Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Августъ.
День седьмой.

Преставленіе преподобнаго Ора черноризца.

Въ Ѳиваидѣ Египетской [1], странѣ смежной съ Еѳіопіей, среди монашествующихъ находился чудный мужъ, по имени Оръ, основавшій множество монастырей, иноки которыхъ, числомъ до тысячи, были подъ его властію; это былъ девяностолѣтній, украшенный сѣдиною старецъ-схимонахъ, обладавшій чрезвычайно благолѣпною наружностію: лице его выражало такую одухотворенность, что онъ производилъ впечатлѣніе безплотнаго существа. Свою подвижническую жизнь преподобный Оръ началъ въ дальней пустынѣ, гдѣ прожилъ много лѣтъ въ совершенномъ одиночествѣ, соблюдая строжайшій постъ. Затѣмъ, по повелѣнію Божію, онъ переселился отсюда и устроилъ близъ одного города монастырь; чтобы братія не имѣли нужды ходить далеко за дровами, онъ своими руками насадилъ около него рощу; до его прихода здѣсь не было ни одного дерева. Такъ заботился преподобный не только о душевномъ спасеніи братіи, но и о необходимомъ для тѣлесной жизни, стараясь, чтобы иноки ни въ чемъ не имѣли недостатка. Когда же самъ онъ жилъ въ дальней пустынѣ, то питался тамъ лишь зеленью и кореньями, казавшимися ему очень вкусной пищей; воду онъ пилъ лишь въ томъ случаѣ, когда находилъ ее; бóльшую часть дня и ночи преподобный Оръ посвящалъ усердной молитвѣ. Такой образъ жизни онъ велъ до глубокой старости, и вотъ однажды ему явился во снѣ ангелъ Господень, говоря:

— «Ты будешъ отцомъ многихъ, ибо тебѣ ввѣрится много людей, и многія тысячи ты наставишь на путь спасенія; въ будущей жизни ты получишь награду соотвѣтственно числу пріобрѣтенныхъ тобою для спасенія; не приходи въ сомнѣніе, помышляя, сколько нужно будетъ имѣть необходимаго для удовлетворенія тѣлесныхъ нуждъ такого множества людей: у тебя не будетъ недостатка ни въ чемъ, — будешь имѣть все, что попросишь у Бога».

Послѣ этого видѣнія старецъ приблизился къ селеніямъ; сначала онъ выстроилъ себѣ маленькую келлійку и насадилъ овощей; и здѣсь, какъ ранѣе въ дальней пустынѣ, преподобный Оръ питался только овощами, да и ихъ вкушая въ небольшомъ лишь количествѣ: часто въ теченіе недѣли онъ только одинъ разъ принималъ пищу. Ранѣе онъ не умѣлъ читать, но, по переселеніи изъ дальней пустыни, Господь сообщилъ ему даръ уразумѣнія писаній: когда однимъ изъ братіи была принесена ему книга, онъ открылъ ее и началъ читать, какъ давно научившійся книжному искусству. Вмѣстѣ съ тѣмъ преподобный Оръ получилъ отъ Бога власть надъ бѣсами: къ нему силою приводили бѣсноватыхъ, которые во всеуслышаніе говорили о совершаемыхъ имъ тайно богоугодныхъ дѣлахъ; много и другихъ исцѣленій творилъ преподобный дарованною ему свыше благодатію Христовою. Къ преподобному Ору стало стекаться множество желающихъ подвизаться подъ его руководствомъ, и скоро образовалось значительное собраніе монашествующихъ, наставникомъ и руководителемъ котораго былъ преподобный. Онъ имѣлъ обыкновеніе сначала вкушать пищи духовной, а потомъ уже приступать къ пищѣ тѣлесной: только пріобщившись Божественныхъ Таинъ, онъ шелъ за трапезу, уча братію боговдохновенными наставленіями или сообщая душеполезные разсказы. Однажды въ назиданіе братіи онъ разсказалъ слѣдующее:

— «Я видѣлъ въ пустынѣ одного мужа, который въ теченіе трехъ лѣтъ не вкушалъ земной пищи: ангелъ Господень черезъ каждые два дня приносилъ небесную пищу, замѣнявшую ему въ то же время и воду».

— «Знаю, — повѣдалъ преподобный Оръ въ другой разъ, — такого инока, къ которому явились бѣсы, принявши видъ небесныхъ воинствъ и ангельскихъ чиновъ; они указывали ему на огненную колесницу, гдѣ находился какъ бы царь, окруженный славою. Этотъ царь сказалъ иноку:

— «Ты обладаешь всѣми добродѣтелями, теперь тебѣ остается только поклониться мнѣ, и я возьму тебя, какъ Илію (4 Цар. гл. 2), на огненную колесницу и вознесу отсюда».

При этихъ словахъ инокъ впалъ въ раздумье:

— «Что это значитъ? — размышлялъ онъ. — Я постоянно поклонаюсь моему Спасителю, Который и есть мой Царь, и если бы этотъ видимый мною былъ Имъ, то не требовалъ бы отъ меня поклоненія, зная, что я всегда поклоняюсь Ему».

Послѣ такого размышленія инокъ сказалъ:

— «Я имѣю своего Царя, Которому непрестанно поклоняюсь; ты же не мой царь».

Тотчасъ бѣсы исчезли и съ своимъ царемъ, и съ колесницею».

Все это преподобный Оръ разсказывалъ братіи какъ о комъ-то другомъ, но многіе изъ нея хорошо знали, что все разсказанное происходило съ нимъ. Преподобный Оръ былъ очень привѣтливъ и милостивъ ко всѣмъ: когда къ нему приходилъ какой-либо братъ и выражалъ желаніе жить съ нимъ, онъ въ одинъ день выстраивалъ ему келлію: принимаясь за дѣло, преподобный Оръ созывалъ всю братію и всѣ помогали ему съ усердіемъ: одни носили камни, другіе песокъ, третьи воду, четвертые деревья, и къ вечеру, такимъ образомъ, была готова келлія; отдавая ее пришедшему брату, преподобный Оръ въ достаточной степени снабжалъ его и всѣмъ необходимымъ для жизни. Богъ въ обиліи посылалъ Своему угоднику все, что онъ просилъ у Него. О преподобномъ отцѣ существуетъ и слѣдующій разсказъ, относящійся къ тому времени его жизни, когда онъ имѣлъ еще только одного ученика: однажды при наступленіи свѣтлаго праздника Воскресенія Христова, этотъ ученикъ сказалъ своему учителю:

— «Знаешь ли, отче, что теперь Пасха, и намъ дóлжно праздновать ее, какъ и всѣ празднуютъ».

— «Ей, сынъ мой, — отвѣчалъ старецъ, — я забылъ, что теперь Пасха», и, выйдя изъ келліи, преподобный Оръ сталъ подъ открытымъ небомъ, простерши вверхъ руки: такъ не мѣняя положенія, онъ простоялъ три дня, предаваясь размышленіямъ о Богѣ. Спустя три дня, онъ возвратился въ келлію, говоря:

— «Вотъ, чадо, по мѣрѣ силъ моихъ, я и отпраздновалъ Пасху».

— «Что это ты дѣлалъ, отче?» — спросилъ ученикъ.

— «Для монаха, — отвѣчалъ старецъ, — праздникъ и Пасха заключаются въ томъ, чтобы умъ его проходилъ мимо, какъ Израиль сухими ногами по морю (Исх. гл. 14), молвы житейской и приближался къ Богу. Инокъ, — продолжалъ онъ, — удаляясь отъ видимаго міра, становится ближе къ невидимому Богу: привязываясь же къ земнымъ предметамъ, онъ черезъ это удаляетъ себя отъ невещественнаго Бога».

Будучи отцомъ многихъ братій, преподобный зналъ жизнь и дѣла каждаго, даже творимыя имъ тайно.

Такъ, однажды, нѣкоторый странствующій инокъ, страдавшій порокомъ лжи, идя къ преподобному, спряталъ свои одежды. Явившись къ нему полунагимъ, онъ просилъ у него одежды: преподобный Оръ тотчасъ же предъ всѣми обличилъ его во лжи, вынеся спрятанную одежду. Вся братія прониклась страхомъ, видя, что прозорливый отецъ знаетъ тайны и скрытое отъ другихъ, и никто не осмѣливался утаивать что-нибудь отъ него или гдѣ-нибудь вдали отъ его глазъ совершать что-либо противозаконное, ибо Богъ открывалъ ему все. Наставивъ множество на путь спасенія не только изъ среды иноковъ, но и мірскихъ людей, преподобный Оръ преставился ко Господу [2] въ небесныя обители и причтенъ къ лику великихъ преподобныхъ отцевъ, предстоящихъ предъ престоломъ Отца и Сына, и Святаго Духа, единаго Бога въ Троицѣ, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳиваида — область знаменитаго въ древности города Ѳивы; этимъ же именемъ назывался, по имени главнаго города, и вообще весь верхній (Южный) Египетъ. Область изобиловала иноческими пустынями.
[2] 90 лѣтъ отъ рожденія, около 390 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 115-118.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0