Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День восемнадцатый.

Страданіе святаго мученика Іоанна Новаго.

Родиной блаженнаго Іоанна былъ городъ Іоаннина [1] находившійся въ греческой области, именовавшейся Эпиромъ [2]. Нѣкогда этотъ городъ былъ мѣстомъ постояннаго пребыванія греческаго царя Пирра [3]. Родители святаго Іоанна были благочестивые христіане. Оставшись послѣ ихъ смерти въ юныхъ лѣтахъ сиротою, Іоаннъ пришелъ въ Константинополь, съ намѣреніемъ трудами рукъ своихъ добывать себѣ здѣсь необходимыя средства къ жизни. Онъ имѣлъ здѣсь такъ же, какъ и прочіе ремесленники и торговцы, мѣсто на общественной площади и такимъ образомъ содержалъ себя своимъ ремесломъ, имѣя достатокъ во всемъ необходимомъ. Богъ споспѣшествовалъ ему во всѣхъ дѣлахъ его, такъ какъ онъ проводилъ добродѣтельную жизнь и строго исполнялъ законъ Божій. Жителями Константинополя онъ былъ прозванъ «Эпиратомъ», такъ какъ былъ родомъ изъ Эпира.

Въ то время Константинополь уже находился подъ властію мусульманъ [4], исповѣдывавшихъ магометанскую вѣру. Многіе и изъ христіанъ, соблазнившись магометанскимъ нечестіемъ, уклонялись въ магометанство; въ особенности же много было ремесленниковъ и купцовъ, ранѣе исповѣдывавшихъ христіанскую вѣру, но потомъ перешедшихъ въ магометанство.

Истинному христіанину, блаженному Іоанну и пришлось жить среди такихъ-то людей. Со всѣхъ сторонъ его сосѣдями по торговлѣ были отвергнувшіеся отъ Христа и присоединившіеся къ магометанству отступники; Іоаннъ часто открыто съ ними препирался, изобличая ихъ отступничество, такъ какъ это былъ юноша разумный, смѣлый въ рѣчахъ, говорившій за истину безъ страха. За все это сосѣди Іоанна стали ненавидѣть его. Они были недовольны также и тѣмъ, что видѣли преуспѣяніе въ торговыхъ дѣлахъ святаго. Такъ какъ Іоаннъ пріобрѣталъ все болѣе и болѣе успѣха въ дѣлахъ торговыхъ, то прочіе торговцы и ремесленники стали ему завидовать и начали замышлять, какое бы возвести на него обвиненіе, дабы погубить его. Блаженный же Іоаннъ, видя замышляемыя противъ него козни, не устрашился ихъ, но еще сильнѣе, всею душею, возжелалъ пострадать за истину Христову.

И вотъ отправившись однажды въ Великую пятницу [5] къ своему духовному отцу, — константинопольскому протопресвитеру, онъ исповѣдалъ ему свои грѣхи, а также сообщилъ ему о враждѣ злобствовавшихъ на него и искавшихъ его погибели сосѣдей, передалъ также и о своемъ желаніи пострадать за Христа и просилъ отъ духовнаго отца своего полезнаго совѣта и утѣшенія. Видя молодые годы святаго, протопресвитеръ не совѣтывалъ ему отдаваться на мученія, сказавъ ему:

— «Чадо, изслѣдуй прежде внимательно, не внушенъ ли тебѣ діаволомъ таковой помыслъ: вѣдь діаволъ многихъ людей возбуждалъ къ мученичеству, намѣреваясь предать ихъ на посрамленіе всему міру, послѣ того какъ они не въ состояніи были перенести мученій и отпадали отъ вѣры».

Святый же Іоаннъ отвѣчалъ ему:

— «Я надѣюсь на Христа моего и твердо вѣрую, что Онъ не отдастъ меня на поруганіе врагамъ моимъ, но укрѣпитъ меня Своею силою, дабы я былъ въ состояніи побѣдить силу вражію».

— «Чадо, — сказалъ на это протопресвитеръ, — въ словѣ Божіемъ сказано: духъ бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 26, 41). То дѣло, на которое ты идешь, требуетъ большого приготовленія, требуетъ непрестаннаго поста и молитвъ; когда ты очистишься подвигами поста и молитвы отъ всякаго грѣха, тогда Богъ Самъ скажетъ тебѣ, какъ поступать тебѣ, ибо Богъ обычно вселяется въ чистыхъ душахъ. Итакъ, возлюбленный, внимай себѣ и иди съ миромъ, а я буду молить Бога, дабы Онъ сохранилъ тебя отъ всѣхъ твоихъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, — отъ людей и бѣсовъ, и далъ бы тебѣ побѣду надъ ними».

Сказавъ это, протопресвитеръ съ миромъ отпустилъ юношу.

На слѣдующій же день утромъ блаженный Іоаннъ снова съ свѣтлымъ лицомъ и радостнымъ духомъ явился къ своему отцу духовному и сказалъ ему:

— «Честный отче! Въ минувшую ночь я видѣлъ себя во снѣ стоящимъ посреди пламени, и не опаляемымъ, но веселящимся и ликующимъ, подобно тремъ отрокамъ въ вавилонской пещи (см. Дан. гл. 3). Итакъ я надѣюсь, что замышляемое мною дѣло съ помощію Всевышняго дойдетъ до благополучнаго окончанія. Я умоляю и тебя, честный отче: подкрѣпи меня своими молитвами!»

Отецъ духовный на это сказалъ ему:

— «Да укрѣпитъ тебя, чадо, Богъ побѣдить адскаго волка, — я разумѣю невидимаго змія, — и да сподобитъ Онъ тебя увѣнчаться мученическимъ вѣнцомъ!»

Укрѣпивъ многими и другими ласковыми рѣчами юношу на его подвигъ, протопресвитеръ отпустилъ его, обѣщая молиться за него Богу.

Когда, блаженный Іоаннъ пришелъ на рынокъ къ своей лавкѣ, то ненавистники его, напередъ составивши планъ его погибели, стали говорить другъ къ другу:

— «Этотъ человѣкъ не тотъ ли самый, который открыто отвергся Христа въ Триккѣ [6]; для чего же онъ здѣсь держитъ себя какъ истинный христіанинъ?»

Услыхавши эти слова, юноша грозно посмотрѣлъ на говорившихъ и спросилъ ихъ:

— «О мнѣ ли вы говорите, или, можетъ быть, о комъ-либо другомъ?»

— «О тебѣ, — отвѣчали они, — а не о комъ другомъ, и развѣ не правду мы говоримъ?»

— «Со мною никогда не было и не будетъ того, — отвѣчалъ святый, — чтобы я отрекся отъ Христа Бога моего, въ Триккѣ ли, въ другомъ ли какомъ-либо мѣстѣ. Я живу и всегда буду жить для Христа, Бога моего, и готовъ всегда умереть за Него».

Придя въ сильную ярость отъ такихъ словъ святаго, враги его быстро устремились къ нему, какъ бы готовые сейчасъ же умертвить его, и тотчасъ же повлекли его къ судилищу. Святый юноша шелъ поспѣшно, сіяя лицемъ своимъ, какъ бы отправляясь на пиръ. Когда святый былъ приведенъ предъ судилище, то враги его явились здѣсь и клеветниками, и свидѣтелями, и судіями святаго. Они обвиняли его единственно въ томъ, что онъ въ ѳессалійскомъ городѣ Триккѣ будто-бы открыто отвергся Христа и принялъ магометанскую вѣру, а пришедши въ Константинополь, снова притворяется христіаниномъ и хулитъ магометанъ. Начиная допросъ, враги святаго прежде всего стали выказывать притворное и лицемѣрное состраданіе къ нему, какъ бы жалѣя его, и стали ласково увѣщавать его отречься отъ Христа. Затѣмъ увидавши, что онъ стоитъ непоколебимо въ христіанской вѣрѣ, они стали устрашать его къ отреченію отъ христіанства угрозами, но не достигнувъ ничего и этимъ путемъ, стали немилосердно бить его, послѣ чего ввергли его въ темницу, намѣреваясь держать его здѣсь до тѣхъ поръ, пока не рѣшатъ, что дѣлать съ нимъ далѣе.

На другой день утромъ, выведя святаго изъ темницы, нечестивые судьи его стали его спрашивать: — не рѣшилъ ли онъ отречься отъ Христа и принять ихъ вѣру. Но увидавъ, что онъ по-прежнему непреклонно исповѣдуетъ христіанство, они снова начали бить его безъ пощады толстыми палками. Святый же, какъ твердый адамантъ, молчаливо претерпѣвалъ наносимые ему побои, какъ будто били не его, а кого-то другого. Онъ только тихо молился Богу, говоря:

— «Я ни за что въ мірѣ не отрекусь отъ своей вѣры; никогда не будетъ со мною того, дабы я сталъ вѣровать по иному, а не такъ, какъ это прилично христіанину; никогда не будетъ того, чтобы я былъ обольщенъ ласками или побѣжденъ мученіями. Дѣлайте со мною, что хотите, дабы скорѣе я перешелъ отъ сей кратковременной жизни къ жизни вѣчной. Какъ Христовъ рабъ, я слѣдую за Христомъ и за Христа умираю, дабы жить съ Нимъ во вѣки».

Неправедные судьи повелѣли снова бросить святаго въ темницу. Мученика теперь уже не вели, но влекли по землѣ, рвали его за волосы, ударяли по щекамъ и попирали ногами. Наконецъ, онъ снова былъ заключенъ въ узы.

На другой день святый былъ снова выведенъ на судъ, но такъ какъ онъ дерзновенно продолжалъ говорить то же самое, что и раньше, то его опять начали бить безъ милости. Въ то время когда его били, мученикъ радостно воспѣвалъ церковную пѣснь: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ... [7] и прочее, ибо тогда были дни Пасхи. Все тѣло святаго было изъязвлено ранами и земля около него обагрилась кровью. Между тѣмъ святый мученикъ какъ бы не своимъ тѣломъ терпѣлъ страданія, но во время мученій, то пѣлъ, то обращался къ своимъ мучителямъ со словами:

— «Бейте, бейте меня, изъ всѣхъ силъ вашихъ, бейте и насколько можете увеличивайте побои; но тѣмъ не менѣе вы никогда не будете въ состояніи отвратить меня отъ Христа моего и содѣлать своимъ единомышленникомъ».

Послѣ сего, устыдившись, мучители снова ввергнули мученика въ темницу и здѣсь мучили его въ продолженіи нѣсколькихъ дней голодомъ и жаждою, потомъ снова вывели его изъ темницы и видя, что онъ, несмотря на всѣ мученія, не измѣняетъ вѣрѣ Христовой, осудили его на сожженіе.

Когда святый, закованный желѣзными цѣпями, былъ веденъ на смерть, яко овча на заколеніе (Ис. 53, 7), то во время пути мучители его били его руками, ударяя по лицу, и оскорбляли его бранными словами; но нѣкоторые изъ бывшихъ здѣсь выражали ему свое соболѣзнованіе и просили его не губить свою юность. Но Христовъ мученикъ шелъ на смерть съ великимъ торжествомъ, какъ бы готовясь получить какія-либо великія почести.

Наконецъ святый Іоаннъ дошелъ до мѣста, гдѣ былъ разложенъ мучителями большой костеръ. Святый, не дожидаясь, пока его бросятъ на костеръ, мужественно самъ вошелъ на него и сталъ въ самое пламя. Тогда мучители, ухвативъ конецъ цѣпи, которою былъ скованъ святый Іоаннъ, вытащили его изъ пламени. Святый же мученикъ сказалъ мучителямъ:

— «Зачѣмъ вы не даете мнѣ сгорѣть въ пламени? Зачѣмъ препятствуете тому, чтобы я сталъ благоугодною для Христа жертвою?»

Тогда судьи, хотя и знали, что смерть путемъ сожженія огнемъ весьма мучительна, но такъ святый самъ сильно желалъ такой смерти, то перемѣнили свое рѣшеніе и осудили святаго на смерть не черезъ сожженіе, а черезъ усѣкновеніе мечемъ. Они приказали палачу отсѣчь голову непобѣдимому юношѣ, а затѣмъ бросить отрубленную голову вмѣстѣ съ туловищемъ въ костеръ. Такимъ образомъ святый новый мученикъ Христовъ Іоаннъ-Эпирота воспріялъ въ восемнадцатый день мѣсяца апрѣля [8] вѣнецъ мученическій.

Несмотря на то, что тѣло святаго было сожжено на кострѣ, вѣрующіе нашли нѣкоторыя части его костей, уцѣлѣвшія отъ огня; взявши ихъ, они съ благоговѣніемъ хранили ихъ у себя, прославляя Христа Бога нашего, восхваляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Городъ Іоаннина или Янина находился въ Эпирѣ, между Триккою Ѳессалоникійскою и Амвракіею эпирскою, къ югу.
[2] Эпиръ — восточная часть сѣверной Греціи, простиравшаяся отъ Акрокеруанскихъ горъ до Амброкійокаго залива Іонійскаго моря.
[3] Пирръ — царь Эпира съ 295 г. по 272 г. до Р. Хр. Этотъ царь извѣстенъ своими войнами противъ Рима и Спарты.
[4] Константинополь былъ взятъ мусульманами въ 1453 г.
[5] Это было въ 1500 г.
[6] Трикка — городъ въ Ѳессаліи — области на сѣверо-востокѣ Греціи.
[7] Тропарь святой Пасхи.
[8] Кончина святаго мученика послѣдовала въ 1526 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 284-289.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0