Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День тринадцатый.

Память святой мученицы Ѳомаиды.

Святая мученица Ѳомаида родилась въ городѣ Александріи отъ благочестивыхъ родителей, давшихъ своей дочери истинно-христіанское воспитаніе и обучившихъ ее чтенію книгъ. На пятнадцатомъ году они выдали ее замужъ за одного юношу христіанина. Въ домѣ своего мужа святая Ѳомаида жила честно, всѣми уважаемая за цѣломудріе, кротость, незлобіе и другія добрыя черты характера. Вмѣстѣ съ ними подъ одной кровлей жилъ и отецъ мужа святой Ѳомаиды, ея свекоръ. Прельщаясь красотою своей снохи и разжигаясь плотскимъ вожделѣніемъ, онъ, по дѣйству сатаны, замышлялъ по отношенію къ ней недоброе: онъ искалъ удобнаго времени для грѣховнаго пребыванія съ нею и, не находя, ограничивался тѣмъ, что ежедневно, подъ видомъ отеческой ласки, обнималъ и цѣловалъ ее. Святая же Ѳомаида по своему цѣломудрію не предполагала существованія у свекра нечистыхъ помысловъ и потому не находила ничего предосудительнаго въ подобномъ обращеніи съ нею съ его стороны: она была увѣрена, что оно вытекаетъ изъ его любви къ ней, какъ дочери, и, почитая свекра какъ отца, она держала себя съ нимъ съ особенно строгою стыдливостію.

Мужъ святой Ѳомаиды былъ рыболовъ, и вотъ въ одну ночь пришли товарищи его по промыслу и увели съ собою на ловлю. Воспользовавшись уходомъ сына, отецъ его пришелъ къ святой Ѳомаидѣ и сталъ склонять ее на грѣхъ. Столь неожиданная опасность привела ее въ ужасъ, и она начала сопротивляться безумному старцу говоря:

— «Что ты дѣлаешь, отче? сотвори крестное знаменіе и уйди: твой замыселъ внушенъ тебѣ сатаною».

Но старецъ не внималъ ея увѣщаніямъ и старался склонить ее, прибѣгая къ безстыднымъ словамъ и дѣйствіямъ. Святая же Ѳомаида, исполненная страха Божія и цѣломудрія, оказывала свекру твердое сопротивленіе: она молила и убѣждала его оставить беззаконное и нечестивое желаніе. Но чѣмъ сильнѣе она противостояла ему, тѣмъ настойчивѣе онъ понуждалъ ее, разжигаясь, какъ огнемъ нечистою похотію. Надъ одромъ на стѣнѣ висѣлъ мечь; снявъ его и извлекши изъ ноженъ, старецъ началъ устрашать святую Ѳомаиду, обращаясь къ ней съ такими угрозами:

— «Если не послушаешь меня, то я этимъ самымъ мечемъ отсѣку тебѣ голову».

Она же отвѣчала:

— «Если даже разсѣчешь меня на части, то я все-таки никогда не соглашусь на такое беззаконное дѣло».

Старецъ, придя послѣ этихъ словъ въ сильную ярость, съ такою силою ударилъ мечемъ свою сноху, что убилъ ее, разсѣкши на двое. Блаженная Ѳомаида предала душу свою въ руки Божіи и пріяла славный мученическій вѣнецъ за свою чистоту и цѣломудріе: она боролась со грѣхомъ до пролитія собственной крови и положила душу свою за законъ Божій, соглашаясь лучше умереть, чѣмъ прогнѣвать Бога и осквернить свое тѣло и ложе своего мужа.

Убійцу же тотчасъ постигло наказаніе Божіе: ослѣпленный душею, онъ потерялъ зрѣніе и, бросивъ мечъ, искалъ дверей, хотя выйти изъ дома и убѣжать безъ вѣсти, но, ощупывая стѣны, никакъ не могъ найти выхода и поэтому принужденъ былъ оставаться въ комнатѣ. Между тѣмъ пришли другіе рыбаки и стучась звали сына его на ловлю. Отецъ же отвѣчалъ:

— «Мой сынъ ушелъ уже ловить рыбу; покажите мнѣ двери, потому что не могу ихъ найти».

Они, отворивъ дверь, вошли и увидѣли старца съ окровавленными руками и одеждой, старавшагося ощупью найти выходъ, и — лежащую въ крови на землѣ, разсѣченную на двое, жену. Отъ этого зрѣлища они пришли въ ужасъ и спрашивали:

— «Что это значитъ? Кто и для чего совершилъ подобное злодѣяніе?»

Тогда старецъ разсказалъ имъ о своемъ грѣхѣ и просилъ свести его къ судьѣ для того, чтобы принять достойное по дѣламъ наказаніе. Когда же мужъ святой Ѳомаиды возвратился съ работы и узналъ о происшедшемъ, то почувствовалъ неутѣшную скорбь и стыдъ: онъ оплакивалъ свою цѣломудренную супругу и стыдился за своего беззаконнаго отца, который, не боясь Бога, совершилъ гнусное преступленіе и покрылъ срамомъ свои сѣдины. Старецъ былъ преданъ суду и наказанъ чрезъ усѣкновеніе мечемъ. А къ тѣлу убіенной стекалось множество народа изъ жителей Александріи; всѣ они дивились столь невѣроятному и ужасному событію и восхваляли цѣломудріе святой Ѳомаиды.

Случайно въ это время былъ въ Александріи преподобный Даніилъ скитскій; онъ сказалъ своему ученику:

— «Сынъ мой, пойдемъ и взглянемъ на святую отроковицу».

Исполнивъ свое желаніе, они отправились въ октодекатскій, т. е. восьмидесятый, монастырь. Монахи этого монастыря встрѣтили съ честію преподобнаго отца, искренно привѣтствуя его. Разсказавъ имъ о страданіяхъ святой Ѳомаиды, онъ далъ имъ такое повелѣніе:

— «Идите и принесите сюда ея честное тѣло, ибо оно не должно лежать съ мірскими людьми, но съ честными отцами».

Нѣкоторые изъ братіи возмутились повелѣніемъ положить тѣло женщины съ отцами. Преподобный сказалъ имъ на это:

— «Отроковица, которую вы не желаете принести сюда, есть мать мнѣ и вамъ: вѣдь она умерла за свое цѣломудріе».

Тогда монахи не осмѣливались болѣе противиться святому отцу, пошли и, взявши тѣло святой Ѳомаиды, погребли его съ честію въ монастырской усыпальницѣ. Простившись послѣ этого со всѣми отцами, преподобный удалился съ ученикомъ въ свой скитъ.

Одинъ братъ въ его монастырѣ испытывалъ сильныя нападенія со стороны плотскихъ искушеній; придя къ преподобному Даніилу, онъ открылъ ему свою сильную борьбу съ плотскими страстями. Преподобный сказалъ ему:

— «Иди въ октодекатскій монастырь и такъ помолись тамъ въ монастырской усыпальницѣ: "Боже, молитвами мученицы Ѳомаиды помоги мнѣ и избавь меня отъ блудной похоти!" надѣйся на Бога и ты избавишься отъ искушеній», — прибавилъ преподобный отецъ.

Братъ пошелъ и въ точности исполнилъ все, что велѣлъ ему преподобный Даніилъ, и дѣйствительно совершенно освободился отъ плотскихъ искушеній. Возвратившись въ скитъ, онъ припалъ къ ногамъ преподобнаго Даніила и сказалъ ему:

— «Молитвами святой мученицы Ѳомаиды и твоими, отче, Богъ избавилъ меня отъ блудныхъ похотей».

Старецъ спросилъ:

— «Какимъ образомъ ты освободился отъ нихъ?»

Братъ отвѣчалъ:

— «Сотворивъ двѣнадцать молитвъ и помазавшись елеемъ изъ лампады находящейся при гробницѣ святой мученицы, я положилъ голову на ея гробницу и уснулъ, и вотъ явилась мнѣ свѣтлая отроковица, святая Ѳомаида и сказала: "отче, пріими сіе благословеніе и иди съ миромъ въ твою келлію"; я принялъ благословеніе и пробудился, чувствуя окончательно освобожденіе отъ плотской страсти; не знаю, что собственно означаетъ преподанное мнѣ во снѣ святою благословеніе, но хорошо сознаю свое избавленіе отъ страстей».

Преподобный Даніилъ сказалъ, по окончаніи братомъ своего повѣствованія:

— «Столь великое дерзновеніе имѣютъ предъ Богомъ подвизающіеся за цѣломудріе».

Въ остальное время своей жизни братъ никогда не испытывалъ искушеній со стороны плоти и славилъ Бога и святую мученицу Ѳомаиду, свою исцѣлительницу. Такъ же поступали и другіе, смущаемые подобными же страстями: приходя ко гробу святой мученицы Ѳомаиды, они получали облегченіе и освобожденіе отъ плотскихъ страстей по ея святымъ молитвамъ; они славили святую мученицу, прославляя въ то же время Христа Господа, Ему-же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 196-199.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0