Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать первый.

Страданіе святаго мученика Ѳеодора.

— «Я знаменованъ отъ чрева матери моей моимъ Небеснымъ Царемъ Господомъ Іисусомъ Христомъ и не желаю быть воиномъ для другого царя!»

Тогда военачальникъ спросилъ святаго:

— «Какого царя воиномъ ты состоишь?»

— «Я воинъ Того Царя, Который сотворилъ небо и землю!»

Военачальникъ, догадавшись, что Ѳеодоръ христіанинъ, спросилъ его:

— «Не принесешь ли ты жертвъ нашимъ богамъ?»

— «Я никогда не приносилъ и не принесу жертвъ нечистымъ бѣсамъ!» — отвѣчалъ святый.

Тогда военачальникъ приказалъ жестоко бить его, послѣ чего снова позвалъ его на допросъ и спросилъ:

— «Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мнѣ послушенъ и поклонишься ли богамъ?»

— «Если бы ты, — отвѣчалъ святый, — позналъ Сотворившаго тебя Бога, то и самъ пожелалъ бы поклоняться Ему».

Военачальникъ приказалъ послѣ сего разложить костеръ, принести огромную желѣзную сковороду, растопить большое количество смолы, сѣры и воска, положить мученика нагимъ на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда все это готовилось, Богъ внезапно сотворилъ дивное чудо: послышался оглушительный шумъ и сдѣлалось землетрясеніе на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ былъ огонь и сковорода; затѣмъ земля на томъ мѣстѣ разступилась и изъ земной разсѣлины въ изобиліи истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святый же мученикъ остался совершенно невредимымъ и сказалъ военачальнику:

— «Вотъ ты видишь, что это дѣло не мною совершено, но Христомъ, Богомъ моимъ, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоихъ боговъ, то приготовь другой костеръ, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоихъ боговъ положить на ней одного изъ твоихъ солдатъ, тогда ты увидишь безсиліе своихъ боговъ и познаешь все могущество моего Бога».

Услыхавши это, бывшіе здѣсь воины, сказали правителю:

— «Нѣтъ, господинъ, не дѣлай этого съ нами, но поступи такъ со служителями (жрецами) нашихъ боговъ. Сковорода одинаково послушается жреца какъ и Ѳеодора и не опалитъ того, какъ и перваго».

Приказавши немедленно пригласить жреца, военачальникъ спросилъ его:

— «Какъ твое имя?»

— «Діоскоръ, — отвѣчалъ жрецъ, — мое имя».

Затѣмъ военачальникъ спросилъ жреца:

— «Какими волшебными травами намазываются христіане, когда отправляются безбоязненно на огонь и остаются не опаленными тамъ, какъ напримѣръ это было сегодня съ Ѳеодоромъ?»

— «Христіане не волхвы, — отвѣчалъ на это Діоскоръ, — но Христово имя столь сильно, что гдѣ оно съ вѣрою призовется, тамъ разрушаются всякія волшебныя чары и трепещутъ бѣсы».

— «Неужели, — спросилъ военачальникъ, — Христосъ сильнѣе нашего Зевса?» [3]

— «Зевсъ и всѣ остальные боги суть безчувственные и глухіе идолы, — отвѣчалъ Діоскоръ, — и я умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого».

— «Да кто же можетъ сіе сдѣлать, — продолжалъ военачальникъ, — кто осмѣлится класть на костеръ бога?»

— «Прикажи мнѣ, — отвѣчалъ Діоскоръ, — и я это исполню. Если Зевсъ окажетъ мнѣ сопротивленіе, тогда я повѣрю ему, что онъ богъ и можетъ освободить себя изъ огня».

— «Ты дѣйствительно уже не жрецъ послѣ того какъ произносишь такія рѣчи относительно боговъ», — замѣтилъ военачальникъ.

— «Я, — отвѣчалъ Діоскоръ, — пребывалъ подобно тебѣ въ нечестивой вѣрѣ жрецомъ, но нынѣ, видя блаженнаго Ѳеодора непобѣдимымъ отъ возлагаемыхъ тобою на него мученій, видя его не опаляемымъ огнемъ, я позналъ силу Христову и уразумѣлъ безсиліе ложныхъ боговъ, утвердился въ Христовой вѣрѣ и желаю нынѣ подражать Ѳеодору».

— «Если ты такъ говоришь, Діоскоръ, — сказалъ военачальникъ, — то взойди на сковороду, какъ Ѳеодоръ».

Тогда Діоскоръ, припавши къ мученику Христову, сказалъ ему:

— «Рабъ Христа, Бога истиннаго, Ѳеодоръ помолись о мнѣ».

И святый помолился о Діоскорѣ. Когда же Діоскоръ былъ раздѣтъ и положенъ на раскаленной сковородѣ, онъ сильнымъ голосомъ возопилъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе, что Ты сопричисляешь меня къ числу рабовъ Твоихъ. Итакъ пріими же съ миромъ мою душу».

При сихъ словахъ онъ испустилъ духъ свой, въ столь короткое время принявъ вѣнецъ мученическій, подобно тому какъ разбойникъ на крестѣ получилъ рай.

Послѣ кончины блаженнаго Діоскора святый Ѳеодоръ былъ заключенъ въ темницу. Потомъ отсюда его снова вывели для другого мученія: ему связали ноги, и привязали къ дикимъ лошадямъ, которыя влачили мученика по городскимъ улицамъ, причемъ ихъ сильно разгоняли. Погоняемые кони въ одномъ мѣстѣ у городской стѣны упали и разбились, а мученикъ между тѣмъ былъ спасенъ невидимою силою Божіею и, будучи развязанъ, оставался цѣлъ и невредимъ къ всеобщему удивленію. Двое изъ привязывавшихъ святаго къ конямъ воиновъ, Сократъ и Діонисій, при этомъ разсказали всѣмъ о своемъ слѣдующемъ удивительномъ видѣніи: въ то время какъ кони были гонимы, они видѣли сошедшую съ небесъ къ мученику огненную колесницу, которая взяла его и поставила невредимымъ въ мѣстѣ судилища. Разсказывая всѣмъ объ этомъ, воины взывали:

— «Великъ Богъ христіанскій!»

Услыхавъ эти слова, военачальникъ приказалъ заключить въ темницѣ со святымъ Ѳеодоромъ и этихъ воиновъ и приготовлялъ для мученія ихъ пещь, раскаляя ее сильнымъ огнемъ въ теченіе трехъ дней. Затѣмъ онъ ввергнулъ въ эту пещь мученика и обоихъ увѣровавшихъ во Христа воиновъ — Сократа и Діонисія. И немедленно свыше ниспала нѣкая божественная роса, которая оросила мучениковъ и охладила пламень. Святые пребывали посрединѣ пещи, какъ бы въ какомъ прохладномъ мѣстѣ и вели между собою бесѣду. При этомъ святый Ѳеодоръ вспомнилъ о своей блаженной матери, плѣненной иноплеменниками за три года до этого и отведенной вмѣстѣ съ другими плѣнниками въ Эѳіопію [4], и помолился о ней Богу, сказавъ:

— «Господи Іисусе Христе, Боже, творящій чудеса! Покажи мнѣ, какими Самъ Ты знаешь путями, божественною силою Твоею, матерь мою, ибо я желаю ее видѣть. Для Тебя же все возможно. Покажи же мнѣ ее, дабы и прочіе познали величіе твое».

Когда святый молился такими словами, пламень понемногу угасалъ и къ тому же, по молитвамъ мученика, нисшелъ дождь и совершенно охладилъ раскаленную печь, святые же стали готовиться въ ней ко сну, ибо уже была ночь. Затѣмъ ангелъ предста во снѣ святому Ѳеодору и сказалъ ему:

— «Не скорби, Ѳеодоръ, о твоей родительницѣ: ты увидишь ее».

Пробудившись отъ сна, святый разсказалъ сновидѣніе своимъ друзьямъ; и еще въ то время, какъ онъ о томъ разсказывалъ, посрединѣ пещи выступила мать его по имени Филиппія и, увидавши своего любезнаго сына, обрадовалась, съ любовью облобызала его и находившихся съ нимъ воиновъ и сообщила, откуда и какъ она пришла сюда, ведомая невидимою рукою. Въ это время святый мученикъ Ѳеодоръ, воздѣвши руки къ небу, воздалъ подобающее благодареніе Богу.

Утромъ военачальникъ, пробудившись отъ сна, сказалъ своимъ приближеннымъ:

— «Я думаю, что отъ Ѳеодора и вверженныхъ съ нимъ въ печь воиновъ ни осталось ни одной кости».

Въ то время какъ онъ говорилъ это, одинъ изъ сторожей, охранявшихъ пещь, пришелъ къ военачальнику съ извѣстіемъ, что мученики, брошенные въ пещь, живы и что еще съ вечера погасъ весь огонь, потушенный пролившимся свыше дождемъ; затѣмъ сказалъ, что внезапно появившаяся изъ плѣна мать Ѳеодора сидитъ въ печи какъ въ чертогѣ, бесѣдуя о Богѣ христіанскомъ съ сыномъ своимъ и съ воинами. Услыхавши это, военачальникъ пришелъ въ страхъ и ужасъ, самъ подошелъ къ печи и позвавши блаженную Филиппію, спросилъ ее:

— «Ты ли мать Ѳеодора?»

— «Да я», — отвѣчала она.

Тогда военачальникъ сказалъ:

— «Увѣщавай твоего сына, дабы онъ поклонился богамъ, чтобы онъ не погибъ и не сдѣлалъ тебя бездѣтной».

— «Мой сынъ, — отвѣчала она, — какъ я получила о немъ извѣщеніе отъ Господа моего раньше его зачатія, будетъ распятъ тобою и принесетъ Богу жертву хвалы».

— «Такъ какъ ты сама назначила своему сыну крестную смерть, — сказалъ военачальникъ, — то пусть такъ и будетъ».

Потомъ военачальникъ приказалъ немедленно распять святаго Ѳеодора, а святой Филиппіи отсѣчь мечемъ голову; двухъ же воиновъ, Сократа и Діонисія, усѣчь мечами.

Такимъ образомъ святые мученики получили свои вѣнцы. Святый же Ѳеодоръ въ теченіе трехъ дней живымъ висѣлъ на крестѣ, а затѣмъ также отошелъ ко Господу [5]. Тогда нѣкоторые изъ благочестивыхъ, взявши тѣлеса святыхъ, обвили ихъ дорогими полотнами и, помазавъ ихъ ароматами, съ честію положили ихъ въ особомъ приготовленномъ для сего мѣстѣ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Антонинъ Пій — былъ императоромъ съ 138 г. по 161 г.
[2] Памфилія — узкая береговая страна на югѣ Малой Азіи, ставшая въ 78 г. до Р. Хр. римскою провинціею.
[3] Зевсъ — главный богъ древне-греческой религіи, считавшійся властителемъ неба и земли.
[4] Эѳіопія или Нубія — область въ Африкѣ, лежавшая къ югу отъ Египта.
[5] Кончина святыхъ мучениковъ послѣдовала въ полов. II-го вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 314-318.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0