Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать первый.

Страданіе святаго священномученика Іаннуарія.

Когда же онъ вышелъ изъ пещи, то всѣ замѣтили, что огонь не коснулся даже и одежды его, и весьма удивлялись этому. Военачальникъ же, полагая, что христіанскій епископъ вышелъ невредимымъ изъ огня, будучи охраняемъ какой то волшебной силой, исполнился сильнѣйшаго гнѣва на святаго и приказалъ растянуть его на мучительскомъ станкѣ столь крѣпко, что даже члены тѣла его отдѣлялись отъ своихъ суставовъ, и затѣмъ приказалъ святаго бить безъ милости до тѣхъ поръ, пока не истерзалось все тѣло его и не были видны обнаженныя кости его, земля же около него обагрилась кровію.

На сіе страшное зрѣлище пришли два клирика — діаконъ Фестъ и чтецъ Дизидерій, которые, стоя въ толпѣ народа, съ благоговѣніемъ взирали на страданія своего епископа. А такъ какъ они, то радовались въ душѣ по поводу обнаруживаемаго мученикомъ терпѣнія, то плакали по поводу причиняемыхъ ему жестокихъ страданій, то язычники по этимъ признакамъ догадались, что они были христіанами. Тогда нечестивые схватили ихъ обоихъ и, связавши, вмѣстѣ со святымъ мученикомъ епископомъ Іаннуаріемъ, повели вслѣдъ за военачальникомъ въ городъ Путеолы [3], гдѣ бросили ихъ въ темницу.

Въ этой же темницѣ находились заключенные сюда за исповѣданіе Христа Проклъ и Соссій — діаконы гóрода Путеолы и два мірянина Евтихій и Акутіонъ, осужденные на растерзаніе звѣрей.

Съ наступленіемъ дня они всѣ вмѣстѣ съ епископомъ были выведены на площадь и отданы звѣрямъ. Прославляющійся же среди Своихъ святыхъ Богъ заградилъ уста звѣрямъ, подобно тому, какъ нѣкогда заградилъ уста львамъ во рву, въ который былъ брошенъ Даніилъ (Дан. гл. 6). Ни одинъ изъ звѣрей тѣхъ не прикоснулся къ святымъ мученикамъ, но всѣ, на время измѣнивши свою природную свирѣпость на овечью кротость, подошли къ святому епископу Іаннуарію и припали къ ногамъ его. Это необычайное происшествіе привело въ изумленіе и ужасъ всѣхъ бывшихъ тамъ людей. Между тѣмъ военачальникъ, приписывая и это мнимой волшебной силѣ христіанъ, обдумывалъ какимъ бы способомъ предать смерти святителя Божія и всѣхъ тѣхъ, которые находились съ нимъ.

Въ то время какъ онъ, слѣпотствовавшій духовными очами, размышлялъ объ этомъ, то внезапно лишился и тѣлеснаго зрѣнія и почувствовалъ нужду въ проводникѣ, ощупывая стѣны. Когда же святитель и мученикъ Христовъ Іаннуарій по своему незлобію помолился о своемъ мучителѣ военачальникѣ Тимоѳеѣ, то послѣдній немедленно прозрѣлъ тѣлесно, но не душевно. Народъ, взиравшій на всѣ сіи чудеса, увѣровалъ во Христа въ количествѣ около пяти тысячъ человѣкъ. Прозрѣвшій же по молитвамъ мученика отъ внезапной слѣпоты, неблагодарный и окаменѣлый сердцемъ, военачальникъ, не только не позналъ истины, но пришелъ въ еще большее безуміе и вмѣсто того, чтобы воздать хвалу Христу, Господу нашему, произносилъ на Него хулы; воспылавъ злобою по поводу обращенія ко Христу такого количества людей, онъ приказалъ усѣкнуть мечемъ святыхъ мучениковъ. Такимъ образомъ священномученикъ, святитель Божій Іаннуарій со своими сострадальцами діаконами Фестомъ, Прокломъ и Соссіемъ, съ чтецомъ Дизидеріемъ и съ Евтихіемъ и Акутіономъ — мірянами, воспріялъ вѣнецъ мученическій, будучи убіенъ съ ними мечемъ за стѣнами города Путеола [4].

Тѣла же этихъ святыхъ мучениковъ взяли къ себѣ жители окрестныхъ городовъ, причемъ каждый городъ взялъ по одному мученику, желая имѣть каждый своего ходатая предъ Богомъ. Тѣло священномученика Іаннуарія взяли жители города Неаполя; съ честію принеся его въ свой городъ, они положили его въ своей церкви. Въ то время, когда брали тѣло святаго изъ города Путеола, то, собравши съ земли запекшуюся тамъ же кровь святаго, положили ее въ стеклянный сосудъ и благоговѣйно хранили ее у себя. Когда сосудъ съ этою кровію ставили на голову мученика, то она немедленно растворялась и дѣлалась горячею, какъ будто только что пролитая. Въ Неаполѣ также содѣлывались различныя чудеса по молитвамъ священномученика Іаннуарія. Особенно же тамъ прославлялось слѣдующее чудо.

Нѣкогда гора Везувій [5] извергла въ столь большомъ количествѣ огненную лаву, что страхъ и трепетъ охватилъ жителей не только ближайшихъ, но и отдаленныхъ городовъ. Но когда народъ, придя ко гробу святаго, началъ со слезами взывать къ нему о помощи, то огненная лава немедленно сокрылась въ той горѣ, и не случилось никакого вреда людямъ. Совершилось еще и другое преславное чудо надъ умершимъ отрокомъ.

Одна женщина вдова, по имени Максимилла, имѣла единственнаго сына и, когда онъ умеръ, неутѣшно плакала, о немъ. Придя въ церковь, она замѣтила надъ церковными дверями икону, имѣющую на себѣ изображеніе святаго епископа Іаннуарія; припомнивши о бывшемъ нѣкогда въ Ветхомъ Завѣтѣ чудѣ, именно какъ святый пророкъ Елисей воскресилъ сына Соманитянины (4 Цар. гл. 4), она возложила твердое упованіе на Бога и на угодника Божія и поступила по примѣру Елисея: взявъ икону святаго мученика Іаннуарія, она положила ее на своемъ умершемъ отрокѣ, приложивши глаза къ глазамъ, уста къ устамъ и остальное подобіе изображеннаго тѣла къ тѣлу мертвеца и помолилась со стенаніемъ и горячими слезами, говоря:

— «Угодникъ Божій! Помилуй меня и утиши мою печаль: воскреси единственнаго сына моего».

Когда она молилась такъ, сынъ ея немедленно ожилъ и всталъ здоровымъ. Всѣ собравшіеся на его похороны, увидавши столь преславное чудо, удивились, прославляли и благодарили Бога, творящаго чрезъ святыхъ Своихъ дивныя чудеса и возвеличили похвалами святаго мученика Іаннуарія, какъ своего скораго помощника, святыми молитвами котораго да ниспошлетъ и намъ Господь милости Свои во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Діоклитіанъ управлялъ римскою имперіею съ 284 г. по 305 г., а Максиміанъ Галерій съ 305 г. по 311 г.
[2] Кампанія самая южная изъ областей средней Италіи, расположенная по берегу Тиренскаго моря отъ горы Массика, до рѣки Силара.
[3] Путеолы — приморский городъ въ Кампаніи, недалеко отъ Неаполя.
[4] Кончина святыхъ мучениковъ послѣдовала ок. 305 г.
[5] Везувій — вулканъ въ Италіи близъ города Неаполя. Въ 79 г. по Р. Хр. было первое изверженіе Везувія, засыпавшее городá Геркуланъ, Помпею и Стобію. Съ этого времени изверженія Везувія періодически повторялись, иногда по нѣскольку разъ въ десятилѣтіе. Въ 1906 г., между прочимъ, было довольно сильное изверженіе, разрушившее нѣсколько городовъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 310-313.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0