Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцатый.

Память святаго Анастасія Синаита, патріарха Антіохійскаго.

На тридцать пятомъ году царствованія императора Юстиніана Великаго [1], послѣ кончины антіохійскаго патріарха Домна Младшаго [2], на патріаршій престолъ вступилъ Анастасій по прозванію Синаитъ, потому что онъ былъ взятъ на святительскую каѳедру съ Синайской горы.

Въ это время въ Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестиваго мудрствованія нѣкоторыхъ лицъ относительно Божественной Христовой плоти, именно, — что будто бы во время пребыванія Спасителя среди людей, до вольныхъ страданій Его плоть не испытывала страданій, не подчинялась природнымъ потребностямъ, и будто бы Господь нашъ Іисусъ Христосъ принималъ пищу и питье прежде Своихъ страданій и воскресенія такимъ же образомъ, какъ онъ вкушалъ, являясь Своимъ апостоламъ послѣ воскресенія [3]. Сіе нечестивое мудрствованіе зародилось въ Константинополѣ. Подробно объ этомъ написано въ житіи святаго Евтихія, патріарха константинопольскаго [4].

Къ этому еретическому мудрствованію сначала присоединился и соблазненный еретиками императоръ Юстиніанъ, (но потомъ онъ оставилъ эту ересь), который и хотѣлъ возвести это еретическое ученіе въ догматъ вѣры. Вслѣдствіе этого произошло въ Церкви большое смятеніе, такъ что былъ низложенъ съ патріаршаго престола и святый патріархъ Евтихій, воспротивившійся ереси.

Всѣ колебавшіеся, по незнанію, — принять это ученіе, или нѣтъ, ждали совѣта и указанія отъ патріарха антіохійскаго Анастасія Синаита, такъ какъ святый Анастасій былъ мужъ весьма свѣдущій въ божественномъ Писаніи, стойкій въ исповѣданіи православной вѣры и святой по жизни. Еретики приложили всѣ усилія, чтобы склонить святаго Анастасія на свою сторону, въ надеждѣ, что если онъ склонится къ ихъ ученію, то всѣ православные послѣдуютъ его примѣру. Съ этою цѣлію они обращались за помощію къ царю, но впрочемъ успѣха не имѣли, такъ какъ святый Анастасій письменно обличилъ царя въ его заблужденіи. Онъ посылалъ также свои пастырскія посланія и во всѣ Сирійскія области къ духовенству и мірянамъ, поучая всѣхъ оберегаться отъ означенной ереси. Кромѣ того въ Антіохіи онъ ежедневно поучалъ въ церкви, повторяя это апостольское наставленіе: аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Узнавъ обо всемъ этомъ императоръ Юстиніанъ разгнѣвался на святѣйшаго патріарха Анастасія и восхотѣлъ низвергнуть его съ престола, какъ и константинопольскаго патріарха Евтихія, но вдругъ почувствовалъ приближеніе своей смерти и оставилъ свое намѣреніе. Умирая, царь покаялся въ ереси и написалъ въ завѣщаніи, чтобы святый патріархъ Евтихій былъ возвращенъ изъ заточенія на свою каѳедру. Такимъ образомъ Юстиніанъ умеръ въ раскаяніи и былъ сопричтенъ къ благочестивымъ царямъ; въ Церкви же снова водворился миръ.

По смерти Юстиніана управленіе государствомъ принялъ на себя его племянникъ, Іустинъ Младшій [5]. По наущенію еретиковъ послѣдній низложилъ съ престола Антіохійскаго архіерея Божія Анастасія Синаита, взведя на него несправедливыя обвиненія. Такъ святаго Анастасія обвиняли прежде всего въ томъ, будто бы онъ не берегъ церковныхъ денегъ и тратилъ ихъ понапрасну; затѣмъ, въ томъ, будто онъ злословилъ царя, выразившись о немъ на обращенный къ нему вопросъ: почему онъ не щадитъ церковнаго имущества, такъ: «потому, чтобы послѣдняго не отнялъ всемірный губитель Іустинъ». Находились еще говорившіе, что когда Анастасій былъ возводимъ на антіохійскій престолъ, въ то время Іустинъ, завѣдывавшій у своего дяди Юстиніана царскими палатами, ждалъ отъ Анастасія подарка золотомъ, такъ какъ былъ алчнымъ сребролюбцемъ. Но святый Анастасій не далъ ему ничего, справедливо разсуждая, что нехорошо давать золото за полученіе духовнаго сана, не за золото пріобрѣтаемаго, но подаваемаго благодатію Святаго Духа. Съ того времени Іустинъ сталъ гнѣваться на Анастасія. Когда же онъ по смерти своего дяди принялъ управленіе государствомъ, то сталъ искать обвиненій противъ ни въ чемъ неповиннаго святителя Анастасія и, воспользовавшись ложными обвиненіями, низвергнулъ его съ престола.

Послѣ низверженія Анастасія, на антіохійскій патріаршій престолъ былъ назначенъ противъ его воли игуменъ фаранской лавры Григорій [6], мужъ также преукрашенный благочестіемъ, съ похвалою воспоминаемый въ Лимонарѣ святѣйшаго патріарха іерусалимскаго Софронія [7]. По смерти сего Григорія блаженный Анастасій Синаитъ, послѣ двадцати трехлѣтняго своего пребыванія въ изгнаніи въ царствованіе императора Маврикія [8], снова былъ возвращенъ на антіохійскій патріаршій престолъ [9]. Въ то время папою въ Римѣ былъ святый Григорій Великій, по прозванію Двоесловъ, или Собесѣдникъ [10]. Сей святый пребывалъ въ искреннѣйшемъ духовномъ общеніи съ симъ блаженнымъ Анастасіемъ, находясь съ нимъ въ перепискѣ. Когда святый папа Григорій услыхалъ, что Анастасій возвратился къ своему престолу, то немедленно, сорадуясь его возвращенію, послалъ къ нему посланіе, въ которомъ писалъ ему слѣдующее:

— «Слава на небесахъ Богу, на земли же да будетъ миръ и радость, такъ какъ обширная рѣка, нѣкогда оставившая сухою антіохійскую каменистую почву, нынѣ снова возвратилась въ свое русло и напаяетъ собою омываемыя ею долины».

Въ другомъ письмѣ онъ снова говоритъ:

— «Ты сообщаешь мнѣ, святый отецъ, что если бы было возможно, то ты желалъ бы вести со мною бесѣду безъ бумаги и пера и соболѣзнуешь, что сему препятствуетъ слишкомъ большое разстояніе между востокомъ и западомъ. Но я говорю правду, что и на бумагѣ со мною мысль твоя ведетъ собесѣдованіе — какъ бы безъ бумаги. Изъ словъ твоей бесѣды я вижу твою любовь ко мнѣ и мы, соединенные по благодати всесильнаго Бога союзомъ любви, — не раздѣлены разстояніемъ. Къ чему ты желаешь имѣть позолоченые голубиныя крылья, которыя ты уже имѣешь? Ибо сіи крылья суть любовь къ Богу и ближнему. На сихъ крыльяхъ возлетаетъ святая Церковь, ими она превосходитъ все земное. Если бы ты, святый отецъ, не имѣлъ сихъ крыльевъ, то не прилетѣлъ бы ко мнѣ съ такою любовію въ письмѣ. Итакъ, умоляю тебя, молись о мнѣ немощномъ, дабы твоими молитвами Господь скорѣе освободилъ бы меня отъ столь великихъ, (причиняемыхъ Риму лангобардами [11]), бѣдствій и волненій, и привелъ бы къ пристанищу вѣчнаго покоя. Я съ благодарностію принялъ твои добрыя благопожеланія, которыя ты, человѣкъ Божій, будучи смиренъ духомъ, выражалъ мнѣ и относительно которыхъ ты говоришь: что въ состояніи отдать нищій кромѣ того, что принадлежитъ нищему? Но, если бы ты не содѣлалъ себя нищимъ духомъ, то не были бы столь щедрыми твои благословенія. Всесильный Богъ да защититъ тебя Своимъ покровомъ отъ всякаго зла. И такъ какъ твоя жизнь весьма важна для всѣхъ добрыхъ людей, то, по прошествіи лишь многихъ лѣтъ да переселитъ тебя Всевышній въ вѣчныя обители отечества небеснаго».

Изъ этого посланія святаго Григорія, папы Римскаго, къ блаженному Анастасію патріарху Антіохійскому становится очевидною взаимная о Святомъ Духѣ любовь ихъ обоихъ и вмѣстѣ съ тѣмъ въ этомъ посланіи свидѣтельствуется благочестіе и святость жизни Анастасія.

Блаженный Анастасій, проживши шесть лѣтъ послѣ своего возвращенія на престолъ, преставился ко Господу на четырнадцатомъ году царствованія императора Маврикія.

Послѣ сего святаго Анастасія Синаита на патріаршество вступилъ другой Анастасій, но уже безъ этого наименованія Синаитъ [12]. Послѣдній былъ убитъ іудеями въ царствованіе императора, гонителя христіанъ, Фоки [13] и былъ почитаемъ вѣрующими какъ Христовъ мученикъ.

Слѣдуетъ замѣтить, что было два Анастасія съ наименованіемъ «Синаита». Первый — сей антіохійскій патріархъ, преставившійся въ царствованіе императора Маврикія, а другой, празднуемый нынѣ же, былъ игуменомъ горы Синайской и скончался въ царствованіе императора Ираклія [14], который былъ преемникомъ гонителя Фоки, убившаго Маврикія. Въ тѣ времена были также и другіе преподобные отцы съ именемъ Анастасія, прославившіеся добродѣтельною жизнію, но не Синаиты, какъ сей Анастасій, который, вступивши на престолъ патріаршій въ Антіохіи послѣ Анастасія Синаита, былъ убитъ іудеями. Кромѣ того въ Лимонарѣ въ главахъ 48-й 49-й упоминается авва Анастасій, бывшій въ Іерусалимѣ ключаремъ живоноснаго Гроба и церкви Воскресенія Христа Бога нашего.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Юстиніанъ Великій царствовалъ съ 527 г. по 565 г.
[2] Патріархъ антіохійскій Домнъ II-ой управлялъ патріаршею каѳедрою съ 546 г. по 560 г.
[3] Такихъ мыслей придерживались такъ называемые еретики автартодокеты (отъ греческаго ἀφταρτός — нетлѣнный) — отрасль ереси монофизитовъ.
[4] См. житіе его подъ 6 апрѣля.
[5] Іустинъ II-ой царствовалъ съ 565 по 578 г.
[6] Лавра Фаранская получила свое наименованіе отъ близъ лежащаго селенія Фаранъ. Мѣсто сей обители указано въ житіи преподобнаго Евфимія слѣдующими словами: «пріиде Евфимій въ лавру, нарицаемую Фара, отстоящую въ разстояніи шести миль отъ святаго града». — Григорій I-й управлялъ антіохійскимъ патріархатомъ съ 573-596 г.
[7] Патріархъ іерусалимскій святый Софроній I-й управлялъ патріаршею каѳедрою оъ 634 г. по 644 г. Память его празднуется святою Церковію 11 марта. — Лимонарь (отъ греческаго λειμὼν) — лугъ, цвѣтникъ. Названная такимъ именемъ книга Софронія, патріарха Іерусалимскаго, содержитъ въ себѣ собраніе повѣстей о дѣяніяхъ нѣкоторыхъ пустынножителей, просіявшихъ святостію. Книга эта переведена на славянскій языкъ и была напечатана въ первый разъ въ 1628 г.
[8] Святый Маврикій управлялъ Византіею съ 582 г. по 602 г.
[9] Святый Анастасій Синаитъ въ первый разъ управлялъ патріаршею каѳедрою съ 561 г. по 572 г., а во второй разъ съ 596 г. по 601 г.
[10] Святый Григорій (I-й) Двоесловъ былъ римскимъ папою съ 590 г. по 604 г. Память его совершается Церковію 12-го марта. Мощи его покоятся въ Ватиканскомъ соборѣ апостола Петра въ придѣльномъ храмѣ, посвященномъ его имени. — Изъ сочиненій св. Григорія особенно замѣчательны: «Діалогъ о жизни италійскихъ отцевъ» (за это сочиненіе ему и усвоено наименованіе «Двоеслова») и «Правило пастырское», въ которомъ говорится объ обязанностяхъ пастыря.
[11] Лангобарды — германское племя; въ древнѣйшее время обитали между нижнею Эльбою и Аллеромъ; съ IV в. постепенно начали переходить на юго-востокъ къ Дунаю и въ VI в. овладѣли Панноной. Отсюда въ 568 г. они пошли въ Италію и покорили ее всю въ войнѣ противъ восточныхъ римлянъ, за исключеніемъ Лигуріи, Экзархота, Пентополя, Римскаго Дуката, области Неаполя и обоихъ южныхъ полуострововъ. Изъ покоренныхъ областей средней Италіи было образовано Лангобардское королевство, которое въ 774 г. было покорено Карломъ Великимъ, принявшимъ титулъ короля Лангобардовъ. Позднѣйшіе нѣмецкіе короли и императоры, въ качествѣ владѣтелей Италіи, носили титулъ королей Лангобардскихъ.
[12] Анастасій II-й управлялъ антіохійскимъ патріархатомъ съ 602 г. по 610 г.
[13] Императоръ Фока царствовалъ съ 602 г. по 610 г.
[14] Императоръ Ираклій царствовалъ съ 610 г. по 641 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 302-307.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0