Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать восьмой.

Страданіе святыхъ мучениковъ Максима, Дады и Квинтиліана.

— «Хотя мы знаемъ, что всѣ наши подданные благоговѣйно почитаютъ боговъ, однако заботясь о лучшемъ устроеніи государства, всѣхъ, кто живетъ въ настоящее время въ земляхъ Римской имперіи, просимъ и убѣждаемъ и самимъ всемѣрно почитать и любить боговъ и стараться прочихъ приводить къ тому-же. Если же найдется такой, кто гдѣ-либо упомянетъ имя Христово, то онъ подлежитъ нашему гнѣву».

Слыша такой приказъ, всѣ народы спѣшили, собравшись, принести, согласно повелѣнію, жертвы богамъ и привѣтствовать своихъ начальниковъ такими словами:

— «Радость и долголѣтнее здравіе нашимъ владыкамъ за такую заботу о почитаніи боговъ!»

Намѣстникъ Тарквиній сказалъ собравшимся:

— «Видя такое ваше усердіе, просимъ васъ собраться завтра, чтобы вмѣстѣ принести жертвы богамъ; а теперь повеселитесь съ нами и отдохните отъ далекаго пути, завтра же послѣ жертвоприношенія каждый пусть возвратится въ свой городъ.»

На утро всѣ собрались, устроили богомерзкій праздникъ, принося жертвы идоламъ и были отпущены Тарквиніемъ по домамъ. На слѣдующій день одинъ изъ нечестивыхъ идолопоклонниковъ доложилъ Тарквинію:

— «Въ городѣ находятся три мужа, которые вчера ослушались вашего приказа и не принесли жертвы, а про себя говорятъ, что покланяются Единому Богу, Сущему на небесахъ».

Тарквиній тотчасъ послалъ своихъ слугъ схватить ослушниковъ. Нашедши ихъ въ деревнѣ Озовіи молящимися Богу, слуги заковали ихъ въ оковы и скоро привели въ городъ Доростолъ, гдѣ въ это время случайно были оба намѣстника. Былъ уже вечеръ, когда пришли въ городъ и извѣстили о захваченныхъ христіанахъ. Тарквиній велѣлъ стеречь узниковъ до утра. Святые всю ночь молились и восклицали:

— «Господь нашъ, Іисусъ Христосъ! Подай намъ съ небесъ Твою силу на помощь, чтобы намъ одолѣть нашихъ враговъ и сподоби насъ по благости Твоей принять вѣнцы побѣды».

Утромъ Тарквиній и Гавиній сѣли на судѣ и приказали поставить передъ собой захваченныхъ христіанъ. Увидѣвъ ихъ, Тарквиній спросилъ:

— «Эти ли люди пренебрегаютъ нашими повелѣніями и самовольно исповѣдуютъ свою вѣру?»

Потомъ спросилъ святыхъ, какъ ихъ имена. Святый Максимъ отвѣтилъ:

— «По вѣрѣ я христіанинъ, какъ и эти мои братья, а по человѣчеству я прозываюсь Максимомъ».

— «Ты заявилъ, — сказалъ правитель, — что служишь не нашимъ богамъ, а какому то другому. Твой товарищь какъ называется?»

Тотъ отвѣтилъ самъ, что зовутъ его Дадой и что онъ такъ же христіанинъ, какъ и его братъ. На вопросъ Тарквинія, какъ прозывается третій, Квинтиліанъ назвалъ свое имя и заявилъ, что онъ тоже христіанинъ. Секретарь Магниліанъ записалъ показанія каждаго. Намѣстникъ Гавиній спросилъ его, записалъ ли онъ имена. Магниліанъ сказалъ, что прочтетъ, если получитъ приказаніе.

— «Прочти», — сказалъ Гавиній.

Секретарь прочиталъ:

— «Имена предстоящихъ христіанъ, по ихъ показанію слѣдующія: Максимъ, Дада, Квинтиліанъ».

Тогда Тарквиній обратился къ святымъ съ такими словами:

— «Жизнь ваша въ вашихъ рукахъ. Если хотите жить, идите, принесите жертву матери боговъ и сдѣлайтесь ея жрецами, потому что жрецъ ея умеръ и отошелъ къ великому небесному царю Зевсу, чтобы тамъ служить ему».

— «Нечестивый и безстыдный человѣкъ! — отвѣчалъ Максимъ. — Или ты не боишься Господа, именуя богомъ и называя царемъ сквернаго прелюбодѣя! Знайте, безумные люди, Царь небесный — Христосъ, обо всѣхъ заботящійся и всемъ управляющій. Знайте и то, что мы, созданіе Бога Истиннаго, никогда не исполнимъ пагубнаго повелѣнія вашего!»

Намѣстникъ Гавиній призвалъ къ себѣ Даду и Квинтиліана и безъ успѣха велъ съ ними долгую бесѣду, убѣждая ихъ признать свое нечестивое и пагубное ученіе. Святые отвѣчали:

— «Мы стоимъ за то же, что сказалъ братъ нашъ Максимъ. Онъ чтецъ въ нашей кафолической церкви, хорошо понимаетъ священное Писаніе и знаетъ, что намъ полезно. А ты, пораженный бѣсовскимъ безуміемъ, не знаешь, что для тебя необходимо. Если бы ты пожелалъ послушать насъ, то узрѣлъ бы свѣтъ».

Тогда Гавиній и Тарквиній сказали:

— «Вотъ мы всячески увѣщеваемъ васъ и совѣтуемъ, что лучше, а вы не покоряетесь и остаетесь при своемъ сумасбродствѣ».

— «Нѣтъ, — отвѣчалъ святый Максимъ, — это вы бѣснуетесь, желая обратить въ бѣсовскую вѣру людей, живущихъ добродѣтельно и служащихъ Единому Богу. Дѣлайте съ нами, что хотите, но никогда не отвратите насъ отъ истинной вѣры».

Тогда Гавиній и Тарквиній стали совѣщаться, что сдѣлать со святыми и велѣли отвести ихъ въ темницу. Тѣ съ радостью пошли, бесѣдуя о своемъ спасеніи. Находясь въ тюрьмѣ, они вели духовную бесѣду, и Максимъ много поучалъ Даду и Квинтиліана отъ священнаго Писанія. Въ полночь они уснули и видѣли во снѣ діавола, ополчившагося на нихъ съ оружіемъ. Вставъ отъ сна, они увидѣли ангела, говорившаго имъ:

— «Не бойтесь: Богъ, ваша надежда, приметъ васъ къ Себѣ. Онъ недалеко отъ васъ и поможетъ вамъ».

Явленіе ангела и его слова подкрѣпили мучениковъ; они благословляли Бога, славословя до утра.

Правители, сѣвъ на судѣ, приказали снова привести къ себѣ узниковъ и Гавиній сказалъ имъ:

— «Мы призвали васъ; опять увѣщеваемъ принести жертву богамъ, и тогда получите отъ насъ немалыя почести. Если же не послушаетесь насъ, то сами будете виновны въ своей смерти. Въ эту ночь боги наши во снѣ сказали относительно васъ свою волю».

Святые мученики отвѣчали, что и имъ Богъ приказалъ потерпѣть за Его святое имя всякія мученія. Тарквиній обратился къ Гавинію съ такими словами:

— «Если не отправить ихъ на мученіе, то они никогда не послушаются насъ».

Гавиній отвѣчалъ:

— «Сами они это выбрали, пусть сами себя винятъ».

Тогда правители приказали снять съ мучениковъ одежды. Когда это было исполнено, то Гавиній приказалъ связать ихъ, растянуть на землѣ и бить. Когда и это было исполнено, Тарквиній сказалъ слугамъ:

— «Спросите ихъ, не хотятъ ли они послушаться насъ и принести богамъ жертвы; если нѣтъ, то устроимъ имъ другія мученія и погубимъ ихъ злою смертью».

На вопросы слугъ, святые мученики единодушно отвѣтили:

— «Богъ нашъ подкрѣпляетъ насъ, мученіями вашими пренебрегаемъ, лукаваго совѣта вашего не послушаемъ и жертвъ бѣсамъ не принесемъ».

Тарквиній приказалъ слугамъ отвести святыхъ обратно въ темницу, такъ какъ наступилъ часъ обѣда. Когда минулъ уже седьмой часъ, намѣстники снова сѣли на судѣ, и снова привели святыхъ мучениковъ.

Гавиній спросилъ:

— «Максимъ! Не надумалъ ли ты послушаться нашего совѣта и принести жертву богамъ?»

Святый Максимъ отвѣчалъ:

— «Совѣта вашего не принимаемъ; какъ уже раньше сказали, такъ и теперь повторяемъ, что поклонимся только Господу нашему Іисусу Христу съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ».

Разгнѣванный Гавиній крикнулъ:

— «Если не хотите образумиться и поклониться богамъ, то погубимъ васъ: прикажемъ отвести васъ въ пустынное мѣсто и тамъ обезглавить».

Святые заклинали правителей исполнить угрозу. Тогда намѣстники велѣли отвести мучениковъ въ ихъ деревню и тамъ обезглавить. Услышавъ смертный приговоръ, святые прославляли Бога и молились:

— «Господи Іисусе Христе, избавившій насъ отъ земной грѣшной жизни, прими насъ въ чертогъ Свой и сподоби царства Твоего небеснаго».

Молящихся святыхъ мучениковъ привели въ деревню Озовію, тамъ отрубили имъ главы, и предали духъ свой въ руки Божіи святые мученики Максимъ, Дада и Квинтиліанъ апрѣля въ 28-ой день, въ царствованіе Діоклитіана и Максиміана, при намѣстникахъ Тарквиніи и Гавиніи. Господу нашему Іисусу Христу, владѣющему нами, слава, держава и царство во всѣ вѣка. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Діоклитіанъ царствовалъ съ 284 г. по 305 г., а Максиміанъ (Галерій) съ 305 г. по 311 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 459-462.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0