитель, хранимая Богомъ, существуетъ и до-нынѣ и извѣстна подъ именемъ Толгской, отъ впадающаго на этомъ мѣстѣ въ Волгу притока — Толги.

Со дня явленія чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы началó совершаться множество чудесъ, изъ которыхъ упомянемъ здѣсь только о нѣкоторыхъ, наиболѣе выдающихся. Въ 6900 году 16 сентября [4], при игуменѣ Германѣ, когда священникъ возгласилъ на утрени послѣ девятой пѣсни: «Богородицу и Матерь свѣта пѣсньми возвеличимъ!» внезапно отъ правой руки Пресвятой Богородицы истекло мѵро, и церковь наполнилась дивнымъ благоуханіемъ; всѣ присутствовавшіе въ храмѣ при видѣ этого чуда не могли удержаться отъ удивленія и ужаса, прославляя въ тоже время Бога и Его Пречистую Матерь. Послѣ утрени стали совершать молебенъ Пресвятой Богородицѣ, и при окончаніи его во время пѣнія: «Владычице, пріими молитву рабовъ Своихъ» отъ лѣвой ноги Пречистаго Младенца, держимаго Богородицею на рукахъ, истекло мѵро; такимъ образомъ глазамъ вѣрующихъ, находившихся въ то время въ храмѣ, представились два источника, — отъ правой руки Пресвятой Богородицы и лѣвой стопы Христа, — чудесно источающія мѵро отъ одной иконы. Дивное чудо это не могло не возбудить духовной радости въ игуменѣ и братіи: они со слезами преклоняли колѣна предъ Пречистой Богородицей и помазывали чело свое мѵромъ, которое обладало великой цѣлебной силой: кто изъ недужныхъ, — какою бы болѣзнію онъ не страдалъ, — ни помазывался чудеснымъ мѵромъ, тотчасъ дѣлался здоровъ. Спустя нѣкоторое время послѣ этого чудеснаго событія, одинъ бояринъ, по имени Никита, былъ посланъ великимъ княземъ изъ Москвы въ Бѣлозерскій край: когда онъ вмѣстѣ съ женою и слугами прибылъ въ Ярославль, то сѣлъ въ лодки, чтобы дальнѣйшій путь продолжать водою вверхъ по рѣкѣ. У этого боярина былъ единственный сынъ, еще маленькій мальчикъ, — ему было не болѣе четырехъ лѣтъ, — и вотъ дорóгою онъ разболѣлся и умеръ, и его мертваго довезли до Толгскаго монастыря Пресвятой Богородицы, чтобы здѣсь похоронить. Отецъ и мать умершаго мальчика горько плакали предъ иконою Пресвятой Богородицы, такъ какъ не имѣли болѣе дѣтей. Опрятавъ тѣло, занялись приготовленіемъ гроба и остального, нужнаго для погребенія; въ этихъ печальныхъ хлопотахъ прошло время съ часу дня до десяти вечера. И вотъ, когда, послѣ обычнаго молебствія, началось надгробное пѣніе, мальчикъ неожиданно ожилъ и воскликнулъ; всѣ ужаснулись и вмѣстѣ съ тѣмъ радовались; особенно же радовались родители. Они не знали, какъ благодарить Господа и Его Пречистую Матерь, снова увидѣвъ своего сына живымъ и здоровымъ. — Однажды по попущенію Божію въ монастырѣ случился большой пожаръ; при этомъ и церковь загорѣлась такъ быстро, что братія не успѣли отворить церковныхъ дверей и хотя что-нибудь вынести изъ храма; вся церковь со всѣмъ находившимся въ ней сгорѣла. Всѣ со скорбію думали, что этой же участи подверглась и чудотворная икона. Но послѣ пожара неожиданно нашли въ рощѣ близъ монастыря святую икону, совершенно неповрежденную и окруженную сіяніемъ: конечно, не человѣческими, а только ангельскими руками могла быть взята святая икона изъ великаго пламени. Братія съ радостію пріяли святую икону и, не медля, принялись за постройку новаго храма, болѣе обширнаго по размѣрамъ и великолѣпнаго по своимъ украшеніямъ. И доселѣ можно видѣть прекрасныя церковныя зданія и монастырскія постройки. Благодать же Пречистой Богородицы и Приснодѣвы Маріи и донынѣ не перестаетъ совершать чудотворенія, какъ отъ источника, отъ Своей святой иконы, источая исцѣленія болѣзней и отгоняя отъ людей злыхъ духовъ. Чудеса эти подробно описаны въ самой обители; мы же, изложивъ только немногое, да и то кратко, — для болѣе подробнаго повѣствованія не достало бы и времени, — прославимъ Бога и Его Пречистую Матерь Дѣву Марію; воздадимъ подобающее поклоненіе и Ея честной иконѣ, которую всѣ роды христіанскіе должны почитать всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Отъ Рождества Христова 1314-ый.
[2] Святый Петръ жилъ съ 1308 г. по 1325 г. во Владимірѣ, съ 1325-1326 г. въ Москвѣ. Память его 21-го Декабря.
[3] Приблизительно на разстояніи шести верстъ.
[4] Отъ Р. X. 1392 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 126-132.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0