Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День семнадцатый.

Житіе во святыхъ отца нашего Акакія, епископа Мелитинскаго.

Святый угодникъ Божій Акакій былъ уроженецъ армянскаго города Мелитины [1] и происходилъ отъ благочестивыхъ и богобоязненныхъ родителей, которые, не имѣя дѣтей, молитвою и постомъ испросили себѣ у Бога сей благословенный плодъ. Воспитавъ сына въ ученіи книжномъ, родители отвели его къ епископу того города и отдали на служеніе Богу, ибо такъ обѣщали, когда просили у Бога себѣ дитя.

Епископомъ города Мелитины тогда былъ блаженный Отрій. Это былъ тотъ самый Отрій, который на второмъ Вселенскомъ Соборѣ святыхъ отцовъ, собранномъ въ царствованіе Ѳеодосія Великаго [2] противъ духоборца Македонія [3], изъ числа ста пятидесяти отцовъ былъ особенно твердымъ поборникомъ благочестія. Вмѣстѣ со святымъ Григоріемъ Богословомъ [4] и съ другими ревнителями и защитниками православія, онъ крѣпко защищалъ его и ратовалъ противъ ереси. Такому то благочестивому мужу, святому Отрію, и былъ порученъ родителями блаженный отрокъ Акакій.

Святый епископъ Отрій, провидя въ отрокѣ божественную благодать, поставилъ его въ церковные клирики. Акакій же возросталъ отъ силы въ силу, преуспѣвая въ добродѣтеляхъ, ревностно исполняя церковныя труды, совершенствуясь въ добродѣтели и святости, стараясь быть каждому полезнымъ. У него учился наукамъ и преподобный Евѳимій Великій [5], будучи отрокомъ. Но святый Адакій былъ учителемъ не дѣтей только, но и взрослыхъ, назидая всѣхъ, и словомъ, и примѣромъ своей добродѣтельной жизни, особенно когда достигъ священническаго сана и обязанъ былъ пещись о спасеніи, порученныхъ ему, душъ человѣческихъ. Какъ избранный сосудъ Святаго Духа, онъ былъ въ свое время возведенъ въ архіерейскій санъ, какъ вполнѣ этого достойный. Когда святый Отрій, епископъ Мелитинскій, перешелъ изъ сей жизни ко Господу, то вмѣсто него всѣми единогласно былъ избранъ блаженный Акакій и по чину возведенъ на святительскій престолъ, какъ горящая свѣча, поставленная въ золотомъ подсвѣчникѣ для просвѣщенія всей вселенной (ср. Матѳ. 5, 15-16). Епископъ сей такъ угодилъ Богу и былъ столь великъ по своей святости, что сподобился дара чудотвореній. Мы разскажемъ здѣсь въ краткихъ словахъ нѣкоторыя изъ многихъ чудесъ его.

Однажды случилась великая засуха, вслѣдствіе чего ожидался сильный голодъ. Весь народъ былъ въ большой скорби. Святитель Христовъ вмѣстѣ съ голодающимъ народомъ пошелъ къ церкви святаго великомученика Евстафія, находившейся за городомъ, и тамъ умолялъ Христова мученика, вмѣстѣ съ ними помолиться Господу и испросить у Него дождь для насыщенія изсохшей земли. Потомъ онъ поставилъ неподалеку отъ церкви на возвышенномъ и открытомъ мѣстѣ жертвенникъ и Божественный престолъ, и началъ здѣсь совершать безкровную жертву, со слезами молясь Господу. При семъ преподобный не растворилъ въ святой чашѣ вино водою, какъ обыкновенно это совершается, но устремивъ свой умъ къ Богу, усердно молился, дабы Самъ Богъ послалъ воду свыше и сею дождевою водой растворилъ въ чашѣ вино, а вмѣстѣ съ тѣмъ напоилъ бы и изсохшую землю. И молитва святаго такъ была сильна и дѣйственна, что тотчасъ пошелъ сильный дождь, который не только растворилъ въ чашѣ вино, но достаточно напиталъ и землю. Печаль всѣхъ людей, бывшихъ тамъ, превратилась въ радость, и всѣ прославляли и благодарили Бога. Въ этотъ годъ былъ обильный урожай плодовъ, по молитвамъ угодника Божія Акакія.

Въ той же странѣ была одна многоводная рѣка, весьма часто выходившая изъ своихъ береговъ и затоплявшая окрестныя селенія. Однажды эта рѣка такъ необычно разлилась, что даже большія зданія, бывшія невдалекѣ отъ нея, были совершенно затоплены ею, а нѣкоторыя даже были разрушены; часъ отъ часу разливаясь все болѣе и болѣе, рѣка эта угрожала затопить множество окрестныхъ жилищъ. Тогда святитель Христовъ Акакій, видя, что люди весьма страдаютъ отъ сего наводненія, подошелъ къ рѣкѣ и сотворивъ молитву къ Богу, положилъ не далеко отъ берега камень, причемъ запретилъ рѣкѣ переходить положенный имъ предѣлъ. Тотчасъ же вода вошла въ свои берега; несмотря на то, что воды въ ней значительно прибыло, такъ какъ русло ея сдѣлалось уже, рѣка эта не выступала изъ береговъ далѣе того камня, которымъ, какъ бы какимъ препятствіемъ, святитель заключилъ рѣку въ ея берегахъ.

Въ восемнадцати стадіяхъ [6] отъ упомянутаго города было одно мѣсто, принадлежавшее грекамъ и называвшееся Міасина, — весьма красивое и ровное. Среди этого мѣста тянулась большая равнина, черезъ которую по направленію къ востоку протекала быстрая и чистая рѣка, называвшаяся Азоръ или Азуръ; эта рѣка протекала черезъ нѣсколько озеръ. На самомъ же красивомъ и высокомъ мѣстѣ тамъ находилось идольское капище, окруженное садомъ изъ плодовыхъ деревьевъ, орошаемомъ водами одного изъ озеръ рѣки Азура. Это мѣсто было осквернено бѣсовскими мерзостями, такъ какъ здѣсь часто собирались греки, покланявшіеся идоламъ, и приносили своимъ богамъ нечестивыя жертвы.

Святый Акакій, возревновавъ о Христѣ, захотѣлъ очистить это мѣсто и освятить для прославленія на немъ Истиннаго Бога. Для этого дѣла ему пришлось весьма много потрудиться, ибо языческіе жрецы сильно противились его намѣренію, не отдавая своего идоложертвеннаго мѣста. И когда святый сталъ строить тамъ церковь, во имя Пресвятой Богородицы, то тѣ злые люди всячески препятствовали ему въ этомъ: то, что выстроено было вѣрующими за день, ночью нечестивыми идолопоклонниками было разрушаемо. Но святый угодникъ Христовъ Акакій, вооружившись противъ нихъ молитвою, побѣдилъ враговъ своихъ. Онъ, съ Божіею помощью, разрушилъ идольское капище и построилъ храмъ въ честь Божіей Матери. Освятивъ сей храмъ, онъ сдѣлалъ обиталищемъ святыхъ Ангеловъ то мѣсто, которое прежде служило жилищемъ бѣсовъ, и устроилъ обитель при храмѣ Пресвятыя Богородицы для житія добродѣтельныхъ иноковъ. Такимъ образомъ, тамъ, гдѣ прежде совершались кровавыя нечестивыя жертвы діаволу, теперь стала приноситься безкровная чистая жертва Истинному Богу и каждодневныя славословія и молитвы. По благодати Пречистой Богоматери и по молитвамъ чудотворца Акакія на этомъ мѣстѣ совершались чудеса, видя которыя греки оставляли свое нечестіе и обращались къ вѣрѣ во Христа Бога. Вспомнимъ одно изъ бывшихъ тамъ преславныхъ чудесъ.

Случилось, что строители упомянутой церкви, по нерадѣнію своему, не прочно устроили церковный сводъ, и когда святитель Христовъ Акакій совершалъ въ алтарѣ Божественную службу, сводъ этотъ наклонился во внутрь церкви и уже былъ готовъ упасть туда. Видя это, весь, бывшій въ церкви, народъ въ безпорядкѣ началъ выходить изъ храма; святитель же воззвалъ:

— «Господь — Защититель живота моего, отъ кого устрашуся?!» (Псал. 26, 1). И тотчасъ было удержано паденіе свода церковнаго, и онъ, по молитвѣ святаго, какъ бы повисъ въ воздухѣ, поддерживаемый молитвою святаго какъ бы какимъ твердымъ основаніемъ. И такъ было до тѣхъ поръ, пока святитель совершилъ всю службу и вышелъ со своимъ клиромъ изъ церкви. Лишь только онъ вышелъ оттуда, сводъ, съ великимъ грохотомъ упалъ на землю, не причинивъ никому вреда.

Однажды въ другомъ храмѣ, въ селеніи, называемомъ Самурія, тотъ же добрый пастырь словесныхъ овецъ предлагалъ духовную пищу своему стаду, проповѣдуя слово Божіе. Во время его бесѣды съ народомъ, множество, бывшихъ тамъ, ласточекъ своимъ громкимъ крикомъ заглушали голосъ святаго и мѣшали народу слышать слова его, такъ что иногда почти совсѣмъ не было слышно словъ, исходившихъ изъ богоглаголивыхъ устъ епископа. Тогда остановившись на короткое время среди бесѣды къ людямъ, святый обратился къ ласточкамъ и повелѣлъ всѣмъ имъ именемъ Создателя умолкнуть и прекратить свой крикъ. И тотчасъ ласточки умолкли, будучи не въ состояніи произнести ни одного звука, и совершенно улетѣли оттуда, оставивъ свои гнѣзда. Съ того времени ласточки не вили тамъ гнѣздъ, и если какая-либо изъ нихъ случайно прилетала къ тому храму, то не могла здѣсь щебетать, но какъ нѣмая, немного полетавши около храма, улетала оттуда, какъ-бы кѣмъ гонимая.

Неподалеку отъ города у святаго Акакія былъ домъ, въ которомъ онъ жилъ еще до принятія епископскаго сана. Когда же онъ встулилъ на святительскій престолъ, то обратилъ домъ свой въ больницу и убѣжище для нищихъ и убогихъ. Святитель часто навѣщалъ свою больницу, принося больнымъ необходимое и самъ прислуживая имъ.

Однажды, придя къ больнымъ во время жатвы, онъ спросилъ ихъ, всѣмъ-ли они довольны и нѣтъ-ли у нихъ въ чемъ-нибудь недостатка. Они отвѣтили, что у нихъ всего въ изобиліи, и что только одно ихъ мучаетъ, это — множество мухъ, которыя причиняютъ имъ большія страданія, садясь на ихъ язвы и струпья и больно кусая ихъ тѣла. Святый тотчасъ помолился Богу, прогналъ оттуда молитвою мухъ, и повелѣлъ мухамъ, не являться туда болѣе никогда. И такъ было до самой кончины угодника Божія: съ того времени въ томъ дому не видно было ни одной мухи. Таково чудо, которое сей дивный мужъ сотворилъ по благодати Божіей.

Подобнымъ же образомъ онъ повелѣлъ жабамъ, сильно кричавшимъ въ озерѣ и раздражавшимъ слухъ больныхъ умолкнуть. Спустя же немного времени онъ помиловалъ жабъ и снова разрѣшилъ ихъ отъ молчанія, но только не всецѣло. Ибо онъ дозволилъ имъ издавать свой крикъ тихо, а не такъ громко, какъ они кричали раньше. — Въ безводномъ мѣстѣ святитель извелъ изъ сухого камня источникъ студеной воды и напоилъ жаждущихъ; многими и иными чудесными дѣйствіями удивилъ міръ сей великій чудотворецъ.

Святый Акакій присутствовалъ на третьемъ Вселенскомъ Соборѣ, бывшемъ въ городѣ Ефесѣ въ царствованіе императора Ѳеодосія Младшаго [7]. Тамъ вмѣстѣ со святымъ Кирилломъ, патріархомъ Александрійскимъ и съ другими святыми отцами, Акакій низложилъ нечестиваго Несторія, патріарха Цареградскаго [8], хулителя Пречистыя Дѣвы Богородицы, и предалъ его анаѳемѣ. Святый Акакій былъ любимъ и восхваляемъ всѣми святыми отцами и пользовался уваженіемъ самого императора.

Мудро управляя Церковію Христовою долгое время и сотворивъ множество чудесъ, святый Акакій мирно отошелъ ко Господу. Честное тѣло его было погребено рядомъ съ тѣломъ святаго мученика Поліевкта [9]. Съ нимъ онъ предстоитъ нынѣ Господу и съ ликомъ прочихъ святыхъ прославляетъ Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, всею тварью славимаго вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Городъ Мелитина находился въ сѣверной части Малой Арменіи.
[2] Ѳеодосій I-й Великій — римскій императоръ, царствовалъ съ 379 г. по 395 г.
[3] Еретикъ Македоній, имѣвшій до соборнаго низложенія санъ константинопольскаго епископа, нечестиво училъ о неравенствѣ третьяго Лица Святыя Троицы первымъ двумъ, признавая Духа Святаго за твореніе Бога Отца. Ересь Македонія была осуждена на второмъ Вселенскомъ Соборѣ, бывшемъ въ 381 г. въ Константинополѣ.
[4] Святый Григорій Богословъ — знаменитѣйшій отецъ и учитель Церкви IV в., жившій съ 328 г. по 390 г. Имъ написаны: 243 письма, 507 стихотвореній (бесѣдъ въ стихотворной формѣ) и 45 рѣчей, изъ которыхъ особенно замѣчательны пять словъ о богословіи, направленныя противъ лжеученія аріанъ. Память его 25 января.
[5] Преподобный Евѳимій Великій жилъ съ 376 г. по 477 г. и подвизался въ трудахъ поста и покаянія въ Палестинѣ (сначала около Іерусалима, а потомъ въ пустынѣ Зифъ, находившейся на берегу Мертваго моря). Память его празднуется святою Церковію 20 января.
[6] Стадія — мѣра длины, равнявшаяся приблизительно 88 нащимъ саженямъ.
[7] Ѳеодосій II Младшій — римскій императоръ, царствовалъ съ 408 г. по 450 г. Третій Вселенскій Соборъ былъ созванъ при немъ въ 431 г.
[8] Несторій несправедливо училъ о соединеніи въ Іисусѣ Христѣ двухъ естествъ — божескаго и человѣческаго. Онъ говорилъ, что Іисусъ Христосъ родился отъ Дѣвы Маріи какъ простой человѣкъ, слѣдовательно, съ однимъ человѣческимъ естествомъ; божеское же естество будто-бы вселилось въ Него только впослѣдствіи и по врененамъ оставляло Его.
[9] Святый мученикъ Поліевктъ пострадалъ въ 259 г. при римскомъ императорѣ Валеріанѣ (268-259 г.), бывъ усѣченъ мечемъ въ томъ же городѣ Мелитинѣ. Память его празднуется 9 января.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 250-255.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0