Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День четырнадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ литовскихъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія.

Сіи святые мученики происходили изъ литовскаго города Вильны [1] и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками [2], подобно тому какъ и другіе жители той страны. Антоній и Іоаннъ, родные братья, всей душей возлюбили христіанскую вѣру и, когда однажды въ Литву прибылъ нѣкій пресвитеръ, по имени Несторъ, они приняли отъ него божественное крещеніе. При этомъ старшій изъ нихъ по лѣтамъ былъ названъ Іоанномъ, а младшій Антоніемъ [3]. Оба брата по крещеніи проводили жизнь подобающую истиннымъ христіанамъ.

Находясь на службѣ у литовскаго князя Ольгерда [4], Антоній и Іоаннъ, старались скрыть отъ него свою принадлежность къ христіанству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишкомъ замѣтно отличались отъ язычниковъ своими христіанскими обычаями и поступками. Такъ, они не желали, подобно другимъ, ни стричь волосъ на головѣ и бородѣ такъ, какъ стригли язычники, ни ѣсть по постнымъ днямъ скоромной пищи; не исполняли они и другихъ нечестивыхъ обычаевъ, противныхъ христіанству. И когда однажды князь спросилъ ихъ, — почему они не слѣдуютъ древнимъ литовскимъ обычаямъ, святые безбоязненно исповѣдали себя христіанами.

Князь сталъ принуждать ихъ отказаться отъ христіанской вѣры и вкусить предложенныхъ за трапезой мясныхъ блюдъ. — Но они, твердо сохраняя христіанскую вѣру, не хотѣли вкусить мясного, такъ какъ тогда былъ постный день. Тогда князь приказалъ посадить ихъ въ мрачную темницу, куда святые отправились съ радостью, какъ будто шли не въ темницу, а на царскій тронъ, хваля и благодаря Бога за то, что Онъ сподобилъ ихъ пострадать за Его святое имя.

Послѣ пребыванія святыхъ въ темницѣ въ теченіе цѣлаго года, Іоаннъ, истомленный темничнымъ заключеніемъ, убоявшись мученій, послалъ къ князю просьбу освободить его изъ заключенія, обѣщая исполнять всѣ княжескія приказанія. Обрадованный князь повелѣлъ выпустить обоихъ братьевъ и поставилъ ихъ въ числѣ первыхъ лицъ при своемъ дворѣ.

Іоаннъ по внѣшности былъ подобенъ нечестивымъ, исполняя всѣ обычаи ихъ и поступая по волѣ ихъ князя; въ сердцѣ же своемъ онъ сохранялъ христіанскую вѣру, тайно молясь Христу Богу, Коего онъ не дерзалъ исповѣдывать открыто, боясь мученій. Антоній же нисколько не измѣнилъ своихъ христіанскихъ обычаевъ, но открыто поступалъ такъ, какъ подобаетъ поступать истинному христіанину. Брата своего Іоанна онъ укорялъ за его малодушіе и страхъ и всячески увѣщавалъ его покаяться и, не страшась мученій, снова открыто исповѣдать Христа. Язычники же видя, что старшій братъ Іоаннъ во всемъ повинуется князю, не обращали вниманія на младшаго брата Антонія.

Однажды, когда по обыкновенію эти оба брата Іоаннъ и Антоній были у князя, Іоаннъ вкусилъ отъ поданныхъ ему мясныхъ блюдъ, — хотя и былъ постный день, — блаженный же Антоній не хотѣлъ вкусить этой пищи, открыто исповѣдуя себя христіаниномъ. Тогда Антоній, по повелѣнію князя, снова былъ заключенъ въ темницу; Іоаннъ же былъ въ презрѣніи у всѣхъ — христіанами онъ былъ не любимъ, какъ вѣроотступникъ, язычниками же былъ укоряемъ, какъ человѣкъ непостоянный, который не сохранялъ ни старой, языческой вѣры, ни новой христіанской, въ которую перешелъ, оставивъ язычество.

Сознавъ свой великій грѣхъ, Іоаннъ началъ со слезами каяться въ своемъ паденіи и, придя къ вышеназванному пресвитеру Нестору, сталъ молить его, чтобы онъ былъ ходатаемъ за него предъ братомъ, дабы тотъ простилъ его грѣхъ и принялъ его въ общеніе съ собой. Выслушавъ отъ пресвитера просьбу брата, Антоній далъ такой отвѣтъ:

— «У меня можетъ быть общеніе съ братомъ только въ томъ случаѣ, если онъ открыто исповѣдуетъ Христа и христіанскую вѣру. Когда онъ сдѣлаетъ это, тогда и будетъ у насъ все общее».

Іоаннъ раскаялся и съ любовію принялъ слова брата. Теперь онъ сталъ искать удобнаго времени, когда бы онъ могъ открыто исповѣдать свою вѣру христіанскую.

Случилось однажды, что князь мылся въ банѣ, а Іоаннъ прислуживалъ ему. Увидавъ, что настало удобное время, Іоаннъ смѣло и безбоязненно исповѣдалъ себя предъ княземъ христіаниномъ. Но князь пока не показалъ своего гнѣва Іоанну и ничего не сдѣлалъ ему, потому что кромѣ нихъ въ банѣ никого не было.

Тогда Іоаннъ, спустя нѣсколько времени, въ присутствіи многочисленныхъ вельможъ князя, громогласно объявилъ себя христіаниномъ. Тотчасъ, по повелѣнію князя, онъ былъ схваченъ и безъ пощады битъ различными орудіями и руками всѣхъ, бывшихъ здѣсь; и избіеніе это продолжалось не малое время; потомъ святаго заключили въ темницу.

Узнавъ о происшедшемъ, блаженный Антоній исполнился великой радости. Оба брата снова были въ темницѣ вмѣстѣ, прославляя Бога; тамъ же они сподобились пріобщиться Пресвятыхъ и Животворящихъ Христовыхъ Таинъ отъ вышеназваннаго іерея.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ святый мученикъ Антоній былъ осужденъ на позорную смерть, какъ бы какой преступникъ: его приговорили къ повѣшенію на деревѣ. Когда наканунѣ казни ему объявили о семъ, онъ всю ночь предъ смертію пребылъ безъ сна, прославляя Бога въ молитвѣ и укрѣпляя брата къ безбоязненному перенесенію страданій за Христа. Антоній увѣщавалъ брата, чтобы онъ снова не отступилъ отъ вѣры и пророчески предсказалъ ему скорую смерть.

— «Послѣ моей кончины, — сказалъ онъ, — и ты, братъ, спустя немного времени чрезъ таковую же смерть отойдешь ко Христу».

Когда наступило утро, оба брата причастились Божественнаго, Животворящаго Тѣла и Крови Христовыхъ; около же полудня святый мученикъ Христовъ Антоній былъ выведенъ изъ темницы и, по повелѣнію князя, былъ повѣшенъ на деревѣ, мѣсяца января въ четырнадцатый день. Такъ непобѣдимый Христовъ воинъ предалъ свою святую и непорочную душу въ руки Христа Бога своего, Коего онъ возлюбилъ всѣмъ сердцемъ своимъ.

Святый же мученикъ Іоаннъ былъ оставленъ въ темницѣ, ибо нечестивые надѣялись снова соблазнить его и отвратить его отъ исповѣданія христіанской вѣры. Но когда увидали, что онъ твердо хранитъ святую вѣру и безбоязненно исповѣдуетъ Христа и въ темницѣ, осудили и его на такую же смерть, какою умеръ его братъ. Черезъ нѣкоторое время язычники умертвили его (черезъ удавленіе) и тѣло его повѣсили на томъ же деревѣ, на которомъ былъ повѣшенъ его братъ. Произошло же это, мѣсяца апрѣля въ двадцать четвертый день. Такъ и сей страстотерпецъ, окончивъ свой мученическій подвигъ, отошелъ къ Подвигоположнику Христу, ради Коего принялъ мученическую кончину. Святые тѣла Антонія и Іоанна были погребены съ честью вѣрующими и положены въ одномъ мѣстѣ.

Спустя нѣсколько времени по кончинѣ святыхъ мучениковъ Антонія и Іоанна, пострадалъ и блаженный Евстаѳій [5]. Онъ хотя и былъ юнъ возрастомъ, но мужествомъ и доблестію превосходилъ многихъ. Будучи прекрасенъ лицомъ, онъ былъ еще прекраснѣе душею и разумомъ. Познавъ Истиннаго Бога, Евстаѳій отвергъ языческое безбожіе и, возлюбивъ Христа, пришелъ къ вышеназванному пресвитеру Нестору. Наученный имъ святой вѣрѣ, Евстаѳій принялъ отъ него божественное крещеніе.

Сдѣлавшись христіаниномъ, Евстаѳій проводилъ богоугодную жизнь, какъ и подобаетъ истинному христіанину: онъ проводилъ все время въ постѣ, молитвахъ и добродѣланіи.

Сей Евстаѳій также состоялъ на службѣ у князя Ольгерда. Однажды Ольгердъ расматривалъ и рѣшалъ дѣла своего княжества, а Евстаѳій, какъ полагалось ему по его должности, предстоялъ предъ нимъ. Взглянувъ на Евстаѳія, князь увидѣлъ, что у него на головѣ длинные волосы (надо замѣтить, что у тѣхъ язычниковъ, воздававшихъ божеское поклоненіе огню, былъ обычай особеннымъ образомъ часто остригать голову и бороду; блаженный же Евстаѳій, такъ какъ отвергся ихъ нечестивой и безумной вѣры и принялъ крещеніе, носилъ длинные волосы на головѣ своей). Князь спросилъ его: — ни христіанинъ ли онъ. Когда Евстаѳій въ отвѣтъ на это открыто исповѣдалъ себя христіаниномъ, то князь сильно разгнѣвался и, желая отвратить Евстаѳія отъ Христовой вѣры, сталъ принуждать его съѣсть мясо. Святый же не только не съѣлъ предложеннаго, но даже не захотѣлъ и посмотрѣть на мясо, такъ какъ тогда былъ постъ предъ праздникомъ Рождества Христова и кромѣ того была пятница [6].

Тогда князь пришелъ въ еще большую ярость и повелѣлъ безъ милосердія бить святаго юношу желѣзными палками. Святый переносилъ эти мученія столь мужественно, что не только не вскричалъ, но не издалъ даже ни одного стона и изъ его глазъ не скатилось ни одной слезы; — онъ только благодарилъ Бога, что Онъ сподобилъ его пострадать за Свое святое имя.

Такое мужественное и терпѣливое перенесеніе страданій святымъ снова привело князя въ сильнѣйшій гнѣвъ, и онъ повелѣлъ лить въ уста мученику самую холодную воду (въ это время была суровая зима), такъ что тѣло его посинѣло отъ сильнаго холода. Тѣмъ не менѣе святый не повиновался княжескому повелѣнію и не вкусилъ мяса. Затѣмъ князь повелѣлъ подвергнуть мученика болѣе тяжкимъ мученіямъ: ему разбили и раздробили кости на ногахъ — на ступеняхъ и голеняхъ, содрали волосы съ головы вмѣстѣ съ кожей и отрѣзали носъ и уши.

Такъ мучили святаго три дня; однако онъ какъ бы не ощущалъ никакой боли, не стоналъ и даже лицо его не обнаружило ни малѣйшаго страданія; онъ все время съ любовію бесѣдовалъ съ христіанами, плакавшими при видѣ его страданій и говорилъ имъ:

— «Не плачьте, братія, о мнѣ, видя, что мое тѣло земное раздробляется среди мученій, ибо я надѣюсь получить отъ Христа Господа Бога нашего тѣло нерукотворенное, пребывающее вѣчно на небесахъ».

Между тѣмъ князь, видя, что ничего не можетъ достигнуть мученіями, осудилъ мученика на смерть, повелѣвъ повѣсить его на томъ же деревѣ, на которомъ были повѣшены въ томъ же году вышеназванные два святые мученика, — Антоній и Іоаннъ. Слуги, взяли святаго Евстаѳія, уже едва живого, и повели на смерть. Святый же мученикъ Евстаѳій, несмотря на то, что его бедра, ступни и колѣни были раздроблены, укрѣпляемый помощью Божіею, шелъ какъ совершенно здоровый, бодро и скоро, не только не отставая отъ ведущихъ его, но даже и обгоняя ихъ.

Когда всѣ приблизились къ вышеназванному дереву, то слуги мучителя обвили шею святаго веревкой и повѣсили его. Такъ и сей страдалецъ за Христа предалъ свою святую душу въ руки Божіи, мѣсяца декабря въ тринадцатый день [7]. Его честное тѣло было оставлено висѣть на деревѣ близко отъ земли, чтобы его могли съѣсть звѣри и хищныя птицы, но ни одинъ звѣрь и ни одна птица не приблизились къ тѣлу, ибо Богъ охранялъ его. Спустя же три дня оно въ цѣлости было взято вѣрующими и съ честью предано погребенію, недалеко отъ того мѣста, гдѣ были погребены ранѣе пострадавшіе, упомянутые выше, два святыхъ мученика.

Достойно примѣчанія то обстоятельство, что послѣ кончины святыхъ, никто изъ преступниковъ, осужденныхъ на смерть, не былъ повѣшенъ на деревѣ томъ, ни похороненъ около него (такъ какъ Богъ прославляетъ всегда Своихъ мучениковъ). Хотя это мѣсто и было предназначено для казни и всѣ осужденные на казнь умирали тамъ, однако послѣ страданія и смерти святыхъ, на томъ мѣстѣ не былъ казненъ ни одинъ преступникъ.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, когда въ томъ городѣ умножилось число христіанъ и святая вѣра со дня на день росла и крѣпла, вѣрующіе собрались вмѣстѣ и, придя къ князю, просили его отдать въ ихъ распоряженіе то мѣсто, гдѣ приняли блаженную кончину три упомянутыхъ святыхъ мученика. Князь, по устроенію Божію, согласился на просьбы христіанъ и отдалъ имъ просимое мѣсто. Христіане, срубивъ дерево то, построили на его мѣстѣ Церковь во имя Пресвятой Троицы, въ честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа [8], причемъ поставили святый престолъ на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ раньше росло дерево. Въ эту церковь и были внесены мощи святыхъ мучениковъ Христовыхъ — Антонія, Іоанна и Евстаѳія, для прославленія Бога, въ Троицѣ Святой славимаго, Коему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Городъ Вильна основанъ въ XII в., а по другимъ извѣстіямъ, даже въ X в. Но исторически извѣстнымъ онъ становится только въ нач. XIV в. (ок. 1323 г.), какъ столица великаго князя литовскаго и русскаго Гедимина.
[2] Поклоненіе огню, вообще распространенное въ древности, имѣло мѣсто и въ языческой Литвѣ. Оно состояло собственно въ поклоненіи богу огня, грома и молніи — Перуну, въ честь котораго въ Вильнѣ былъ выстроенъ въ 1286 г. довольно обширный храмъ.
[3] До принятія христіанства Антоній и Іоаннъ носили языческія имена: Нежило и Кумецъ.
[4] Ольгердъ, князь Литовскій, правилъ съ 1341 г. по 1377 г. Незадолго до вступленія на княженіе, Ольгердъ принялъ христіанство, но сдѣлалъ это изъ житейскихъ разсчетовъ, желая завладѣть княжествомъ Витебскимъ, принадлежавшимъ русской княжнѣ Маріи Ярославнѣ, на которой Ольгердъ и женился съ этою цѣлію. Когда умерла его супруга-христіанка (это было около 1346 г.), Ольгердъ оставилъ христіанство и снова сталъ язычникомъ.
[5] Святый мученикъ Евстаѳій былъ родственникомъ святыхъ Антонія и Іоанна и до принятія христіанства носилъ языческое имя — Круглецъ.
[6] Пятницасреда) какъ день, посвященный святою Церковію воспоминанію крестныхъ страданій Господа, по церковному уставу должна быть днемъ пощенія.
[7] Кончина святаго Евстаѳія и упомянутыхъ ранѣе Антонія и Іоанна послѣдовала въ 1347 году.
[8] Мощи святыхъ мучениковъ въ настоящее время покоятся въ Виленскомъ Свято-Духовомъ монастырѣ, куда онѣ были перенесены въ 1826 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 211-218.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0