Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День тринадцатый.

Страданіе святаго священномученика Артемона.

Въ царствованіе Діоклитіана возникло великое гоненіе на христіанъ [1]: по всѣмъ городамъ и областямъ римскаго государства были разосланы мучители, чтобы принуждать христіанъ приносить жертвы и поклоняться идоламъ, противящихся же предавать казнямъ и смерти. Между прочимъ такой посланецъ, по имени Патрикій, пришелъ и въ Лаодикійскую область [2], гдѣ и приступилъ, не медля, къ исполненію повелѣнія царева. Еще до прибытія Патрикія, узнавъ о его скоромъ пришествіи, епископъ Лаодикійскій, блаженный Сисиній, въ сопровожденіи святаго пресвитера Артемона и нѣкоторыхъ христіанъ, проникъ ночью въ капище богини Артемиды [3] и сжегъ, предварительно разбивши, всѣхъ находившихся въ немъ идоловъ. Затѣмъ, возвратившись въ свою христіанскую церковь, находившуюся на разстояніи пяти поприщъ отъ города, онъ совершилъ обычное богослуженіе и обратился къ вѣрнымъ съ такимъ наставленіемъ:

— «Дѣти мои, носятся слухи о приближеніи къ городу антихриста для избіенія христіанъ: не бойтесь, чтобы ничто, — ни огонь, ни мечъ, ни звѣри, ни другія лютыя смертныя казни не могли отлучить васъ отъ любви Христовой».

Когда Патрикій прибылъ въ городъ, то прежде всего принесъ жертву въ капищѣ Аполлона; въ тотъ же день онъ устроилъ зрѣлища для народа и объявилъ царскій указъ, запрещавшій исповѣданіе христіанства. Послѣ пятидневной забавы зрѣлищами и охотой Патрикій захотѣлъ принести жертву Артемидѣ, но, войдя въ капище ея, онъ не нашелъ тамъ къ своему удивленію идоловъ.

— «Гдѣ они?» — спросилъ онъ.

Нѣкоторые изъ окружавшихъ его грековъ отвѣчали, что изваяніе Артемиды и другихъ идоловъ уничтожилъ епископъ Сисиній при участіи своего священника Артемона и другихъ христіанъ. На вопросъ Патрикія, гдѣ теперь находится епископъ съ христіанами, ему сказали, что всѣ христіане собрались въ свою церковь. Патрикій тотчасъ сѣлъ на коня и отправился въ сопровожденіи вооруженныхъ воиновъ къ христіанской церкви, намѣреваясь христіанъ умертвить, а Сисинія съ Артемономъ предать смертной казни чрезъ разсѣченіе на части. Но когда Патрикій былъ уже близокъ къ цѣли своего путешествія, и до церкви оставалось не больше одного поприща, вдругъ его объяла такая сильная дрожь, что онъ упалъ съ коня; эта дрожь смѣнилась чрезмѣрнымъ жаромъ, и Патрикія принуждены были внести на носилкахъ въ первый попавшійся на пути домъ. Ночью, окруженный воинами, сидѣвшими со свѣчами и ожидавшими смерти своего начальника, онъ сказалъ своимъ наиболѣе близкимъ слугамъ:

— «Христіане меня прокляли, и ихъ Богъ меня мучитъ».

Тѣ отвѣчали: «сильные боги и свѣтлая богиня Артемида возвратятъ тебѣ здоровье».

Испытывая сильныя боли и не думая уже остаться въ живыхъ, Патрикій сказалъ воинамъ:

— «Идите въ христіанскую церковь и скажите епископу Сисинію: такъ говоритъ царскій посолъ — Патрикій: великъ Богъ христіанскій! Помолись Ему, чтобы мнѣ избавиться отъ моей тяжелой болѣзни; тогда я сдѣлаю изъ золота твое изображеніе и поставлю его посрединѣ города».

Воины пошли и передали слова Патрикія епископу. Послѣдній велѣлъ передать ему слѣдующій отвѣтъ:

— «Золото твое пусть останется при тебѣ; если увѣруешь въ Господа нашего Іисуса Христа, будешь здоровъ».

Патрикій вторично отправилъ къ епископу пословъ, говоря: «вѣрую въ твоего Бога, только бы мнѣ исцѣлиться».

Епископъ помолился о немъ, и тотчасъ Патрикій сдѣлался здоровъ, совершенно избавившись отъ болѣзни.

Спустя нѣсколько дней по своемъ выздоровленіи, Патрикій отиравился въ палестинскій городъ Кесарію. Когда онъ отошелъ отъ Лаодикіи приблизительно на три поприща, то встрѣтилъ на пути святаго пресвитера Артемона, возвращавшагося съ ловитвы: онъ ловилъ дикихъ звѣрей словомъ Христовымъ, и за нимъ слѣдовало два оленя и шесть дикихъ ословъ. Святый Артемонъ велъ ихъ къ епископу Сисинію, которому очень хотѣлось имѣть дикихъ звѣрей въ своемъ саду. Приказавъ остановиться колесницѣ, Патрикій спросилъ раба Божія Артемона:

— «Какъ ты поймалъ этихъ звѣрей?»

— «Я поймалъ ихъ словомъ Христа моего», — отвѣчалъ онъ.

— «Мнѣ думается, — спросилъ снова Патрикій, — что ты, старецъ, христіанинъ?»

Святый Артемонъ сказалъ на это:

— «Отъ юности моей я христіанинъ».

Тогда Патрикій приказалъ заковать святаго двумя цѣпями и передалъ его двумъ воинамъ, чтобы они вели святаго Артемона за нимъ до Кесаріи. Не имѣя возможности продолжать свой путь, святый Артемонъ обратился къ слѣдовавшимъ за нимъ звѣрямъ и приказалъ идти къ епископу Сисинію. Тѣ пошли и остановились при дверяхъ церковной ограды. Епископъ спросилъ привратника:

— «Откуда пришли эти звѣри?»

Одинъ изъ оленей, получившій отъ Бога даръ слова, сказалъ:

— «Рабъ Божій Артемонъ взятъ нечестивымъ царскимъ посломъ, и его связаннаго ведутъ теперь въ Кесарію; насъ же онъ послалъ къ тебѣ».

Епископъ ужаснулся, слыша человѣческую рѣчь отъ оленя, и вмѣстѣ съ тѣмъ опечалился, узнавъ о взятіи святаго Артемона. Призвавъ дьякона Филеа, онъ сказалъ ему:

— «Явилось новое чудо! Вотъ изъ этихъ звѣрей, которыхъ ты видишь сейчасъ, одинъ олень человѣческою рѣчью передалъ мнѣ, что рабъ Божій Артемонъ схваченъ нечестивымъ Патрикіемъ и связанный отправленъ въ Кесарію; я не могу удержаться отъ ужаса, видя оленя, обладающаго даромъ слова, и — отъ скорби при мысли о случившемся съ Артемономъ. Возьми просфору и иди со слугою въ Кесарію; разузнай, справедливо ли переданное оленемъ».

Діаконъ взялъ просфору и, помолившись, отправился въ сопровожденіи слуги въ дорогу. Придя въ Кесарію, онъ дѣйствительно нашелъ тамъ святаго Артемона, заключеннаго въ темницу. Сердечно привѣтствовавъ его, онъ сказалъ ему:

— «Рабъ Бога Вышняго и пастырь словесныхъ овецъ, мы до сихъ поръ не знали бы, какъ ты разлучился съ нами и впалъ въ руки мучителя, если бы не разсказалъ епископу объ этомъ олень; по этой причинѣ онъ послалъ меня сюда, чтобы провѣрить справедливость сказаннаго имъ; епископъ очень скорбитъ о тебѣ».

Святый Артемонъ отвѣчалъ:

— «Иди, слуга Божій, и возвѣсти моему владыкѣ, святому епископу, что я взятъ на мученія за Христа и сижу въ темницѣ; пусть онъ помолится о мнѣ, чтобы я могъ побѣдить козни христоненавистника мучителя и удостоился, такимъ образомъ, сдѣлаться сопричастникомъ Христу».

Поцѣловавъ другъ друга, они разстались: діаконъ возвратился къ себѣ, а святый Артемонъ остался въ темницѣ. Когда діаконъ, возвратившись, передалъ епископу слова святаго Артемона, то послѣдній со слезами помолился, говоря:

— «Господи Іисусе Христе, избавившій Даніила изъ устъ львовыхъ, спасшій трехъ отроковъ отъ огненной пещи Навуходоносора, избавь и раба Твоего Артемона отъ враждебнаго Патрикія, дай ему силы для преодолѣнія козней мучителя и сопричти его къ лику святыхъ мучениковъ».

Въ одинъ день, устраивая въ Кесаріи зрѣлища, Патрикій приказалъ привести къ себѣ святаго Артемона и спросилъ его:

— «Скажи намъ, старецъ, какъ тебя зовутъ?»

Онъ отвѣтилъ:

— «Я называюсь рабомъ Христа Бога моего и есть Артемонъ».

— «Это ты разбилъ изваяніе великой богини?» — сказалъ Патрикій.

— «Я именно», — отвѣтилъ святый.

— «Скажи мнѣ, — спросилъ снова Патрикій, — какъ ты преодолѣлъ силу богини и не пощадилъ ея изображенія? какъ не убоялся наказанія: вѣдь она лишь по кротости своей еще не отняла у тебя жизни?»

— «Молясь моему Богу, — возразилъ святый Артемонъ, — я одержу побѣду даже надъ тобою и мученіями твоими; тѣмъ болѣе я могъ преодолѣть мертваго и нѣмого идола».

Патрикій сказалъ:

— «Услыхавъ твое имя — Артемонъ, я подумалъ, что ты рабъ богини Артемиды; полагаю, что она и жизнь тебѣ сохранила за твое тезоименитство съ нею».

Святый Артемонъ воскликнулъ на это:

— «Беззаконный, нечестивый и потемнѣнный умомъ сынъ діавола, если хочешь знать объ имени моемъ, то пусть тебѣ будетъ извѣстно, что оно даровано мнѣ Богомъ еще въ то время, когда я находился во чревѣ матери».

Патрикій продолжалъ, увѣщавая:

— «Пожалѣй твою старость и сѣдины, принеси жертву великому въ этомъ городѣ богу Асклипію» [4].

— «Шестнадцать лѣтъ, отвѣчалъ святый, я былъ чтецомъ въ церкви моего Бога, двадцать восемь лѣтъ былъ діакономъ, читая святое Евангеліе; тридцать три года я носилъ пресвитерскій санъ, уча и наставляя съ помощію Христовою людей на путь спасенія, и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебѣ, принесъ жертву бѣсу, находящемуся въ безчувственномъ идолѣ, но все-таки я хочу посмотрѣть твоего бога и испытать силу его».

Патрикій сказалъ:

— «Великой силой и славой обладаетъ богъ Асклипій: кто не принесетъ ему куренія съ молитвою предъ дверями его храма, тотъ не можетъ войти внутрь».

Въ капищѣ же Асклипія жили змѣи, которымъ однажды въ годъ приносили жрецы сладкую пищу.

— «Пойдемъ ко храму Асклипія, — сказалъ святый Артемонъ, — и если онъ не дозволитъ мнѣ войти въ него, то я принесу ему куреніе».

И вотъ когда святый приближался въ сопровожденіи Патрикія и народа къ капищу Асклипія, то змѣи, точнѣе заключавшіеся въ нихъ злые духи, не вынося приближенія одареннаго силою Христовою мученика, подняли страшный свистъ и смятеніе въ капищѣ, такъ что оно колебалось точно дерево отъ вѣтра; видя это, Патрикій и народъ бѣжали отъ страха. Патрикій сказалъ святому:

— «Смотри, какъ велика сила Асклипія, который никому не допускаетъ войти къ себѣ безъ предварительнаго вознесенія ему куренія».

— «Вели жрецу открыть храмъ, чтобы мнѣ войти туда», — попросилъ святый Артемонъ Патрикія.

Тотъ велѣлъ одному изъ жрецовъ сдѣлать это. Жрецъ, по имени Виталій, сказалъ, обращаясь къ Патрикію:

— «Докладываю твоей пресвѣтлой власти, что я не могу открыть храма, прежде чѣмъ не вознесу куренія съ молитвой, ибо великъ гнѣвъ бога Асклипія»; взявъ кадило и вознеся обычное куреніе, онъ открылъ двери капища, а самъ тотчасъ отбѣжалъ прочь. Тогда Патрикій, стоя вдали, сказалъ святому:

— «Старецъ, если можешь войти, то войди!»

Святый Артемонъ, приблизился къ дверямъ и, сотворивъ крестное знаменіе, безбоязненно вошелъ внутрь, и змѣи сдѣлались неподвижны. Святый же обратился къ истинному Богу съ такою молитвою:

— «Господи Боже мой, чрезъ раба Своего Даніила сокрушившій вавилонскаго Вила и змѣя убившій, Ты и теперь силою Твоею чрезъ меня грѣшнаго сокруши главы змѣй сихъ, чтобы прославилось Твое святое имя!»

Послѣ этого онъ запретилъ змѣямъ вредить кому-либо и, приказавъ имъ слѣдовать за собою, вышелъ вмѣстѣ съ ними вонъ. Увидавъ вышедшихъ изъ храма змѣй, народъ и Патрикій пришли въ ужасъ и бросились бѣжать. Святый же Артемонъ воскликнулъ вслѣдъ имъ:

— «Что вы бѣжите? не бойтесь, остановитесь и поглядите теперь, какъ силою истиннаго Бога, въ Котораго я вѣрую, умрутъ передъ вашими глазами эти змѣи».

Затѣмъ онъ дунулъ на нихъ, и они тотчасъ стали мертвы, простершись предъ ногами его, какъ пораженные молніей. И сказалъ святый Артемонъ Патрикію:

— «Видишь, какъ почитаемые вами боги умерли силою Бога и Отца Господа нашего Іисуса Христа».

Ужасался народъ и Патрикій, видя убійство змѣй безъ какого-либо орудія; изъ нихъ одинъ былъ такъ великъ, что имѣлъ пять локтей въ ширину и двадцать пять въ длину. Жрецъ же Виталій воскликнулъ громкимъ голосомъ:

— «Великъ Богъ христіанскій и велика сила мужа сего, однимъ дуновеніемъ убившаго змѣй этихъ!»

Потомъ, припавъ къ ногамъ святаго, онъ говорилъ:

— «Рабъ Господа вышняго, я не отступлю отъ тебя, умоляя: знаменай и меня силою Бога твоего, чтобы мнѣ сдѣлаться совершенною овцею твоего стада; до сихъ поръ я пребывалъ въ обольщеніи, вѣря въ идоловъ и этихъ змѣй, а теперь я познаю истиннаго Бога».

Нечестивый же Патрикій, будучи слѣпъ душею, хотя и видѣлъ столь великое чудо, не хотѣлъ познать истиннаго Бога: онъ полагалъ, что святый Артемонъ убилъ змѣй не силою Божіею, но силою волшебства. Не вынося стыда и исполнясь гнѣва за свое посрамленіе и убійство змѣй, онъ велѣлъ снова схватить святаго мученика и представить на свой несправедливый судъ для истязаній. Здѣсь онъ съ гнѣвомъ сказалъ святому:

— «Если ты не откроешь какою силою убилъ змѣй, великой богини Артемиды и свѣтозарнаго Аполлона [5], то я разсѣку тебя на части».

— «Силою Христовою, при содѣйствіи посланнаго отъ Бога архангела Рафаила я убилъ вашихъ змѣй», — отвѣчалъ святый Артемонъ.

— «Можетъ ли Распятый жидами имѣть такую силу?» — усомнился Патрикій.

Тогда святый воскликнулъ:

— «Обезумѣвшій отъ злобы, наслѣдникъ ада и древній змѣй, ты уже слышалъ, такъ услышь и еще, что силою моего Бога умерли ваши змѣи».

Послѣ этихъ словъ Патрикій исполнился ярости и приказалъ раскалить желѣзную сковороду; потомъ онъ велѣлъ протянуть на ней обнаженнаго мученика и колоть его раскаленными желѣзными прутьями, обрѣзая острымъ желѣзомъ члены; при этомъ онъ говорилъ святому Артемону:

— «Видишь, непокорный старецъ, какъ страдаетъ твое тѣло отъ мукъ».

Страдалецъ же, поднявъ очи къ небу, молился:

— «Господи Іисусе Христе, не попусти язычнику посмѣяться надо мной, рабомъ Твоимъ; Тебѣ извѣстно, что я за Тебя терплю страданія; даруй мнѣ терпѣніе для ихъ перенесенія, чтобы посрамился врагъ. Услыши, Боже, молитву мою и пріими моленіе мое, Боже Саваоѳъ! Ты сотворилъ небо и землю и исполнилъ чудесъ всю вселенную; Ты Господь всего, и никто не можетъ противустоять Тебѣ; по милости Твоей спаси меня, Господи. Ты показалъ невинность беззаконно убитаго незлобиваго отрока Авеля, Ты вознаградилъ угодника Твоего Еноха, взявъ его на небо, Ты сохранилъ Ноя въ ковчегѣ и чрезъ благословеніе возвысилъ священника Мельхиседека [6], Ты прославилъ за жертву Авраама, умножилъ чадъ Іакову, избавилъ отъ огня содомскаго Лота, возвеличилъ за терпѣніе Іова. Съ Твоею помощію Іосифъ побѣдилъ плотскія страсти и восторжествовалъ надъ врагами. Моисей, рабъ Твой, и всѣ праведные, надъ которыми Ты явилъ силу Твою, показывающую ихъ благочестіе, восхваляютъ Тебя, прославившаго ихъ Бога. И я, Господи, рабъ Твой, молю Тебя: помилуй меня по милости Твоей и помоги мнѣ силою Твоею».

Во время молитвы святаго въ Кесарію прибѣжалъ олень, говорившій въ Лаодикіи съ епископомъ человѣческимъ голосомъ; выйдя на переполненную народомъ площадь, онъ припалъ къ честнымъ стопамъ мученика и лизалъ ихъ. Потомъ, получивъ опять по Божію повелѣнію даръ слова для обличенія нечестиваго и его посрамленія, онъ сталъ противъ Патрикія и началъ говорить:

— «Познай, нечестивецъ, что нѣтъ ничего невозможнаго для Бога: чтобы показать Свою силу, Онъ можетъ одарить рѣчью и безсловесныхъ. Знай, что рабъ Божій Артемонъ скоро избавится отъ мученій, а ты будешь схваченъ двумя птицами и ввергнутъ въ кипящій котелъ за то; что безчеловѣчно мучишь праведнаго человѣка и отвергся отъ Бога, Котораго призналъ истиннымъ и въ Котораго увѣровалъ». Видя въ обличеніи дикимъ животнымъ не что иное, какъ только волхвованіе, нечестивый Патрикій пришелъ въ ярость и приказалъ убить воинамъ оленя; одинъ изъ нихъ взялъ копье и съ силою бросилъ его въ послѣдняго, но олень отскочилъ, а копье ударило въ одного приближеннаго Патрикія и пробило ему чрево, такъ что тотъ сейчасъ же умеръ. Патрикій сожалѣлъ о немъ и удалился съ судилища въ домъ свой, приказавъ опять свести въ темницу мученика.

Утромъ же онъ велѣлъ наполнить смолою большой котелъ и разварить ее, чтобы бросить въ него внизъ головою мученика. Когда приказаніе было исполнено, то Патрикію доложили о томъ, что все готово; онъ же, желая самъ видѣть казнь святаго Артемона, сѣлъ на коня и поѣхалъ къ котлу, но въ то время, какъ онъ уже приблизился къ нему, два ангела, сошедшіе съ неба въ видѣ орловъ, схватили Патрикія и бросили въ кипящую смолу, въ которой разварились даже его кости. Воины и народъ при видѣ этого въ ужасѣ разбѣжались; святый же, приведенный къ котлу, остался одинъ, славя Бога; преклонивъ колѣна, онъ помолился и источилъ изъ земли, на которой стоялъ, родникъ. Сюда къ нему пришелъ жрецъ Виталій и многіе другіе язычники; наученные вѣрѣ Христовой, они всѣ крестились отъ святаго Артемона.

Въ ту же ночь былъ святому мученику голосъ свыше:

— «Оставь городъ и иди въ Асію, на мѣсто, извѣстное подъ именемъ Вули, которое находится на побережьи моря; тамъ ты найдешь Александра и его матерь Пиронію: съ ними вмѣстѣ ты будешь многихъ избавлять отъ бѣсовъ и исцѣлять отъ болѣзней, и многіе, просвѣщенные тобою свѣтомъХристова ученія, прославятъ Бога».

Съ наступленіемъ утра собрались ко святому всѣ новообращенные: онъ же, взявъ Божественныя Тайны, преподалъ имъ честное Тѣло и честную Кровь Христову говоря:

— «Сей хлѣбъ есть Тѣло Христово, а сія чаша есть Кровь Христова, пролитая за ваши души; блюдитесь, чада, чтобы кто-нибудь изъ васъ не отпалъ отъ любви Христовой, пребывайте непоколебимы въ вѣрѣ, а мнѣ повелѣно идти въ Асію».

Епископъ же кесарійскій, услыхавъ о всемъ происшедшемъ со святымъ Артемономъ и узнавъ, что онъ крестилъ многихъ и учитъ, проповѣдуя Евангеліе, пришелъ къ нему съ христіанами и привѣтствовалъ его цѣлованіемъ; потомъ, сотворивъ молитву, онъ отмѣтилъ мѣсто, гдѣ страдалъ мученикъ, и впослѣдствіи выстроилъ здѣсь церковь; изъ крещенныхъ же святымъ Артемономъ онъ однихъ поставилъ во пресвитеры, другихъ во діаконы, а Виталія поставилъ епископомъ и подчинилъ ему палестинскую область. Святый же Артемонъ, простившись съ епископомъ и народомъ, отправился въ указанную ему асійскую страну; доро́гою онъ былъ восхищенъ ангеломъ и поставленъ на мѣстѣ, которое было открыто въ видѣніи; здѣсь, съ помощію Божіею, онъ сотворилъ много великихъ чудесъ и многихъ обратилъ ко Господу, научивъ истинѣ евангельской. Во время своей проповѣди святый Артемонъ былъ схваченъ язычниками и, по усѣченіи мечемъ, отошелъ въ вѣчныя обители для пріятія вѣнца отъ Христа Бога нашего, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ царствованіе Діоклитіана (съ 284 до 305) было издано четыре указа противъ христіанъ. Первый былъ объявленъ въ февралѣ 303 г. Этимъ указомъ предписывалось разрушеніе церквей и сожженіе св. книгъ, вмѣстѣ съ тѣмъ христіане лишались гражданскихъ правъ, чести, покровительства законовъ и своихъ должностей; рабы христіане утрачивали право на свободу, если, получивъ ее по какому-либо случаю, оставались въ христіанствѣ. Вскорѣ былъ изданъ второй указъ которымъ повелѣвалось всѣхъ предстоятелей церквей и другихъ духовныхъ лицъ заключать въ темницы; такимъ образомъ указъ касается однихъ только духовныхъ лицъ; послѣднихъ обвипили предъ императоромъ какъ зачинщиковъ возстанія въ Сиріи и Арменіи, къ несчастію для христіанъ начавшагося вслѣдъ за появленіемъ перваго указа. Въ томъ же 303 г. послѣдовалъ третій указъ: всѣхъ заключенныхъ на основаніи второго указа велѣно было принуждать къ принесенію жертвъ подъ опасеніемъ пытокъ за сопротивленіе. Наконецъ, въ 304 г. былъ обнародованъ послѣдній четвертый указъ, которымъ объявлялось повсюдное гоненіе на христіанъ; «великое гоненіе», о которомъ говорится въ данномъ житіи, очевидно относится къ гоненію, послѣдовавшему за четвертымъ указомъ. Изъ-за этого указа пролилось болѣе всего христіанской крови: онъ дѣйствовалъ цѣлыхъ 8 лѣтъ, до 311 г., когда императоръ Галерій особымъ указомъ объявилъ христіанство дозволенной религіей. Гоненіе Діоклитіана было послѣднимъ; въ немъ христіанство почти послѣ трехвѣковой борьбы одержало окончательную побѣду надъ язычествомъ.
[2] Эта область находится въ Малой Азіи.
[3] Артемида — богиня охоты у грековъ, первоначально, вѣроятно, богиня луны.
[4] Асклипій или Асклепій — богъ врачеванія.
[5] Аполлонъ — богъ солнца, покровитель искусствъ.
[6] Святый Артемонъ упоминаетъ здѣсь о слѣдующемъ событіи ветхозавѣтной исторіи. Когда Авраамъ возвращался послѣ побѣды надъ царями, захвативщими въ плѣнъ его родственника Лота, то ему навстрѣчу вышелъ съ хлѣбомъ и виномъ Мельхиседекъ, царь Салимскій и священникъ Бога Вышняго и благословилъ Авраама (Быт. 14, 1-20; Евр. 7, 1); въ этомъ благословеніи выразилооь болѣе высокое достоинство Мельхиседека предъ Авраамомъ, ибо, говоритъ св. ап. Павелъ, безъ всякаго прекословія меньшій благословляется бо́льшимъ (Евр. 7, 7).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 186-195.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0