Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День семнадцатый.

Страданіе святаго священномученика Симеона, епископа Персидскаго.

Когда въ Персіи [1] сильно умножилось число христіанъ и они имѣли свои церкви, епископовъ, священниковъ и діаконовъ [2], языческіе волхвы, видя это, пришли въ большую ярость и гнѣвъ на христіанъ. Эти волхвы, ведя свое происхожденіе отъ древнѣйшихъ волхвовъ, были защитниками и охранителями нечестиваго персидскаго лжевѣрія. Вмѣстѣ съ ними возстали на христіанъ и іудеи, всегдашніе враги христіанства. Сговорившись съ волхвами, они научили персидскаго царя Сапора [3] воздвигнуть гоненіе на христіанъ [4]. А еще раньше этого они оклеветали предъ нимъ святаго Симеона, который былъ епископомъ города Селевкіи-Ктезифона [5], сказавъ, что этотъ христіанскій епископъ враждебенъ персидскому царству и дружитъ съ греческимъ царемъ, которому онъ будто бы доносилъ обо всемъ, совершавшемся въ Персіи.

Тогда царь Сапоръ, прежде всего, наложилъ на христіанъ большую и очень тяжелую подать и приказалъ строгимъ мужамъ наблюдать за уплатою подати. Потомъ онъ сталъ открыто умерщвлять священниковъ и служителей Божіихъ, сталъ грабить церковныя имущества и разорять самыя церкви, срывая ихъ до основанія; епископа же Симеона, какъ мнимаго врага персидскаго царства и противника нечестиваго суевѣрія персидскаго, онъ повелѣлъ схватить и привести къ себѣ на судъ.

Согласно царскому распоряженію къ царю былъ приведенъ святый Симеонъ съ двумя священниками, Авделаемъ и Ананіемъ. Епископъ взятый воинами и скованный желѣзными узами не только не устрашился гнѣва царя, но даже и не поклонился ему. Поэтому царь, весьма разгнѣвавшись, спросилъ святаго:

— «Почему ты не кланяешься мнѣ, какъ прежде кланялся?»

Святый отвѣчалъ:

— «Раньше меня не приводили къ тебѣ такъ, какъ я приведенъ теперь, — и я преклонялся предъ тобою, воздавая достойную честь твоему сану. Теперь же, когда я приведенъ, чтобы отречься отъ моего Бога и отступить отъ своей вѣры, мнѣ не подобаетъ кланяться тебѣ, врагу моего Бога».

Царь сталъ его убѣждать поклониться солнцу [6] и обѣщалъ ему за это многія подарки и почести, угрожая въ противномъ случаѣ истребить совершенно христіанство въ своемъ царствѣ. Когда же царь увидалъ, что святый мужествененъ и ни ласками, ни угрозами не склоняется къ его нечестію, то повелѣлъ посадить его въ темницу.

Въ то время, когда святаго вели изъ царскихъ палатъ въ темницу, его увидалъ евнухъ [7] Усѳазанъ [8], уже преклонный лѣтами, воспитавшій царя Сапора отъ дней дѣтства его и пользовавшійся отъ всѣхъ большихъ почетомъ, такъ какъ былъ самымъ близкимъ человѣкомъ къ царю. Этотъ евнухъ сидѣлъ тогда около царскихъ палатъ и, увидавъ, что выводятъ святаго Симеона епископа, тотчасъ всталъ съ своего мѣста и низко поклонился архіерею Божію. Но святый Симеонъ отвернулъ отъ него свое лицо и громко укорялъ его за отступничество, ибо онъ сначала былъ христіаниномъ, а потомъ поклонился солнцу изъ страха предъ царемъ. Усѳазанъ послѣ этого началъ сильно сокрушаться, сталъ плакать и рыдать, снялъ съ себя драгоцѣнныя одежды, облекся въ простую и грубую одежду и, сидя у дверей царскаго дворца, со слезами говорилъ себѣ:

— «Горе мнѣ окаянному! какъ я предстану предъ Богомъ моимъ, отъ Котораго я отрекся? Вотъ Симеонъ, и тотъ отвернулъ отъ меня свое лице за мое отступничество; какъ же посмотритъ на меня Создатель мой?»

Говоря такъ, онъ неутѣшно рыдалъ. Узнавъ объ этотъ, царь Сапоръ тотчасъ призвалъ его къ себѣ и, увидавъ, что онъ плачетъ, спросилъ его:

— «Какая причина твоей печали? Что такое скорбное произошло съ тобою въ царскомъ дворцѣ?»

Усѳазанъ отвѣчалъ:

— «Нѣтъ, со мной ничего не произошло худого или печальнаго въ твоемъ дворцѣ, хотя я и желалъ бы перенести всѣ несчастія міра, печали и бѣды, нежели одно то, о чемъ теперь я сокрушаюсь сердцемъ и плачу, — именно, что доселѣ живу на землѣ: я такъ старъ годами и давно уже мнѣ должно бы умереть, а я еще смотрю на солнце, которому покланяюсь какъ богу. Лучше бы я умеръ, нежели отступилъ отъ Бога, Создателя всей твари, поклонившись созданію вмѣсто Творца. Но это содѣлалъ я не по искреннему своему желанію, а лицемѣрно, желая быть угоднымъ тебѣ, а посему я достоинъ смертной казни по двумъ причинамъ: во-первыхъ, я отрекся отъ Христа, Бога моего, а во-вторыхъ, оказался невѣрнымъ въ старости моей тебѣ. Но, клянусь Богомъ, Создателемъ неба и земли, что я уже болѣе не сдѣлаю такого грѣха. Не прогнѣваю болѣе Господа и Бога моего Іисуса Христа, Безсмертнаго Царя, ради царя смертнаго; не преклоню уже болѣе колѣнъ моихъ предъ солнцемъ, созданіемъ Божіимъ, но буду покланяться Самому Создателю съ нынѣшняго дня до конца».

Выслушавъ Усѳазана, царь Сапоръ весьма удивился такой неожиданной перемѣнѣ въ немъ и началъ еще болѣе гнѣваться на христіанъ, думая, что они какимъ-либо волшебствомъ обольстили Усѳазана. Жалѣя же старца, онъ сталъ просить его, какъ отца, чтобы онъ не дѣлалъ ихъ богамъ такого униженія, себѣ безчестія и царскому дому печали, и увѣщевалъ его къ этому то ласками, то угрозами. Но Усѳазанъ отвѣчалъ царю:

— «Довольно съ меня и того безразсудства, которое я допустилъ ранѣе; теперь же не буду дѣлать такъ, не буду почитать творенія вмѣсто Творца».

Послѣ долгихъ и разнообразныхъ увѣщаній царь, видя, что Усѳазанъ непреклоненъ, осудилъ его на усѣченіе мечемъ.

Ведо́мый на смертную казнь, блаженный Усѳазанъ подозвалъ къ себѣ одного своего вѣрнаго друга, евнуха и царскаго кубикуларія [9], и просилъ его, чтобы онъ пошелъ къ царю и передалъ ему послѣднія слова его. Онъ сказалъ такъ:

— «Царь, — такъ говоритъ Усѳазанъ, — вспомни мою службу, вспомни, какъ отъ дней моей юности я служилъ сначала отцу твоему, а потомъ тебѣ до послѣдняго времени со всякимъ усердіемъ. Для подтвержденія этого не надобно свидѣтелей, потому что ты самъ хорошо знаешь это. За всю эту службу я прошу у тебя одну награду: сдѣлай извѣстнымъ всѣмъ, за что́ я умираю. Повели глашатаю громогласно возгласить объ этомъ, дабы всѣ князья, знатные люди и весь народъ знали, что не за какое-либо преступленіе и вину предъ царемъ умираетъ Усѳазанъ, но что онъ умираетъ за то, что онъ христіанинъ и не захотѣлъ отречься отъ своего Бога».

Когда была передана эта просьба царю Сапору, онъ согласился исполнить ее, такъ какъ надѣялся привести въ большой страхъ всѣхъ христіанъ, если они услышатъ, что и старца Усѳазана, честнаго и кроткаго мужа, царскаго воспитателя, царь не пощадилъ, но за исповѣданіе имени Христова безъ милосердія предалъ смерти. Святый же Усѳазанъ думалъ иначе: онъ думалъ, что христіане, коихъ онъ устрашилъ и опечалилъ своимъ отступничествомъ отъ христіанства, узнавъ объ его обращеніи и мученической смерти за Христа, возрадуются и укрѣпятся къ твердому перенесенію подобныхъ же страданій.

Такимъ образомъ святый мученикъ былъ усѣченъ во главу, при громкомъ восклицаніи глашатая, что Усѳазанъ пошелъ на казнь не за какую другую вину, кромѣ той, что онъ исповѣдуетъ Христа.

О таковой кончинѣ Усѳазана узналъ святый епископъ Симеонъ, пребывавшій въ темницѣ съ священниками и съ прочими христіанами. Они всѣ исполнились неизреченной радости и прославили Бога, обратившаго Усѳазана отъ заблужденія и увѣнчавшаго его мученическимъ вѣнцемъ.

Спустя нѣкоторое время, будучи вторично призванъ къ царю, святый Симеонъ много съ дерзновеніемъ говорилъ предъ нимъ о вѣрѣ христіанской и не хотѣлъ поклониться солнцу, а также преклониться предъ царемъ.

Тогда, разгнѣвавшись, царь повелѣлъ всѣхъ христіанъ, которые содержались въ темницахъ и въ узахъ, вывести на умерщвленіе въ день спасительнаго страданія Господа нашего Іисуса Христа. Всѣхъ выведенныхъ на казнь было числомъ сто человѣкъ, среди которыхъ было много священниковъ, діаконовъ и клириковъ. Всѣ они были осуждены царемъ на усѣченіе мечемъ предъ глазами Симеона, а послѣ всѣхъ долженъ быть умерщвленъ и Симеонъ. Когда вели связанныхъ христіанъ на смерть, старѣйшій изъ волхвовъ громогласно восклицалъ:

— «Если желаетъ кто-либо изъ васъ остаться въ живыхъ, то пусть вмѣстѣ съ царемъ поклонится солнцу, и тотчасъ отпущенъ будетъ на свободу».

Но ни одинъ христіанинъ не отозвался на его зовъ — никто ничего ему не отвѣтилъ, ибо никто не желалъ предпочесть жизнь временную вѣчной, но каждый хотѣлъ съ радостію умереть за Христа Жизнодавца. Святый же епископъ укрѣплялъ всѣхъ къ безбоязненному перенесенію мученій и смерти, наставляя всѣхъ словами Священнаго Писанія и укрѣпляя всѣхъ къ перенесенію страданій надеждою на вѣчную жизнь въ Царствѣ Небесномъ. И всѣ они были усѣчены мечемъ. Потомъ же и святый Симеонъ, пастырь своего словеснаго стада, пославшій предъ собою стадо свое ко Христу, Начальнику пастырей, послѣ всѣхъ и самъ положилъ свою главу подъ мечъ и отошелъ ко Господу[10]. Вмѣстѣ съ нимъ были умерщвлены и оба пресвитера, взятые съ нимъ, Авделай и Ананія, оба состарѣвшіеся лѣтами.

Когда дошла очередь до Ананіи преклонить свою главу подъ мечъ, то онъ началъ бояться и трепетать отъ страха. Стоявшій же около него нѣкій знатный мужъ, по имени Фусикъ, бывшій начальникомь всѣхъ низшихъ служителей во дворцѣ, исповѣдывавшій тайно христіанство, увидавъ, что священникъ Ананія испугался усѣченія мечемъ, воскликнулъ, обратившсь къ нему:

— «Не страшись, старецъ! Закрой глаза твои и будь твердъ, ибо тотчасъ увидишь Божественный свѣтъ».

Лишь только сей мужъ сказалъ это, тотчасъ онъ признанъ былъ христіаниномъ; его схватили и привели къ царю. Онъ же безбоязненно исповѣдалъ себя предъ царемъ христіаниномъ и отрекся отъ нечестивой вѣры персидской.

Слыша его слова, царь пришелъ въ сильный гнѣвъ и повелѣлъ умертвить его, но не чрезъ усѣкновеніе мечемъ, а другимъ какимъ-либо мучительнымъ способомъ. Разрѣзавши его шею назади, вынули оттуда языкъ его, и отрѣзали его, потомъ содрали кожу со всего тѣла святаго; въ такихъ мученіяхъ и былъ умерщвленъ святый.

Въ то же время мучители схватили и его дочь дѣвицу, по имени Аскитрею, и послѣ мучительнаго истязанія умертвили и ее. При этомъ были умерщвлены и многіе другіе исповѣдники вѣры въ Господа Іисуса. Спустя же годъ послѣ сего событія, также въ великій пятокъ, былъ умерщвленъ святый Азатъ скопецъ, любимѣйшій царскій слуга и съ нимъ тысяча святыхъ мучениковъ. Святая Церковь исчисляетъ число замученныхъ за Христа за все это время въ тысячу сто пятьдесятъ человѣкъ. Церковные же историки Созоменъ [11] и Никифоръ Каллистъ [12] въ своихъ сочиненіяхъ повѣствуютъ, что въ это время было умерщвлено безчисленное множество христіанъ, въ самый день страданія Христова и въ день святыя Пасхи. Ибо какъ только вышло повелѣніе нечестиваго царя Сапора, — умертвить всѣхъ христіанъ въ его странѣ, тотчасъ вѣрующіе обоего пола, старые и юные, сами съ поспѣшностью выходили изъ своихъ домовъ и безъ страха отдавали себя на умерщвленіе, съ радостію умирая за своего Господа.

Когда же былъ умерщвленъ святый Азатъ скопецъ, царь весьма сожалѣлъ о немъ, такъ какъ сильно любилъ его, и посему приказалъ прекратить убійства; только предписалъ своимъ волхвамъ отыскивать и предавать мученіямъ учителей и наставниковъ христіанскихъ, епископовъ и пресвитеровъ, а остальныхъ христіанъ повелѣлъ щадить. Мы же, почитая память всѣхъ святыхъ мучениковъ, прославляемъ Подвигоположника и Вѣнцедавца Христа, Спасителя нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Персія (совр. Иранъ) занимаетъ западную часть Иранской возвышенности. Современными границами ея являются: съ запада Турція, съ востока Афганистанъ и Белуджистанъ, съ юга — Индійскій океанъ и съ сѣвера — Закаспійская область. Основателемъ персидской монархіи былъ Киръ, царствовавшій съ 558 г. по 529 г. до Р. Хр., извѣстный своими завоеваніями (онъ завоевалъ почти всю западную Азію).
[2] Это было въ IV в. по Р. Хр.
[3] Сапоръ II, царь персидскій съ 310 г. по 381 г.
[4] Гоненіе на христіанъ было поднято Сапоромъ II-мъ на 32-мъ или 33-мъ году его царствованія, слѣдовательно, въ 343-344 г.
[5] Селевкія-Ктезифонъ — наименованіе персидскаго города, раздѣленнаго рѣкою Тигромъ на двѣ противолежащія части. Городъ этотъ былъ основанъ Селевкомъ I-мъ Никаторомъ, царствовавшимъ съ 353 г. по 281 г. до Р. Хр.
[6] Поклоненіе солнцу было принадлежностью почти всѣхъ языческихъ религій Востока.
[7] Евнухъ — оскопленный слуга, предназначавшійся обыкновенно для службы въ гаремахъ Востока. Поставленные въ возможность дѣйствовать на восточныхъ властителей, и непосредственно, и черезъ любимыхъ ими женъ и наложницъ, евнухи часто пріобрѣтали сильное вліяніе на ходъ государственныхъ дѣлъ.
[8] Языческимъ именемъ Усѳазана было Гугсціатазадъ.
[9] Кубикуларій (отъ латин. cubiculum — спальня) — постельникъ, наблюдатель за царскою спальнею.
[10] Кончина святаго Симеона и другихъ мучениковъ съ нимъ послѣдовала въ 343 г. или 344 г.
[11] Церковный историкъ Созоменъ жилъ въ V в. и исполнялъ въ Константинополѣ должность адвоката. Имъ продолжена Исторія христіанской Церкви (начатая историкомъ Евсевіѳмъ) отъ 323 г. до 439 г.
[12] Никифоръ Каллистъ — церковный историкъ XIV в., монахъ Софійскаго монастыря въ Константинополѣ. Его «Церковная Исторія« (въ 18 книгахъ) доведена до кончины византійскаго императора Фоки (ок. 611 г.)

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 244-249.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0