Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Августъ.
День седьмой.

Страданіе святыхъ мучениковъ Марина и Астерія.

Во дни языческихъ царей Валеріана и сына его Галліена [1] въ Римѣ жилъ честный и добродѣтельный вельможа, по имени Астерій, исповѣдывавшій вѣру Христову; онъ былъ знатный и богатый человѣкъ, пользовавшійся расположеніемъ царей. При гоненіяхъ, постигавшихъ въ то время Церковь Христову, Астерій строго соблюдалъ благочестіе, нисколько не скрывая при этомъ своей вѣры въ Господа Іисуса.

Однажды, находясь въ предѣлахъ Палестины, святый Астерій пришелъ въ городъ Кесарію Филиппову [2], извѣстный у финикіянъ подъ именемъ Панеады; въ этомъ городѣ, населенномъ множествомъ идолопоклонниковъ, былъ обычай совершать одно языческое празднество близъ источника, вытекающаго изъ горы Панеасъ; отсюда, полагаютъ, беретъ начало и рѣка Іорданъ. Въ этотъ праздникъ приносимая бѣсу жертва дѣлалась невидима: обитавшій тамъ бѣсъ похищалъ жертву, скрывая ее отъ глазъ, и ослѣпленные заблужденіемъ язычники прославляли это бѣсовское обольщеніе, какъ великое чудо. Рабъ Христовъ Астерій, присутствуя при самомъ бѣсовскомъ праздникѣ, не могъ не поболѣть сердцемъ о заблужденіи и душевной слѣпотѣ обольщеннаго народа; поднявъ очи къ небу и воздвигнувъ руки, съ вѣрою помолился Христу-Богу, чтобы Онъ изгналъ оттуда бѣса, прельщающаго народъ. И тотчасъ бѣсъ былъ прогнанъ силою Божіею, и чудо бѣсовское прекратилось, — всѣ своими глазами видѣли жертву; она уже не скрывалась какъ ранѣе и не дѣлалась невидимой. Когда же прекратилось чудо, прекратилось и празднество, такъ какъ язычники перестали собираться къ источнику. Такъ молитва святаго Астерія, соединенная съ вѣрою, очистила мѣсто отъ бѣсовской скверны.

Страданіе же его за Христа произошло, по смотрѣнію Божію, такимъ образомъ. Въ другой Кесаріи, Палестинской [3], жилъ знатный и богатый воинъ по имени Маринъ, но онъ былъ еще болѣе честенъ вѣрою во Христа и — богатъ добрыми дѣлами. Товарищи по полку призывали его на мѣсто сотника, открывшееся по смерти занимавшаго его воина. Когда Маринъ готовился занять помянутое мѣсто, другой воинъ, завидуя и самъ желая сдѣлаться сотникомъ, пошелъ къ судьѣ Ахеосъ: онъ открылъ ему, что Маринъ, какъ христіанинъ, не хочетъ приносить жертвы богамъ и изображеніямъ царей, а потому, — добавилъ доносчикъ, — такого человѣка въ силу римскихъ законовъ нельзя ставить сотникомъ. Судья тотчасъ призвалъ Марина и спросилъ его о исповѣдуемой имъ вѣрѣ; услыхавъ отъ самого Марина, что онъ христіанинъ, судья далъ ему три часа, для размышленія, — избрать ли жизнь или смерть. Святому Марину предстояло только два исхода: или принести языческую жертву и остаться въ живыхъ или умереть за исповѣданіе вѣры Христовой.

Въ это время епископъ Кесаріи Палестинской Ѳетеикъ пришелъ къ исповѣднику Христову, взялъ его за руку и ввелъ въ церковь, преподавая душеполезныя наставленія. Затѣмъ придя съ нимъ во святый алтарь, епископъ, указывая рукой на святое Евангеліе и на воинскій мечъ, которымъ Маринъ былъ препоясанъ, сказалъ:

— «Изъ двухъ этихъ вещей избери, достойный мужъ, какую-либо одну: или носить этотъ мечъ, чтобы временно служить земному царю, а по смерти получить вѣчную погибель, или — сдѣлаться воиномъ небеснаго Царя, положить душу за Его пресвятое имя, написанное въ сей книгѣ и царствовать съ нимъ безконечные вѣки».

Святый Маринъ, простерши правую руку ко святому Евангелію съ горячею любовію облобызалъ его, показывая, что онъ готовъ за Христа идти на смерть. Тогда епископъ сказалъ ему:

— «Всей душей твоей прилѣпись къ Богу и, укрѣпляемый Его силою, пріими то, что самъ избралъ».

Послѣ этого епископъ отпустилъ святаго Марина со словами:

— «Иди съ миромъ».

Когда святый Маринъ шелъ изъ церкви, то глашатай стоялъ уже у дверей суда, громко призывая Марина по имени, такъ какъ три часа уже прошли. Войдя въ судилище, святый Маринъ безбоязненнѣе прежняго исповѣдалъ себя христіаниномъ, во всеуслышаніе прославляя имя Христово и порицая языческое нечестіе. Судья произнесъ ему смертный приговоръ, и святый мученикъ Маринъ былъ изведенъ за городъ и тамъ обезглавленъ. При его мученической кончинѣ присутствовалъ святый Астерій, по устроенію Божію на это время пришедшій въ городъ. По страдальческой смерти святаго Марина онъ снялъ съ себя верхнюю драгоцѣнную одежду, простеръ ее по землѣ, потомъ обвилъ ею честнóе тѣло мученика вмѣстѣ съ главою и, донеся до могилы на собственныхъ плечахъ, предалъ погребенію съ честью. За это онъ и самъ удостоился мученическаго вѣнца: нечестивые язычники схватили его и отсѣкли ему главу [4], и такимъ образомъ святый Астерій, вмѣстѣ со святымъ Мариномъ, въ ликѣ святыхъ мучениковъ предсталъ небесному Царю — Христу.

Это было въ царствованіе Галліена, наслѣдовавшаго престолъ послѣ погибели своего отца Валеріана. За пролитіе крови множества христіанъ онъ былъ наказанъ гнѣвомъ Божіимъ: во время сраженія Персы одержали побѣду надъ римлянами, и Валеріанъ живымъ попалъ въ плѣнъ къ Саворію персидскому царю; его отвели въ Персію, и тамъ онъ замѣнялъ Саворію подножку, когда послѣдній садился на коня. При этомъ Валеріана нельзя было выкупить изъ позорнаго плѣна: Саворій не желалъ брать за него никакихъ сокровищъ, дорожа той славой, что онъ имѣетъ возможность наступать на выю римскаго царя. Послѣ продолжительнаго издѣвательства надъ Валеріаномъ, царь персидскій велѣлъ, наконецъ, содрать съ него кожу предъ всѣмъ народомъ и посыпать солью; такъ зло погибъ злой, еще въ этой жизни начавъ вѣчныя муки. Такая погибель отца устрашила Галліена: онъ позналъ въ ней Божіе наказаніе за безжалостное пролитіе христіанской крови; поэтому Галліенъ издалъ указъ для всѣхъ областей римскаго государства, гдѣ предписывалось прекратить гоненіе на христіанъ и разрѣшить епископамъ свободно управлять своими церквами. Но прежде чѣмъ указъ пришелъ въ Кесарію палестинскую святые Маринъ и Астерій пріяли мученическую кончину за Христа и вошли въ радость Господа своего и нашего Владыки Іисуса Христа, царствующаго съ Отцемъ и Святымъ Духомъ.

Примѣчанія:
[1] Валеріанъ — императоръ 253-259 г.г.; Галліенъ — 260-268 г.г.
[2] Городъ обстроенъ Филиппомъ, сыномъ Ирода, который и назвалъ его Кесаріею въ честь кесаря Тиверія. Стоялъ у истоковъ Іордана.
[3] Кесарія Палестинская — называлась въ глубокой древности городомъ или башнею Стратона. Этотъ городъ былъ возстановленъ Иродомъ Великимъ, который назвалъ его Кесаріею въ честь императора Августа. Онъ находился на берегу Средиземнаго моря. Св. ап. Павелъ во время своихъ миссіонерскихъ путешествій не разъ бывалъ въ немъ (Дѣян. 9, 29-30; 18, 28; 21, 8) и два года пробылъ въ немъ узникомъ (Дѣян. 23, 23; 24, 27; 25, 4-6). Въ этомъ городѣ жилъ сотникъ Корнилій, котораго св. ап. Петръ обратилъ ко Христу и крестилъ (Дѣян. гл. 10); здѣсь жилъ св. ап. Филиппъ (Дѣян. 21, 8); здѣсь же умеръ Агриппа, пораженный ангеломъ и изъѣденный червями (Дѣян. 12, 20-23). Въ Евангеліи Кесарія Палестинская не упоминается.
[4] Въ 260 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 121-125.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0