Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать шестой.

Страданіе святаго священномученика Василія, епископа Амасійскаго [1].

Ликиній, овладѣвши всѣмъ востокомъ, торжественно вступилъ вмѣстѣ съ своей супругой въ Никомидію. Сперва царствовали миръ и тишина повсюду на веселіе и радость вѣрнымъ, отдохнувшимъ послѣ жестокаго гоненія Максимина, но врагъ всего добраго — діаволъ снова погрузилъ христіанъ въ море скорбей. Ликиній, укрѣпившись на востокѣ, отступилъ отъ Христа Бога и возвратился къ мерзостному идолослуженію, въ которомъ былъ воспитанъ. Только ради того, чтобы раздѣлить престолъ съ Константиномъ и жениться на его сестрѣ-христіанкѣ, принялъ онъ Христову вѣру и клялся Константину никогда не отступать отъ христіанства, но всегда защищать его. Потомъ, сдѣлавшись восточнымъ императоромъ, забылъ милости Христа Бога, помогшаго ему побѣдить Максимина и завладѣть востокомъ, забылъ благодѣянія царя Константина, отвернулся отъ него, какъ и отъ Христа, сдѣлался его злымъ врагомъ. Въ Никомидіи онъ открыто отвергся отъ христіанства, сталъ покланяться идоламъ и велѣлъ повсюду возстановить языческія жертвоприношенія, а вѣрныхъ снова началъ преслѣдовать. Прежде всего, онъ изгналъ изъ царскихъ палатъ всѣхъ христіанъ: и сановниковъ, и слугъ, и оруженосцевъ, сталъ смѣяться надъ Христовымъ милосердіемъ, возвратился къ языческимъ вѣрованіямъ и предался безъ стыда плотскимъ грѣхамъ. Онъ погрязъ въ развратѣ и насильно совращалъ къ любодѣянію сенаторскихъ женъ и дочерей, особенно христіанокъ, чтобы надругаться надъ святыми и самимъ Христомъ Богомъ.

Видя это, супруга его, вѣрная христіанка, по имени Констанція, скорбѣла всѣмъ сердцемъ и тайно въ письмахъ разсказывала обо всемъ брату своему Константину.

Среди ея служанокъ во дворцѣ была одна дѣвица, прекрасная лицемъ и цѣломудренная, по имени Глафира, христіанка, происходившая изъ благородной итальянской семьи. Ее увидѣлъ Ликиній и, разжигаемый нечистою похотью, приказалъ старшему изъ постельниковъ — евнуховъ, по имени Венигну, сообщить ей о своей страсти. Венигнъ сказалъ Глафирѣ, что царь, оказывая ей великую честь, полюбилъ ее, хочетъ повидаться съ нею и приказалъ приготовиться къ принятію царя. Но благочестивая дѣвица, нося въ себѣ страхъ Божій, возмутилась такимъ предложеніемъ и съ позоромъ прогнала евнуха, укоряя его въ безстыдствѣ и беззаконіи. Опасаясь возбудить подозрѣніе и ревность царицы, Глафира разсказала ей все и умоляла ее въ такихъ словахъ:

— «Ради Господа, Создавшаго небо и землю, Котораго ты боишься и Которому вѣрно служитъ твой братъ Константинъ, не допусти, чтобы мое дѣвство было нарушено беззаконнымъ развратникомъ».

Услышавъ такія слова, царица горячо полюбила Глафиру за ея цѣломудріе и страхъ Божій и стала обдумывать, какъ-бы ее укрыть. Когда царь спросилъ о ней, то царица приказала пустить во дворцѣ такой слухъ, что Глафира сошла съ ума и лежитъ больна, при смерти. Слухъ дошелъ до царя, и онъ пересталъ думать о Глафирѣ. Тогда царица, выждавъ время, тайно отпустила изъ дворца благочестивую Глафиру, надѣливъ ее въ изобиліи золотомъ, серебромъ, драгоцѣнными камнями, богатою утварью, лучшими одеждами и всякими другими вещами. Приставивъ къ ней для услуги многихъ рабовъ и рабынь, царица поручила ее попеченію нѣкоторыхъ изъ своихъ честныхъ и благочестивыхъ слугъ, приказала имъ проводить дѣвицу въ Арменію, никому объ ней ни говоря ни слова, и тамъ проживать, пока Богъ не измѣнитъ обстоятельствъ къ лучшему. Слуги дали царицѣ слово исполнить приказаніе съ величайшей осторожностью. Они одѣли Глафиру и ея прислужницъ въ мужскуго одежду и благополучно вывели ихъ изъ Никомидіи. Послѣ долгаго путешествія, приближаясь уже къ Арменіи, они дошли до города Амасіи, гдѣ жилъ Понтійскій митрополитъ.

Красота города плѣнила Глафиру; она предложила спутникамъ остаться въ немъ, если тамъ найдутся христіане и приказала разспрашивать прохожихъ. На встрѣчу попался одинъ юноша, жившій въ домѣ уважаемаго Амасійскаго гражданина — Квинтія. Этотъ юноша догадался, что странники — христіане, ищущіе своихъ единовѣрцевъ, и сообщилъ объ этомъ своему господину. Квинтій тотчасъ самъ вышелъ къ путникамъ, пригласилъ ихъ прійти въ его домъ и тамъ жить, сколько пожелаютъ. Онъ сказалъ, что онъ самъ христіанинъ, и что въ городѣ есть много христіанъ, и что они имѣютъ почтеннаго епископа, подобнаго апостоламъ. Странники съ радостью слушали эти слова, пошли къ Квинтію, который предоставилъ имъ для жилья отдѣльное покойное помѣщеніе.

Посѣтилъ ихъ и епископъ города, по имени Василій, о которомъ намъ предстоитъ говорить, человѣкъ краснорѣчивый, одаренный добродѣтелями духовными. Онъ спросилъ странниковъ, кто они и откуда пришли. Цѣломудренная Глафира разсказала всю правду — что она родомъ изъ Италіи, исповѣдуетъ христіанскую вѣру, была служанкой сестры царя Константина, супруги царя Ликинія, разсказала и о причинѣ своего странствованія. Выслушавъ ея разсказъ, святый епископъ Василій и Квинтій запретили ей и ея слугамъ выходить куда-либо изъ дому и разговаривать съ кѣмъ-нибудь, чтобы о ней не узналъ правитель города, и не потерпѣли изъ за нея бѣды всѣ Амасійскіе христіане.

Въ то время святый епископъ Василій строилъ внутри города храмъ, такъ какъ христіане имѣли только небольшую церковь за городомъ. Блаженная Глафира отдала епископу на церковное строеніе много золота и серебра, все что ей дала царица, ничего себѣ не оставивъ. Она написала царицѣ, гдѣ скрывается и въ чьемъ домѣ живетъ; написала и о постройкѣ церкви, прося прислать еще золота на окончаніе работъ и украшеніе храма. Царица съ радостью исполнила просьбу, послала обильные дары церкви и епископу и въ письмѣ поручила цѣломудренную Глафиру заботамъ святаго Василія.

Черезъ короткое время, кознями діавола, случилось, что письмо Глафиры къ царицѣ попало въ руки постельнику Венигну, который такимъ образомъ узналъ, что дѣвица, которую всѣ считали умершей, жива и находится въ Амасіи. Все это Венигнъ передалъ Ликинію, который въ страшной ярости написалъ правителю города Амасіи приказъ заковать христіанскаго епископа Василія и рабыню царицыну Глафиру въ оковы и немедленно прислать въ Никомидію. Но волею Божіею блаженная и святая дѣва Глафира скончалась прежде, чѣмъ приказъ дошелъ до Амасійскаго правителя. Тогда правитель заковалъ и послалъ въ Никомидію одного Василія, а о Глафирѣ сообщилъ, что она уже умерла. Вмѣстѣ съ епископомъ пошли изъ Амасіи два діакона, Парѳеній и Ѳеотимъ, претерпѣвая на пути много страданій отъ нечестивыхъ и жестокихъ воиновъ. Въ Никомидіи рабъ Божій Василій былъ заключенъ въ тюрьму, а Парѳеній и Ѳеотимъ поселились недалеко отъ темницы у одного страннолюбиваго христіанина, по имени Елпидифора.

Узнавъ все о святомъ Василіи, Елпидифоръ подкупилъ золотомъ знакомаго тюремнаго сторожа, чтобы получить доступъ къ епископу и себѣ, и обоимъ діаконамъ. Такъ приходили они часто къ святому Василію, каждый день пѣли священныя пѣснопѣнія, а ночью усердно молились.

Наканунѣ того дня, когда надлежало предстать передъ царемъ на допросы, святый епископъ позвалъ сторожа и попросилъ призвать діаконовъ и Елпидифора. Тюремщикъ охотно исполнилъ порученіе. Тогда Василій сталъ по обычаю пѣть псалмы Давидовы, начиная отъ псалма помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Псал. 131, 1). Когда онъ дошелъ до словъ: аще вселюся въ послѣднихъ моря, и тамо рука Твоя наставитъ мя, и удержитъ мя десница Твоя (Псал. 138, 9-10), Господи, то повторилъ ихъ трижды, воздѣвъ руки. Видя печаль и слезы молящагося, діаконы усомнились, не убоялся-ли епископъ предстоящихъ мученій. Но тотъ зналъ значеніе этихъ словъ, предсказывая, что тѣло его, по усѣченіи главы, брошено будетъ въ море. Окончивъ пѣніе псалмовъ, уже на разсвѣтѣ, епископъ сказалъ діаконамъ:

— «Братья мои, по наущенію діавола, намъ предстоятъ жестокія искушенія. Но вы не убойтесь, не изнемогайте отъ страданій, мужественно и непоколебимо стойте за вѣру, чтобы не посрамиться въ день пришествія Господня. Духовными очами бодро обращайтесь къ Тому, Кто Одинъ можетъ насъ спасти, Кто можетъ обратить печаль въ радость, плачъ въ веселье, слезы въ смѣхъ, труды въ покой. Всѣ блага и удовольствія жизни считайте ничтожными ради Сына Божія Іисуса Христа, чтобы вмѣстѣ со всѣми святыми быть наслѣдниками Его Царствія. Знайте, дѣти мои, что въ эту ночь мнѣ явился Самъ Господь и объявилъ, какой конецъ жизни ожидаетъ меня, и сколько славы Его проявится черезъ меня, раба Божія. Итакъ, вы не скорбите, но возвратитесь обратно къ себѣ и утверждайте братію въ духѣ христіанства. Вмѣсто меня изберите епископомъ Евтихія, сына Каллиста. Такъ сказалъ мнѣ Богъ; Онъ отдастъ вамъ грѣшное мое тѣло».

Діаконы горько плакали. Епископъ, еще сказавъ обычное поученіе, убѣждалъ ихъ возвратиться въ Амасію. Къ Елпидифору онъ обратился съ такими словами:

— «Братъ мой! Ты Богомъ избранъ на служеніе странникамъ и за любовь свою получишь на небѣ вѣчную награду. Поручаю тебѣ этихъ двухъ дѣтей моихъ духовныхъ, не покидай ихъ, но раздѣли ихъ скорбь. Когда же Богъ призоветъ тебя на служеніе Свое, то потрудись усердно».

Когда святый отпустилъ отъ себя Елпидифора и обоихъ учениковъ, царь призвалъ его къ себѣ на допросъ и прежде всего сталъ обвинять, что онъ, принявъ къ себѣ Глафиру, скрылъ ее, а не донесъ объ ней царю. Святый епископъ тотчасъ далъ достойный отвѣтъ съ такою смѣлостью, что разгнѣвалъ царя и снова былъ отведенъ въ тюрьму. Тогда Ликиній послалъ къ нему трибуна [6] съ обѣщаніемъ не только забыть случай съ Глафирой, но осыпать почестями, даже назначить старшимъ надъ всѣми жрецами города, если епископъ принесетъ жертвы богамъ. Угодникъ Божій Василій отвѣтилъ трибуну:

— «Передай мои слова царю. Если бы ты захотѣлъ дать мнѣ даже все царство, то и это не сравнится съ тѣмъ, что хочешь отнять у меня: ты соблазняешь меня отступить отъ истиннаго Бога и служить бѣсамъ — губителямъ души, отказаться отъ безсмертной славы и насладиться временными и скоропреходящими почестями, блескъ которыхъ для меня противенъ, которыя ведутъ не къ свѣту, а къ тьмѣ безпросвѣтной. Но если хочешь послушать моего добраго совѣта, то лучше ты повинись мнѣ въ своемъ преступленіи и возвратись, какъ прежде, ко Христу, отъ Котораго ты отвергся. Со смиреніемъ припади къ стопамъ Его, Бога милостиваго, праведнаго Спасителя нашего. Покайся, отступи отъ своего нечестія, чтобы не покаралъ тебя за твое безуміе праведный Судія, Котораго ты называлъ Богомъ и отъ Котораго ты отрекся».

Услышавъ отъ трибуна такія слова святаго, Ликиній приказалъ снова увѣщевать епископа повиноваться царю, а, если откажется, то бросить въ море, отсѣкши голову. «Тогда посмотримъ, — сказалъ онъ, — спасетъ ли его Галлилеянинъ» [7].

Трибунъ снова пришелъ ко святому и сказалъ ему:

— «Выбирай между жизнью и смертью; послушайся царя и поклонись его богамъ, или ты немедленно будешь обезглавленъ и брошенъ въ море».

Услышавъ такія угрозы, святый съ радостью воскликнулъ:

— «Я хочу послужить только моему безсмертному Царю и Богу, и только Его заповѣдямъ повинуюсь. А кого вы называете богами, это — бѣсы, которые вмѣстѣ съ своими почитателями, истиннымъ и единымъ моимъ Богомъ, Владыкой всѣхъ, ввергнуты будутъ въ день праведнаго суда въ неугасимый адскій огонь, въ тьму безпросвѣтную, гдѣ будутъ плакать и скрежетать зубами. Дѣлайте со мною, что хотите. Я готовъ принять за Христа не только усѣкновеніе мечемъ и потопленіе въ морѣ, но и безчисленныя другія муки. До послѣдняго вздоха я не отрекусь отъ Бога, Создателя моего и не буду повиненъ огню вѣчному».

Убѣдившись изъ этихъ словъ, что увѣщанія безполезны, трибунъ приказалъ бить святаго, а потомъ обезглавить его и бросить въ море. Такимъ же образомъ очень многіе христіане, особенно пастыри стада Божія, предавались смерти и дѣлались добычей рыбъ. Мученикъ Христовъ Василій принялъ удары съ радостью и восклицалъ:

— «Никакія мученія, ни боль, ни темница, ни огонь, ни мечъ, ни самая смерть не могутъ отлучить меня отъ всемилостиваго Бога. Онъ силенъ избавитъ меня отъ всѣхъ мученій».

По пути на мѣсто казни святый мученикъ пѣлъ псалмы Давидовы. Вслѣдъ за нимъ шелъ Елпидифоръ съ діаконами и нѣкоторыми христіанами. Когда всѣ дошли до назначеннаго мѣста, Елпидифоръ далъ воинамъ нѣсколько монетъ и сталъ ихъ просить, чтобы они дозволили Василію поговорить немного съ друзьями. Воины согласились. Приклонивъ колѣна на морскомъ берегу и воздѣвъ руки, вѣрный служитель Христовъ сталъ молиться такими словами:

— «Господи, Боже мой, сотворившій небесныя безплотныя силы, простершій, какъ кожу, небо, установившій на водахъ землю, создавшій море, вездѣ и всегда пребывающій, милостивый къ боящимся Тебя и исполняющимъ заповѣди Твои, услыши молитвы мои и сохрани вѣрное стадо Твое, пастыремъ котораго Ты поставилъ меня, ничтожнаго раба Твоего, отъ всякой напасти, отъ еллинскаго нечестія, отъ злорѣчія людей, хулящихъ Тебя. Уничтожь, Всемогущій, служеніе идоламъ, разори козни діавола, а Церковь Твою святую возвеличай и пріумножь. Этотъ городъ и всѣ окрестные приведи къ единомыслію и единодушію, чтобы всѣ исповѣдывали Тебя, истиннаго Бога. Сдѣлай всѣхъ людей ревностными къ добру и служенію Тебѣ, чтобы во всѣхъ было прославлено имя Отца, Сына и Святаго Духа, и нынѣ, и всегда, во всѣ вѣка. Аминь».

Окончивъ молитву, святый обнялъ и поцѣловалъ Елпидифора и обоихъ діаконовъ, обратившись къ нимъ съ тѣми же словами, которыми нѣкогда великій апостолъ Павелъ привѣтствовалъ Ефесскихъ священниковъ (см. Дѣян. 20, 28-36):

— «Благословенъ Богъ, не допустившій насъ сдѣлаться добычей невидимыхъ враговъ, но сокрушившій ихъ козни и избавившій насъ; теперь враги не посмѣютъ искушать насъ. Поклонитесь отъ меня моимъ братіямъ и дѣтямъ духовнымъ. Благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ со всѣми вами. Аминь».

Потомъ, святый мученикъ сказавъ палачу: «Другъ! дѣлай что тебѣ приказано», снова сталъ на колѣна и съ радостью протянулъ шею подъ ударъ меча, завершая свой благочестивый подвигъ.

Когда святый былъ обезглавленъ, Елпидифоръ, давая воинамъ золото, умолялъ ихъ не бросать тѣло мученика въ море, а отдать ему для погребенія. Но воины не согласились, говоря, что боятся царя, который казнитъ ихъ за это смертью. Тогда Елпидифоръ просилъ дать только голову епископа, но снова получилъ отказъ. И вотъ воины положили въ рыбачью лодку тѣло и главу мученика, отплыли далеко отъ берега и бросили въ воду въ одномъ мѣстѣ тѣло, въ другомъ главу.

Съ берега смотрѣли и горько плакали христіане, и среди нихъ священникъ изъ Никомидіи Іоаннъ, видѣвшій и впослѣдствіи описавшій весь подвигъ святаго мученика. Вѣрный рабъ Христовъ Елпидифоръ отвелъ обоихъ діаконовъ обратно въ свой домъ и утѣшалъ ихъ, сколько могъ.

Въ ту же ночь во снѣ было ему божественное видѣніе; ему явился ангелъ и сказалъ:

— «Епископъ Василій теперь въ Синопѣ и ожидаетъ васъ тамъ. Возьми его діаконовъ и отправляйся на кораблѣ къ нему».

Видѣніе повторялось ночью трижды. Елпидифоръ разсказалъ объ этомъ діаконамъ и спросилъ ихъ, знаютъ ли они, что это за мѣстность или городъ Синопъ. Парѳеній отвѣчалъ:

— «Синопъ — это приморскій городъ, гдѣ проповѣдывалъ Христово ученіе святый апостолъ Андрей. И я видѣлъ во снѣ святаго Василія. Мнѣ казалось, онъ подаетъ руку апостолу, входитъ вмѣстѣ съ нимъ въ церковь и говоритъ мнѣ: «Сбудется то, что ты видишь».

Тогда Елпидифоръ, взявъ съ собою достаточно золота и всего необходимаго въ пути, сѣлъ съ діаконами на корабль и отплылъ въ городъ Синопъ съ горячей молитвой, чтобы Богъ объяснилъ сонное видѣніе.

Когда приближался корабль къ Синопу, Елпидифоръ, во снѣ снова увидѣлъ ангела, который сказалъ:

— «Въ правой сторонѣ отъ города забросьте въ море сѣть, и вы найдете ту драгоцѣнность, которую ищете».

Указывая перстомъ мѣсто, ангелъ указалъ и признаки, какъ его найти. Елпидифору казалось, что онъ видитъ тамъ свѣтлый чертогъ, а въ немъ Василія со множествомъ блестящихъ воиновъ. «Видишь, — продолжалъ ангелъ, — того, кого искалъ? Утромъ возьми его». Вставъ отъ сна, Елпидифоръ разсказалъ своимъ спутникамъ о видѣніи.

Рано утромъ отправились они на правую сторону города, и по признакамъ, указаннымъ ангеломъ, нашли мѣсто. Тамъ они увидали рыбаковъ, приготовлявшихъ сѣти къ ловлѣ рыбы. Елпидифоръ сказалъ этимъ рыбакамъ:

— «Мы заплатимъ вамъ, сколько хотите, если вы на счастье каждаго изъ насъ забросите сѣти и отдадите намъ, что поймаете».

Рыбаки согласились и сговорились въ цѣнѣ. Елпидифоръ и діаконы бросили жребій, на чье счастье закинуть первую сѣть. Жребій палъ на Ѳеотима. Бросили сѣть, но ничего не поймали. Потомъ испытали счастье Парѳенія, и опять неудачно. Тогда Елпидифоръ воскликнулъ:

— «Приказываю вамъ закинуть сѣть не на мое имя, а во имя Бога моего и на Него надѣюсь, что ловля не будетъ безплодна».

Когда стали вытаскивать сѣть, то рыбаки почувствовали тяжесть и стали говорить между собою:

— «Богъ этого человѣка счастливѣе другихъ боговъ».

Вытащивши сѣть, ловцы увидали тѣло мертвеца, и уже наоборотъ стали говорить, что ловля Елпидифора самая несчастливая. Они хотѣли бросить трупъ обратно въ воду, но Елпидифоръ и его спутники воспротивились и потребовали, чтобы рыбаки отдали тѣло для достойнаго погребенія и взяли условленную плату. Ловцы отказывались отъ денегъ, говоря, что поймали трупъ, а не рыбу, но, наконецъ, по настоянію Елпидифора взяли. Тѣло святаго было вынесено на берегъ, при чемъ діаконы и Елпидифоръ благоговѣйно, съ радостными слезами прикасались къ нему. Они удивлялись чуду, видя, что глава, отдѣленная палачемъ отъ туловища и отдѣльно брошенная въ море, оказалась на своемъ мѣстѣ, и слѣдъ меча остался только, какъ шрамъ на шеѣ. Чудное благоуханіе исходило отъ тѣла мученика. Христіане обвили останки святаго чистыми погребальными одеждами, наняли колесницу, отвезли въ Амасію, и тамъ, оплакавъ, честно погребли въ созданномъ имъ храмѣ. Такой мученическій подвигъ совершилъ святый Василій, епископъ Амасійскій.

Вскорѣ послѣ его кончины, великій царь Константинъ, узнавъ изъ тайныхъ посланій сестры о развратѣ, отступничествѣ и жестокости Ликинія, пошелъ на него съ большимъ войскомъ и съ помощыо Божіей побѣдилъ его. Ликиній былъ взятъ живымъ въ плѣнъ и заточенъ въ Галлію, гдѣ умеръ злою смертью. Весь Востокъ избавился отъ насилія мучителей и свободно служилъ Христу Богу. По всей вселенной распространялась слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога Единаго въ Троицѣ, Коему честь и поклоненіе да будетъ отъ всѣхъ во всѣ вѣка. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Амасія — небольшой городъ въ Малой Азіи, на берегу Чернаго моря.
[2] Сынъ Максиміана, императоръ римскій въ 306-312 гг., разбитъ Константиномъ Великимъ и утонулъ въ Тибрѣ. Извѣстенъ своею жестокостью.
[3] Императоръ римскій, управлявшій Сиріей и Египтомъ въ 305-313 гг.
[4] Императоръ съ 312 г. по 324 г.
[5] Старинный городъ въ Малой Азіи, родина св. апостола Павла.
[6] Начальникъ военнаго отряда.
[7] Т.-е. Іисусъ Христосъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 421-430.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0