Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День пятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Саввы Готѳскаго.

Церковь Божія, находящаяся въ Готѳіи [1], Церкви Божіей, пребывающей въ Каппадокіи [2] и всѣмъ христіанамъ Православной Церкви, живущимъ среди всѣхъ народовъ вселенной, милость, миръ и любовь Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа, — да умножится». Такъ начинается посланіе отъ готѳской Церкви къ церкви Каппадокійской [3], въ которомъ предложено повѣствованіе о нижеслѣдующемъ житіи. «Сказанное нѣкогда святымъ Апостоломъ Петромъ: во всякомъ языцѣ бояйся Бога и дѣлаяй правду, пріятенъ Ему есть (Дѣян. 10, 35), вполнѣ исполнилось на святомъ Саввѣ, мученикѣ Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Святый Савва, будучи родомъ готѳянинъ и живя среди нечестивыхъ и развращенныхъ жителей Готѳіи, такъ подражалъ святымъ мужамъ и такъ, подобно имъ былъ украшенъ добродѣтелями, что какъ яркая звѣзда блисталъ въ мірѣ. Ибо онъ, отъ дней своей юности возлюбивъ законъ Господень, поставилъ цѣлію своей жизни и дѣятельности — достигнуть совершенства добродѣтели, — придти чрезъ познаніе Сына Божія въ мужа совершенна (Ефес. 4, 13). Любящимъ же Бога вся поспѣшствуютъ во благое (Рим. 8, 28). И дѣйствительно, мужественно противоборствуя діаволу и отрекшись отъ суеты мірской, святый Савва, сохраняя миръ со всѣми людьми, достигъ горняго Царствія и награжденъ былъ отъ Бога блаженствомъ вѣчнымъ. Въ воспоминаніе о семъ святомъ мученикѣ и въ назиданіе благочестивыхъ христіанъ, мы разсудили не умолчать о славныхъ дѣлахъ сего святаго мученика, но предать записи исторію его страданій.

Святый Савва твердо исповѣдывалъ святую вѣру христіанскую, былъ скоръ къ дѣланію добра, отличался благочестіемъ, кротостью, простотою рѣчи, но не разума, жилъ въ мирѣ со всѣми, безбоязненно защищалъ истину, заграждая тѣмъ уста язычникамъ-идолослужителямъ, не былъ гордъ, но, какъ подобаетъ смиреннымъ, всѣмъ покорялся, былъ молчаливъ, на вопросы отвѣчалъ всегда спокойно, безъ гнѣвливости, принималъ участіе въ пѣніи церковномъ и заботился о благоустроепіи церкви, не прилагалъ сердца своего къ пріобрѣтенію имѣнія и денегъ, довольствуясь только необходимымъ для насущныхъ подробностей, — былъ трезвенъ, воздерженъ во всемъ, не имѣлъ никакого общенія съ женщинами. Все время онъ проводилъ въ усердной молитвѣ и постѣ, былъ чуждъ тщеславія, своимъ примѣромъ всѣхъ возбуждалъ къ богоугодной жизни, такъ какъ самъ творилъ только добро, и избѣгалъ того, что было противно добродѣтели. До конца жизни своей онъ сохранилъ вѣру, любовію поспѣшествуемую (Гал. 5, 6), и никогда не переставалъ безбоязненно проповѣдывать имя Христово. Прежде чѣмъ увѣнчаться вѣнцемъ мученика за исповѣдываніе святой вѣры христіанской, святый Савва неоднократно своими дѣлами показалъ себя твердымъ поборникомъ истиннаго благочестія.

Когда готѳскіе князья и судьи начали преслѣдовать христіанъ и склонять ихъ къ яденію идоложертвенныхъ приношеній, то нѣкоторые изъ язычниковъ сговорились между собою — предложить своимъ родственникамъ и знакомымъ, исповѣдывавшимъ христіанскую вѣру, вмѣсто идоложертвенныхъ мясъ, не идоложертвенныя, дабы и христіанъ предохранить отъ вкушенія идолопоклонныхъ мясъ, и язычниковъ-гонителей удовлетворить. Святый Савва, узнавъ объ этомъ, не только самъ не пожелалъ вкусить отъ тѣхъ мясъ, которыя, хотя и не были идоложертвенными, но предлагались какъ идоложертвенныя, помня слово апостольское: аще ли же кто вамъ речетъ: сіе идоложертвенное; не ядите (1 Кор. 10, 28), но, ставши среди народа, безбоязнено сказалъ во всеуслышаніе:

— «Если кто-либо вкусилъ сихъ мясъ, не можетъ оставаться христіаниномъ».

Таковымъ увѣщаніемъ святый воспрепятствовалъ всѣмъ впасть въ сѣть діавола. Посему придумавшіе указанный обманъ, выгнали святаго Савву изъ своего селенія, но вскорѣ попросили его вернуться назадъ. Когда же снова началось гоненіе, то нѣкоторые идолопоклонники того же селенія, приносившіе жертвы идоламъ, захотѣли извѣстить князя, что въ ихъ селеніи нѣтъ ни одного христіанина и намѣревались клятвою подтвердить свои слова. Тогда снова святый Савва, безбоязненно ставъ посреди народа, громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Пусть никто не клянется за меня, ибо я христіанинъ!»

Упомянутые же идолопоклонники, утаивъ своихъ родственниковъ, исповѣдывавшихъ христіанскую вѣру, пришли къ князю и клялись предъ нимъ, что въ ихъ селеніи нѣтъ христіанъ, кромѣ одного.

Услышавъ объ этомъ, беззаконный князь повелѣлъ привести къ себѣ этого христіанина (а это былъ святый Савва). Когда же онъ былъ приведенъ, князь спросилъ предстоящихъ:

— «Имѣетъ ли этотъ христіанинъ какое-либо имущество?»

Ему отвѣчали:

— «Онъ ничего не имѣетъ, кромѣ того, во что онъ одѣтъ».

Посмотрѣвъ съ презрѣніемъ на святаго, князь сказалъ:

— «Этотъ человѣкъ едва-ли въ состояніи оказать кому-либо какую помощь, равно какъ и повредить кому-либо». Сказавъ такъ, князь повелѣлъ увести святаго оттуда.

Спустя нѣкоторое время, въ Готѳіи снова было воздвигнуто язычниками большое гоненіе на христіанъ. Приближался день празднованія святой Пасхи, и блаженный Савва пожелалъ пойти въ другое селеніе къ христіанскому священнику, по имени Гуѳину, чтобы вмѣстѣ съ нимъ отпраздновать праздникъ святой Пасхи. Когда онъ шелъ туда, по дорогѣ ему явился мужъ, большого роста и съ сіяющимъ лицемъ, который, сказалъ ему:

— «Возвратись и иди въ свое селеніе къ священнику Сапсалу».

Савва отвѣчалъ:

— «Его нѣтъ дома, ибо онъ по причинѣ гоненія ушелъ изъ селенія и проживаетъ въ греческой странѣ» (святый Савва не зналъ, что въ то время этоть пресвитеръ возвратился въ свой домъ, дабы встрѣтить праздникъ Пасхи у себя дома).

Затѣмъ, пройдя мимо явившагося мужа, Савва направился къ священнику Гуѳину.

День этотъ былъ очень вѣтреный; внезапно нашло большое облако и выпалъ столь глубокій снѣгъ, что Савва былъ не въ состояніи идти дальше. Послѣ этого Савва, уразумѣвъ, что онъ по Божіему промышленію былъ остановленъ въ своемъ путешествіи, возвратился обратно, прославляя Бога.

Придя въ домъ священника Сапсала, онъ весьма возрадовался, увидавъ его и повѣдалъ ему и многимъ другимъ все, что случилось съ нимъ на пути. И они всѣ вмѣстѣ отпраздновали праздникъ Пасхи.

На третью ночь праздника, внезапно напалъ на то селеніе Аѳаридъ, одинъ изъ нечестивыхъ начальниковъ, сынъ князя Ротеста, съ большимъ полчищемъ воиновъ-язычниковъ. Заставъ священника, мирно спящимъ въ своемъ домѣ, онъ схватилъ его, а также и Савву, взявши его нагимъ прямо съ постели, и связалъ того и другого. Пресвитера посадили на телѣгу и везли, а Савву нагого, какъ младенца только что родившагося, влачили по терновнику, немилосердно ударяя его палками и бичами, и такъ влекли до самого города. — Такъ безжалостны и жестоки были мучители къ рабамъ Христовымъ! Но самая жестокость мучителей еще болѣе способствовала тому, чтобы во всей силѣ явилось терпѣніе и вѣра мужа праведнаго.

При наступленія дня, святый Савва прославлялъ во всеуслышаніе Господа своего и такъ говорилъ мучителямъ:

— «Не по терновнику ли вы меня нагого и босого гнали и влачили? Посмотрите же теперь, въ язвахъ ли мои ноги? или есть ли слѣды на моемъ тѣлѣ отъ вашихъ ударовъ?»

Они, не видя ни малѣйшаго знака отъ побоевъ на тѣлѣ святаго, весьма удивлялись этому. Затѣмъ, они взяли оси отъ телѣги и одну изъ нихъ положили ему на плечи, протянувъ его руки къ концамъ оси и привязавъ ихъ къ ней; другую же ось мучители привязали такимъ же образомъ къ ногамъ святаго. Послѣ этого мучители повалили святаго на землю и сильно мучили его весь этотъ день до самой глубокой ночи. Когда же мучители уснули, пришла женщина, вставшая ночью, чтобы приготовить своимъ домашнимъ пищу; она освободила святаго, и онъ, вставъ, сталъ помогать ей въ ея дѣлѣ.

При наступленіи дня, Аѳаридъ снова повелѣлъ связать святому руки и повѣсить его на перекладинѣ въ домѣ. Спустя нѣсколько времени пришли посланные отъ Аѳарида съ идоложертвеннымъ мясомъ къ пресвитеру и къ Саввѣ и сказали:

— «Такъ говоритъ вамъ великій Аѳаридъ: вкусите сихъ мясъ и избавитесь отъ смерти».

Священникъ отвѣтилъ посланнымъ:

— «Не вкусимъ, ибо не подобаетъ намъ ѣсть сего оскверненнаго бѣсами. Мы согласимся скорѣе, чтобы Аѳаридъ распялъ насъ или другимъ какимъ-либо образомъ предалъ смерти».

А блаженный Савва спросилъ пришедшихъ:

— «Кто прислалъ это?» Они отвѣчали:

— «Господинъ нашъ Аѳаридъ».

На это святый сказалъ имъ:

— «Одинъ есть Господь — Богъ, сущій на небесахъ. Нечисто и мерзко ваше пагубное мясо, какъ самъ тотъ Аѳаридъ, отъ котораго вы присланы».

Лишь только святый произнесъ сіи слова, какъ одинъ изъ слугъ Аѳаридовыхъ, придя въ сильную ярость, съ такой силой ударилъ въ грудь святаго копьемъ, бывшимъ въ его рукахъ, что всѣ стоящіе тамъ подумали, что мученикъ умретъ. Но мученикъ, хранимый Божественнымъ Провидѣніемъ не получилъ никакого слѣда отъ удара и не чувствовалъ никакой боли, и сказалъ ударившему:

— «Ты думаешь, что сильно ранилъ меня своимъ копьемъ; а я почувствовалъ твой ударъ не болѣе того, какъ если-бы кто меня ударилъ мягкою шерстью».

Узнавъ обо всемъ происшедшемъ, Аѳаридъ повелѣлъ предать смерти святаго мученика Савву. Тогда нечестивые слуги, оставивъ связаннымъ священника Сапсала, взяли Савву и повели къ рѣкѣ, называемой «Муссова» [4], чтобы тамъ утопить его. Святый мученикъ, помня заповѣдь Господню о любви къ ближнему своему, какъ къ самому себѣ (Матѳ. 22, 39), спросилъ ведущихъ его слугъ:

— «Почему же пресвитеръ не предается смерти вмѣстѣ со мною?»

Тѣ отвѣчали святому:

— «Это не касается тебя».

Онъ же, исполнившись радости, воскликнулъ:

— «Благословенъ Ты, Боже, и прославлено имя Сына Твоего во вѣки, аминь. Ибо Аѳаридъ самъ предалъ себя смерти и вѣчной гибели, а меня отослалъ въ жизнь вѣчную, нескончаемую. Такъ угодно Тебѣ, Господи Боже нашъ, чтобы было съ рабами Твоими».

Такимъ образомъ и, ведомый на смерть, святый не переставалъ хвалить и благодарить Бога, недостойны вмѣняя страданія нынѣшняго времене къ хотящей явитися славѣ (Рим. 8, 18).

Между тѣмъ слуги говорили другъ другу:

— «Почему намъ не отпустить сего неповиннаго человѣка? Вѣдь Аѳаридъ не узнаетъ объ этомъ, если мы отпустимъ его».

Но святый Савва сказалъ имъ:

— «Для чего вы говорите безумныя рѣчи? Исполняйте лучше приказанное вамъ. Ибо я вижу то, чего вы не можете видѣть: вотъ стоятъ святые ангелы, пришедшіе со славою взять мою душу».

Тогда привели святаго мученика на рѣку и, привязавъ къ шеѣ его большой кусокъ дерева, бросили святаго въ глубину рѣчную и потопили. Такъ преставился святый Савва до конца жизни своей сохранившій въ чистотѣ святую вѣру. Прожилъ онъ тридцать восемь лѣтъ, увѣнчанъ вѣнцемъ мученическимъ въ пятый день послѣ праздника Пасхи (т. е. двѣнадцатаго Апрѣля [5], въ царствованіе Валентиніана на западѣ, Валента на востокѣ [6] и при правленіи анѳипатовъ [7] Модеста и Аринѳія.

Спустя нѣкоторое время палачи извлекли изъ воды тѣло мученика и бросили его на берегъ безъ погребенія. Однако же ни звѣри, ни птицы не прикоснулись къ сему честному тѣлу, потому что оно было скрыто руками благочестивыхъ христіанъ.

Одинъ изъ скиѳскихъ военачальниковъ Іуній Саранъ, почитавшій истиннаго Бога, пославши преданныхъ мужей, взялъ честное тѣло мученика изъ земли готѳовъ и перенесъ въ страну греческую. Желая украсить свое отечество, онъ сей чудный даръ и славный плодъ вѣры послалъ, по совѣту пресвитеровъ, въ Каппадокію къ вашему благочестію, — заключаетъ посланіе — согласно волѣ Господа, дарующаго благодать Свою боящимся Его. Совершая память мученика въ тотъ день, въ который онъ былъ увѣнчанъ мученическимъ вѣнцомъ [8], возвѣщайте о семъ и прочимъ братіямъ, дабы вся православная апостольская Церковь, духовно радуясь, прославила Господа, избравшаго Себѣ таковыхъ рабовъ Своихъ. — Привѣтствуйте всѣхъ святыхъ; цѣлуютъ васъ лобзаніемъ святымъ всѣ братія, терпящіе вмѣстѣ съ нами гоненіе. Могущему же насъ благодатію и человѣколюбіемъ Своимъ привести въ небесное Царство, слава, честь и поклоненіе, съ Единороднымъ Его Сыномъ и Пресвятымъ Духомъ во вѣки, аминь».

Примѣчанія:
[1] Готѳы — народъ германскаго племени, жившій первоначально по теченію рѣки Вислы, а потомъ разселившійся по рѣкѣ Дунаю. Въ началѣ IV-го вѣка среди готѳовъ стало распространяться христіанство. Первымъ проповѣдникомъ и насадителемъ его здѣсь былъ Вульфила или Ульфила — епископъ готѳовъ.
[2] Каппадокія — область въ Малой Азіи.
[3] Посланіе это написано Асхоліемъ, епископомъ Солунскимъ и Сараномъ, военачальникомъ Скиѳіи, родомъ каппадокіяниномъ, около 374 г. по поводу отправленія мощей святаго мученика Саввы изъ Готѳіи въ Каппадокію. Предстоятелемъ Церкви Каппадокійской въ это время былъ святый Василій Великій, который, получивъ святыя мощи и посланіе, благодарилъ за нихъ отправителей письмами, дошедшими до насъ въ его твореніяхъ.
[4] Рѣка Муссова находилась во Валахіи.
[5] Кончина святаго мученика послѣдовала въ 372 году.
[6] Императоръ Валентиніанъ царствовалъ съ 364 г. по 375 г., а братъ его Валентъ съ 364 г. по 378 г.
[7] Анѳипатъ — проконсулъ, правитель болѣе или менѣе обширной государственной области (провинціи).
[8] Св. Димитрій Ростовскій въ послѣсловіи къ житію св. Саввы замѣчаетъ, что память этого мученика приличнѣе было бы совершать именно 12-го апрѣля, но такъ какъ въ прологѣ она положена подъ 15-мъ числомъ, то подъ нимъ же онъ помѣстилъ въ Минеи-Четьи и повѣствованіе о страданіи св. Саввы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 221-227.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0