Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День первый.

Происхожденіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

— «О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякій, надѣющійся на Тебя, не погибнетъ, и я, рабъ Твой, по милости Божіей, имѣю въ Тебѣ стѣну и покровъ и — Крестъ Сына Твоего — какъ оружіе обоюдоострое на враговъ. Умоли Спасителя міра, Котораго держишь на рукахъ Своихъ, чтобы сила крестная была, какъ огонь, попаляющій враговъ, хотящихъ вступить въ брань съ нами, и Твое всесильное предстательство да поможетъ намъ одолѣть ихъ».

Послѣ усердной молитвы всѣ лобызали святую икону и Честный Крестъ и безбоязненно шли на враговъ: Господь содѣйствовалъ имъ силою крестною и Пречистая Богородица оказывала имъ помощь, ходатайствуя за нихъ предъ Богомъ. Постоянно держась такого обычая предъ каждымъ сраженіемъ, великій князь не измѣнилъ ему и предъ битвою противъ Болгаръ: онъ вышелъ, имѣя, подобно царю Константину [9] въ древнія времена, впереди войска Крестъ Господень. Выступивъ на поле, послѣ сраженія съ Болгарами, русская рать обратила послѣднихъ въ бѣгство и, преслѣдуя ихъ, захватила пять городовъ; въ числѣ ихъ былъ и городъ Бряхимовъ на рѣкѣ Камѣ. Когда же возвратились послѣ битвы съ невѣрными въ свой станъ, то увидѣли, что отъ иконы Богоматери съ Младенцемъ Христомъ исходятъ свѣтлые, подобные огненнымъ, лучи, осіявающіе все войско; это было въ первый день августа мѣсяца. Дивное зрѣлище еще болѣе возбудило въ великомъ князѣ духъ мужества и надежды, и онъ снова обратилъ свои полки въ погоню за Болгарами; онъ сжегъ большинство городовъ ихъ, положивъ на уцѣлѣвшіе дань, и опустошилъ всю землю; послѣ этой побѣды великій князь возвратился съ торжествомъ домой. — Греческій царь Мануилъ, вышедшій со своимъ войскомъ противъ Сарацинъ, въ тотъ же именно день видѣлъ также подобное же чудо, — исхожденіе отъ находившейся вмѣстѣ съ Честнымъ Крестомъ среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителемъ лучей, осѣняющихъ весь полкъ, и въ этотъ день онъ побѣдилъ Сарацинъ.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланіями другъ другу объ одержанныхъ съ помощію Божіею побѣдахъ и о чудесномъ сіяніи, исходившемъ отъ иконы Спасителя. По совѣщаніи со старѣйшими епископами, въ знакъ благодаренія Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздникъ въ первый день августа. Въ воспоминаніе же силы крестной, вооружившись которой они побѣдили враговъ, повелѣли износить священнику изъ алтаря Честный Крестъ и полагать его среди церкви для поклоненія и лобызанія его христіанами и для прославленія распятаго на крестѣ Господа Іисуса Христа. Кромѣ того, епископы повелѣли совершать въ этотъ день освященіе воды, отчего и праздникъ получилъ свое названіе — изнесенія Честнаго Креста, потому что Честный Крестъ торжественно вмѣстѣ съ другими святыми иконами выносится на рѣки, колодези и источники. — Празднуемъ, братіе, воздавая хвалу и благодареніе всесильному Богу и Спасу нашему Іисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычицѣ Богородицѣ, благоговѣйно почитая и Честный Крестъ Христовъ; но празднуемъ съ благоговѣніемъ, благоугождая Богу, пребывая между собою въ мирѣ и любви, оказывая дѣла благотворенія и удаляясь, памятуя страхъ Божій, отъ грѣховъ: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыкѣ, удостоились вѣчнаго празднованія со всѣми святыми послѣ того дня, когда явится знаменіе Сына Человѣческаго на небеси (Матѳ. 21, 30), — честный Крестъ Христовъ, предъидущій пришествію Судіи живыхъ и мертвыхъ, грядущему съ силою и славою многою, и осіяетъ всѣхъ праведныхъ свѣтлыми и радостными лучами. По совершеніи же суда, предъидетъ всѣмъ святымъ, предводя ихъ въ Царство небесное, и будутъ блаженствовать всѣ святые, радуясь безконечные вѣки; къ нимъ, по молитвамъ Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, да причтетъ и насъ грѣшныхъ всемилостивый Спасъ нашъ Христосъ [10]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Лука Хрисовергъ — патріархъ Константинопольскій 1156-1169 гг.
[2] Мануилъ Комненъ — греческій императоръ 1143-1180 гг.
[3] Константинъ II-ой, митрополитъ Кіевскій, прибылъ въ Кіевъ изъ Греціи въ 1167 г.; упоминается въ лѣтописи еще подъ 1169 г.
[4] Несторъ — шестой епископъ Ростовской епархіи, упоминается лѣтописью подъ 1149 г.; въ 1156 г. Несторъ, оклеветанный предъ митрополитомъ своими домашними, подпалъ запрещенію; въ 1157 г. онъ оправдался предъ митрополитомъ, но въ томъ же году изъ-за споровъ о постѣ въ среду и пятокъ изгнанъ былъ съ каѳедры Андреемъ Боголюбскимъ.
[5] Андрей Боголюбскій — сынъ великаго князя Юрія Владиміровича и внукъ славнаго Владиміра Мономаха — родился вѣроятно въ 1111 г. По достиженіи совершеннолѣтія Андрей Боголюбскій получилъ «для кормленія» городъ Владиміръ на Клязьмѣ, и съ этого времени начинается его дѣятельность по устроенію обширнаго и почти незаселеннаго края Сѣверо-Восточной Руси, въ который начался приливъ поселенцевъ съ юга. Онъ принималъ участіе и въ ратныхъ предпріятіяхъ своего отца на югѣ Россіи, оказывая мужество и храбрость, хотя, по выраженію лѣтописца, и «не величавъ былъ на ратный чинъ», но вообще онъ не любилъ Южной Руси и поэтому въ 1155 г. тайно ушелъ отъ отца, взявъ съ собою изъ Вышгорода (близъ Кіева), гдѣ жилъ, чудотворную икону Божіей Матери, ставшую впослѣдствіи славною святынею Сѣверной Руси. Лѣтописецъ такъ объясняетъ этотъ уходъ Андрея Боголюбскаго: «князь... смущашеся о нестроеніи братіи своея, и братанниковъ, и сродниковъ, и всего племени своего, яко всегда въ мятеніи и волненіи вси бяху и мнози крови ліяше, — скорбяше о семъ... и восхотѣ ити на великокняженіе въ Суздаль и Ростовъ, яко тамъ, рече, спокойне есть». Когда Андрей Боголюбскій, покинувшій югъ, «былъ уже на берегахъ Клязьмы, — говоритъ списатель его житія, — кони везшіе чудотворную икону Богоматери вдругъ остановились и не могли сдвинуть съ мѣста колесницы. Благовѣрный князь Андрей счелъ это за тайное извѣщеніе Божіе, совершилъ здѣсь молебствіе предъ чудотворной иконой и далъ обѣтъ соорудить тутъ церковь. Настала ночь, и князь рѣшилъ переночевать. Онъ долго молился — и вотъ во время сна явилась ему Пресвятая Дѣва съ хартіею въ рукѣ и сказала: «Не хочу, чтобы ты несъ образъ Мой въ Ростовъ. Поставь его во Владимірѣ, а на семъ мѣстѣ воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокамъ». Возставъ отъ сна, князь повелѣлъ написать икону Божіей Матери въ томъ видѣ, какъ Она явилась ему съ хартіею въ рукѣ. Впослѣдствіи онъ построилъ церковь и основалъ монастырь на мѣстѣ явленія, который доселѣ существуетъ и называется Боголюбскимъ»... Андрей вскорѣ же построилъ тутъ и городъ и прозвалъ его, какъ мѣсто избранное Самимъ Богомъ, Боголюбовымъ». Отсюда и наименованіе князя Андрея Боголюбскимъ. Въ 1157 г. умеръ отецъ Андрея Боголюбскаго, и онъ, какъ «старѣйшій» сынъ былъ избранъ ростовцами и суздальцами и посаженъ на отеческомъ великокняжескомъ «столѣ» въ Ростовѣ; но Андрей не остался здѣсь, и избралъ себѣ столицею любимый Владиміръ. Наступилъ расцвѣтъ его дѣятельности. Онъ принималъ и устроялъ переселенцевъ, оберегая ихъ отъ монголовъ, болгаръ и отъ раниѣйшихъ поселенцевъ, заботился объ объединеніи разноплеменнаго населенія Сѣверо-Восточной Руси и о просвѣщеніи ея свѣтомъ христіанства; строилъ города и храмы; съ особеннымъ великолѣпіемъ отстраивалъ онъ свою новую столицу — Владиміръ на Клязьмѣ. Во Владимірѣ онъ воздвигъ такой храмъ, «какихъ, по словамъ лѣтописца, никогда не бывало на Руси и никогда не будетъ». Эта созидательная дѣятельность дала Андрею Боголюбскому право заявить на собраніи князей и бояръ во Владимірѣ (въ 1162 г.): «Я Бѣлую Русь городами и селами застроилъ и многолюдную учинилъ». И современники дивились его дѣятельности: «мужество и умъ въ немъ жили, — говоритъ современникъ-лѣтописецъ, — правда и истина въ немъ ходили; вторымъ мудрымъ Соломономъ былъ онъ». Св. Андрей Боголюбскій былъ убитъ 30 іюня 1175 г. — Мѣстное почитаніе его во Владимірѣ началось тотчасъ по его кончинѣ, но потомъ прекратилось и снова возобновилось въ 1702 г., когда были открыты его мощи.
[6] Сарацины — мусульмане.
[7] Ясныхъ указаній на праздникъ Всемилостивому Спасу и Преч. Богоматери, по случаю побѣды надъ Сарацинами императора Мануила, нѣтъ ни у греческихъ историковъ, ни въ богослужебныхъ греческихъ книгахъ. Но въ исторіи императора Мануила, ведшаго не мало войнъ съ разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя къ особенному благодаренію Бога за успѣшное окончаніе войны и избавленіе отъ опасностей. Здѣсь обращаетъ на себя вниманіе жестокая война у царя Мануила съ Турецкимъ султаномъ или Сарацинами. Самъ царь начальствовалъ надъ войскомъ, неоднократно подвергаясь чрезвычайнымъ опасностямъ. Правда побѣда досталась врагу, но самое спасеніе царя по истинѣ было чудомъ милости Божіей. Это было въ сентябрѣ, походъ же, конечно, начался ранѣе, въ августѣ. Послѣ этой войны у грековъ были два удачныхъ сраженія съ Сарацинами, и одно изъ нихъ подъ предводительствомъ самого царя. Эти событія въ соединеніи съ извѣстіемъ изъ Россіи о помощи Божіей въ войнѣ противъ болгаръ, и могли расположить царя Мануила къ установленію Спасу общаго христіанскаго праздника, начало которому уже было положено въ Царьградѣ освященіемъ воды 1 августа. Но службы Спасу въ греческихъ памятникахъ агіологіи не найдено доселѣ.
[8] Не на силу коня Онъ смотритъ, не къ быстротѣ ногъ человѣческихъ благоволитъ. Благоволитъ Господь къ боящимся Его, къ уповающимъ на милость Его.
[9] Св. Константинъ равноапостольный — память его 21 мая.
[1] Становясь на строго опредѣленную историческую почву, должно замѣтить, что перваго августа православною Церковію совершаются два торжества, различныхъ по своему происхожденію: 1) происхожденіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицѣ. Въ греческомъ часословѣ, изд. 1897 г., такъ объясняется происхожденіе перваго праздника: «по причинѣ болѣзней весьма часто бывавшихъ въ августѣ, издревле утвердился въ Константинополѣ обычай износить Честное древо Креста на дороги и улицы для освященія мѣстъ и въ отвращеніе болѣзней. Наканунѣ (31 іюля), износя его изъ царской сокровищницы, полагали на святой трапезѣ великой церкви (т. е. св. Софіи). Съ настоящаго дня и далѣе до Успенія Богородицы, творя литіи по всему городу, предлагали его потомъ народу для поклоненія. Это и есть предъисхожденіе (πρόοδος) Честнаго Креста». 14 августа Крестъ снова возвращался въ царскія палаты. «Этотъ обычай въ соединеніи съ другимъ обычаемъ Константинополя — освящать въ придворной Константинопольской церкви воду перваго числа каждаго мѣсяца (исключая январь, когда освященіе совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14-го) и послужилъ основаніемъ праздника въ честь Св. и Животворящаго Креста и торжественнаго освященія воды на источникахъ, которое совершается 1 августа». Уже въ IX вѣкѣ существовалъ этотъ обычай изношенія Честнаго древа изъ царскихъ палатъ въ церковь св. Софіи предъ 1 августа; канонъ же на предпразднство Креста 31 іюля, написанный для настоящаго случая (канонъ начинается словами: Крестъ предгрядый божественный) приписывается Георгію, еп. Амастридскому, жившему въ VIII вѣкѣ и дважды бывшему въ Царьградѣ. Въ Обрядникѣ императора Константина Порфиророднаго (912-959 гг.) находятся подробныя правила, когда выносить Крестъ изъ палаты предъ 1 августа, смотря по тому, на какой день недѣли падаетъ это число. Въ Россіи до конца XIV и начала XV вв., когда господствовалъ Студійскій уставъ, ни 31 іюля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется въ XIV-XV вв. съ введеніемъ Іерусалимскаго устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицѣ установлено въ Греціи и Россіи около 1168 г. въ память знаменій отъ честныхъ иконъ Спасителя и Богоматери во время сраженій греческаго царя Мануила (1143-1180 гг. съ Сарацинами) и князя русскаго Андрея Боголюбскаго съ Болгарами въ 1164 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 5-11.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0