Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День тридцатый.

Память во святыхъ отца нашего Доната епископа.

Когда онъ уже былъ около источника, послышался сильный громъ и изъ источника вышелъ большой и страшный змѣй. Змѣй направился къ угоднику Божію и старался своимъ хвостомъ ударить по ногамъ мула, на которомъ ѣхалъ святитель. Тогда епископъ Донатъ ударилъ приближающагося змѣя бичемъ по хребту, которымъ погонялъ своего мула, и тотчасъ змѣй умеръ. Бывшіе же при епископѣ клирики и народъ, увидавъ такое чудо, собрали дрова и, разложивъ большой костеръ, сожгли на немъ змѣя, чтобы его трупъ не сталъ гнить и не отравилъ бы воздухъ ядомъ, тѣмъ болѣе, что змѣй тотъ былъ весьма великъ; но воды изъ того источника все же никто не осмѣливался пить. Тогда святый Донатъ, помолившись, благословилъ источникъ и сначала самъ почерпнулъ воду и выпилъ ее, а затѣмъ и всѣмъ повелѣлъ пить ее безъ опасенія. Всѣ люди, послѣ сего, пили воду, не сдѣлавъ себѣ никакого вреда и, прославивъ Бога, возвратились въ жилища свои.

Однажды святому Донату случилось быть въ одномъ каменистомъ и безводномъ мѣстѣ, и онъ, видя, что находившіеся около него люди отъ сильнаго зноя изнемогали отъ жажды, выкопалъ небольшой ровъ своими руками и помолился къ Богу о ниспосланіи воды. Тотчасъ потекъ источникъ воды, и до нынѣ источающій обильную воду.

Въ другой разъ святый Донатъ молитвою своею низвелъ воду съ неба. Во время бездождія и сильной отъ того засухи, онъ помолился ко Господу, и тотчасъ пошелъ сильный дождь, который и напиталъ землю, такъ что въ томъ году былъ обильный урожай плодовъ, по молитвамъ святаго.

Случилось, что дочь императора Ѳеодосія весьма сильно заболѣла, будучи мучима нечистымъ духомъ. Царь и царица были въ сильной печали по причинѣ болѣзни своей дочери, такъ какъ она была у нихъ единственною дочерью. Въ это время они узнали о томъ, что епископъ Донатъ творитъ чудеса. Тотчасъ императоръ послалъ въ Эпиръ повелѣніе, чтобы къ нему пришли всѣ епископы той страны для благословенія его. Когда эпирскіе епископы прибыли въ Константинополь [3], царь съ честью и ласкою принялъ ихъ и спросилъ:

— «Кто изъ васъ епископъ Донатъ, который бичемъ умертвилъ змѣя, извелъ изъ каменистой почвы воду и испросилъ у Бога дождь съ неба?»

Царю указали на святаго Доната. Царь облобызалъ его и повелъ къ царицѣ, и они оба, припавъ къ ногамъ святаго, умоляли его помочь имъ, говоря:

— «Божій угодникъ! Окажи намъ милость: мы имѣемъ одну дочь, и она жестоко страдаетъ, мучимая бѣсомъ. Мы сильно скорбимъ о ней; приводили къ ней многихъ врачей и священниковъ, и никто не могъ помочь ей. Поэтому мы, услышавъ о великой благодати Божіей, обитающей въ тебѣ, осмѣлились просить тебя придти сюда, дабы ты изгналъ изъ нашей дочери бѣса, молитвами твоими, дѣйственными предъ Богомъ. Если ты исцѣлишь нашу дочь, то получишь себѣ половину ея имущества».

Святый такъ отвѣтилъ на просьбу царя съ царицей:

— «Гдѣ отроковица? покажите мнѣ ее».

Доната привели къ отроковицѣ. Тотчасъ бѣсъ, не стерпѣвъ присутствія угодника Божія, вскричалъ и, повергнувъ отроковицу на землю, вышелъ изъ нея; съ этого времени отроковица стала здоровою. Царь и царица, весьма обрадовались выздоровленію дочери, предлагали святому большіе дары, но онъ не пожелалъ ничего взять изъ предложеннаго ему. Видя же благонравіе и благовѣріе императорской четы, молилъ ихъ, чтобы ему было отдано въ его епископіи одно мѣсто, находящееся близъ села, называемаго Омфалія, дабы на томъ мѣстѣ онъ могъ построить церковь. Царь тотчасъ исполнилъ просьбу святаго и закрѣпилъ свой даръ своею царскою грамотою.

Въ то время какъ святый былъ въ Константинополѣ, случилось, что здѣсь умеръ нѣкій человѣкъ, имѣвшій заимодавца, которому онъ не отдалъ долга. Когда его несли на погребеніе, то заимодавецъ его, имѣя росписку умершаго, удерживалъ гробъ и не допускалъ погребсти умершаго до тѣхъ поръ, пока ему не будетъ отданъ долгъ, который составлялъ двѣсти золотыхъ монетъ. Святый Донатъ, бывшій въ это время около дома сего умершаго, услышавъ вопли и сильный шумъ, происходившій отъ большого стеченія народа, сказалъ прибывшимъ съ нимъ епископамъ:

— «Пойдемъ и упросимъ заимодавца, чтобы онъ дозволилъ предать погребенію тѣло умершаго своего должника».

Но епископы не согласились пойти.

Тогда Донатъ пошелъ одинъ. Когда вдова умершаго увидала святаго, то, припавъ къ ногамъ его, молила его со слезами:

— «Умилосердись надо мной, человѣкъ Божій, такъ какъ я впала въ двоякую бѣду: лишилась мужа и не могу похоронить тѣла его, ибо въ этомъ препятствуетъ мнѣ заимодавецъ. Уговори его, святый человѣкъ, чтобы онъ позволилъ мнѣ предать землѣ тѣло умершаго».

Святый спросилъ женщину:

— «Дѣйствительно ли извѣстно за достовѣрное, что твой мужъ долженъ сему человѣку?»

Женщина отвѣчала:

— «Господинъ мой! За нѣсколько дней до сего времени мой мужъ сказалъ мнѣ, что онъ уже отдалъ свой долгъ, но только росписка его осталась у заимодавца».

Тогда святитель Христовъ сказалъ заимодавцу:

— «Дозволь, чадо, предать погребенію тѣло умершаго; долгъ же твой послѣ тебѣ будетъ отданъ».

Но заимодавецъ, будучи жестокимъ и несправедливымъ человѣкомъ, не только не послушалъ святаго, но еще и бранилъ его.

Тогда святый епископъ, приступивъ къ одру, на которомъ лежалъ умершій, и коснувшись своею рукою мертвеца, громко воззвалъ къ нему:

— «Слушай меня, человѣкъ!»

Тотчасъ мертвый ожилъ и, открывъ глаза свои, произнесъ:

— «Вотъ я, владыко!»

Святый сказалъ ему:

— «Встань и скажи намъ, какъ поступить съ твоимъ заимодавцемъ, который не дозволяетъ предать тебя погребенію, говоря, что ты не отдалъ ему долга, на который онъ имѣетъ у себя твою росписку».

Мертвецъ поднялся и сѣлъ къ великому ужасу всѣхъ присутствовавшихъ при семъ удивительномъ зрѣлищѣ. Взглянувъ грозно на своего заимодавца, мертвецъ сталъ укорять его за обманъ и уличилъ его во лжи, сказавъ, когда и на какомъ мѣстѣ онъ отдалъ ему двѣсти златницъ долга. Заимодавецъ, не зная, что возразить ему, стоялъ, трепеща, и молчалъ, какъ нѣмой. Ожившій же человѣкъ требовалъ отъ заимодавца свою росписку. Получивъ ее, онъ разорвалъ ее, сидя на одрѣ. Затѣмъ, посмотрѣвъ на святителя, онъ сказалъ ему:

— «Хорошо сдѣлалъ ты, праведникъ, что пробудилъ меня для обличенія сего грѣшника; повели теперь мнѣ снова уснуть».

Святый Донатъ сказалъ ему:

— «Иди съ миромъ въ покой, чадо, ибо ты получилъ обратно свою росписку».

И тотчасъ тотъ мужъ снова почилъ сномъ смерти. Всѣ видѣвшіе сіе удивительное чудо и слышавшіо о томъ отъ другихъ съ великою радостью прославили Бога, удивляясь силѣ добродѣтели угодника Божія.

Во время пребыванія святаго Доната въ Константинополѣ, случилось бездождіе, и вслѣдствіе сего великая засуха. По просьбѣ царя святый вышелъ за городъ и совершилъ литію [4], умоляя Бога послать необходимый для высохшей земли дождь. Тотчасъ послѣ молитвы Доната пролился столь великій дождь, что весь народъ говорилъ:

— «Это — второй потопъ».

Императоръ Ѳеодосій боялся за святаго епископа Доната, какъ бы онъ не измокъ сильно, стоя подъ такимъ великимъ дождемъ, ибо онъ былъ въ одной только ризѣ. Когда же святый Донатъ возвратился послѣ совершенія литіи въ царскій дворецъ, то всѣ видѣли, что одежды на немъ были совершенно сухими и не имѣли ни малѣйшаго слѣда влаги, ибо ни одна капля дождя не коснулась ихъ.

Всѣ весьма дивились этому чуду. Императоръ же весьма радовался, видя славныя дѣла святаго угодника Божія и благодарилъ Бога за то, что Онъ во время его царствованія послалъ такого свѣтильника міру, сего предивнаго чудотворца.

Послѣ многочисленныхъ бесѣдъ съ угодникомъ и по принятіи отъ него благословенія, царь отпустилъ его къ своей паствѣ. При этомъ Ѳеодосій далъ святому Донату много денегъ для построенія и украшенія новой церкви, которую святый хотѣлъ построить на вышеупомянутомъ, испрошенномъ у царя, мѣстѣ.

Вернувшись въ свою епископію, блаженный Донатъ на царскій даръ выстроилъ прекрасную церковь, гдѣ приготовилъ мѣсто для своего погребенія. Достигнувъ глубокой старости, онъ отошелъ ко Господу [5], дабы предстоять предъ Нимъ въ сонмѣ святыхъ іерарховъ и вѣчно прославлять Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога, въ Троицѣ прославляемаго всѣми святыми во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳеодосій І-й Великій, императоръ римскій, царствовалъ съ 379 г. по 395 г.
[2] Словомъ «Эпиръ» — греки первоначально обозначали вообще материкъ (сушу), въ противоположность островамъ; въ частности этимъ именемъ жители западныхъ греческихъ острововъ (морей Іонійскаго и Адріатическаго) называли противолежащій берегъ Эллады, до входа въ Коринѳскій проливъ. Впослѣдствіи границы Эпира съузились, и именемъ Эпира стали обозначать область, смежную на сѣверѣ — съ Иллиріей, на востокѣ — съ Ѳессаліей, на югѣ — съ Этоліей и Акарнаніей.
[3] Константинополь — столица Византійской имперіи. Константинополь былъ основанъ съ именемъ «Византіи» мегарянами въ 658 г. до Р. Хр. на европейской сторонѣ Босфорскаго пролива, соединяющаго Черное море съ Мраморнымъ. Господствующее положеніе на морѣ и благопріятно сложившіяся историческія условія создали изъ Византіи замѣчательный въ древности центръ какъ торговой, такъ и вообще культурной жизни. Въ церковной исторіи Константинополь извѣстенъ какъ мѣсто нѣсколькихъ Вселенскихъ и многихъ помѣстныхъ соборовъ.
[4] Литія (λιτή) — всенародное моленіе, совершаемое обыкновенно или въ притворѣ храма или внѣ его (на площадяхъ, поляхъ).
[5] Кончина святаго Доната послѣдовала около 387 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 478-482.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0