Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День девятнадцатый.

Память преподобнаго отца нашего Трифона, патріарха Константинопольскаго.

Византійскій императоръ Романъ [1], тесть императора Константина Багрянороднаго [2], имѣя младшаго сына по имени Ѳеофилакта, котораго онъ обѣщалъ, какъ только тотъ родился, посвятить въ духовный санъ, восхотѣлъ сдѣлать его патріархомъ Константинопольскимъ по случаю смерти тогдашняго патріарха Стефана [3]. Но такъ какъ Ѳеофилактъ былъ еще тогда молодымъ юношей, имѣвшимъ отъ роду всего только шестнадцать лѣтъ и по церковнымъ правиламъ не могъ принять на себя такой санъ, то на время былъ избранъ мѣстоблюстителемъ и правителемъ патріаршаго престола монахъ Трифонъ [4], который долженъ былъ управлять патріаршимъ престоломъ до тѣхъ только поръ, пока сынъ царя, Ѳеофилактъ, не достигнетъ возраста, дававшаго ему нраво на замѣщеніе святительскаго престола.

Быстро возводимый по іерархическимъ степенямъ, монахъ Трифонъ былъ посвященъ во епископа и принялъ патріаршее управленіе, будучи человѣкомъ поистинѣ достойнымъ таковаго сана, такъ какъ проводилъ непорочную жизнь. Управляя патріаршествомъ не много болѣе трехъ лѣхъ онъ при слѣдующихъ обстоятельствахъ былъ отрѣшенъ отъ сего управленія.

Когда Ѳеофилакту исполнилось всего только еще двадцать лѣтъ, императоръ Романъ сталъ добиваться, чтобы Трифонъ уступилъ патріаршій престолъ его сыну. Но блаженный Трифонъ не считалъ возможнымъ уступить молодому и неопытному юношѣ таковой высокій санъ, котораго могъ быть удостоенъ только мужъ совершеннѣйшій и лѣтами, и разумомъ, хорошо знающій божественное Писаніе и вообще способный какъ должно управлять кормиломъ Церкви.

Тогда императоръ Романъ весьма опечалился, не зная, какъ поступить, такъ какъ онъ не имѣлъ ни одного обвиненія на Трифона, по которому можно было бы устранить его съ патріаршаго престола, тѣмъ болѣе, что преподобный Трифонъ былъ человѣкомъ святой, безукоризненной жизни. При такихъ обстоятельствахъ, другъ императора, кессарійскій епископъ Ѳеофанъ, человѣкъ коварный, сказалъ императору:

— «Царь, поручи мнѣ это дѣло и я отлично устрою его согласно твоему царскому желанію».

Царь весьма обрадовался предложенію Ѳеофана и сталъ просить его поскорѣе окончить дѣло, за какое онъ взялся.

Отправившись къ святому Трифону, Ѳеофанъ вступилъ съ нимъ въ бесѣду, лицемѣрно притворяясь преданнымъ ему человѣкомъ. Онъ говорилъ ему слѣдующее:

— «Владыко, императоръ замышляетъ противъ тебя великія козни: онъ съ своими единомышленниками ищетъ повода и предлога, чтобы низложить тебя съ престола патріаршаго. Впрочемъ, несмотря на всѣ свои хлопоты, они едва-ли достигнутъ чего-либо, такъ какъ они выставляютъ противъ тебя такое обвиненіе, въ которомъ ты неповиненъ. Такъ, они говорятъ, что ты будто бы человѣкъ не грамотный и совершенно не умѣешь писать; и посему они считаютъ тебя недостойнымъ патріаршества. Въ виду этого позаботься заблаговременно посрамить ихъ и заградить ихъ уста, дабы они умолкли. Если ты хочешь меня послушать, то поступи такъ. Въ присутствіи всего собора напиши на чистой бумагѣ твое имя и патріаршій титулъ и отошли написанное императору, дабы были посрамлены клеветники твои, говорящіе, что будто-бы ты не умѣешь писать».

Блаженный Трифонъ, будучи незлобивъ, не понялъ коварства Ѳеофанова и полагалъ, что совѣтъ его хорошъ, почему и исполнилъ его. Когда начались засѣданія собора, патріархъ обратился ко всѣмъ со слѣдующею рѣчью:

— «Служители алтаря Божія! Напрасно отыскиваютъ противъ меня обвиненія тѣ, кои желаютъ свергнуть меня съ престола. Я уповаю на Бога моего, что они ничего не найдутъ противъ меня такого, за что меня можно было бы лишить ввѣреннаго мнѣ Богомъ престола, если даже и усиленно будутъ добиваться этого. Между прочимъ они выставили противъ меня то ложное обвиненіе, что будто-бы я неграмотенъ и совершенно не умѣю писать. Вотъ я въ присутствіи всѣхъ васъ пишу эти строки, дабы клеветники мои постыдились и перестали на меня лгать».

Сказавши это, блаженный Трифонъ взялъ чистую бумагу и на глазахъ всѣхъ написалъ на ней слѣдующее:

— «Трифонъ, милостію Божіею архіепископъ Константинополя, Новаго Рима, вселенскій патріархъ».

Полученная затѣмъ бумага была передана императору. Императоръ, по совѣту вышеупомянутаго Ѳеофана, епископа кессарійскаго, приказалъ на ней другой рукой приписать слѣдующія слова:

— «Я уступаю патріаршее мѣсто не по другой какой-либо причинѣ, а единственно лишь потому, что считаю себя недостойнымъ сего сана».

Приписавъ эти слова императоръ приказалъ прочитать сію бумагу въ присутствіи князей, бояръ и всѣхъ должностныхъ лицъ. Затѣмъ при помощи своихъ единомышленниковъ онъ насильственно вывелъ святѣйшаго патріарха Трифона изъ патріаршаго дворца и приказалъ назначить на патріаршій престолъ своего сына Ѳеофилакта. Вслѣдствіе этого въ Церкви начались большія смуты и нестроенія, потому что многіе изъ служителей Церкви продолжали считать патріархомъ Трифона, а не Ѳеофилакта.

Между тѣмъ блаженный Трифонъ, терпѣливо перенесши такое поруганіе надъ собой, удалился въ тотъ монастырь, гдѣ онъ пребывалъ до назначенія на патріаршій престолъ и проживши здѣсь два года и пять мѣсяцевъ, преставился ко Господу [5]. Его честное тѣло было перенесено въ Великую престольную церковь, гдѣ и было положено при гробницѣ патріарховъ.

Послѣ его смерти смуты и нестроенія церковныя прекратились, ибо послѣ преставленія святаго Трифона всѣ согласились съ избраніемъ на патріаршество Ѳеофилакта и присоединились къ общенію съ нимъ [6]. Память же святаго Трифона почтили, славя и благодаря Бога.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Романъ (Лакапенъ) управлялъ Византіею съ 917 г. по 944 г.
[2] Императоръ Константинъ VII Багранородный царствовалъ cъ 912 г. по 959 г.
[3] Святый Стефанъ II былъ Константинопольскимъ патріархомъ съ 925 г. по 928 г.
[4] Святый Трифонъ управлялъ Константинопольскою патріархіею съ 928 г. по 931 г.
[5] Кончина святаго Трифона послѣдовала въ 933 г.
[6] Патріархъ Ѳеофилактъ управлялъ Константинопольскою Церковью съ 933 г. по 956 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 296-299.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0