Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Августъ.
День шестой.

Синаксарь [1] на Преображеніе Господне.

Приближаясь къ вольнымъ ради нашего спаcенія страданіямъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ началъ говорить ученикамъ, что подобаетъ Ему ити во Іерусалимъ и много пострадати отъ старецъ и архіерей, и книжникъ, и убіену быти (Матѳ. 16, 21); Онъ сказалъ это въ Кесаріи Филипповой [2] послѣ исповѣданія Его апостоломъ Петромъ Христомъ, Сыномъ Бога живаго, — Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго (Матѳ. 16, 16). Шелъ уже послѣдній годъ трилѣтней проповѣди Іисуса Христа и тридцать третій отъ рожденія Его Пречистою Дѣвою. Слова Христовы сильно опечалили учениковъ и особенно — апостола Петра, который и началъ прекословить Господу, говоря: милосердъ Ты, Господи, не имать быти Тебѣ сіе (Матѳ. 16, 22). Замѣтивъ скорбь учениковъ и желая облегчить ее, Іисусъ Христосъ обѣщаетъ нѣкоторымъ изъ нихъ показать Свою славу, въ какую облечется по Своемъ отшествіи: суть нѣціи отъ здѣ стоящихъ — сказалъ Онъ, — иже не имутъ вкусити смерти, дондеже увидятъ Сына Человѣческаго грядуща во Царствіи Своемъ (Матѳ. 16, 28). Спустя шесть дней послѣ изложенныхъ событій, Господь въ сопровожденіи учениковъ и множества народа отправился изъ области Кесаріи Филипповой въ предѣлы Галилеи [3]; день уже склонился къ вечеру, когда Онъ достигъ Галилейской горы Ѳаворъ [4]. Имѣя обыкновеніе удаляться ночью отъ учениковъ для уединенной молитвы Богу Отцу, Іисусъ Христосъ и на этотъ разъ, оставивъ подъ горою народъ и взявъ изъ учениковъ съ собою только Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ съ ними на вершину горы, чтобы помолиться, и здѣсь, отойдя отъ нихъ на небольшое разстояніе на возвышенный холмъ, предался молитвѣ. Три же апостола, утомившись частью отъ восхожденія на гору, частью отъ продолжительной молитвы уснули, какъ передаетъ объ этомъ святый евангелистъ Лука: Петръ же и сущіи съ нимъ бяху отягчени сномъ (Лук. 9, 32). Во время ихъ сна, когда близился разсвѣтъ, Господь Іисусъ Христосъ преобразился, блистая славою Своего Божества; по Его велѣнію Ему предстали два пророка, — Моисей отъ мертвыхъ и Илія изъ рая; они бесѣдовали о предстоящихъ Ему въ Іерусалимѣ страданіяхъ и смерти. Эта бесѣда и особенное проявленіе божественной силы пробудили апостоловъ; увидѣвъ неизреченную славу Господа Іисуса, — лице Его, сіявшее какъ солнце, ризы, блиставшія бѣлизною какъ снѣгъ, и двухъ мужей, стоявшихъ въ этой славѣ и говорившихъ съ Нимъ, апостолы пришли въ ужасъ. По откровенію Святаго Духа, они тотчасъ въ мужахъ узнали Моисея и Илію и поняли, что бесѣда идетъ о вольныхъ Христовыхъ страданіяхъ; внимая ей, апостолы стояли съ трепетомъ, наслаждаясь въ тоже время зрѣніемъ Божественной славы, насколько возможно было это для ихъ тѣлесныхъ очей. И Самъ Господь явилъ имъ славу Свою въ той степени, въ какой можетъ видѣть земной человѣкъ и не лишиться зрѣнія: для смертнаго человѣка недоступно лицезрѣніе невидимаго, безсмертнаго Божества. Моисей нѣкогда молилъ Господа, чтобы Онъ явилъ ему Свою божественную славу лицемъ къ лицу; Господь на это отвѣтилъ: не бо узритъ человѣкъ лице Мое, и живъ будетъ (Исх. 33, 20). Когда бесѣда Христа съ Моисеемъ и Иліей приходила къ концу и апостолы, по внушенію Святаго Духа, узнали о скоромъ отшествіи ихъ, апостолъ Петръ проникся скорбію, что пророки хотятъ скрыться изъ глазъ ихъ: онъ желалъ бы непрестанно наслаждаться дивнымъ зрѣлищемъ Христовой славы и честныхъ пророковъ; проникшись дерзновеніемъ, онъ сказалъ: Наставниче, добро есть намъ здѣ быти. И сотворимъ сѣни три, едину Тебѣ, и едину Моисеови, и едину Иліи (Лук. 9, 33). Во время этихъ словъ апостола Петра свѣтлый облакъ, представившій Христу обоихъ пророковъ, осѣнилъ апостоловъ, окруживъ верхъ горы, чтобы опять по Божественному велѣнію взять пророковъ и отнести каждаго въ его мѣсто; еще болѣе убоялись апостолы, когда, приближаясь ко Христу, вошли въ самый облакъ и услышали говорящій изъ него голосъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте (Лук. 9, 35). При этихъ словахъ свыше апостолы отъ великаго ужаса окончательно утратили присутствіе духа и въ сильномъ страхѣ пали ницъ на землю. Въ то время когда они пали, распростершись, слава Господня, а вмѣстѣ съ нею и пророки, скрылась отъ нихъ. Господь подошелъ къ лежавшимъ на землѣ ученикамъ, говоря: встаньте, не бойтесь! Поднявши глаза, апостолы никого не увидѣли, кромѣ Господа Іисуса. Начался разсвѣтъ, и они стали спускаться съ горы; дорогою Господь заповѣдалъ имъ никому не говорить о видѣніи до тѣхъ поръ, пока Онъ, по страданіи и смерти, не воскреснетъ въ третій день изъ гроба, и они умолчали и никому не сказали за это время ни о чемъ изъ того, что удостоились видѣть.

Примѣчанія:
[1] Синаксарь, слово греческое (Συναξάριον), происходитъ отъ σύναξις — собраніе (вѣрующихъ въ церковь для празднованія) и значитъ: книга праздниковъ, въ дальнѣйшемъ — собраніе историческихъ свѣдѣній о праздникѣ или святомъ.
[2] Городъ сѣверной Палестины, лежавшій у подошвы горы Ермона. Обстроенъ сыномъ Ирода Велинаго тетрархомъ Филиппомъ; онъ украсилъ городъ и назвалъ его Кесаріею въ честь римскаго кесаря Тиверія; въ отличіе отъ Кесаріи Палестинской или Стратоновой — городъ именуется Кесаріею Филипповою.
[3] Галилейская область на сѣверѣ Палестины, или Галилея (отъ еврейскаго слова «галилъ» — область, округъ) составляла во дни Христа Спаситиля третью область Палестины, и дѣлилась на сѣверную, верхнюю, — языческую, и на южную — нижнюю. Галилея занимаетъ видное мѣсто въ міровой исторіи, какъ родина и мѣсто проповѣди Господа Іисуса. Галилея имѣла около 120 верстъ отъ востока къ западу и 40 верстъ отъ сѣвера къ югу. На сѣверѣ она соприкасалась съ Сиріею и горами Ливанскими, на западѣ съ Финикіею, на югѣ съ Самаріею, а на востокѣ границею ея была рѣка Іорданъ. Городовъ и большихъ селеній въ Галилеѣ насчитывалось болѣе 200 и населенія до четырехъ милліоновъ, состоявшаго не только изъ Іудеевъ, но и изъ смѣшенія израильтянъ съ сирійцами, финикійцами, арабами и прочими инородцами, изъ коихъ многіе приняли іудейскую вѣру. По чудному климату, плодородію и богатству Галилея была самою лучшею областію Палестины. Мягкій, живительный климатъ, самая разнообразная дивная красота природы, неистощимое обиліе плодородія почвы, — все было въ Галилеѣ. И географическое положеніе и масса путей сообщенія также благопріятствовали Галилеѣ: ее пересѣкали нѣсколько торговыхъ римскихъ дорогъ съ востока на западъ, — въ Дамаскъ, къ финикійскимъ берегамъ, Средиземному морю, въ Египетъ и Ассирію; другіе пути перерѣзывали ее съ юга на сѣверъ. Промышленность и жизнь кипѣли въ Галилеѣ... Весьма много страницъ Евангелія отражаютъ природу и жизнь Галилеи. По родинѣ Христа Спасителя городу Назарету, дѣтству, юности и преимущественно тамъ проповѣди Его, Галилея была колыбелью христіанской вѣры. А притчи Іисуса Христа, все это образы, воспроизводящіе богатство и красóты природы и нравы жизни Галилейской. Небо, земля, море, хлѣбныя поля, сады, цвѣты, виноградники, травы луговъ, рыбы и птицы — все служило тамъ Спасителю основой и образомъ дивныхъ поученій Его божественной проповѣди.
[4] Ѳаворъ — уединенная гора въ семи верстахъ отъ Назарета, имѣющая около 500 саженъ высоты. Здѣсь Варакъ собралъ свое войско противъ Сисары (Суд. 4, 6) и у подошвы ея разбилъ враговъ (Суд. 6, 33). Здѣсь преобразился Господь нашъ Іисусъ Христосъ (Матѳ. 17, 1; Марк. 9, 2; Лук. 9, 28). Это славное предназначеніе Ѳавора провидѣлъ Давидъ: Ѳаворъ и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуются (Псал. 88, 13). Этимъ псалмопѣвецъ означилъ всю землю обѣтованія, потому что это горы земли обѣтованной.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 89-94.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0