Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать второй.

Житіе преподобнаго отца нашего Виталія монаха.

— «Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя въ чистотѣ, не дѣлая ни съ кѣмъ грѣха».

И такъ сказавъ, затворялся съ ней въ ея комнатѣ. Она спала на своей постелѣ, а старецъ, ставъ въ углу, всю ночь пребывалъ безъ сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. На утро, уходя отъ нея, онъ съ клятвою просилъ ее никому не разсказывать о его поступкѣ.

Такъ поступалъ онъ долгое время, во всѣ дни трудясь въ постѣ, а ночью входя къ блудницамъ и пребывая безъ сна въ молитвахъ. Каждую же ночь онъ входилъ къ иной, пока, обойдя всѣхъ, снова не начиналъ съ первой.

Господь Богъ, видя такой подвигъ Своего раба, споспѣшествовалъ ему, ибо нѣкоторыя изъ блудницъ, пристыженныя таковыми добродѣтелями Виталія, сами вставали на молитву, и вмѣстѣ съ нимъ, преклонивъ колѣна, молились. Святый убѣждалъ такихъ покаяться, угрожая имъ страшнымъ судомъ Божіимъ и вѣчными геенскими мученіями по смерти и обнадеживая ихъ милосердіемъ Божіимъ и надеждою на полученіе вѣчныхъ благъ на небѣ. Тогда тѣ, приходя въ страхъ Божій, смирялись и обѣщались исправить свою жизнь. И многія изъ нихъ оставляли свою прежнюю грѣховную жизнь и выходили замужъ за законныхъ мужей. А иныя, желая жить въ совершенной чистотѣ, поступали въ женскіе монастыри и тамъ въ постѣ и слезахъ проводили свою жизнь. Другія въ мірѣ проживали безъ мужа въ чистотѣ, питаясь трудами своихъ рукъ. И ни одна изъ блудницъ никому не разсказала про цѣломудренное житіе святаго Виталія, потому что лишь только какая-нибудь изъ нихъ начинала говорить людямъ, что Виталій приходитъ къ нимъ не для грѣха, но ради ихъ спасенія, то Виталій, услыхавъ о томъ, сильно печалился, что открывается его непорочная жизнь, и молился Богу, чтобы Онъ наказалъ ту женщину, дабы и всѣ прочія пришли бы въ страхъ и не разсказывали бы о его подвигахъ людямъ. Тотчасъ, по Божественному попущенію, та женщина приходила въ бѣшенство, видя каковое прочія женщины приходили въ страхъ и не дерзали что-либо открыть людямъ о святости жизни Виталія. Народъ же говорилъ пришедшей въ бѣшенство женщинѣ:

— «Видишь, какъ воздаетъ тебѣ Богъ за то, что ты сначала говорила, что этотъ монахъ входитъ къ вамъ не для блуда; — вотъ ясно открывается, что онъ блудникъ».

И всѣ соблазнялись о немъ и каждый день укоряли его, говоря:

— «Ступай, окаянный, — тебя, ожидаютъ блудницы», — и плевали на него. Святый же, претерпѣвая все съ кротостью, радовался, слыша брань и обличенія отъ людей, духомъ утѣшаясь, что люди считаютъ его великимъ грѣшникомъ. Иногда же обличавшимъ его онъ говорилъ:

— «Развѣ я не имѣю тѣла, какъ и всѣ люди? Развѣ Богъ монаховъ создалъ безплотными? Поистинѣ и монахи такіе же люди».

Нѣкоторые совѣтовали ему:

— «Отецъ, — говорили они, — возьми себѣ одну изъ блудницъ въ жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось чрезъ тебя монашество».

Онъ же, какъ бы сердясь, отвѣчалъ имъ:

— «Не желаю васъ слушать; что хорошаго мнѣ взять себѣ жену и заботиться о ней, о дѣтяхъ, о домѣ и всѣ дни проводить въ заботахъ и въ трудахъ? Зачѣмъ вы осуждаете меня? Вѣдь не вамъ придется отвѣчать за меня предъ Богомъ. Заботьтесь каждый о себѣ, а меня оставьте. Есть одинъ Судія всѣхъ, Богъ, Который и воздастъ каждому по дѣламъ его».

Такъ преподобный Виталій утаивалъ свою добродѣтель отъ людей.

Нѣкоторые изъ клириковъ оклеветали его предъ святѣйшимъ патріархомъ александрійскимъ Іоанномъ Милостивымъ, говоря, что одинъ старецъ соблазняетъ весь городъ, каждую ночь входя въ дома блудницъ. Но святѣйшій патріархъ не повѣрилъ клеветникамъ, такъ какъ онъ уже раньше былъ введенъ клеветниками въ заблужденіе, когда одного цѣломудреннаго и святаго инока, бывшаго притомъ евнухомъ [3], крестившаго еврейку, невиннаго, предалъ побоямъ, повѣривъ оклеветавшимъ его. Помня тотъ случай, патріархъ не послушалъ доносившихъ на Виталія и сказалъ имъ:

— «Перестаньте осуждать, а особенно не осуждайте иноковъ. Развѣ вы не знаете, что произошло на первомъ Вселенскомъ Соборѣ [4], когда блаженной памяти императору Константину Великому [5] нѣкоторые изъ епископовъ и клириковъ отдали написанныя другъ на друга доносы о грѣхахъ? Императоръ, повелѣвъ принести зажженную свѣчу, сжегъ ихъ писанія, даже не прочитавъ ихъ, и при этомъ сказалъ: — еслибы я своими собственными глазами увидалъ епископа или инока, совершающихъ грѣхъ, то покрылъ бы таковаго своею одеждою, дабы никто не увидалъ его согрѣшающимъ».

Такъ святѣйшій патріархъ пристыдилъ доносчиковъ. Рабъ же Божій Виталій не переставалъ заботиться о спасеніи грѣшныхъ душъ, и никто не зналъ о таковой его добродѣтельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный Виталій на разсвѣтѣ выходилъ изъ дома блудницъ, его встрѣтилъ одинъ юноша блудникъ, который шелъ къ блудницамъ, чтобы согрѣшить съ ними. Увидавъ Виталія, юноша сильно ударилъ его по щекѣ и сказалъ:

— «Окаянный и нечестивый, доколѣ ты не покаешься и не отстанешь отъ своей нечистой жизни, чтобы еще болѣе не было поругано тобою имя Христово?»

Святый отвѣтилъ ему:

— «Повѣрь мнѣ, человѣкъ, что за меня смиреннаго получишь и ты ударъ по щекѣ такой, что сбѣжится вся Александрія на твой крикъ».

Спустя немного времени преподобный Виталій заключился въ своей малой и тѣсной келліи, которую онъ построилъ около воротъ, называемыхъ «Солнечными», и тамъ съ миромъ отошелъ ко Господу. Никто въ городѣ не зналъ объ этомъ. Въ то время явился предъ упомянутымъ юношей блудникомъ, ударившимъ въ щеку преподобнаго старца, бѣсъ, въ видѣ страшнаго эѳіопа, сильно ударилъ его по щекѣ и сказалъ:

— «Прими ударъ, который прислалъ тебѣ монахъ Виталій».

Тотчасъ юноша пришелъ въ бѣснованіе и, упавъ на землю, валялся по ней въ изступленіи, такъ что изо рта его шла пѣна; при этомъ онъ рвалъ на себѣ одежду и кричалъ столь громко, что жители всей Александріи сбѣжались на его ужасный крикъ. Онъ же долгое время мучился отъ бѣса. По прошествіи же нѣсколькихъ часовъ, немного придя въ себя, юноша поспѣшилъ къ келліи Виталія, взывая:

— «Помилуй меня, рабъ Божій, что я согрѣшилъ противъ тебя, сильно оскорбивъ тебя ударомъ по щекѣ. Теперь я, по твоему предсказанію, получилъ достойное возмездіе».

Такъ крича, онъ быстро бѣжалъ, сопровождаемый народомъ. Когда же онъ приблизился къ келліи старца, то бѣсъ, бросивъ юношу на землю, скрылся.

Юноша, совершенно придя въ себя, началъ разсказывать народу, какъ онъ ударилъ по щекѣ старца и какъ старецъ предсказалъ ему, что онъ получитъ возмездіе за это. Затѣмъ постучали въ дверь келліи старца, но не получили никакого отвѣта. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящимъ среди келліи на колѣняхъ, какъ бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. Въ рукѣ своей онъ держалъ хартію, на которой было написано:

— «Мужи александрійскіе! не осуждайте прежде времени, пока не придетъ Господь, Праведный Судія».

Въ это время пришла туда одна бѣсноватая женщина, которая ранѣе хотѣла разсказать людямъ о святой жизни Виталія, какъ о томъ было упомянуто выше. Она пришла, извѣщенная о кончинѣ преподобнаго ангеломъ, явившимся ей, и, прикоснувшись къ честнымъ останкамъ святаго, тотчасъ получила исцѣленіе отъ бѣснованія. Точно также начали получать исцѣленія многіе слѣпые и хромые, при прикосновеніи къ тѣлу преподобнаго.

Услыхавъ о преставленіи преподобнаго, всѣ тѣ женщины, которыхъ онъ своими увѣщаніями обратилъ къ раскаянію въ своихъ грѣхахъ, съ зажженными свѣчами и лампадами стеклись къ его гробу, плача и скорбя по своемъ отцѣ и учителѣ. При этомъ они вслухъ всего народа разсказывали о добродѣтели старца, который не прикоснулся ни къ одной изъ нихъ даже своей рукой, и приходилъ къ нимъ не для грѣха, а чтобы спасти ихъ. Народъ, услыхавъ ихъ разсказъ, разгнѣвался на нихъ и говорилъ:

— «Зачѣмъ же вы скрывали отъ насъ святость жизни сего честнаго старца, ибо мы, находясь въ невѣдѣніи, много грѣшили противъ него, осуждая и укоряя его?»

Женщины отвѣчали на укоры народа такъ:

— «Мы боялись, потому что сей старецъ съ великими клятвами запрещалъ намъ кому-либо разсказывать объ его жизни, и лишь только одна изъ нашихъ подругъ начала разсказывать его тайну людямъ, то пришла въ бѣшенство. Посему каждая изъ насъ, боясь такого наказанія, молчала».

И весь народъ дивился такому рабу Божію, такъ смиренно утаившему святость своей жизни отъ людей. Въ то время какъ всѣ люди думали, что онъ великій грѣшникъ, онъ былъ другомъ Божіимъ и чистымъ сосудомъ Святаго Духа. Люди укоряли другъ друга, стыдясь своего неразумія, что они осуждали такого угодника Божія и причиняли обиды и оскорбленія неповинному и чистому сердцемъ человѣку.

Когда обо всемъ происшедшемъ дошла подробная вѣсть до святѣйшаго патріарха Іоанна Милостиваго, онъ со всѣмъ своимъ клиромъ пришелъ къ келліи старца и, увидавъ вышеупомянутое письмо, въ которомъ старецъ увѣщавалъ не осуждать его, а также увидавъ, совершающіяся чудеса, сказалъ тѣмъ клирикамъ, которые доносили ему на преподобнаго:

— «Видите, если бы я повѣрилъ вашимъ словамъ и оскорбилъ бы невиннаго святаго старца, то и я получилъ бы удары по лицу, подобно тому какъ получилъ ихъ, оклеветавшій святаго, юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что я не послушалъ вашихъ доносовъ и тѣмъ избѣгнулъ грѣха и отомщенія».

Всѣ же клеветавшіе и осуждавшіе преподобнаго были сильно пристыжены.

Послѣ сего святѣйшій патріархъ, взявъ честныя останки преподобнаго Виталія, пронесъ ихъ чрезъ весь городъ и въ присутствіи всѣхъ покаявшихся во грѣхахъ женщинъ, плачущихъ и рыдающихъ, съ честью предалъ ихъ погребенію, прославляя Бога, имѣющаго многихъ невѣдомыхъ людямъ вѣрныхъ рабовъ Своихъ.

Тотъ же человѣкъ, который получилъ удары отъ бѣса, отрекся отъ міра и сдѣлался монахомъ. И многіе изъ жителей Александріи, наученные добродѣтельною жизнію Виталія, положили для себя правиломъ — никого никогда не осуждать. Будемъ подражать имъ въ этомъ и мы, споспѣшествуемые молитвами преподобнаго отца нашего Виталія и благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Которому восылается слава вовѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Іоаннъ (II-ой) Милостивый патріаршествовалъ съ 609 г. по 620 г. Память его празднуется 12-го ноября.
[2] Александрія — городъ въ Египтѣ, расположенный на берегу Средиземнаго моря. Александрія славилась въ древности, какъ центръ торговли, наукъ и искусства.
[3] Т.-е. скопцомъ.
[4] Первый вселенскій Соборъ былъ созванъ въ 325 г. въ Никеѣ по поводу лжеученія пресвитера Аріа, нечестиво признававшаго Сына Божія твореніемъ Бога Отца.
[5] Императоръ римскій, Константинъ Великій царствовалъ съ 324 г. по 337 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 352-357.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0