Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День четырнадцатый.

Страданіе во святыхъ отца нашего Мартина Исповѣдника, папы Римскаго.

По кончинѣ римскаго папы Ѳеодора его мѣсто по единогласному избранію занялъ блаженный Мартинъ [1]. Въ это время на Востокѣ въ Греціи царствовалъ Констансъ [2], сынъ царя Константина и внукъ Ираклія; въ тѣ годы греческіе цари еще владѣли древнимъ Римомъ и въ Западной части имперіи имѣли поэтому своихъ намѣстниковъ. На Востокѣ тогда все болѣе и болѣе распространялась ересь моноѳелитовъ, т. е. единовольниковъ, признававшихъ въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ единую волю и единое хотѣніе. Эта ересь возникла изъ предшествовавшей ей ереси Евтихія, хульно утверждавшаго существованіе во Христѣ Іисусѣ только одного естества вопреки православному ученію, исповѣдывающему въ воплотившемся Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ два естества и двѣ воли, два хотѣнія и дѣйства; у каждаго естества своя воля, свое хотѣніе и свое дѣйство въ единомъ Лицѣ Христовомъ: Господь Іисусъ Христосъ не можетъ быть раздѣляемъ на два лица, но познается въ двухъ лицахъ безъ ихъ смѣшенія [3]. Родоначальниками ереси были патріархи: александрійскій Киръ и цареградскій Сергій; имъ въ распространеніи ереси содѣйствовалъ и дѣдъ царя Констанса Ираклій. По смерти Сергія патріархомъ Константинопольскимъ былъ сдѣланъ Пирръ, а послѣ него Павелъ, — оба еретика моноѳелиты. По совѣту Павла царь Констансъ написалъ книжку, содержавшую въ себѣ еретическое ученіе моноѳелитовъ и названную имъ «типосъ»; онъ разослалъ ее повсюду, повелѣвая содержать согласное съ ней вѣроученіе относительно Лица Господа нашего Іисуса Христа. Многіе изъ православныхъ, не раздѣлявшихъ ереси, за свое сопротивленіе нечестивому повелѣнію царя подверглись изгнанію или побоямъ или даже смерти; къ числу ихъ принадлежитъ преподобный Максимъ Исповѣдникъ, какъ это подробно изложено въ его житіи [4], и святый папа Мартинъ, о которомъ сейчасъ наша рѣчь. Тотчасъ, по занятіи имъ престола римскаго папы, царь прислалъ ему исполненную еретическаго ученія книжку, желая, чтобы новопоставленный папа согласился съ его ересью и подтвердилъ ее на соборѣ. Но блаженный Мартинъ отвергъ ее, говоря:

— «Если бы даже весь міръ принялъ это противное православію ученіе, то и въ такомъ случаѣ я бы его не принялъ, и хотя бы пришлось претерпѣть смерть, не отступлю отъ евангельскаго и апостольскаго ученія и святоотеческаго преданія».

Затѣмъ онъ послалъ къ цареградскому патріарху Павлу съ нѣкоторыми честными мужами изъ церковнаго причта письмо, въ которомъ съ любовію увѣщавалъ его не творитъ раздора въ единствѣ церковномъ, не сѣять еретическихъ плевелъ среди пшеницы благочестивой вѣры, а напротивъ убѣждать царя оставить противное церкви ученіе. Патріархъ же Павелъ не только не послушался блаженнаго Мартина, но и посланниковъ его, предавъ безчестнымъ побоямъ, отправилъ въ заточеніе на границы имперіи. Тогда святый Мартинъ, слѣдуя совѣту бывшаго въ то время въ Римѣ аввы [5] Хрисополитанскаго преподобнаго Максима, составилъ изъ ста пяти западныхъ епископовъ помѣстный соборъ и предложилъ ему на разсмотрѣніе заблужденіе Кира, Сергія, Пирра и Павла вмѣстѣ съ книгой царя «типосъ»; соборъ предалъ ересь анаѳемѣ и издалъ ко всѣмъ православнымъ посланіе, утверждая ихъ въ православіи, изъясняя всю пагубность ереси и повелѣвая остерегаться ея самымъ тщательнымъ образомъ [6]. Услыхавъ о такомъ поступкѣ со стороны святаго Мартина царь пришелъ въ сильнѣйшій гнѣвъ: онъ послалъ въ Римъ въ качествѣ своего намѣстника одного военачалъника по имени Олимпія, чтобы онъ захватилъ папу Мартина. Но Олимпій, прибывъ въ Римъ, принужденъ былъ отказаться отъ мысли открыто взять папу, потому что онъ засталъ еще указанный соборъ, на который собралось множество епископовъ и народа, такъ что городъ былъ переполненъ духовными и мірскими лицами; поэтому Олимпій подучилъ одного воина убить какъ бы нечаянно святаго Мартина въ церкви. Когда же воинъ со спрятаннымъ подъ одеждою острымъ мечемъ приблизился въ церкви къ папѣ, намѣреваясь убить его, то вдругъ неожиданно ослѣпъ: ибо Господь не дающій жезла грѣшныхъ на жребій праведныхъ (Псал. 124, 3) [7] не допустилъ убійцу поднять мучительскую руку на Своего вѣрнаго раба. Видя, что Самъ Господь хранитъ Своего служителя, Олимпій оставилъ папу въ покоѣ и удалился въ Сицилію, гдѣ и умеръ въ битвѣ противъ сарацинъ. Царь же, слѣдуя внушеніямъ патріарха Павла, послалъ въ Римъ другого намѣстника, тоже военачальника, по имени Ѳеодора и прозваннаго Калліопой. Ему было поручено взять святаго Мартина, ложно обвинивъ предварительно папу въ томъ, что будто бы онъ, желая начать войну противъ царя, сносится съ сарацинами, побуждая ихъ къ возстанію и что будто бы онъ неправильно содержитъ преданную отцами вѣру и хулитъ Пречистую Богородицу. Достигнувъ Рима, намѣстникъ открыто передъ всѣми обвинилъ папу въ указанныхъ преступленіяхъ. Ни въ чемъ неповинный святый Мартинъ началъ оправдываться отъ возводимой на него клеветы:

— «Никогда я, говорилъ онъ, не имѣлъ никакихъ сношеній съ сарацинами кромѣ тѣхъ случаевъ, когда посылалъ жившимъ среди нихъ бѣднымъ и убогимъ братіямъ по вѣрѣ милостыню; кто же не почитаетъ Пречистую Богородицу, не признаетъ Ея за Матерь Божію и не поклоняется Ей, тотъ да будетъ проклятъ въ сей вѣкъ и будущій; вѣру же святую, заключилъ онъ свое оправданіе, не мы, но несправедливо разномыслящіе съ нами сохраняютъ неправо».

Намѣстникъ же царя, не слушая оправданій папы, по прежнему утверждалъ справедливость высказанныхъ обвиненій и даже присоединилъ еще новое, — неправильное будто бы занятіе святымъ Мартиномъ папскаго престола. И въ одну ночь тайно при содѣйствіи воиновъ онъ взялъ папу, свелъ его на пристань и оттуда въ лодкѣ отправилъ на островъ Наксій, находившійся среди далекихъ острововъ, извѣстныхъ подъ именемъ Цикладскихъ [8]. На этомъ островѣ святый Мартинъ пробылъ цѣлый годъ, терпя голодъ и другія лишенія въ самомъ необходимомъ для жизни. Если же кто изъ благочестивыхъ жителей острова, сожалѣя изгнаннаго папу, приносилъ ему что-нибудь для облегченія его нужды, то стража не допускала приходившихъ до узника и силою отбирала себѣ у приносившихъ ихъ дары; вмѣстѣ съ тѣмъ она укоряла послѣднихъ, говоря:

— «Если кто изъ васъ любитъ его и жалѣетъ, тотъ врагъ отечеству, ибо изгнанный еретикъ, противникъ Богу и возмутитель греко-римскаго государства».

И много оскорбленій причиняла святому Мартину стража, подвергая его брани и издѣвательствамъ. Но онъ, ослабѣвая тѣлесными силами отъ ежедневныхъ оскорбленій, лишеній и прилучившейся ему болѣзни, все-таки не терялъ твердости душевной, все перенося съ благодарностію ради Бога. По истеченіи года, со времени поселенія на островѣ, святый Мартинъ былъ отвезенъ въ Византію [9].

Корабль достигъ Византіи осенью и рано утромъ остановился на пристани Евѳимія, близъ Архандіи. Тотчасъ святаго, уже сильно разболѣвшагося, начали безпокоить посланцы отъ царя и патріарха; лишенные всякаго состраданія они цѣлый день съ утра до вечера безчестили столь честнаго архіерея Божія, всячески злословя и понося его. При наступленіи вечера пришелъ со множествомъ воиновъ патріаршій нотарій [10] Саголива; взявъ святаго Мартина съ корабля, они положили его на носилки (вслѣдствіе болѣзни онъ не могъ уже ходить) и снесли на одинъ дворъ, называемый прандіаріа; здѣсь они заперли святаго Мартина въ темную и тѣсную комнату и тщательно стерегли, наблюдая, чтобы никто изъ городскихъ жителей не узналъ объ его мѣстопребываніи. Въ этомъ узилищѣ святый пробылъ девяносто три дня, не имѣя возможности ни съ кѣмъ побесѣдовать. Затѣмъ святаго Мартина отнесли въ домъ сакелларія [11], гдѣ собрались сенаторы [12]; когда его внесли туда, то одинъ изъ старѣйшихъ сенаторовъ съ крикомъ приказалъ святому Мартину встать съ носилокъ, на которыхъ онъ былъ принесенъ въ собраніе; одинъ изъ несшихъ слугъ сказалъ, что папа не можетъ встать, такъ какъ сильно боленъ; но сенаторъ, не обращая вниманія на болѣзнь святаго Мартина, съ гнѣвомъ опять велѣлъ ему встать, приказавъ его въ виду слабости силъ поддерживать. Тогда святый Мартинъ, поднявшись, сталъ посрединѣ, поддерживаемый по бокамъ; встали и нарочно призванные заранѣе полученные лжесвидѣтели, возводя на святаго Мартина вышеизложенныя несправедливыя обвиненія, присоединяя къ нимъ и другія; въ доказательство справеливости своихъ словъ они клялись святымъ Евангеліемъ. Когда же святый Мартинъ, не умѣя говорить по-гречески, началъ оправдываться чрезъ переводчика, то собраніе не только не слушало его, но и прямо запрещало ему говорить; переводчика же оскорбляли бранными словами. Видя это, святый Мартинъ сказалъ:

— «Господу извѣстно, насколько великое благодѣяніе окажете вы мнѣ, если предадите меня вскорѣ смерти чрезъ какую-либо казнь».

Послѣ этого святаго вывели вонъ и посадили, такъ какъ онъ не могъ стоять, на особо устроенномъ для подобныхъ случаевъ возвышеніи, находившемся на площади, гдѣ обычно собиралось много народа. Царь тайно наблюдалъ за нимъ изъ одной верхней комнаты своего дворца и послалъ къ нему сакелларія; послѣдній, приблизившись къ святому Мартину, съ угрозою сказалъ ему:

— «Вотъ ты оставилъ Бога и Богъ оставилъ тебя».

Сказавъ это, онъ обратился къ народу, приказывая проклинать святаго Мартина, и окружавшая толпа начала громко кричать:

— «Анаѳема папѣ Мартину».

Тѣ же изъ присутствовавшихъ, которые знали совершенную невинность папы, уходили отъ этого зрѣлища съ печальнымъ лицемъ и полными слезъ глазами. Послѣ этого сакелларій сказалъ начальнику преторіи [13]:

— «Возьми его и разсѣки на части, ибо онъ не достоинъ жизни».

Тотчасъ спекулаторы [14] схватили святаго, сняли съ него верхнюю одежду, а нижнюю разодрали пополамъ; надѣвъ тяжелыя желѣзныя цѣпи на шею и все тѣло святаго Мартина, они поволокли его черезъ весь городъ въ преторію, неся впереди обнаженный мечъ, которымъ его намѣревались убить. Изъ народа нѣкоторые поносили святаго и, издѣваясь надъ нимъ, говорили, качая головою:

— «Гдѣ Богъ его? гдѣ содержимое имъ вѣроученіе?»

Другіе же не могли удержаться отъ плача и рыданій при видѣ подобнаго безчестія и мученія, причиняемаго святителю Божію. А преподобный испытывалъ двойное страданіе: онъ страдалъ тѣломъ отъ болѣзни, тяжелыхъ узъ и ударовъ влекущихъ его мучителей и въ то же время страдалъ душею, отъ обнаженія и безчестныхъ насмѣшекъ перенося стыдъ и сердечную боль. Придя въ преторію спекуляторы повлекли связаннаго святаго въ темницу вверхъ по лѣстницѣ: спотыкаясь на ступени послѣдней святый Мартинъ падалъ и ушибался, такъ что тѣло его покрылось кровоподтеками и ссадинами; здѣсь бросили его вмѣстѣ со злодѣями и разбойниками. Спустя нѣкоторое время его отсюда перевели въ другую темницу — Діомидову, гдѣ онъ отъ болѣзни и сильнаго холода (былъ январь мѣсяцъ) чуть не умеръ. Жена одного изъ темничныхъ стражей сжалилась надъ святымъ Мартиномъ: придя тайно ко святому узнику, она взяла его къ себѣ въ домъ и обвязавъ ему раны положила на своей постели, одѣвъ его теплымъ покрываломъ; святый Мартинъ лежалъ до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечеромъ начальникъ царскихъ евнуховъ [15] Григорій послалъ управляющаго своимъ домомъ съ небольшимъ количествомъ снѣдей и велѣлъ ему передать ихъ святому Мартину со словами:

— «Не изнемогай въ скорби; мы надѣемся, что Богъ не попуститъ тебѣ умереть».

Услыша это преподобный Мартинъ вздохнулъ отъ всего сердца: пожеланіе не соотвѣтствовало его чаяніямъ, ибо святый Мартинъ, испытывая страданія за свое православіе, желалъ скорѣе умереть; тотчасъ съ преподобнаго были сняты оковы.

Утромъ царь пошелъ навѣстить смертельно больного патріарха Павла и разсказалъ ему все происшедшее съ папой Мартиномъ. Павелъ отворотился къ стѣнѣ и сказалъ, тяжело вздохнувъ:

— «Горе мнѣ! еще новое дѣяніе для моего осужденія».

Царь спросилъ:

— «Что это значитъ?»

— «Развѣ малое, государь, злодѣяніе, отвѣчалъ Павелъ, заставлять папу переносить подобныя страданія?»

И онъ молилъ царя, заклиная его, чтобы онъ прекратилъ дальнѣйшее издѣвательство надъ папой. Спустя восемь дней, уже по смерти Павла, царь послалъ ко святому Мартину въ Діомидову темницу нотарія Демосѳена въ сопровожденіи другихъ нарочито отряженныхъ мужей. Они, войдя въ темницу, сказали:

— «Нашъ царь говоритъ тебѣ: вотъ ты послѣ такой славы находишься въ такомъ безчестіи, но въ этомъ никто не виноватъ кромѣ тебя самого».

Святый Мартинъ ничего не отвѣчалъ имъ на это; возведя очи къ небу онъ сказалъ: «благодареніе и слава за все единому Царю безсмертному».

Посланные стали спрашивать святаго Мартина о предшественникѣ Павла патріархѣ Пиррѣ, — по своей ли волѣ послѣдній пришелъ въ Римъ и отрекся здѣсь отъ моноѳелитской ереси, и какъ принялъ его въ общеніе съ церковію папа Ѳеодоръ, послѣ котораго занялъ престолъ святый Мартинъ. Святый Мартинъ разсказалъ имъ подробно о патріархѣ Пиррѣ, какъ онъ, по своей волѣ, придя въ Римъ, подалъ письменное отреченіе отъ своей ереси, къ которой, впрочемъ, онъ опять возвратился, — и какъ онъ былъ принятъ папой Ѳеодоромъ съ подобающею его епископскому сану честію, получая средства для прожитія. Святый Мартинъ заключилъ свою рѣчь слѣдующимъ обращеніемъ къ посланнымъ отъ царя:

— «Я въ вашихъ рукахъ, — дѣлайте со мною, что хотите и что попуститъ вамъ Богъ, но будьте увѣрены, что если бы вы меня даже разсѣкли на части, то и тогда я не буду въ общеніи съ Константинопольскою Церковію, доколѣ она не оставитъ своего еретическаго заблужденія; испытайте на дѣлѣ справедливость моихъ словъ, и вы увидите, сколь велика благодать Господа въ Его рабахъ».

Выслушавъ отвѣтъ святаго Мартина, посольство возвратилось къ царю, удивляясь величію и крѣпости душевной святаго, не боящагося мукъ и самой смерти. Спустя восемьдесятъ пять дней ко святому Мартину пришелъ въ темницу нотарій Саголива и сказалъ ему: «мнѣ приказано взять тебя отсюда въ свой домъ, откуда ты будешь отправленъ въ нѣкоторое мѣсто».

Святый Мартинъ спросилъ:

— «Куда же меня пошлютъ, въ какое именно мѣсто?»

Но Саголива не отвѣчалъ на этотъ вопросъ. Тогда святый Мартинъ сказалъ:

— «Оставьте меня въ темницѣ до того времени, когда нужно будетъ отправить».

Нотарій ушелъ. При солнечномъ заходѣ папа сказалъ находившимся съ нимъ вмѣстѣ узникамъ:

— «Подойдите, братіе, и дадимъ другъ другу послѣднее цѣлованіе: тотчасъ придетъ за мною посланецъ для взятія меня отсюда».

Всѣ съ плачемъ прощались съ нимъ, но святый Мартинъ, выражая на лицѣ своемъ радость, говорилъ имъ:

— «Не плачьте, но радуйтесь — видите я радуюсь, что иду на страданіе за православіе».

Послѣ этого снова пришелъ упомянутый нотарій, который и взялъ святаго изъ темницы; всѣ присутствовавшіе неутѣшно рыдали, сожалѣя о разлукѣ съ преподобнымъ. Святый Мартинъ былъ посаженъ на корабль и отправленъ въ заточеніе въ Херсонъ [16]; здѣсь его морили голодомъ, лишали всего необходимаго, такъ что черезъ два года онъ отошелъ ко Господу [17]. Честное тѣло его было погребено внѣ города Херсона въ храмѣ Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самыя разнообразныя и многочисленныя исцѣленія получали болящіе по молитвамъ святаго и благодати Господа нашего Іисуса Христа, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ, слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Это было въ 649 г.
[2] Съ 642 г. по 668 г.
[3] Монофизитыединоестественники были еретики, учившіе объ одной Божественной природѣ въ Господѣ Іисусѣ Христѣ, — о полномъ сліяніи въ Іисусѣ Христѣ Божественной и человѣческой природы съ поглощеніемъ послѣдней первою; иначе эта ересь называется евтихіанствомъ отъ имени константинопольскаго архимандрита Евтихія, который первый заявилъ это ученіе и положилъ начало монофизитскимъ спорамъ. Впервые эта ересь была осуждена на помѣстномъ константинопольскомъ соборѣ (448 г.), причемъ Евтихій былъ низложенъ; предсѣдательствовавшій на соборѣ константинопольскій патріархъ Флавіанъ сообщилъ объ его постановленіяхъ римскому папѣ святому Льву Великому. Послѣдній согласился на осужденіе Евтихія и написалъ посланіе, въ которомъ изложилъ православное ученіе о соединеніи въ Іисусѣ Христѣ двухъ естествъ. Между тѣмъ Евтихій нашелъ поддержку въ императорѣ Ѳеодосіи II и александрійскомъ патріархѣ Діоскорѣ. Созванный императоромъ соборъ въ Ефесѣ (449 г.), за свои беззаконныя дѣйствія извѣстный въ исторіи подъ именемъ «разбойничьяго», осудилъ патріарха Флавіана и оправдалъ Евтихія. Присутствовавшій на соборѣ папскій посолъ діаконъ Иларій заявилъ несогласіе съ постановленіемъ собора и бѣжалъ въ Римъ, гдѣ папа немедленно объявилъ Діоскора отлученнымъ отъ Церкви, а постановленія ефесскаго собора недѣйствительными; Діоскоръ въ свою очередь анаѳематствовалъ въ Александріи папу Льва. Окончательно вопросъ о соединеніи двухъ естествъ въ Господѣ Іисусѣ Христѣ былъ рѣшенъ по смерти императора Ѳеодосія II (450 г.). Императрица Пульхерія и соправитель Маркіанъ выступили противъ еретиковъ; въ 451 г. былъ созванъ четвертый (халкидснскій) вселенскій соборъ, который низложилъ патріарха Діоскора и такъ опредѣлилъ догматъ объ образѣ соединенія въ Лицѣ Господа Іисуса Христа двухъ естествъ: «послѣдующе божественнымъ отцемъ, всѣ единогласно поучаемъ исповѣдывати... единаго и тогожде Христа, Сына, Господа единороднаго, въ двухъ естествахъ, неслитно, неизмѣнно, нераздѣльно, неразлучно познаваемаго... не на два лица разсѣкаемаго, но единаго и тогожде Сына и единороднаго Бога Слова». — Рѣшеніе халкидонскаго собора не было принято въ Египтѣ, Арменіи, а также отчасти въ Сиріи и Палестинѣ.
       Моноѳелитство или единовольническая ересь возникла въ началѣ VII в. подъ вліяніемъ стремленія византійскихъ правителей присоединить къ Церкви широко распространившееся монофизитство: раздоры между православными и монофизитами были не только церковнымъ, но и государственнымъ бѣдствіемъ. Монофизитскіе епископы, главнымъ образомъ Киръ, епископъ Фазиса въ Колхидѣ, подали императору Ираклію (611-641) мысль, что соединеніе между ними и православными можетъ состояться если Православная Церковь признаетъ во Христѣ Іисусѣ единую волю, едино дѣйствіе. Въ 633 г. стараніями императора и Кира, сдѣланнаго патріархомъ александрійскимъ, удалось устроить единеніе между египетскими монофизитами и православными; къ этому единенію примкнули почти всѣ восточные и греческіе епископы съ константинопольскимъ патріархомъ Сергіемъ во главѣ. Противъ подобнаго незаконнаго соглашенія открыто выступилъ любимый ученикъ александрійскаго патріарха Іоанна Милостиваго монахъ Софроній, доказывая, что ученіе о единоволіи есть тоже монофизитство или признаніе въ Господѣ Іисусѣ Христѣ единой Божественной природы, ибо если едина природа, то, естественно, едина и воля. Сдѣлавшись въ 634 г. патріархомъ Іерусалимскимъ, онъ еще съ большею ревностію защищалъ православіе: онъ созвалъ въ Іерусалимѣ соборъ, на которомъ осудилъ моноѳелитство. Желая положить конецъ распрямъ императоръ Ираклій въ 638 г. издалъ, составленное патріархомъ Сергіемъ, «изложеніе вѣры» (эктесисъ), гдѣ содержалось православное ученіе о двухъ естествахъ во Іисусѣ Христѣ и запрещалось говорить о Его воляхъ, хотя въ тоже время добавлялось, что православная вѣра требуетъ признанія одной воли. Послѣ изданія «изложенія вѣры» горячимъ защитникомъ православія выступилъ константинопольскій монахъ Максимъ Исповѣдникъ, который съ успѣхомъ дѣйствовалъ противъ моноѳелитовъ въ сѣверной Африкѣ и Римѣ. Преемникъ Ираклія Констансъ II, желая уничтожить, еще болѣе возбудившій раздоръ эктесисъ или «изложеніе вѣры», въ 648 г. издалъ «типосъ» — образецъ вѣры, гдѣ запрещалъ говорить какъ объ одной, такъ и о двухъ воляхъ, заставляя вѣрить согласно бывшимъ пяти вселенскимъ соборамъ. Но «типосъ» не положилъ конца спорамъ, какъ видимъ изъ даннаго житія. Наконецъ, императоръ Константинъ Пагонатъ (668-685) созвалъ въ Константинополѣ шестой (трулльскій) вселенскій соборъ, на которомъ моноѳелитство было осуждено какъ ересь и опредѣлено, что во Христѣ Іисусѣ должно исповѣдывать два дѣйствія, двѣ воли, причемъ человѣческая слѣдуетъ и подчиняется во всемъ воли Божеской, не уничтожаясь чрезъ это. — Остатки моноѳелитовъ сохранились до настоящаго времени въ видѣ секты маронитовъ. Сначала они нашли убѣжище (съ 680 г.) на Ливанскихъ горахъ; во время крестовыхъ походовъ (1182 г.) ученіе моноѳелитовъ проникло на Западъ, въ Европу, но, благодаря дѣятельности папъ, не нашло многихъ послѣдователей, хотя продолжалось до 1736 г., когда еврейскіе моноѳелиты присоединились къ католической церкви. На Востокѣ въ Сиріи (въ округѣ Кесраванъ) они существуютъ до сихъ поръ.
[4] Память его 21 января.
[5] Отецъ, слово еврейское.
[6] Этотъ соборъ былъ въ годъ вступленія святаго Мартина на папскій престолъ, т. е. въ 649 г.
[7] «Господь не оставитъ жезла нечестивыхъ надъ жребіемъ праведныхъ», т. е. Господь, допуская временное торжество нечестивыхъ надъ праведными, окончательную побѣду всегда даруетъ благочестивымъ.
[8] Острова эти, числомъ 60, находятся въ Эгейскомъ морѣ.
[9] Нынѣшній Константинополь.
[10] Секретарь патріарха.
[11] Сакелларій — высшій церковный сановникъ, стоявшій во главѣ особаго совѣта, управлявшаго константинопольскими монастырями, завѣдывавшаго монастырскимъ хозяйствомъ и наблюдавшаго за жизнію монаховъ.
[12] Сенаторъ — высшій государственный сановникъ.
[13] Преторія — присутственное мѣсто, гдѣ главнымъ образомъ рѣшались судебныя дѣла и приводили въ исполненіе постановленія по нимъ. Преторъ — высшій судья въ древяемъ Римѣ; позднѣе кругъ обязанностей ихъ расширился.
[14] Спекулаторъ — помошникъ претора, исполнитель его приказаній.
[15] Евнухъ — оскопленный слуга, которому поручался надзоръ за женами; первоначально обычай имѣть такихъ слугъ съ этою цѣлію возникъ въ Малой Азіи; евнухи извѣстны въ древнемъ Римѣ. Въ Византіи, придворный бытъ которой сложился подъ вліяніемъ Востока, были также евнухи; поставленные въ возможность дѣйствовать на властителей черезъ ихъ женъ, евнухи пріобрѣтали иногда сильное вліяніе на ходъ государственныхъ дѣлъ, поэтому должность начальника евнуховъ была почтенной.
[16] Мысъ на западномъ берегу Крыма; здѣсь въ V в. до Р. Хр. основанъ городъ Херсонесъ; въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Севастополя видны развалины этого города.
[17] Въ 655 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 201-210.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0