Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать восьмой.

Житіе святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго [1].

По достиженіи зрѣлаго возраста Кириллъ удалился въ монастырь и постригся тамъ въ иночество. Сей монастырь былъ построенъ въ Туровѣ во имя святыхъ Бориса и Глѣба [3] и служилъ мѣстопребываніемъ туровскихъ епископовъ [4]. Въ монастырѣ святый Кириллъ болѣе всѣхъ трудился Бога ради, удручая тѣло свое постомъ и молитвою, и сотворилъ себя вмѣстилищемъ Святаго Духа. Многимъ онъ принесъ пользу, уча и побуждая иноковъ къ покоренію, чтобы они были въ послушаніи у игумена, почитали его и слушались его повелѣній, какъ Божіихъ. Ибо инокъ, который не находится въ послушаніи у игумена, не исполняетъ своего обѣта и потому не можетъ спастись.

До настоящаго времени сохранились три сочиненія святаго Кирилла объ иноческой жизни, одно изъ нихъ можетъ быть отнесено ко времени пребыванія святаго Кирилла въ Борисоглѣбскомъ монастырѣ, а именно: «Сказаніе о черноризскомъ чинѣ отъ Ветхаго Закона и Новаго».

Затѣмъ блаженный Кириллъ, желая бóльшихъ подвиговъ, удалился въ столпъ, то-есть въ столпообразную, можетъ быть, сторожевую башню, затворился тамъ и пробылъ въ этомъ столпѣ долгое время [5], еще болѣе утруждая себя постомъ и молитвами. Здѣсь изложилъ онъ много писаній духовныхъ.

Слава о святомъ Кириллѣ распространилась по всей странѣ той, и, по умоленію князя Георгія Ярославича [6] и жителей города Турова, онъ былъ поставленъ во епископы Туровскаго княжества, которое съ 1157 года стало независимымъ отъ Кіева, наслѣдственнымъ княжествомъ въ родѣ князя Георгія.

До святаго Кирилла извѣстны всего четыре епископа города Турова: Симеонъ, Игнатій, Іоакимъ, Георгій. Преемникъ епископа Георгія, святый Кириллъ является такимъ образомъ пятымъ епископомъ въ Туровѣ.

Во епископствѣ святый Кириллъ совершилъ еще бóльшіе подвиги во славу Церкви Божіей, особенно въ годину постигшаго ее смятенія. Въ 1169 году нѣкій Ѳеодоръ, который за свои преступленія былъ впослѣдствіи укоризненно прозванъ Ѳеодорцемъ, возмечталъ занять епископскую Владиміро-Суздальскую каѳедру, приложивъ всѣ старанія къ тому, чтобы она стала особой митрополіей, независимой отъ Кіевской митрополіи, которой были подчинены всѣ епископскія каѳедры на Руси. Въ Константинополѣ Ѳеодоръ достигъ только того, что патріархъ Лука Хризовергъ посвятилъ его во епископы, въ учрежденіи же новой митрополіи Ѳеодору было отказано. Занявъ каѳедру, Ѳеодоръ самовольно не призналъ власти Кіевскаго митрополита. Сей нечестивый Ѳеодоръ не захотѣлъ послушаться великаго князя Владимірскаго Андрея Георгіевича Боголюбскаго [7], приказывавшаго ему идти ставиться къ митрополиту въ Кіевъ. Князь былъ къ Ѳеодору расположенъ, хотѣлъ ему добра, а онъ не только не пожелалъ поставленія отъ Русскаго митрополита, но и церкви всѣ во Владимірѣ заперъ, и не было въ нихъ ни звона, ни служенія. За это Ѳеодоръ былъ изгнанъ. Много людей пострадало отъ него, одни лишились имущества, другіе обращены были въ рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Ѳеодоръ подвергалъ ихъ даже пыткамъ. Неустанно слѣдя за благоденствіемъ всей Церкви Русской, святый Кириллъ обличилъ ересь Ѳеодора, на основаніи Божественныхъ писаній, и проклялъ его. Великій князь Андрей изгналъ Ѳеодора и послалъ его въ Кіевъ, къ митрополиту Константину, который лишилъ непокорнаго епископскаго сана, послѣ чего Ѳеодоръ былъ казненъ.

Въ поученіи святаго Кирилла «о разслабленномъ» сохранилось непрямое осужденіе лже-епископа Ѳеодора, именно въ словахъ: «горе согрѣшающему по принятіи священнаго сана! горе не боящимся Бога въ монастырѣ, іерействѣ и самомъ епископствѣ».

Князю Андрею Боголюбскому святый Кириллъ написалъ много посланій, въ которыхъ, вѣроятно, поучалъ князя и наставлялъ по поводу нестроеній церковныхъ въ области Ростовской. Посланія эти въ настоящее время неизвѣстны.

Кромѣ сего, святый Кириллъ написалъ слова на праздники Господскіе и иныя душеполезныя слова, изъ которыхъ и образовались книги, написанныя святымъ Кирилломъ отъ Евангельскихъ и пророческихъ сказаній. Составилъ святый Кириллъ и молитвы и похвалы многимъ святымъ, и всѣ свои многочисленныя писанія предалъ Церкви, на поученіе и утѣшеніе вѣрующимъ русскимъ людямъ. Святый Кириллъ составилъ, вѣроятно, свои слова на весь годичный кругъ Господскихъ праздниковъ, но не всѣ они сохранились. Изъ числа такихъ поученій святому Кириллу Туровскому, безъ сомнѣнія, принадлежатъ помѣщавшіяся въ особыхъ древнихъ сборникахъ, на ряду съ поученіями отцовъ и учителей Церкви, пять поученій на воскресные дни Тріоди: «Слово въ новую недѣлю по Пасхѣ (на Антипасху), о поновленіи Воскресенія и о артосѣ и о Ѳоминѣ испытаніи ребръ Господнихъ» [8]; «Слово о снятіи тѣла Христова со креста и о мѵроносицахъ, отъ сказанія Евангельскаго, и похвала Іосифу и Никодиму, въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ»; «Слово о разслабленномъ, отъ Бытія и отъ сказанія Евангельскаго, въ недѣлю 4-ю по Пасхѣ»; «Слово о самарянынѣ, въ недѣлю 5-ю по Пасхѣ»; «Слово о слѣпцѣ и о зависти жидовской, отъ сказанія Евангельскаго, въ недѣлю 6-ю по Пасхѣ»; — четыре поученія на праздники подвижные: «Слово въ недѣлю цвѣтоносную, отъ сказанія Евангельскаго»; «Слово на Св. Пасху, въ свѣтоносный день Воскресенія Христова, отъ пророческихъ сказаній»; «Слово на Вознесеніе Господне, въ четвергъ 6-й недѣли по Пасхѣ, отъ пророческихъ сказаній, и о возведеніи Адама изъ ада»; «Слово на Соборъ святыхъ отецъ 318, собравшихся на Арія, указаніе отъ святыхъ книгъ, яко Христосъ Сынъ Божій есть, и похвала отцемъ святымъ Никейскаго собора, въ недѣлю прежде Пятидесятницы». Недавно открыто слово святаго Кирилла на Крещеніе Господне — «Слово на просвѣщеніе Господа нашего Іисуса Христа».

Каждое изъ перечисленныхъ Словъ святаго Кирилла начинается приступомъ, въ которомъ бóльшею частію выражена какая-либо общая благочестивая мысль. Въ самомъ Словѣ далѣе обыкновенно изъясняется предметъ праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемаго событія, или излагается притча. При объясненіи подробностей событія или притчи, святый Кириллъ почти вездѣ показываетъ ихъ переносный, таинственный смыслъ; краткія Евангельскія сказанія Кириллъ бóльшею частію распространяетъ; въ уста священныхъ лицъ влагаетъ прекрасныя рѣчи; Слова святаго Кирилла оканчиваются назиданіемъ слушателямъ, или молитвою къ Богу, или похвалою угодникамъ Божіимъ и молитвою къ нимъ. Содержаніе этихъ возвышенныхъ Словъ святаго Кирилла обнаруживаетъ совершенное его знаніе Священнаго Писанія и сочиненій многихъ отцовъ и учителей Церкви: Іоанна Златоуста, Григорія Богослова, Кирилла Александрійскаго, Евлогія Александрійскаго, Прокла, архіепископа Константинопольскаго, и другихъ, а также Симеона Метафраста, составителя житій святыхъ и каноновъ.

Святый Кириллъ писалъ поученія и объ иноческой жизни. Одно изъ нихъ написано для нѣкоего, не названнаго инока, можетъ быть, еще до епископства святаго Кирилла, во время пребыванія его въ Борисоглѣбскомъ монастырѣ. Сіе произведеніе называется «Сказаніемъ о черноризскомъ чинѣ отъ Ветхаго Закона и Новаго, онаго образъ носяща, а сего дѣлы совершающа» и представляетъ раскрытіе прообразовъ иночества, содержащихся въ Ветхомъ и въ Новомъ Завѣтѣ. Въ семъ сказаніи святый Кириллъ говоритъ, что «не отъ себя» поучаетъ онъ здѣсь, а «отъ святыхъ книгъ», что онъ только «класособиратель», давая этимъ понять, что взгляды его на истинно-христіанскую, въ частности на иноческую жизнь, основаны на чтеніи и изученіи Слова Божія, святоотеческихъ твореній и сочиненій святыхъ восточныхъ подвижниковъ, извѣстныхъ на Руси съ первыхъ временъ появленія въ ней иночества. Принимая обѣты — поучаетъ святый Кириллъ — будущій инокъ долженъ тщательно испытать себя: «Желая послѣдовать Христу, ведущему тебя на небо, держи въ умѣ своемъ — для чего удаляешься ты изъ міра, мысленнаго Египта? Желая-ли обѣщаннаго тебѣ Царства небеснаго, избѣгая-ли отъ грѣховной работы діаволу, или по нелюбви къ житейскимъ заботамъ, отъ которыхъ нѣтъ пользы, а только погибель души, или же будучи смущаемъ женою и дѣтьми?» Удаленіе отъ міра въ монастырь святый Кириллъ сравниваетъ съ исшествіемъ Израильтянъ изъ Египта, а избавленіе послѣднихъ отъ рабства фараону сопоставляетъ съ избавленіемъ черезъ иночество отъ рабства мысленному фараону — дьяволу, въ мысленномъ Египтѣ, то-есть въ мірѣ. По поученію святаго Кирилла, поступившій въ монастырь долженъ помнить, что онъ всецѣло приноситъ себя въ жертву Богу, подобно жертвеннымъ агнцамъ, и, какъ для тѣхъ требовалось, чтобы они были безъ всякаго пятна и недостатка, такъ и онъ долженъ блюсти свою душу въ совершенной чистотѣ и непорочности — отъ чистаго сердца, по вольному обѣту, принося себя въ жертву, угодную Богу; путь инока — тернистый, крестный путь Христовъ, имъ инокъ долженъ радостно идти, послѣдуя Христу. Для сего прежде всего требуется совершенное отреченіе отъ собственной воли. «Ты, какъ свѣча, — внушаетъ святый Кириллъ иноку, — воленъ въ себѣ до церковныхъ дверей, а потомъ не смотри, какъ и что изъ тебя сдѣлають. Ты, какъ одежда, знай себя до тѣхъ поръ, пока не возьмутъ тебя въ руки; а потомъ не размышляй, если разорвутъ тебя и на тряпки. Имѣй свою волю только до поступленія въ монастырь; по принятіи иноческаго образа всего себя отдай въ послушаніе, не таи въ своемъ сердцѣ даже малаго своеволія, дабы не умереть душею. Вступивъ въ монастырь, постарайся найти мужа, имѣющаго духъ Христовъ, украшеннаго добродѣтелями, представляющаго свидѣтельство своимъ житіемъ, болѣе всего имѣющаго любовь къ Господу, послушаніе къ игумену и незлобіе къ братіи, разумѣющаго Божественныя писанія и чрезъ то наставляющаго идущихъ на небеса къ Богу. Отдай такому мужу самого себя, уничтоживъ свою волю». Такимъ учительнымъ мужемъ-подвижникомъ и былъ самъ Кириллъ, получившій, но святости своей жизни и глубокому пониманію иноческаго подвига, право и власть учить и побуждать другихъ къ послушанію и прочимъ иноческимъ добродѣтелямъ, не будучи обязанъ къ этому своимъ положеніемъ въ обители.

Два другихъ посланія объ иноческомъ житіи написаны святымъ Кирилломъ къ Василію, игумену Кіево-Печерскому, котораго святый Кириллъ зналъ еще въ міру, когда тотъ былъ священникомъ въ одномъ храмѣ на Щековицѣ, урочищѣ города Кіева. Сей Василій былъ поставленъ во игумены Кіево-Печерскіе въ 1182 году, когда епископомъ Туровскимъ былъ Лаврентій, а святый Кириллъ уже оставилъ епископство и жилъ на покоѣ въ монастырѣ Туровскомъ во имя святителя Николая. Посланіе Василію игумену Кіево-Печерскому «О мірскомъ санѣ и о мнишескомъ чинѣ и о умѣ и о душѣ», изложено святымъ Кирилломъ въ видѣ толкованія притчи, заимствованной изъ житія святыхъ Варлаама пустынножителя и Іоасафа, царевича Индійскаго, которое издревле помѣщалось въ Прологѣ. Другое посланіе святый Кириллъ написалъ тому же игумену Василію, на его вопрошаніе о значеніи иноческаго образа — схимы.

Во время своего пребыванія въ Туровскомъ Никольскомъ монастырѣ, святый Кириллъ составлялъ и молитвы [9]. Ему, несомнѣнно, принадлежатъ молитвы на всю седмицу, въ порядкѣ ежедневныхъ церковныхъ службъ, на каждый день отъ трехъ до шести молитвъ, — послѣ утрени, послѣ часовъ, предъ вечернею и послѣ вечерни. Всѣ эти молитвы слѣдуютъ установившемуся образцу обычныхъ церковныхъ молитвъ: начиная обращеніемъ или воззваніемъ къ Богу Отцу, къ Господу Іисусу Христу, къ Пресвятой Богородицѣ, святый Кириллъ излагаетъ прошенія молящагося и оканчиваетъ краткимъ славословіемъ, при этомъ, въ заключеніи каждой вечерней молитвы проводится мысль о смерти, о Страшномъ Судѣ и о будущей жизни. Каждая изъ этихъ молитвъ святаго Кирилла приспособлена къ священнымъ лицамъ и событіямъ, воспоминаемымъ на ежедневныхъ церковныхъ службахъ. Во всѣхъ молитвахъ разумѣется человѣкъ, являющійся предъ лице Божіе во всей наготѣ своей грѣховной. Въ духѣ умиленія, сокрушенія и покаянія молитвы святаго Кирилла имѣютъ сходство съ твореніями святаго Ефрема Сирина, а по изложенію сходствуютъ съ твореніями святаго Андрея Критскаго.

Древній жизнеописатель святаго Кирилла сообщаетъ, что святый Кириллъ составилъ и «Канонъ великій о покаяніи ко Господу по главамъ азбуки», и до сего времени дошелъ списокъ «Канона молебнаго», сотвореннаго святымъ Кирилломъ [10].

Множество твореній своихъ предалъ святый Кириллъ Церкви [11]. И не только люди русскіе поучались и наслаждались твореніями святителя, но и въ другихъ странахъ славянскихъ издревле переписывали ихъ, читали, слушали и молились по нимъ.

Доброчестно поживъ, сохранивъ порученную Богомъ паству въ благовѣріи, святый Кириллъ преставился въ вѣчную и безконечную жизнь.

Воздадимъ хвалу сему святителю, взывая:

— «Радуйся, честный учитель, возсіявшій на Руси другой Златоустъ! Радуйся, осіявшій святымъ и пресвѣтлым ученіемъ своимъ всѣ концы земли Русской: подобно солнцу, освѣщающему мрачное и темное, ты просвѣтилъ насъ богоразуміемъ! Молимся тебѣ, взывая малыми сими словами: моли о насъ Вседержителя, Коему ты предстоишь со дерзновеніемъ, чтобы твоими молитвами мы избавились отъ напастей и получили милость Божію, прощеніе грѣховъ и наслажденіе непреходящими благами во ономъ вѣкѣ. Аминь».

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о св. Кириллѣ, епископѣ Туровскомъ, содержатся въ его краткомъ житіи, помѣщаемомъ въ прологахъ и составленномъ въ XIII в., а также въ лѣтописяхъ и въ сочиненіяхъ святителя.
[2] Туровъ при р. Припяти, одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ, извѣстный съ X вѣка.
[3] Благовѣрные князья Борисъ Ростовскій и Глѣбъ Муромскій, сыновья св. Владиміра, скончались отъ руки убійцъ, подосланныхъ братомъ ихъ Святополкомъ Окаяннымъ въ 1015 г.: первый 24 іюля, а второй 5 сентября. Память ихъ празднуется 2 мая и 24 іюля.
[4] Сей монастырь стоялъ на выгонѣ Турова, при сліяніи рѣки Припяти и ея рукава Струменя; здѣсь въ XII в. подвизался блаженный старецъ Мартинъ, которому явились свв. мученики Борисъ и Глѣбъ и исцѣлили его отъ болѣзни. Сказаніе о блаженномъ Мартинѣ помѣщается въ прологахъ подъ 27 іюня. Туровскій Борисоглѣбскій монастырь впослѣдствіи былъ до основанія разоренъ татарами.
[5] Затворничество или столпничество, какъ высшій подвигъ, дивные образцы котораго были даны жизнью великихъ подвижниковъ Востока (Симеонъ Столпникъ, Симеонъ Дивногорецъ в другіе), не было на Руси явленіемъ рѣдкимъ, какъ до Кирилла Туровскаго, такъ и позднѣе его.
[6] Георгій (Юрій) Ярославичъ, сынъ праправнука равноапостольнаго Князя Владиміра.
[7] Сынъ Георгія (Юрія) Владиміровича, по прозванію Долгорукаго, внукъ Владиміра Всеволодовича Мономаха, 1176 г.
[8] Этимъ заглавіемъ указываются части Слова и предметъ каждой изъ нихъ: раскрытіе значенія недѣли новой — антипасхи, замѣнившей древнюю субботу, объясненіе раздачи артоса въ этотъ день и напоминаніе Евангельской исторіи объ испытаніи ребръ Господнихъ апостоломъ Ѳомою.
[9] Одинъ списокъ молитвъ св. Кирилла имѣетъ такое надписаніе: «Молитвы умиленія Кирилла мниха недостойнаго и многогрѣшна суща всѣхъ у святаго Николы въ Туровѣ». Но объ этой Туровской обители не сохранилось никакихъ свѣдѣній.
[10] Но составныя части сего послѣдняго канона (древнѣйшій списокъ XII вѣка) не расположены такъ, чтобы первыя ихъ слова начинались съ буквъ въ томъ порядкѣ, въ какомъ эти буквы слѣдуютъ въ азбукѣ. Отсюда слѣдуетъ, что канонъ святаго Кирилла «по главамъ азбуки» нынѣ не извѣстенъ.
[11] Нѣтъ сомнѣнія, что въ собраніяхъ рукописей хранится много произведеній, принадлежащихъ святому Кириллу Туровскому, но ихъ еще невозможно пока съ увѣренностью отдѣлить отъ другихъ, надписанныхъ именемъ «Кириллъ», такъ какъ епископовъ и мниховъ Кирилловъ и въ Греціи, и у славянъ, и въ Россіи было нѣсколько, а въ рукописяхъ не всегда указывалось при имени «Кириллъ», къ какой странѣ, области или монастырю тотъ или другой авторъ «Кириллъ» принадлежалъ, и не всегда писалось при имени — «святый», хотя бы тотъ или другой авторъ «Кириллъ» и былъ сопричисленъ Церковію къ лику святыхъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 677-684.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0