Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День тридцатый.

Память святаго апостола Іакова Зеведеева.

Послѣ вольнаго страданія, воскресенія и вознесенія Господа нашего и по ниспосланіи Святаго Духа, святый апостолъ Іаковъ прошелъ Испанію и другія страны съ проповѣдью слова Божія. Потомъ онъ снова вернулся въ Іерусалимъ и былъ здѣсь грозенъ для іудеевъ, какъ громъ (Марк. 3, 17), ибо мужественно и дерзновенно проповѣдывалъ Іисуса Христа, говоря, что Онъ есть истинный Мессія, Спаситель міра. Іаковъ побѣждалъ въ спорахъ фарисеевъ [1] и книжниковъ [2], обличая и укоряя ихъ за жестокосердіе и невѣріе. Они же, не будучи въ силахъ противостать ему, за деньги наняли противъ него нѣкоего волхва, по имени Гермогена, дабы онъ вступилъ въ преніе съ Іаковомъ и посрамилъ бы его. Но волхвъ, будучи гордымъ, не пожелалъ самъ бесѣдовать съ Іаковомъ, а послалъ своего ученика, по имени Филита, сказавъ:

— «Не только меня самого, но даже и ученика моего Іаковъ не сможетъ одолѣть въ спорѣ».

Филитъ пришелъ и бесѣдовалъ со святымъ апостоломъ Іаковомъ, но будучи не въ состояніи противиться премудрости Духа Святаго, которой былъ преисполненъ апостолъ, молчалъ, какъ нѣмой, и не могъ совершенно открыть своихъ устъ для возраженія апостолу. Познавъ истину, Филитъ смирился и, возвратившись къ своему учителю-волхву, возвѣстилъ ему, что нельзя преодолѣть Іакова, который подтверждаетъ слова свои даже чудесами. Присемъ Филитъ совѣтовалъ учителю своему оставить свое мудрованіе и волхвованіе и сдѣлаться самому ученикомъ Іакова. Но гордый Гермогенъ своими чарами призвалъ бѣсовъ и повелѣлъ имъ держать Филита на одномъ мѣстѣ связаннымъ такъ, чтобы онъ не могъ сдвинуться съ мѣста, и сказалъ при этомъ:

— «Посмотрю, какъ избавитъ тебя твой Іаковъ».

Филитъ же послалъ тайно къ апостолу извѣстіе о томъ, что онъ чарами Гермогена связанъ бѣсами. Узнавъ о семъ, апостолъ послалъ къ нему свое полотенце, сказавъ, чтобы онъ взялъ посланное къ нему полотенце и произнесъ такія слова: Господь рѣшитъ окованныя, Господь возводитъ низверженныя (Псал. 145, 7-8).

Лишь только Филитъ произнесъ эти слова, тотчасъ освободился отъ невидимыхъ узъ, ибо бѣсы устрашившись полотенца апостолова и силы произнесенныхъ словъ, оставили Филита и убѣжали отъ него. Тогда Филитъ, посмѣясь надъ Гермогеномъ, пришелъ къ святому Іакову и, наученный имъ святой вѣрѣ, крестился.

Гермогенъ же, исполнившись сильной ярости и гнѣва, заклялъ бѣсовъ, служившихъ ему, привести къ нему связанными Іакова и Филита. Но когда бѣсы приблизились къ тому жилищу, въ которомъ обиталъ святый Іаковъ съ Филитомъ, тотчасъ ангелъ Господень, по повелѣнію Божію, взялъ тѣхъ бѣсовъ и, связавъ ихъ невидимыми узами, сталъ ихъ мучить. Бѣсы же въ слухъ всѣхъ восклицали, будучи мучимы силою Божіею:

— «Іаковъ, апостолъ Христовъ, будь милосердымъ къ намъ, ибо мы, по повелѣнію Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вотъ нынѣ сами крѣпко связаны и жестоко страдаемъ».

Святый Іаковъ сказалъ бѣсамъ:

— «Ангелъ Божій, связавшій васъ, да разрѣшитъ васъ отъ узъ, и вы пойдите и приведите ко мнѣ сюда Гермогена, не сдѣлавъ ему никакого вреда».

Тотчасъ бѣсы, разрѣшенные отъ узъ, пошли къ Гермогену и, схвативши его, въ мгновеніе ока поставили связаннымъ предъ апостоломъ и просили апостола, чтобы онъ позволилъ имъ отомстить свои обиды на Гермогенѣ.

Апостолъ же спросилъ бѣсовъ, почему они не связали Филита, какъ повелѣлъ имъ сдѣлать это Гермогенъ. Бѣсы на это отвѣчали:

— «Мы даже и мухи не можемъ тронуть въ твоемъ дому».

Тогда апостолъ сказалъ Филиту:

— «Господь нашъ повелѣлъ за зло воздавать добромъ, посему и ты освободи Гермогена и избавь его отъ бѣсовъ».

Послѣ этого апостолъ сказалъ Гермогену, освобожденному отъ бѣсовскихъ узъ:

— «Господь нашъ не желаетъ имѣть слугъ по принужденію, но желаетъ имѣть слугъ добровольныхъ; посему ты ступай, куда пожелаешь».

Но Гермогенъ сказалъ:

— «Какъ только я выйду изъ твоего дома, меня тотчасъ убьютъ бѣсы, ибо я знаю, какъ велика ихъ ярость; знаю также, что мнѣ невозможно избавиться отъ ихъ, если ты не защитишь меня».

Тогда апостолъ далъ ему въ руки свой жезлъ, который онъ употреблялъ въ пути. Гермогенъ пошелъ съ тѣмъ жезломъ въ свой домъ и по дорогѣ не претерпѣлъ отъ бѣсовъ ничего худого. Познавъ такимъ образомъ силу Христову и увидавъ немощь бѣсовъ, Гермогенъ собралъ всѣ свои волшебныя книги, принесъ ихъ къ святому Іакову и, припавъ къ ногамъ его, воскликнулъ:

— «Истинный рабъ Истиннаго Бога, избавляющій отъ погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага въ ученики себѣ!»

Наученный Іаковомъ святой вѣрѣ, Гермогенъ принялъ крещеніе, по повелѣнію апостола, сжегъ свои волшебныя книги и сдѣлался истиннымъ слугою Христовымъ, такъ что именемъ Іисуса Христа творилъ чудеса.

Іудеи, видя все совершившееся, пришли въ сильную ярость и уговорили царя Ирода [3] воздвигнуть гоненіе на Церковь Христову и умертвить Іакова: возложи Иродъ царь руцѣ озблобити нѣкія иже отъ церкве. Уби же Iакова, брата Iоаннова, мечемъ. И видевъ, яко годѣ (угодно) есть іудеемъ, приложи яти и Петра, егоже и всади въ темницу (Дѣян. 12, 1-4).

Евсевій [4], епископъ Кесаріи Палестинской, повѣствуя о святомъ Іаковѣ, пишетъ, что когда онъ былъ осужденъ Иродомъ на смерть, нѣкій человѣкъ, по имени Іосія, одинъ изъ донесшихъ Ироду на апостола, видя мужество и дерзновеніе святаго Іакова и уразумѣвъ невинность и святость его, а также истину сказанныхъ имъ словъ (о пришествіи Мессіи-Христа), увѣровалъ во Христа и сдѣлался исповѣдникомъ Христовымъ. Тотчасъ и онъ, вмѣстѣ со святымъ апостоломъ Іаковомъ, былъ осужденъ на смерть. Когда они вмѣстѣ шли на мѣсто казни, то на пути встрѣтили разслабленнаго, лежащаго при дорогѣ, и святый апостолъ исцѣлилъ его. Когда же они приклонили свои головы на усѣченіе, Іосія молилъ святаго Іакова, дабы онъ простилъ ему грѣхъ, содѣланный имъ по невѣдѣнію, — простилъ ему, что онъ донесъ на него царю. Апостолъ, обнявъ и облобызавъ его, сказалъ ему: «миръ съ тобою», — и оба они, преклонивъ свои головы на усѣченіе, вмѣстѣ скончались [5].

Послѣ усѣкновенія ихъ ученики святаго апостола Іакова, взявъ тѣло его, по Божественному изволенію отнесли его въ Испанію [6], гдѣ и до нынѣ подаются отъ гроба его исцѣленія болящимъ и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ всею тварію прославляемаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Фарисеи — религіозная секта, возникшая въ Палестинѣ за два или за три вѣка до Р. Хр. Своею цѣлію секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и скрупулезности, соблюденіе всѣхъ обрядовыхъ предписаній закона Моисеева.
[2] Книжникъ (γραμματεύς) — народный учитель, раввинъ.
[3] Здѣсь разумѣется Иродъ Агриппа I, сынъ Аристовула и внукъ Ирода Великаго, управлявшій Іудеею съ 40 г. по 44 г.
[4] Евсевій Памфилъ — знаменитѣйшій церковный историкъ, жившій съ 263 г. по 340 г. Его «Церковная Исторія» доведена до 324 г.
[5] Кончина святаго апостола Іакова послѣдовала ок. 42 г.
[6] Мощи святаго апостола Іакова въ настоящее время находятся въ Сантьяго-де-Компостелла — главномъ городѣ испанскаго автономнаго сообщества Галиcія; онѣ были принесены сюда въ нач. IX в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 473-477.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0