Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двѣнадцатый.

Сказаніе о святомъ Василіи, епископѣ Рязанскомъ [1].

Святый Василій началъ свое архипастырское служеніе въ Муромѣ, одномъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ [2], принадлежавшемъ въ его время (въ XIII вѣкѣ) къ Муромско-Рязанскому княжеству, а закончилъ въ Рязани.

Ни о происхожденіи и воспитаніи, ни о начальныхъ подвигахъ, ни о годѣ вступленія святителя на муромскую каѳедру, ни о пастырскихъ трудахъ и скорбяхъ его не сохранилось извѣстій [3]. Извѣстно только, при какихъ обстоятельствахъ епископъ Василій, «мужъ праведный и благочестивый», оставилъ Муромъ. Врагъ человѣческаго спасенія и древній губитель душъ христіанскихъ началъ всячески вредить святому: желая выставить его блудникомъ, діаволъ принималъ видъ дѣвицы и являлся въ окнѣ святительской келліи предъ народомъ, иногда же выходилъ въ такомъ видѣ изъ храмины епископа. И народъ и бояре не разъ видѣли это и обвинили праведника въ нечистой жизни, потомъ рѣшили наказать его своею властью, помимо высшаго церковнаго суда. Въ одинъ день къ вечеру собрались они, пришли къ храминѣ своего епископа, и вотъ предъ многолюдной толпой дѣвица побѣжала по ступенямъ лѣстницы, ведущей въ келлію святаго Василія, держа сапоги въ рукахъ своихъ. Возмущенный народъ громко закричалъ:

— «О, епископъ! непозволительно тебѣ имѣть дѣвицу въ храминѣ своей, на ложѣ своемъ».

Святый Василій сказалъ народу:

— «Неповиненъ я этому блудному дѣлу».

Слыша это, народъ еще громче кричалъ:

— «Лжешь ты, епископъ, ибо мы всѣ видѣли дѣвицу, бѣжащую къ тебѣ».

Видѣлъ праведникъ мятежъ; слышалъ шумъ собравшагося народа; до него долетали угрозы: «убьемъ его за это». Тогда онъ обращается къ своимъ обвинителямъ съ мольбою:

— «Дайте мнѣ не много времени — только до третьяго часа утра».

Народъ внялъ просьбѣ владыки и разошелся по домамъ. Тогда святый Василій сталъ на молитву, въ храмѣ во имя страстотерпцевъ Бориса и Глѣба отслужилъ всенощную, потомъ литургію и отсюда отправился въ главный храмъ города во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Предъ иконой Пречистой, принесенной изъ Кіева просвѣтителемъ Мурома, благовѣрнымъ княземъ Константиномъ [4], горячо молился святитель. Окончивъ молебное пѣніе, онъ взялъ на руки святую икону Богоматери съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, такъ какъ на Заступницу нашу онъ возложилъ надежду своего спасенія, и пошелъ изъ церкви Благовѣщенія — изъ своего каѳедральнаго храма на рѣку Оку, на высокомъ берегу которой стоялъ храмъ [5]. Народъ и вельможи, собравшись изгнать своего владыку, по ихъ мнѣнію, недостойнаго, хотѣли дать ему судно, чтобы онъ плылъ на немъ, куда хочетъ. Но святому не понадобилась услуга оскорбившей его паствы. Онъ стоялъ на берегу Оки съ Богородичнымъ образомъ, потомъ, снявъ съ себя мантію, простеръ ее по водѣ и вступилъ на мантію, держа святую икону. И тотчасъ святый Василій быстро понесся противъ теченія рѣки. Увидѣвъ такое чудо, всѣ муромцы отъ стара и до мала со слезами говорили въ слѣдъ ему:

— «О, святый владыко Василій! Прости насъ грѣшныхъ рабовъ твоихъ, согрѣшившихъ предъ тобою. Кому оставляешь насъ сирыхъ? Не забудь насъ рабовъ твоихъ».

Но святитель былъ уже далеко: во мгновеніе ока онъ исчезъ изъ глазъ Муромскаго народа вверхъ по Окѣ [6]. Это чудо произошло въ третьемъ часу дня, и въ тотъ же день, въ девятомъ часу [7] святый Василій принесенъ былъ на мѣсто, называемое Старая Рязань, отъ Мурома вверхъ по Окѣ болѣе чѣмъ на двѣсти верстъ. Въ то время князья Рязанскіе жили здѣсь [8]. Съ большимъ торжествомъ встрѣченъ былъ святый Василій въ Рязани: самъ князь, все духовенство города съ крестнымъ ходомъ вышли на встрѣчу ему. Князь принялъ святителя съ большою радостью, радовались и жители Рязани [9].

Съ того времени престолъ епископскій навсегда перешелъ изъ Мурома въ Рязань, и епископы, живя здѣсь, стали именоваться Рязанско-Муромскими. Каѳедральный храмъ Рязанской епархіи былъ во имя благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, такъ какъ святый Глѣбъ признавался покровителемъ Рязанско-Муромской области. Чудотворная икона, которую принесъ на своихъ рукахъ святый Василій, осталась въ Рязани и донынѣ находится здѣсь въ каѳедральномъ соборѣ. Она называется Муромскою, а въ память того, что предъ нею молился святый Василій, оскорбленный напраснымъ обвиненіемъ своей паствы, именуется еще — «Моленіе святаго Василія» [10].

Не имѣется свѣдѣній о томъ, какъ протекла жизнь и дѣятельность святаго Василія въ Рязани, но можно думать, что и здѣсь онъ претерпѣлъ рядъ скорбей, лишеній и огорченій. Княжество Рязанское въ то время окрайное, близкое къ Ордѣ, много терпѣло отъ нападеній Татаръ. Въ 1277 году Татары приходили на Рязань и, надѣлавши много зла, возвратились домой. Прошло десять лѣтъ и случилось новое бѣдствіе: Элортай изъ Орды приходилъ ратью на Рязань, Муромъ и Мордву и, сотворивъ много зла, ушелъ восвояси. Ужасы татарскаго нашествія, вмѣстѣ съ вѣрной паствой своей, пережилъ и святый Василій. Возможно, что въ его время перенесены были изъ Старой Рязани, разоренной Татарами, въ Переяславль Рязанскій столица княжества и престолъ епископіи. Такъ говорится въ службѣ святому Василію, гдѣ изображается «шествіе святителя на мантіи по водамъ въ богоспасаемый градъ Переяславль». То же самое утверждаютъ и мѣстныя преданія. Разсказываютъ, будто сторожъ церкви Бориса и Глѣба, старецъ благочестивой жизни, цѣлую недѣлю мелъ и чистилъ въ церкви и вокругъ нея передъ прибытіемъ святителя въ Переяславль Рязанскій. Священники спросили его, почему онъ такъ хлопочетъ. Старецъ отвѣчалъ:

— «Великій гость прибудетъ къ намъ».

Другое преданіе гласитъ, что въ Переяславлѣ Рязанскомъ торжественно не встрѣчали святаго Василія. Первыя увидали его по рѣкѣ Трубежу на мантіи съ образомъ Богородицы двѣ женщины, пришедшія на рѣку за водою.

Переселеніе святаго Василія изъ Старой Рязани въ Переяславль Рязанскій, по одному извѣстію, произошло въ 1291 году.

Недолго пастырствовалъ святый Василій въ Переяславлѣ: въ 1295 году онъ скончался. Честныя мощи его были погребены въ храмѣ святыхъ Бориса и Глѣба.

Память святителя Василія стала праздноваться издавна. 10 іюня 1609 года архіепископъ Рязанскій Ѳеодоритъ [11] открылъ нетлѣнныя мощи святаго Василія и неренесъ ихъ торжественно изъ Борисоглѣбской церкви въ соборъ Успенскій (нынѣ Рождественскій [12]). Они положены подъ спудомъ. Съ тѣхъ поръ началось его мѣстное чествованіе. Прибѣгающіе съ вѣрою къ ракѣ мощей его получаютъ помощь и заступленіе. Чаще всего обращаются къ святому Василію отправляющіеся въ путь, особенно по водамъ, вѣруя, что онъ спасаетъ въ пути — на сушѣ отъ напасти, на водахъ отъ потопленія. Празднованіе святителю Василію, кромѣ 12 апрѣля, совершается еще 10 іюля, 31 мая и въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ.

Примѣчанія:
[1] Въ древнихъ лѣтописяхъ о св. Василіи содержится одно только краткое извѣстіе, именно о его кончинѣ. Сказаніе о немъ, написанное по слуху, изъ народнаго преданія, появилось въ XVI в. Его авторомъ, какъ предполагаютъ, былъ Ермолай, протопопъ Московскаго придворнаго собора Спаса на Бору.
[2] Муромъ — уѣздн. городъ Владимір. губ., существовалъ до призванія Варяговъ.
[3] Въ древнемъ сказаніи современнымъ св. Василію Муромскимъ княземъ названъ Георгій Ярославичъ, обновитель Мурома (1345-1354 гг.). Но это едва ли вѣрно: дѣятельность св Василія I, епископа Рязанскаго, падаетъ на болѣе раннее время — скончался онъ, какъ говоритъ лѣтопись, въ 1295 г. Если же излагаемое здѣсь сказаніе относить къ Василію II, епископу Рязанскому, какъ дѣлаютъ это нѣкоторые историки, то опять таки нельзя согласить времени княженія Георгія Ярославича съ временемъ управленія названнаго святителя: князь скончался въ 1354 г., Василій II поставленъ св. митр. Алексіемъ послѣ кончины князя, въ 1356 г. — Затѣмъ, по сказанію о св. Василіи, Старая Рязань тогда была населеннымъ городомъ, мѣстожительствомъ князей Рязансквхъ, но такъ было въ XIII стол., въ половинѣ же XIV в., она, разоренная Татарами, лежала въ развалинахъ; стольнымъ городомъ княжества сталъ Переяславль Рязанскій — нынѣшняя Рязань. Наконецъ, вѣра и преданіе церкви Рязанской стоятъ за то, что ниже передаваемое сказаніе относится къ епископу Василію I, а не къ Василію II.
[4] Память благовѣрнаго кн. Константина 21 мая.
[5] На мѣстѣ древняго Благовѣщенскаго собора (въ концѣ г. Мурома, къ сѣверо-западу, въ такъ называемомъ Старомъ Городищѣ, на небольшой возвышенности недалеко отъ р. Оки) основанъ царемъ Іоанномъ Грознымъ въ 1563 г. Благовѣщенскій мужской монастырь, существующій донынѣ. Въ главномъ храмѣ монастыря открыто почиваютъ мощи благовѣрнаго князя Константина, просвѣтителя Мурома, и его двухъ сыновей Михаила и Ѳеодора.
[6] Съ того времени за Муромцами осталось народное прозвище — «святогоны».
[7] Въ древней Руси часы дня считались отъ восхода солнца.
[8] Столица древнихъ Рязанскихъ князей въ настоящее время есть село Старая Рязань на Окѣ, въ 50 верстахъ внизъ отъ нынѣшней Рязани и въ 2 верстахъ внизъ отъ уѣзднаго города Спасска.
[9] Рязанскимъ княземъ былъ въ то время, вѣроятно, Ѳеодоръ Романовичъ (1270-1294 гг.).
[10] Какъ чудотворной иконѣ, впослѣдствіи стали совершать и доселѣ совершаютъ въ честь ея празднество въ первую недѣлю по Пасхѣ. — Въ «Книгѣ глаголемой о святыхъ» сообщается, что св. Василій приплылъ на мантіи не только съ образомъ Пресвятой Богородицы, но и «со двумя колоколы». Однако сообщеніе это ничѣмь еще не подтверждается.
[11] Ѳеодоритъ укравлялъ Рязанской епархіей съ 1605 г. по 1617 г.
[12] Въ 1836 г. на средства одного почитателя св. Василія, на мѣстѣ обрѣтенія его мощей сооруженъ чугунный памятникъ, на четырехъ сторонахъ котораго изображены главныя событія изъ жизни святителя.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 570-574.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0