Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двѣнадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Исаака Сирина.

Святый Григорій Двоесловъ, папа Римскій, въ своемъ діалогѣ [1] съ діакономъ Петромъ разсказываетъ слѣдующее о святомъ Исаакѣ. Во времена древнихъ готовъ близъ города Сполето жилъ весьма праведный мужъ по имени Исаакъ; онъ пробылъ здѣсь до конца владычества готовъ [2], и его знали многіе жители Рима. Изъ нихъ особенно чтила святаго Исаака одна дѣвица Грегорія, жившая въ Римѣ при храмѣ Пресвятой Богородицы. Во дни своей юности Грегорія была обручена, но, когда настало время бракосочетанія, она поспѣшила въ церковь, желая получить иноческій образъ; преподобный Исаакъ избавилъ Грегорію отъ родственниковъ, хотѣвшихъ силою извлечь ее изъ церкви и, при содѣйствіи Божіемъ, постригъ ее въ инокини; такимъ образомъ Грегорія, презрѣвъ земного жениха, удостоилась обрученія Небесному. О святомъ Исаакѣ святый Григорій Двоесловъ узналъ особенно много отъ честнаго отца Елевѳерія, находившагося въ близкихъ отношеніяхъ съ преподобнымъ, и то, что онъ передавалъ о святомъ Исаакѣ, вполнѣ подтверждалось другими свѣдѣніями о его жизни. Святый Исаакъ былъ родомъ не изъ Италіи, но мы опишемъ здѣсь лишь тѣ чудеса, которыя онъ содѣялъ въ этой странѣ. Когда преподобный Исаакъ пришелъ изъ Сиріи въ Сполето, то онъ прежде всего вошелъ въ церковь; здѣсь онъ попросилъ пономарей разрѣшить ему молиться въ церкви столько времени, сколько онъ хочетъ, хотя бы даже онъ пожелалъ остаться на ночь въ храмѣ, когда уже будутъ закрыты церковныя двери. И, ставъ на молитву, онъ безъ отдыха провелъ въ ней двое сутокъ съ половиной. Замѣтивъ это, одинъ изъ пономарей, отличавшійся гордостью, — послѣдняя и довела его до согрѣшенія, возбудивъ въ немъ несправедливое негодованіе на преподобнаго, — началъ поносить святаго Исаака бранными словами, называя его лицемѣромъ, притворно молившимся почти трое сутокъ для пріобрѣтенія извѣстности; затѣмъ, подойдя къ преподобному, онъ ударилъ его по щекѣ, требуя, чтобы тотъ, какъ лицемѣръ, оставилъ съ безчестіемъ храмъ. Тотчасъ же этого пономаря постигло наказаніе: по Божію попущенію на него внезапно напалъ нечистый духъ и, причиняя ему сильныя мученія, повергъ его къ ногамъ Божія человѣка съ крикомъ: «Исаакъ меня изгонитъ!» Никто до этого объявленія имени нечистымъ духомъ не зналъ, какъ называется странникъ. Преподобный наклонился надъ мучимымъ и его тотчасъ оставилъ нечистый духъ. Вѣсть о происшедшемъ въ церкви быстро разнеслась по городу, и тотчасъ мужи и жены, богатые и бѣдные поспѣшили ко храму, чтобы пригласить въ свой домъ угодника Божія; одни обѣщали ему устроить монастырь съ селами и имѣніями, другіе желали его снабдить пищею и всѣмъ необходимымъ для жизни. Но рабъ всесильнаго Бога отринулъ всѣ обѣщанія предлагавшихъ: выйдя изъ города онъ нашелъ невдалекѣ пустынное мѣсто, гдѣ создалъ себѣ маленькую келлію. Сюда къ нему стало стекаться много народа: видя его добродѣтельное житіе нѣкоторые изъ приходившихъ возгорѣлись любовію къ вѣчной жизни и подъ руководствомь преподобнаго посвятили себя исключительно на служеніе Богу; такимъ образомъ создался монастырь. Когда ученики святаго Исаака просили его, чтобы онъ ради монастырскихъ нуждъ принималъ приносимые ему дары, то онъ, твердо сохраняя нищелюбіе, отвѣчалъ: монахъ, пріобрѣтающій имѣнія, уже не монахъ; онъ такъ же боялся утратить свою нищету, какъ богатые скупцы опасаются потерять свои сокровища.

Святый Исаакъ былъ одаренъ духомъ пророческимъ; благодаря своимъ чудесамъ и своей, сіявшей какъ свѣтъ, добродѣтельной жизни, онъ сдѣлался извѣстенъ всѣмъ жителямъ той страны. Однажды, когда день уже склонялся къ вечеру, онъ велѣлъ братіи бросить въ огородъ всѣ заступа, какія только имѣлись въ монастырѣ, и, когда на другой день братія встали для утренняго молитвословія, преподобный сказалъ: съ восходомъ солнца приготовьте для нашихъ работниковъ пищу. Послѣ того какъ въ указанное время была приготовлена пища, святый Исаакъ, велѣлъ захватить ее, отправился съ братіей въ огородъ; здѣсь они нашли столько работниковъ, сколько вечеромъ было брошено заступовъ. Послѣдніе были воры и проникли въ огородъ съ цѣлію грабежа; но, войдя въ него, они оставили свое дурное намѣреніе и, взявъ находившіеся здѣсь заступа начали работать съ перваго часа, когда проникли въ огородъ, до времени прихода къ нимъ преподобнаго; за это время они вскопали всю невоздѣланную въ огородѣ землю. Подойдя къ нимъ, святый Исаакъ сказалъ: "радуйтесь, братіе! оставьте работы, потому что вы много потрудились за ночь". Отдавъ имъ принесенную съ собою пищу онъ просилъ ихъ подкрѣпиться и отдохнуть отъ трудовъ. Когда они насытились, преподобный обратился къ нимъ съ такими словами: «оставьте съ этого времени всякія поползновенія къ совершенію дурныхъ дѣлъ; если вамъ понадобится что-нибудь изъ огородныхъ растеній, то входите открыто, просите нужнаго и берите съ благословеніемъ; воровство бросьте». Потомъ преподобный приказалъ собрать имъ столько ярового хлѣба, сколько они желали. Такимъ образомъ вошедшіе въ огородъ съ дурнымъ намѣреніемъ, отягощавшимъ грѣхомъ душу, удалились изъ него безъ грѣха, съ благословеніемъ, неся награду за свой трудъ. Въ другое время ко святому Исааку пришли какіе-то странники, одѣтые въ ветхое рубище и просили у него одежды. Велѣвъ имъ немного обождать, преподобный призвалъ одного изъ своихъ учениковъ и сказалъ ему тайно: поди въ рощу за монастыремъ, тамъ въ одномъ мѣстѣ есть дерево съ дупломъ; тѣ одежды, которыя найдешь въ немъ, возьми и принеси сюда. Братъ отправился куда было указано и, поискавъ, дѣйствительно нашелъ въ дуплѣ спрятанныя одежды; захвативъ, онъ отдалъ ихъ наединѣ учителю. Получивъ одежды, угодникъ Божій отдалъ ихъ странникамъ со словами: такъ какъ вы наги, то вотъ возьмите и одѣньте. Они взяли и узнали въ одеждахъ свои собственныя, нарочно спрятанныя ими; ихъ объялъ великій стыдъ, потому что думая обманомъ получить чужую одежду, они принуждены были принять свою. Случилось также, что одинъ благочеетивый человѣкъ послалъ преподобному со слугою двѣ корзины съ яствами, прося святаго помолиться о немъ. Слуга одну корзинку спряталъ дорогой, а другую принесъ угоднику Божію, передавъ просьбу пославшаго. Молча принявъ корзину, святый Исаакъ затѣмъ далъ такое наставленіе слугѣ: я пріемлю дары, ты же смотри, прикасайся осторожнѣе къ скрытой тобою на пути корзинѣ: въ нее влѣзла змѣя, и если ты, не остерегшись, протянешь руку, она ужалитъ тебя. Эти слова сильно устыдили слугу и возбудили въ немъ съ одной стороны боязнь, а съ другой радость при мысли, что узналъ о змѣѣ, отъ которой могъ бы умереть.

Такъ повѣствуетъ святый Григорій Двоесловъ о преподобномъ Исаакѣ Сирянинѣ. Отъ него сохранилась книга «подвижническихъ словъ», заключающая въ себѣ весьма полезныя наставленія для иноковъ; за свою жизнь онъ и самъ удостоился отъ Бога вписанія въ книгу живота вѣчнаго и съ сонмомъ святыхъ предстоитъ одушевленному Слову Отчу, Христу Сыну Божію, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Этотъ діалогъ или разговоръ содержится въ извѣстномъ сочиненіи святаго Григорія Великаго (540-604): «Собесѣдованія о жизни и чудесахъ италійскихъ отцевъ», за которое онъ и получилъ названіе Двоеслова. Сочиненіе состоитъ изъ четырехъ книгъ и содержитъ въ себѣ разсказы о подвигахъ благочестивыхъ людей, совершаемыхъ ими при содѣйствіи благодати Божіей; свѣдѣнія для этихъ разсказовъ святый Григорій заимствовалъ частію изъ собственныхъ разговоровъ съ италійскими отцами, частію ихъ доставлялъ ему епископъ Сиракузскій Максимиліанъ.
[2] Приблизительно до начала второй половины VI в., когда окончательно пало владычество готовъ въ Италіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 178-181.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0