Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать пятый.

Памятъ преподобнаго отца нашего Сильвестра Обнорскаго.

Долго никто не зналъ, что въ глухомъ лѣсу подвизается отшельникъ. Но разъ одинъ изъ жителей того края сбился съ дороги и въ глухомъ лѣсу неожиданно наткнулся на келью пустынника. Къ изумленному путнику вышелъ отшельникъ, одѣтый въ рубище и смущенный появленіемъ человѣка въ такомъ пустынномъ мѣстѣ, гдѣ никого до того времени онъ не видалъ, да и не хотѣлъ видѣть. Путникъ сказалъ преподобному о себѣ, кто онъ и какъ попалъ сюда. При этомъ онъ сообщилъ, что надъ мѣстомъ, гдѣ живетъ отшельникъ, онъ издали нерѣдко видалъ то свѣтлые лучи, то облачный столпъ. Преподобный прослезился отъ скорби, что мѣсто его уединенія стало извѣстнымъ. Путникъ упросилъ отшельника сказать, какъ его зовутъ, и какъ онъ тутъ живетъ. Сильвестръ, разсказалъ, что онъ живетъ тутъ уже не малое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала безъ хлѣба онъ обезсиливалъ отъ голода и отъ изнеможенія, падалъ на землю, но потомъ разъ явился ему нѣкій чудный мужъ, прикоснулся къ нему своею рукою и съ тѣхъ поръ онъ уже не испытываетъ бѣдственнаго состоянія.

Случайно открывшій пустынника путникъ вскорѣ вернулся къ нему нарочно, далъ хлѣба и муки на запасъ.

Достаточно было этой одной встрѣчи, чтобы мѣсто жительства и подвиги отшельника стали извѣстными въ окрестныхъ хотя и неблизкихъ селеніяхъ. Поселяне стали приходить къ подвижнику для душеспасительныхъ бесѣдъ и духовныхъ совѣтовъ, причемъ приносили ему и пищу. Нѣкоторые рѣшались оставаться при немъ для спасительнаго подвига подъ его руководствомъ. Видя искреннюю любовь къ себѣ и свободное желаніе подвига, преподобный Сильвестръ не препятствовалъ строить новыя кельи, такъ что около него собралось не мало новыхъ подвижниковъ, и оказалась настоятельная нужда въ созданіи храма Божія. Тогда самъ Сильвестръ отправился въ Москву и у митрополита Алексія [4] испросилъ благословеніе на созданіе храма, получилъ антиминсъ и былъ поставленъ игуменомъ возникавшей въ Обнорскомъ краю первой иноческой обители.

Трудами преподобнаго и собравшейся около него братіи созданъ былъ храмъ во славу воскресенія Христа Спасителя.

Теперь еще болѣе стало приходить къ Сильвестру какъ простыхъ людей, такъ и князей, и бояръ. Одни желали видѣть преподобнаго, получить отъ него благословеніе и слышать его учительное слово; другіе — покаяться въ своихъ согрѣшеніяхъ и получить прощеніе и утѣшеніе; нѣкоторые — съ тѣмъ, чтобы на всю жизнь посвятить себя, иноческому подвигу подъ руководствомъ опытнаго подвижника.

Отдаваясь неусыпнымъ трудамъ по устроенію монастыря, преподобный Сильвестръ пользовался всякимъ досугомъ и удобнымъ временемъ, чтобы уходить изъ монастыря въ лѣсное уединеніе для одиночной молитвы и бдѣнія, столь желанныхъ и привычныхъ его душѣ. Но когда онъ возвращался изъ такого уединенія, его уже ждала около монастыря толпа народа, желавшаго видѣть его и получить благословеніе и поученіе [5]. Приносили дѣтей и больныхъ, прося его благословенія и цѣлительныхъ молитвъ. И теперь существуетъ около бывшаго монастыря роща, часть того лѣса, въ который преподобный удалялся для уединенія; существуетъ и колодезь на спускѣ къ рѣкѣ Обнорѣ, вырытый преподобнымъ Сильвестромъ надъ ключемъ.

Такъ въ лѣсной трущобѣ возникла дѣятельная жизнь, представлявшая собою соединеніе труда и бдѣнія, поста и молитвы, тѣлесныхъ скорбей и духовныхъ радостей.

Преподобный состарѣлся и впалъ въ предсмертную болѣзнь. Братія собрались вокругъ постели больнаго въ его келліи и со слезами выражали свое горе, лишаясь своего руководителя и попечителя и опасаясь за судьбу обители. «Не скорбите о семъ, братія моя возлюбленная», — говорилъ имъ въ утѣшеніе преподобный Сельвестръ: — «на все воля Божія; сохраняйте заповѣди Господни и не бойтесь въ сей жизни потерпѣть бѣды, чтобы получить награду на небесахъ. Если же я буду имѣть дерзновеніе у Бога и дѣло мое будетъ Ему угодно, то мѣсто сіе святое не оскудѣетъ и по моемъ отшествіи, молитесь только Господу Богу и Пречистой Его Матери, чтобы избавиться вамъ отъ искушеній лукаваго».

Кончина преподобнаго послѣдовала 25 апрѣля 1379 года на память святаго апостола и евангелиста Марка. Тѣло преподобнаго погребено было подлѣ Воскресенскаго деревяннаго храма, съ правой стороны.

Основанный преподобнымъ Сильвестромъ монастырь не прекратилъ своего существованія со смертію создателя: болѣе четырехъ сотъ лѣтъ текла здѣсь монастырская жизнь, одни иноки смѣняли другихъ, служа просвѣщенію сего глухого края.

По смерти преподобнаго стали совершаться чудеса при его гробѣ, такъ что съ теченіемъ времени преподобнаго Сильвестра стали чтить какъ чудотворца въ ближнихъ и отдаленныхъ мѣстахъ.

Непрерывныхъ записей таковыхъ чудесъ на велось въ монастырѣ, между тѣмъ на нѣкоторыхъ древнихъ вещахъ, сохранившихся и доселѣ въ Воскрееенскомъ храмѣ, имѣются надписи (чеканныя, шитыя и рукописныя) о вкладахъ сихъ вещей въ обитель преподобнаго Сильвестра, Обнорскаго чудотворца [6]. Сохранившіяся рукописи содержатъ запись чудесъ, начиная съ 1645 года; всего описано 23 чуда. Получали исцѣленіе при ракѣ преподобнаго бѣсноватые [7] и страдавшіе изступленіемъ ума, болѣзнію глазъ или слѣпотою [8], глухотою [9], разслабленіемъ [10], нѣмотою [11]. Вотъ одинъ случай. Въ 1645 году служившій въ обители іеромонахъ, по имени Iовъ, приказалъ собраться монастырскимъ крестьянамъ и рубить находившуюся подлѣ монастыря рощу подъ огнище. Крестьяне приступили къ дѣлу. Со стороны Іова это распоряженіе было грѣховное: онъ самовольно посягнулъ на рощу преподобнаго Сильвестра. Прогнѣвавшій Бога Іовъ былъ пораженъ слѣпотою и пересталъ видѣть. Черезъ четыре недѣли Іовъ созналъ свой грѣхъ и сталъ каяться предъ Господомъ Богомъ, Пречистой Его Матерію и преподобнымъ Сильвестромъ, и далъ обѣщаніе не поступать по своей волѣ, а все дѣлать по совѣту братіи. Онъ отправился въ церковь, отслужилъ молебенъ, со слезами молясь о прощеніи грѣховъ и о возвращеніи ему зрѣнія. Приложившись къ святымъ иконамъ, слѣпой Іовъ пришелъ къ ракѣ преподобнаго, облобызалъ ее съ вѣрою и — прозрѣлъ. Послѣ такого чудеснаго исцѣленія онъ возблагодарилъ Господа Бога и преподобнаго Сильвестра [12].

Примѣчанія:
[1] Житія преподобнаго Сильвестра не сохранилось, да едва-ли оно и было написано въ древности. Извѣстно по рукописямъ только сказаніе о чудесахъ его. Свѣдѣнія о его жизни почерпаются только изъ отрывочныхъ записей и изъ преданія.
[2] Преподобный Сергій род. въ 1315 г., а преставился въ 1391 г., сентября 25-го. Память его празднуется 6 іюля и 25 сентября.
[3] Въ 105 верстахъ отъ Ярославля и въ 16 верстахъ отъ теперешняго уѣзднаго города Яросл. губ. Любиша, выше его по рѣкѣ Обнорѣ, впадающей въ рѣку Кострому.
[4] Св. Алексій былъ митрополитомъ съ 1354 г. по 1378 г.
[5] Мѣсто собесѣдованія съ народомъ было издавна отмѣчено часовнею, но потомъ она перенесена была ближе къ селу, такъ какъ на ея мѣстѣ предполагалось построить церковь во имя преподобнаго Сергія Радонежскаго.
[6] Таковы: напрестольный серебряный крестъ 1593 г., шитый шелками воздухъ 1599 г., прологъ съ подписью по листамъ 1661 г., вышитая шелками икона преподобнаго 1664 г.
[7] Двѣнадцать чудесъ: 1, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 14, 17, 19, 20, 22.
[8] Шесть чудесъ: 3, 10, 13, 16, 18, 23.
[9] Чудо 6.
[10] Чудо 15.
[11] Чудо 21.
[12] Чудо 3.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 417-420.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0