Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать пятый.

Житіе и страданіе святаго апостола и евангелиста Марка.

Около 44 или 45 года по Рождествѣ Христовѣ, христіанъ іерусалимскихъ постигло большое бѣдствіе. При видѣ размноженія христіанъ въ Іерусалимѣ, злоба враговъ Христовой вѣры — іудеевъ достигла высшей степени. Разжигаемые ненавистію къ христіанамъ, іудеи набросились на ихъ дома, безпощадно разграбили все ихъ имущество, такъ что христіане должны были терпѣть великій голодъ. Услыхавъ о такомъ бѣдственномъ положеніи братій во Христѣ, антіохійскіе христіане тотчасъ пришли имъ на помощь и, сдѣлавъ сборъ между собой, поручили лично Варнавѣ и Павлу, пребывавшимъ въ то время въ Антіохіи, доставить пособіе христіанамъ въ Іерусалимъ. Прибывъ въ Іерусалимъ и исполнивъ порученіе антіохійскихъ христіанъ, Варнава и Павелъ возвратились въ Антіохію и на этотъ разъ взяли съ собою Марка (Дѣян. 12, 25). Съ этого времени Маркъ, сдѣлавшись сотрудникомъ Варнавы и Павла, взялъ на себя великій подвигъ апостольскихъ трудовъ по благовѣстію вѣры Христовой іудеямъ и язычникамъ. Вмѣстѣ съ Павломъ и Варнавою святый Маркъ принялъ участіе въ ихъ первомъ апостольскомъ путешествіи изъ Антіохіи, въ качествѣ ближайшаго ихъ помощника для проповѣди Евангелія [8]. Вмѣстѣ съ Павломъ и Варнавою Маркъ былъ въ приморскомъ городѣ Селевкіи [9], отсюда отплылъ на островъ Кипръ и прошелъ его съ востока на западъ отъ Саламина до Пафа. Здѣсь въ Пафѣ Маркъ былъ очевидцемъ чудеснаго пораженія слѣпотою, по слову апостола Павла, волхва іудеянина Варіисуса, по имени Елима, старавшагося отвратить отъ вѣры въ Господа проконсула Сергія, призвавшаго Варнаву и Павла для слушанія слова Божія (Дѣян. 13, 6-12). Но прибывъ въ городъ Пергію [10], Маркъ оставилъ апостола Павла и Варнаву и возвратился въ Іерусалимъ въ домъ своей матери. По прибытіи въ Іерусалимъ, Маркъ присоединился къ апостолу Петру и въ скоромъ времени отправился вмѣстѣ съ нимъ въ апостольское путешествіе для проповѣди Евангелія въ Римъ. Въ это время въ Римѣ уже были вѣрующіе во Христа. Книга Дѣяній Апостольскихъ свидѣтельствуетъ, что между очевидцами необыкновенной перемѣны, происшедшей въ апостолахъ по сошествіи на нихъ Св. Духа и слушателями первой проповѣди апостола Петра о Христѣ Спасителѣ [11] были пришедшіе изъ Рима іудеи и прозелиты, то-есть, обращенные въ іудейство язычники (Дѣян. 2, 10-41). Эти люди, по возвращеніи своемъ въ Римъ, несомнѣнно принесли туда вѣру свою во Христа и сообщили ее тамъ другимъ. Безъ сомнѣнія, что и послѣ сего многіе іудеи, жившіе въ Римѣ въ большомъ количествѣ, посѣщая ежегодно на праздникахъ Іерусалимъ, уже наполненный ученіемъ Евангельскимъ, и слыша тамъ проповѣдь о Христѣ, возвращались въ Римъ христіанами. Наконецъ, въ Римъ, какъ столицу міра, отовсюду приходили по гражданскимъ и другимъ дѣламъ многіе христіане и содѣйствовали умноженію тамъ числа вѣрующихъ во Христа. Святый апостолъ Петръ своею проповѣдію и чудесами, при содѣйствіи св. Марка, еще болѣе распространилъ и утвердилъ Церковь Христову въ Римѣ, обративъ ко Христу множество людей какъ изъ іудеевъ, такъ и язычниковъ. Слыша святыя слова проповѣди Евангельской изъ устъ Апостоловъ и горя вѣрою въ Господа Іисуса Христа, римскіе христіане не удовольствовались одною устною проповѣдію Апостоловъ объ Іисусѣ Христѣ, а пожелали имѣть у себя и письменный памятникъ устно преподаннаго имъ ученія. Они приступили къ спутнику апостола Петра святому Марку и съ мольбой просили его записать всѣ святыя слова, какія онъ вмѣстѣ съ Петромъ сказалъ имъ о Христѣ Господѣ, и оставить имъ это святое писаніе, какъ памятникъ. Маркъ исполнилъ благое желаніе римскихъ христіанъ и написалъ для нихъ свое Евангеліе, въ которомъ [12], излагая событія изъ жизни Господа Іисуса Христа, во время Его пребыванія на землѣ, съ точностію записалъ, сколько запомнилъ, то, чему училъ и что творилъ Господь, тщательно заботясь при этомъ, какъ бы не пропустить чего-нибудь изъ слышаннаго, или не переиначить. Написанное Маркъ отдалъ на разсмотрѣніе апостолу Петру, и святый Петръ своимъ свидѣтельствомъ утвердилъ истину написаннаго Маркомъ Евангелія и одобрилъ его для чтенія въ церквахъ [13]. Посему Евангеліе Марка было принято всѣми церквами безъ всякаго противорѣчія, какъ писаніе апостольское, боговдохновенное [14].

Послѣ трудовъ въ Римѣ святый Маркъ, по повелѣнію апостола Петра отправился для проповѣди Евангелія въ городъ Аквилею, расположенный на сѣверномъ берегу Адріатическаго моря. Въ этомъ богатомъ городѣ, называвшемся вторымъ Римомъ [15], Маркъ основалъ церковь; причемъ посѣтилъ съ проповѣдію Евангелія и другія мѣста по берегу Адріатическаго моря, устрояя всюду церкви Божіи. Послѣ сего святый Маркъ, по расноряженію же апостола Петра, отправился для проповѣди Евангелія въ Египетъ. Это было, какъ свидѣтельствуетъ Евтихій, патріархъ александрійскій, на девятомъ году царствованія Клавдія [16]. Въ Египтѣ, смежной съ Палестиною языческой странѣ, еще со времени Александра Македонскаго [17] и египетскаго царя Птоломея Лага [18] было очень много іудеевъ. Они населяли здѣсь цѣлые города, имѣли свои синагоги, свой синедріонъ, даже храмъ [19] на подобіе храма Іерусалимскаго, а также священниковъ и левитовъ по закону Моисееву. Здѣсь въ Египтѣ, по повелѣнію царя Птоломея Филадельфа [20], былъ сдѣланъ переводъ книгъ Священнаго Писанія Ветхаго Завѣта съ еврейскаго языка на греческій, чрезъ что Божественное откровеніе о спасеніи рода человѣческаго сдѣлалось доступнымъ и самимъ язычникамъ. Здѣсь въ памяти народа еще живо было то знаменательное паденіе идоловъ одного египетскаго храма, сопровождавшее, по свидѣтельству отцовъ Церкви, прибытіе святаго семейства съ Богомладенцемъ Іисусомъ, бѣжавшаго отъ руки жестокаго Ирода. Наконецъ, могло быть даже, что и въ этой странѣ были свидѣтели чудеснаго сошествія Святаго Духа на Апостоловъ, принесшіе и сюда сѣмена Христова ученія. Все это въ сильной степени приготовляло жителей Египта къ принятію ученія христіанскаго и обѣщало большой успѣхъ проповѣди святаго Марка. И дѣйствительно, когда Маркъ, первый изъ апостоловъ прибывъ въ Египетъ, началъ проповѣдь Евангелія, возвѣщая людямъ свободу отъ діавола [21], то при самомъ началѣ его проповѣди [22] увѣровало во Христа великое множество мужей и женъ. Въ самой Александріи, главномъ городѣ Египта, святый Маркъ основалъ церковь и былъ первымъ ея епископомъ.

Здѣсь святый Маркъ много потрудился въ подвигѣ просвѣщенія свѣтомъ Христовой вѣры какъ іудеевъ, такъ и язычниковъ, пребывавшихъ дотолѣ во тьмѣ идольскаго служенія. Благоустроивъ затѣмъ церкви въ Александріи и смежныхъ съ нею городахъ рукоположеніемъ къ нимъ епископовъ и прочихъ клириковъ, святый Маркъ послѣ того оставилъ Египетскую страну. Куда отправился онъ отсюда и былъ ли онъ въ Іерусалимѣ на апостольскомъ соборѣ [23] — неизвѣстно. Но когда апостолъ Павелъ передъ отправленіемъ во второе апостольское путешествіе [24] былъ вмѣстѣ съ Варнавою въ Антіохіи, то, какъ свидѣтельствуетъ книга Дѣяній Апостольскихъ, здѣсь съ ними встрѣтился и святый Маркъ и отсюда вмѣстѣ съ дядею своимъ Варнавою отправился на родину его въ Кипръ (Дѣян. 15, 36-40). Потрудившись вмѣстѣ съ Варнавою нѣкоторое время въ подвигѣ благовѣстія Христова, Маркъ въ другой разъ отправился въ Египетъ, куда въ тоже время или немного спустя, прибылъ и апостолъ Петръ. Благовѣствуя въ разныхъ странахъ Египта и устрояя въ нихъ церкви, апостолы въ это время между прочимъ положили основаніе Христовой Церкви и въ египетскомъ городѣ Вавилонѣ, откуда Петръ и написалъ свое первое соборное посланіе къ малоазійскимъ христіанамъ (1 Петр. 5, 13). Въ Египтѣ святый Маркъ пробылъ до восьмого года царствованія Нерона [25].

Въ послѣдующее время святый Маркъ снова соединился съ апостоломъ Павломъ и вступилъ въ число сотрудниковъ его. Во время пребыванія апостола Павла въ узахъ въ Римѣ [26], святый Маркъ вмѣстѣ съ нѣкоторыми другими лицами раздѣлялъ благовѣстническіе труды сего апостола. Въ своемъ посланіи къ Колоссянамъ, написанномъ изъ Рима въ это время, апостолъ Павелъ называетъ Марка однимъ изъ немногихъ сотрудниковъ своихъ для Царствія Божія, бывшихъ для него въ это время утѣшеніемъ (Кол. 4, 10-11; Флм. 23). Какъ видно изъ того же посланія къ Колоссянамъ, Маркъ, по распоряженію апостола Павла, изъ Рима отправился въ Малую Азію, во фригійскій городъ Колоссы (Кол. 4, 10), для противодѣйствія лжеучителямъ, прельщавшимъ колосскихъ христіанъ (Кол. 2, 8-18). Гдѣ святый Маркъ провелъ нѣсколько слѣдующихъ за симъ лѣтъ — неизвѣстно. Но ко времени, близкому ко днямъ кончины апостола Павла [27], святый Маркъ находился въ Малой Азіи, именно въ городѣ Ефесѣ, въ отечествѣ святаго Тимоѳея, епископа Ефесской церкви. Въ это время апостоломъ Павломъ, находившимся во второй разъ въ узахъ въ Римѣ, было написано посланіе къ Тимоѳею, въ которомъ онъ, вызывая Тимоѳея въ Римъ къ себѣ на помощь, поручалъ ему «привести съ собою и Марка, какъ благопотребнаго въ службу» (2 Тим. 4, 11). Здѣсь въ Римѣ святый Маркъ былъ свидѣтелемъ мученической кончины за Христа обоихъ своихъ учителей, великихъ и первоверховныхъ апостоловъ Христовыхъ Петра и Павла, которые въ одно и тоже время пострадали за Христа въ Римѣ; Павелъ, — какъ имѣвшій право римскаго гражданина, — былъ усѣченъ мечемъ, а Петръ былъ распятъ на крестѣ.

По кончинѣ своихъ великихъ учителей — апостоловъ Петра и Павла, святый евангелистъ Маркъ снова отправился въ Египетъ для благоустроенія основанной имъ церкви. Много потрудился онъ въ подвигѣ проповѣди Христовой вѣры въ самой Александріи. Александрія, столица Египта, была средоточіемъ греческой образованности. Здѣсь было знаменитое книгохранилище, здѣсь процвѣтала языческая наука; ради нея сюда стекались люди отовсюду, такъ что городъ переполненъ былъ учеными, философами, риторами и стихотворцами. Даже іудеи, въ большомъ количествѣ жившіе въ Александріи, увлекались языческою ученостію. Для утвержденія вѣры Христовой и съ цѣлію противодѣйствовать ученымъ язычникамъ и іудеямъ, святый Маркъ положилъ въ Александріи основаніе христіанскому огласительному училищу. Въ послѣдующее время это училище сдѣлалось средоточіемъ христіанскаго просвѣщенія и прославилось тѣмъ, что изъ него вышли знаменитые учители Церкви, каковы: Пантенъ, Климентъ, и нѣкоторые изъ отцовъ Церкви, каковы: Діонисій Александрійскій, Григорій Чудотворецъ и другіе.

Заботясь объ устроеніи церковнаго богослуженія, святый Маркъ составилъ чинъ литургіи и передалъ его христіанамъ александрійской церкви. Этотъ чинъ литургіи сохранялся продолжительное время въ сей церкви и въ послѣдующіе вѣка. Въ богослуженіи египетскихъ христіанъ (коптовъ) и доселѣ сохранились нѣкоторыя молитвы, приписываемыя евангелисту Марку.

Благоустроивъ церковь александрійскую, святый евангелистъ Маркъ въ своихъ заботахъ о проповѣди Христова ученія не оставлялъ своимъ вниманіемъ и усердіемъ жителей и другихъ городовъ и мѣстностей Египта, но какъ крѣпкій и доблественный подвижникъ, Маркъ, водимый Духомъ Божіимъ, со всѣмъ усердіемъ и ревностію всюду спѣшилъ съ проповѣдію Христова ученія. Онъ посѣтилъ многія внутреннія страны Африки, былъ въ Ливіи, Марморикѣ, Киренаикѣ и въ Пентаполѣ. Всѣ эти страны погрязали во мракѣ языческаго идолослуженія. Всюду по городамъ и селеніямъ и на распутіяхъ были устроены кумирни, въ которыхъ были поставлены идолы и въ которыхъ совершались волхвованія, провѣщанія и чародѣйства. Проходя эти города и селенія съ проповѣдію Евангелія, святый Маркъ просвѣщалъ сердца людей, пребывавшихъ во тьмѣ и мракѣ идолослуженія, свѣтомъ Божественнаго ученія, совершая въ тоже время между ними великія чудеса. Однимъ словомъ Божественной благодати онъ исцѣлялъ болящихъ, очищалъ прокаженныхъ, изгонялъ нечистыхъ и лютыхъ духовъ. И проповѣдь его, сопровождаемая великими и дивными чудесами, имѣла громадный успѣхъ. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвѣщались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Всюду устроялись при евангелистѣ Маркѣ церкви Божіи, и Церковь Христова процвѣтала въ египетскихъ странахъ. Подъ дѣйствіемъ святыхъ словъ проповѣди евангелиста Марка и подъ вліяніемъ высокой чистоты и святости добродѣтельнаго житія его самого, христіане египетскіе, подъ воздѣйствіемъ Божественной благодати, въ своихъ подвигахъ къ достиженію спасенія проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что ихъ жизнь, преисполненная святости христіанской добродѣтели, служила предметомъ великаго удивленія и похвалы со стороны даже язычниковъ и невѣрующихъ іудеевъ. Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской, и Никифоръ (Ксанфопулъ) — церковные историки, сохранили въ своихъ книгахъ свидѣтельство нѣкоего Филона — іудейскаго философа [28], который, похваляя добродѣтельную жизнь христіанъ египетскихъ, говоритъ:

— «Они (т.-е. христіане) оставляютъ всякую заботу о временныхъ богатствахъ и не пекутся о своихъ имѣніяхъ, не считая ничего на землѣ своимъ, для себя дорогимъ. Нѣкоторые же изъ нихъ, оставляя всякое попеченіе о житейскомъ, уходятъ изъ городовъ и водворяются въ уединенныхъ мѣстахъ и садахъ, избѣгая сопребыванія съ людьми, несогласными съ ними въ жизни, чтобы не имѣть отъ нихъ препятствія въ добродѣтели. Воздержаніе и умерщвленіе плоти они считаютъ основаніемъ, на которомъ только одномъ можетъ созидаться добрая жизнь. Ни одинъ изъ нихъ раньше наступленія вечера не вкушаетъ и не пьетъ, а нѣкоторые не приступаютъ къ пищѣ до четвертаго дня. Другіе же опытные въ толкованіи и разумѣніи Божественнаго Писанія, будучи исполнены жаждою знанія и питаясь духовной пищей богомыслія, проводя время въ изученіи Писанія, забываютъ о тѣлесной пищѣ до шестаго дня. Вина отнюдь никто изъ нихъ не пьетъ, и всѣ они не ѣдятъ мяса, присоединяя къ хлѣбу съ водою только соль и иссопъ [29]. Среди нихъ живутъ и женщины, воспитавшія себя въ добродѣтельной жизни и пріобыкшія къ ней настолько, что остаются дѣвами до старости. Но дѣвство онѣ сохраняютъ не по принужденію, а по свободному произволенію, возбуждаясь ревностію и любовію къ мудрости, заставляющей ихъ отказываться отъ тѣлесныхъ удовольствій и стремиться къ пріобрѣтенію не смертныхъ, а безсмертныхъ порожденій, какія можетъ рождать изъ себя только душа, любящая и стремящаяся къ Богу. Священное Писаніе изъясняется ими иносказательно, чрезъ нахожденіе подразумѣваемаго и сокровеннаго смысла и таинъ; ибо Писаніе, по ихъ мнѣнію, подобно живому существу: словесныя выраженія составляютъ его тѣло видимое, а сокровенная подъ сими выраженіями мысль и тайна составляютъ его душу невидимую. Они рано встаютъ на славословіе Божіе и молитву, на пѣніе и слушаніе слова Божія — отдѣльно мужчины и отдѣльно женщины. Нѣкоторые изъ нихъ пребываютъ въ непрерывномъ постѣ въ теченіе семи недѣль. Седьмой день у нихъ въ великомъ почитаніи. Приготовляясь къ нему и прочимъ праздникамъ, они ложатся почивать для отдыха на голую землю. Божественную службу совершаютъ у нихъ священники и діаконы, надъ которыми начальствуетъ епископъ». Такой благоуханный вертоградъ Христовъ насадилъ и воздѣлалъ многоболѣзненными трудами своими святый евангелистъ Маркъ въ странахъ египетскихъ; тамъ онъ былъ и первымъ епископомъ, имѣя святительскій престолъ въ Александріи, гдѣ онъ и претерпѣлъ страдальческую кончину, бывъ первымъ мученикомъ александрійской церкви.

О страданіяхъ и мученической кончинѣ святаго Марка блаженный Симеонъ Метафрастъ [30] такъ повѣствуетъ. Святый Маркъ во время своего пребыванія въ Кириніи — городѣ Пентаполійскомъ, гдѣ онъ трудился въ подвигахъ благовѣстія Христова ученія и устроенія Христовой Церкви, получилъ повелѣніе отъ Духа Святаго идти оттуда для проповѣди Евангелія въ Александрію Фаритійскую [31]. Послушный велѣніямъ Святаго Духа, Маркъ поспѣшилъ со всѣмъ усердіемъ на новый подвигъ. Извѣстивъ братію о повѣлѣніи Господнемъ идти въ Александрію, онъ послѣ прощальной трапезы съ христіанами, напутствованный ихъ благословеніемъ, отплылъ изъ Кириніи въ Александрію. На второй день онъ достигъ Александріи и, выйдя изъ корабля, пришелъ на нѣкое мѣсто, называемое Мендіонъ. Здѣсь, при входѣ въ городскія ворота, разсѣлся пополамъ его сандалій, что святый принялъ за доброе предзнаменованіе. Увидѣвъ тутъ же сапожника, починявшаго ветхую обувь, святый отдалъ ему починить свой сандалій. Сапожникъ, починяя сандалій, случайно прокололъ своимъ орудіемъ лѣвую руку свою и, вскричавъ отъ боли, призвалъ имя Божіе.

Услышавъ этотъ возгласъ, апостолъ возрадовался духомъ, видя въ семъ указаніе, что Господь устроитъ ему благополучный путь. Рана же на рукѣ сапожника была очень болѣзненна, и изъ нея обильно струилась кровь. Святый Маркъ, плюнувъ на землю, сдѣлалъ бреніе и, помазавъ рану его, сказалъ:

— «Во имя Іисуса Христа, живущаго во вѣки, будь здравъ».

И тотчасъ же рана у сапожника закрылась и рука его сдѣлалась здоровой. Сапожникъ, видя такую силу въ стоявшемъ передъ нимъ мужѣ и дѣйствіе его словъ, а равно во взорѣ его чистоту и святость жизни, обратился къ нему съ просьбою, сказавъ:

— «Умоляю тебя, человѣкъ Божій, войди въ домъ мой и побудь у меня, раба твоего, хотя день, дабы раздѣлить со мною трапезу, потому что ты нынѣ оказалъ для меня милость».

Апостолъ, съ радостію согласившись на его просьбу, сказалъ:

— «Пусть Господь дастъ тебѣ хлѣбъ жизни, — хлѣбъ небесный».

И человѣкъ тотъ, взявъ тотчасъ апостола, съ великою радостію ввелъ его въ домъ свой. Войдя въ домъ, святый Маркъ сказалъ:

— «Благословеніе Господне да будетъ здѣсь! Помолимся, братія, къ Богу».

И всѣ вмѣстѣ сотворили молитву къ Богу. Когда послѣ молитвы сѣли за трапезу, сапожникъ, любезно начавъ бесѣду, спросилъ святаго:

— «Отче! кто — ты? И откуда такая сила въ твоемъ словѣ?»

Святый Маркъ отвѣтилъ:

— «Я рабъ Господа Іисуса Христа, Сына Божія».

Человѣкъ тотъ сказалъ:

— «Хотѣлъ бы я видѣть сего Сына Божія».

Святый Маркъ отвѣтилъ:

— «Я покажу тебѣ Его!»

И началъ благовѣствовать Евангеліе Іисуса Христа и изъяснять изъ пророковъ то, что было предречено ими о Господѣ нашемъ. Человѣкъ тотъ, слушая его проповѣдь, сказалъ:

— «Я никогда не слыхалъ того Писанія, какое ты мнѣ изъясняешь; я слышалъ только изъ Иліады, Одиссеи и изъ того, что изучаютъ египетскіе юноши».

Тогда святый Маркъ, продолжая проповѣдь о Христѣ, со всею ясностію показалъ ему, что мудрость вѣка сего есть «буйство» [32] передъ Богомъ. Человѣкъ же тотъ увѣровалъ во все то, что говорилъ ему святый Маркъ, и, видя чудеса его, крестился самъ и съ нимъ крестился весь домъ его, а вмѣстѣ съ ними крестилось великое множество людей той мѣстности. Имя этому человѣку было Ананія. Число вѣрующихъ умножалось тамъ день ото дня. Тогда начальники города, услыхавъ, что нѣкій галилеянинъ, пришедшій къ нимъ, хулитъ ихъ боговъ и возбраняетъ приносить имъ жертвы, искали убить святаго Марка и собрались для совѣщанія о томъ, какъ захватить его. Святый Маркъ, узнавъ объ этомъ ихъ рѣшеніи, поспѣшилъ поставить для вѣрующихъ епископомъ Ананію и трехъ пресвитеровъ — Малеона (или Малха), Савина, Кердона, семь діаконовъ и одиннадцать клириковъ для церковной службы и, бѣжавъ оттуда, пришелъ опять въ Пентаполь. Пробывъ здѣсь два года, утвердивъ бывшую тамъ братію и поставивъ въ окрестныхъ странахъ и городахъ епископовъ, пресвитеровъ и клириковъ, св. Маркъ возвратился опять въ Александрію. Здѣсь нашелъ онъ братію умножившеюся въ числѣ и преуспѣвающею въ благодати и вѣрѣ Господней. Въ Александріи существовалъ уже христіанскій храмъ, построенный близъ моря на мѣстѣ, называемомъ «Вукулъ» [33]. При видѣ храма, святый Маркъ возрадовался и, преклонивъ колѣна, прославилъ Бога. Святый Маркъ пробылъ въ Александріи довольно продолжительное время. Христіане той церкви умножались числомъ и, укрѣпляясь въ вѣрѣ, открыто укоряли эллиновъ въ идолослуженіи. Эллинскіе градоначальники, узнавъ о пребываніи святаго Марка въ ихъ городѣ и слыша о томъ, что онъ творитъ великія чудеса: болящихъ исцѣляетъ, глухимъ возвращаетъ слухъ, слѣпымъ подаетъ прозрѣніе, воспылали на него ненавистію и завистію, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь въ своихъ языческихъ храмахъ, со скрежетомъ зубовъ, гнѣвно восклицали:

— «О какое безпокойство причиняетъ намъ этотъ волхвъ и чародѣй!»

Приближался пресвѣтлый праздникъ Пасхи. И вотъ 24 апрѣля въ день свѣтлаго Христова Воскресенія, съ которымъ на этотъ разъ совпалъ языческій праздникъ въ честь Сераписа, язычники нашли случай захватить святаго Марка. Святый евангелистъ совершалъ въ этотъ день Божественную службу. Нечестивые язычники увидѣли въ этомъ удобный случай и, собравшись по случаю своего праздника большою толпою, внезапно напали на церковь. Они схватили святаго Марка, обвязали его веревками и, влача по улицамъ и предмѣстьямъ города, кричали:

— «Поведемъ вола сего въ воловницу, то-есть, въ воловій хлѣвъ».

Святый же Маркъ, терпя мученія, благодарилъ Господа, говоря:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе, что Ты сподобилъ меня потерпѣть за Твое имя сіи страданія».

Святаго влекли по землѣ, усыпанной острыми камнями, такъ что тѣло его, терзаемое по камнямъ, покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая изъ нихъ, обагрила весь путь. Истерзаннаго такимъ образомъ святаго нечестивые язычники ввергли въ темницу, а сами, при наступленіи вечера, собрались на совѣтъ о томъ, какой смерти предать его. Въ полночь апостолу-мученику явился ангелъ Господень и укрѣпилъ его на подвигъ мученичества извѣщеніемъ о предстоящемъ ему блаженствѣ на небѣ; затѣмъ и Самъ Господь Іисусъ Христосъ явился ему, утѣшивъ его Своимъ явленіемъ. На слѣдующее утро неистовая толпа язычниковъ извлекла апостола изъ темницы и влачила его по улицамъ города. Святый не вынесъ такихъ терзаній и вскорѣ скончался, благодаря Бога, молясь къ Нему и говоря:

— «Въ руки Твои, Господи, предаю духъ мой!» [34]

Неутолимая злоба язычниковъ не удовольствовалась смертію апостола: они рѣшились сжечь его тѣло. Уже разведенъ былъ огонь, какъ вдругъ внезапный мракъ, страшный громъ, землетрясеніе, дождь и градъ разсѣяли толпу нечестивцевъ, а дождь погасилъ огонь. Благочестивые же христіане, съ благоговѣніемъ взявъ тѣло святаго, погребли его въ каменномъ гробѣ на мѣстѣ молитвенныхъ своихъ собраній.

Надъ мощами святаго Марка въ 310 году построена была церковь, и онѣ оставались въ Александріи до IX вѣка. Въ первой половинѣ сего вѣка [35], когда владычество арабовъ-магометанъ и ересь монофизитовъ совершенно ослабили православіе въ Египтѣ, мощи святаго евангелиста перенесены были въ Венецію, близъ которой (въ Аквилеѣ) онъ нѣкоторое время подвизался въ проповѣди Евангелія: тамъ они почиваютъ и до сего времени въ великолѣпномъ храмѣ, посвященномъ его имени. Здѣсь хранится весьма древняя рукопись Евангелія отъ Марка, написанная, на тонкомъ египетскомъ папирусѣ, по преданію рукою самого евангелиста [36].

Примѣчанія:
[1] По обычаю евреевъ того времени.
[2] Оригена, пресвитера александрійскаго III вѣка; святаго Епифанія, епископа Кипрскаго IV вѣка и другихъ.
[3] Вертоградъ — садъ.
[4] Полотно, обернутое по нагому тѣлу.
[5] Сохранилось преданіе, что въ домѣ матери Марка — Маріи была совершена Господомъ Іисусомъ Христомъ Пасха.
[6] Память его — іюня 11-го.
[7] Приблизительно въ 39 или 40 году по Рождествѣ Христовѣ.
[8] Въ 44 или 45 году.
[9] На восточномъ берегу Средиземнаго моря.
[10] Въ Малой Азіи.
[11] Изъ коихъ около 3,000 мужей приняли крещеніе.
[12] Какъ свидѣтельствуетъ Папій.
[13] Въ своемъ Евангеліи евангелистъ Маркъ преимущественно описываетъ дѣйствія Спасителя, особенно чудесныя, которыя имѣли большее вліяніе на умы язычниковъ, чѣмъ ученіе.
[14] Время написанія его падаетъ приблизительно на 46 годъ по Рождествѣ Христовѣ.
[15] Такъ какъ въ немъ любили жить римскіе императоры.
[16] Около 49 года по Р. Хр.
[17] Царствовалъ отъ 334-323 гг. до Р. Хр.
[18] 324-284 гг. до Р. Хр.
[19] Близъ г. Иліополя.
[20] Около 271 г. до Р. Хр.
[21] Подобно тому какъ нѣкогда Моисей возвѣстилъ здѣсь сынамъ Израилевымъ избавленіе отъ тяжкаго ига Фараонова.
[22] Какъ свидѣтельствуетъ историкъ Евсевій.
[23] Около 50 или 51 года по Р. Хр.
[24] Отъ 52 до 55 года.
[25] Царствовалъ съ 54 г. по 68 г.
[26] Отъ 61 г. до 63 г. по Р. Хр.
[27] Около 67 года.
[28] Современника свв. апостоловъ.
[29] Горькая трава.
[30] Церковный писатель IX вѣка.
[31] Александрія названа Фаритійской потому, что къ ней присоединенъ былъ небольшой городъ Фаросъ, гдѣ стоялъ большой высокій столбъ, на которомъ по ночамъ зажигали огонь для указанія пути въ пристань прибывающимъ по морю кораблямъ.
[32] Буйство — безуміе, неразуміе. (Ср. 1 Кор. 1, 18-22).
[33] Вукулъ, т.-е. мѣсто для кормленія воловъ, отъ греч. слова βοῦς — быкъ.
[34] Святый Маркъ скончался въ царствованіе Нерона, около 68 года по Р. Хр.
[35] Въ 828 году.
[36] Отъ Марка святое Евангеліе, по Уставу Правосл. Церкви, кромѣ особенныхъ случаевъ, читается на литургіяхъ съ 11-й до 17-й недѣли по Пятидесятницѣ, потомъ съ 29-й до 34-й, исключая дни субботные и воскресные, и въ субботные и воскресные дни святыя четыредесятницы, кромѣ воскресенья первой седмицы.
       На иконахъ евангелистъ Маркъ изображается вмѣстѣ со львомъ. Объ этомъ изображеніи сдѣлано примѣчаніе къ началу евангелія Марка. Евангеліе его начинается повѣствованіемъ о явленіи Іоанна Крестителя, который своею проповѣдію о покаяніи и приближеніи Царства Божія огласилъ пустыню іудейскую, былъ гласомъ вопіющаго въ пустынѣ и въ семъ отношеніи уподобился льву, живущему и рыкающену въ пустынѣ.
       Александрійскіе патріархи, справедливо почитающіе святаго Марка основателемъ и покровителемъ своей церкви и первымъ патріархомъ александрійскимъ, въ своихъ посланіяхъ преподаютъ благословеніе сими словами: «да будетъ благословеніе Владыки Христа, Пресвятыя Богородицы и святаго евангелиста Марка», а на своей печати имѣютъ изображеніе крылатаго льва, держащаго Евангеліе.
       Евангеліе на утрени — въ день памяти св. ап. Марка — повѣствуетъ объ избраніи и посланіи 70 апостоловъ на проповѣдь, между коими былъ и Маркъ (Луки 10, 1-21); на литургіи Евангеліе говоритъ о посланіи апостоловъ на проповѣдь (Марк. 6, 7-13); чтеніе Апостола упоминаетъ о евангелистѣ Маркѣ, какъ о сынѣ апостола Петра (1 Петр. 5, 6-14).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 403-416.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0