Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцатый.

Память преподобнаго отца нашего Анастасія, игумена Синайской горы.

Святый Анастасій былъ воспитанъ еще съ самой юности своей въ великомъ благочестіи, что видно изъ слѣдующихъ имъ самимъ сказанныхъ словъ:

— «Видѣвшіе Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его тѣлесными очами, тѣмъ не менѣе съ раннихъ лѣтъ, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильнаго Владыку, Создателя вѣковъ и научились исповѣдывать Его, какъ сіяніе славы Отчей. Святое же Его Евангеліе мы выслушиваемъ съ такою любовію, какъ будто видимъ предъ собою Самого, обращающагося къ намъ, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистаго тѣла Его, вѣруемъ, что принимаемъ Самого Христа. А когда видимъ на иконѣ только лишь изображеніе Его, то поклоняемся, припадаемъ и почитаемъ Его, какъ бы видя Его Самого, взирающаго на насъ съ небесъ».

Изъ этихъ словъ преподобнаго Анастасія ясно видно, что онъ съ самаго дѣтства своего наученъ былъ познавать Христа Бога истиннаго, вѣровать въ Него, бояться Его непритворнымъ страхомъ, всѣмъ сердцемъ любить Его и почитать Его приличествующимъ Ему поклоненіемъ.

Достигнувши совершеннолѣтняго возраста, святый Анастасій оставилъ міръ и, взявши по Евангельской заповѣди крестъ (Матѳ. 16, 24), самоотверженно послѣдовалъ за Христомъ. Удалившись въ монастырь, Анастасій принялъ здѣсь монашество. Но желая достигнуть возможно высшихъ подвиговъ добродѣтели и стремясь подражать совершеннымъ въ добродѣтели мужамъ, святый Анастасій отправился въ Іерусалимъ и поселился на Синайской горѣ, гдѣ подвизался вмѣстѣ со многими святыми мужами, преуспѣвавшими въ подвигахъ иноческаго житія.

Въ это время игуменомъ Синайской горы былъ преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ [1]. За свое смиренномудріе онъ получилъ отъ Бога даръ духовнаго разумѣнія и премудрости. Онъ составилъ много душеполезныхъ бесѣдъ, написалъ житія нѣкоторыхъ святыхъ отцовъ и сподобился полученія пресвитерскаго сана.

Послѣ святаго Іоанна Лѣствичника и брата его Георгія, святый Анастасій былъ игуменомъ Синайской горы. Онъ весьма много потрудился въ обличеніи еретиковъ, называвшихся акеѳалами [2], т. е. безглавыми, много писалъ противъ нихъ и, состязуясь съ ними, обличалъ, и посрамлялъ ихъ. Ересь акеѳаловъ зародилась въ Александріи [3] въ правленіе императора Зенона [4]; основателями ея были лица, враждебныя и противившіяся четвертому вселенскому собору святыхъ отцевъ [5], происходившему въ Халкидонѣ [6]. Во время зарожденія сей ереси въ Александріи былъ лжепатріархъ еретикъ Петръ, по прозванію Могосъ [7]. Къ той же ереси акеѳаловъ потомъ присоединился Севиръ, получившій прозваніе «Безглавый», за принадлежность къ ереси безглавыхъ; это тотъ самый Севиръ, который въ правленіе императора Анастасія [8] завладѣлъ престоломъ антіохійскаго патріаршества [9].

Всѣхъ этихъ еретиковъ и поражалъ святый Анастасій, причемъ онъ боролся съ ними не только на горѣ Синайской, но кромѣ того онъ самъ обходилъ Сирію, Аравію и Египетъ, повсюду искореняя и изгоняя сію ересь и утверждая Церковь Христову. Много послуживъ Господу такимъ образомъ, преподобный Анастасій отошелъ ко Господу въ глубокой старости. Кончина его послѣдовала въ царствованіе императора Ираклія [10].

Слѣдуетъ замѣтить, что было два Анастасія съ однимъ и тѣмъ же прозваніемъ «Синаита». Первый — старшій годами и саномъ антіохійскій патріархъ, претерпѣвшій неповинно изгнаніе отъ императора Іустина, а другой — сейчасъ упомянутый, жившій нѣсколько позднѣе того и бывшій игуменомъ Синайской горы.

Примѣчанія:
[1] Святый Іоаннъ Лѣствичникъ, игуменъ Синайской горы, великій подвижникъ благочестія, авторъ сочиненія «Лѣствица», гдѣ начертаны какъ бы ступени восхожденія по пути нравственнаго совершенства. Жилъ святый Іоаннъ въ VI в. — См. житіе его подъ 30 марта.
[2] Акеѳалы  — безголовые (отъ греческаго слова κεφαλὴ — голова), наименованіе, прилагавшееся къ нѣкоторымъ церковнымъ партіямъ какъ напр., къ той, которая на соборѣ Ефесскомъ (третьемъ Вселенскомъ) не хотѣла идти ни за Кирилломъ, ни за Іоанномъ Антіохійскимъ, а также и къ той партіи, которая отдѣлилась отъ патріарха александрійскаго, когда онъ подписалъ энотиконъ, — и къ нѣкоторымъ другимъ.
[3] Александрія — городъ на сѣверѣ Египта, славившійся въ древности своею образованностію и торговлею.
[4] Императоръ Зенонъ царствовалъ съ 474 по 491 г.
[5] Четвертый Вселенскій Соборъ былъ собранъ по распоряженію Императора Маркіана (450-457 г.) въ Халкидонѣ въ 451 г. На этомъ соборѣ былъ окончательно опредѣленъ догматъ объ образѣ соединенія въ лицѣ Господа Іисуса Христа двухъ естествъ.
[6] Городъ Халкидонъ находился въ Виѳиніи (малоазійской области), у Босфорскаго пролива.
[7] Петръ Могосъ или Монгъ — монофизитъ, былъ патріархомъ съ 477 г. по 490 г.
[8] Анастасій (Дикоръ) управлялъ имперіею съ 491 г. по 518 г.
[9] Севиръ — ересеначальникъ, былъ патріархомъ съ 512 г. по 519 г.
[10] Императоръ Ираклій царствовалъ съ 610 г. по 641 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 300-302.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0