Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День третій.

Память преподобнаго Космы, скопца отшельника.

— «Во время моего пребыванія въ Антіохіи, — говорилъ пресвитеръ, — изъ Іерусалима пришелъ къ святѣйшему патріарху Григорію авва Косма, скопецъ изъ лавры [2] Фаранской, это былъ строгій постникъ, ревнитель вѣры, твердый хранитель догматовъ церковныхъ, отлично знающій Святое Писаніе. Спустя немного дней послѣ своего прибытія въ Антіохію, старецъ преставился; патріархъ приказалъ положить его честное тѣло въ своемъ монастырѣ, гдѣ былъ погребенъ нѣкоторый епископъ. Однажды я пошелъ ко гробу святаго старца, чтобы поклониться его праху и здѣсь увидѣлъ нищаго, просившаго милостыню у входившихъ въ церковь. Замѣтивъ меня, онъ трижды поклонился при гробѣ и, сотворивъ іерейскую молитву объ упокоеніи преставившагося, сказалъ мнѣ:

— «Великъ, господинъ авва [3], старецъ, котораго вы погребли здѣсь два мѣсяца назадъ».

— «Почему ты знаешь?» спросилъ я.

Онъ отвѣчалъ:

— «Я былъ двѣнадцать лѣтъ разслабленнымъ, — истину говорю, не лгу, — и черезъ этого старца Господь даровалъ мнѣ исцѣленіе. Когда я нахожусь въ скорби, онъ приходитъ и утѣшаетъ меня, доставляя мнѣ облегченіе. Я не скрою отъ тебя и другого чуда о немъ же: съ того самаго времени, какъ вы похоронили его, я слышу каждую ночь, какъ онъ говоритъ епископу: «не прикасайся ко мнѣ и не приближайся еретикъ, ты врагъ святой каѳолической церкви».

Выслушавъ это, я пошелъ къ патріарху и передалъ ему свой разговоръ съ нищимъ; вмѣстѣ съ тѣмъ я просилъ патріарха взять тѣло старца и положить въ другомъ мѣстѣ. Но святѣйшій патріархъ сказалъ на это:

— «Вѣрь мнѣ, сынъ мой, что ничего вреднаго не можетъ причинить еретикъ святому Космѣ: все разсказанное тобою произошло затѣмъ, чтобы отъ насъ не была скрыта ревность по вѣрѣ и добродѣтель старца и — чтобы обнаружилось нечестіе епископа, и онъ не почитался бы какъ православный».

Этотъ же пресвитеръ Василій передаетъ о преподобномъ Космѣ и другой разсказъ:

— «Я пришелъ къ нему въ лавру, и старецъ разсказалъ мнѣ о себѣ, что однажды ему пришла на умъ мысль, — что́ означаютъ слова Господа, обращенныя къ ученикамъ: нынѣ иже имать влагалище, да возметъ такожде и мѣхъ: а иже не имать, да продастъ ризу свою и купитъ ножъ (Лук. 22, 36) и отвѣтъ Его: довольно есть, когда они сказали: се ножа здѣ два (Лук. 22, 38). Долго размышлялъ старецъ надъ этими изреченіями Господа и, не придя ни къ какому рѣшенію, отправился въ полдень въ лавру Пирга къ аввѣ Ѳеофилу, чтобы попросить у него объясненія. Во время дороги, пролегавшей по пустынѣ, приближаясь къ Каламону, онъ увидѣлъ громаднаго змѣя, спускавшагося съ Каламонской горы, змѣй былъ такъ великъ, что своею тяжестію оставлялъ на землѣ глубокій слѣдъ, а изгибы тѣла его образовывали большія дуги, онъ какъ разъ пересѣкалъ путь старца. Уразумѣвъ козни дьявола, хотѣвшаго заставить преподобнаго отказаться отъ своего намѣренія, старецъ вооружился молитвою и безбоязненно продолжалъ свой путь: хранимый силою Божіей, онъ безъ всякаго вреда, точно сквозь ворота, прошелъ чрезъ изгибы тѣла змѣя. Придя къ аввѣ Ѳеодору, онъ предложилъ ему свой вопросъ и услышалъ отъ него такой отвѣтъ:

— «Два ножа означаютъ два вида богоугодной жизни, — дѣятельность или трудъ и созерцаніе или погруженіе ума въ богомысліе и молитву, кто обладаетъ двумя этими добродѣтелями, тотъ совершенный человѣкъ».

Къ своимъ сообщеніямъ о преподобномъ Космѣ пресвитеръ Василій добавилъ еще слѣдующее:

— «Во время моего десятилѣтняго пребыванія въ лаврѣ Фаранской у преподобнаго Космы, къ которому я пришелъ въ самомъ началѣ своей иноческой жизни, онъ постоянно наставлялъ меня своими боговдохновенными бесѣдами; однажды, разсуждая со мною о спасеніи души, онъ привелъ одно выраженіе изъ словъ святаго Аѳанасія Великаго [4] и при этомъ замѣтилъ:

— «Когда или услышишь, или найдешь въ книгѣ какое-либо выраженіе святаго Аѳанасія, то, если не имѣешь хартіи, запиши его на твоей одеждѣ».

Такое уваженіе имѣлъ преподобный Косма къ великимъ отцамъ и учителямъ Церкви: съ ними и онъ, по окончаніи своей богоугодной жизни здѣсь на землѣ, получилъ часть въ вѣчной жизни по благодати Господа нашего Іисуса Христа, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава и нынѣ и присно.

Примѣчанія:
[1] Лимонарь (греч. λειμωνάρειον, отъ λειμών — лугъ, пажить) очень распространенное агіографическое сочиненіе Іоанна Мосха, греческаго инока (ум. въ 622 г.). Путешествуя по монастырямъ Палестины, Сиріи, Египта, Кипра, Константинополя и Рима, Мосхъ собралъ массу повѣствованій о жизни христіанскихъ подвижниковъ, собралъ также много ихъ изреченій и нравоученій; всѣ эти свѣдѣнія онъ и изложилъ въ своемъ «Лимонарѣ». — Извѣстны русскіе переводы «Лимонаря» 1) Филарета, архіепископа Черниговскаго «Лугъ Духовный» (Москва, изд. 1848, 1850, 1853 гг.) и 2) безъименнаго издателя: «Лугъ, сирѣчь цвѣтникъ» (Москва, 1859 г.).
[2] Лавра — съ греч. яз. часть города, переулокъ — собственно рядъ келлій, расположенныхъ вокругъ жилища настоятеля въ видѣ переулковъ и обнесенныхъ оградой или стѣной. Иноки въ лаврахъ вели отшельническій образъ жизни и подвизались каждый въ своей кельи, собираясь для богослуженія въ первый и послѣдній день недѣли, а въ остальные дни сохраняя строгое безмолвіе; жизнь въ лаврахъ была много труднѣе, чѣмъ въ другихъ обителяхъ. Съ глубокой древности названіе лавры примѣняется къ многолюднымъ и важнымъ по своему значенію монастырямъ. Впервые появилось оно въ Египтѣ и затѣмъ въ Палестинѣ. Въ настоящее время у насъ имя лавры употребляется исключительно въ смыслѣ почетнаго названія.
[3] Т. е. отецъ.
[4] Свт. Аѳанасій, архіепископъ Александрійскій, — ревностный дѣятель на защиту Православія противъ еретиковъ аріанъ, много потерпѣвшій отъ нихъ и скончавшійся въ 373 г. Отъ св. Аѳанасія остались сочиненія догматическія, по истолкованію Св. Писанія и нравоучительныя. Память его — 18 января.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 46-49.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0