Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двѣнадцатый.

Житіе преподобной матери нашей Аѳанасіи.

Описаніе жизни и подвиговъ святыхъ для назиданія читающихъ или слушающихъ есть не только заслуживающее похвалы и спасительное дѣло, но и — исполненіе апостольской заповѣди, повелѣвающей совершать воспоминанія въ честь ихъ. Это и заставляетъ насъ предложить, хотя бы краткое, повѣствованіе о жизни блаженной Аѳанасіи, тѣмъ болѣе, что добрые примѣры ея жизни, какъ событія уже давно минувшаго времени, могутъ забыться, и многіе лишились бы такимъ образомъ весьма назидательныхъ уроковъ для своей души.

Эта достойная восхваленія и соименная безсмертію жена [1], явившаяся въ своей добродѣтельной жизни вѣрной и благой рабой небеснаго Владыки, происходила отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей, — Никиты и Маріи; они жили на островѣ Эгинѣ [2], гдѣ и родилась отроковица, ставшая впослѣдствіи избраннымъ сосудомъ Святаго Духа. Еще въ семилѣтнемъ возрастѣ она быстро выучилась чтенію псалтири и, отличаясь любовію къ книгамъ, особенно прилежно занималась чтеніемъ святаго писанія. Однажды, во время работы за ткацкимъ станкомъ, она увидѣла спускавшуюся къ ней сверху блестящую звѣзду, которая, дойдя до ея персей и освѣтивъ ее всю, исчезла. Съ этого времени отроковица просвѣтилась душею: возненавидѣвъ суету міра, она рѣшила идти въ монастырь. Но родители сильно воспротивились благому намѣренію своей дочери и принудили ее, вопреки желанію, выйдти замужъ. Въ бракѣ она прожила лишь шестнадцать дней, послѣ чего неожиданно овдовѣла: внезапно на ту страну напали дикіе мавры, такъ что мужъ Аѳанасіи долженъ былъ идти на войну, гдѣ и былъ, по неисповѣдимому промыслу Божію, убитъ. Овдовѣвъ, Аѳанасія снова рѣшила удалиться въ монастырь, но, прежде чѣмъ она успѣла привести въ исполяеніе свое желаніе, пришелъ указъ царя, требующій, чтобы дѣвы и молодыя вдовы вступали въ бракъ съ его воинами. Убѣждаемая своими родителями, Аѳанасія вторично вышла замужъ. И въ новомъ замужествѣ она не оставляла заботы о своемъ спасеніи: не прельщаясь удовольствіями и не предаваясь излишней заботѣ о временныхъ благахъ, она почти все время проводила или въ чтеніи святаго писанія, или въ пѣніи псалмовъ. Кротость и искреннее смиреніе составляли ея главное украшеніе, поэтому домашніе не могли не относиться къ ней иначе, какъ съ любовію, а сосѣди, знавшіе ея добродѣтельную жизнь, — не отзываться о ней съ похвалою. Она такъ любила помогать бѣднымъ, что иногда въ ея богатомъ домѣ не находилось уже ничего для подаянія: она съ честію принимала приходящихъ къ ней иноковъ и странныхъ, съ любовію давая имъ пріютъ; вдовымъ, сирымъ и всѣмъ нуждающимся она щедро раздавала необходимое для жизни. Одно время, когда насталъ въ той странѣ сильный голодъ, многихъ доведшій до нищеты, Аѳанасія кормила не только единовѣрныхъ, но и жившихъ тамъ язычниковъ: умирая отъ голода, приходили они къ блаженной Аѳанасіи, и она давала имъ не только пищу и одежду, но и все остальное, въ чемъ они нуждались, исполняя такимъ образомъ слово Господне: будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть, яко солнце Свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя (Лук. 6, 36; Матѳ. 5, 45). Въ воскресные и праздничные дни Аѳанасія радушно приглашала къ себѣ своихъ сосѣдокъ и читала имъ святое писаніе, внушая имъ любовь къ Богу и наставляя ихъ въ добродѣтельной жизни. Такъ постоянно возрастая въ богоугодной жизни, Аѳанасія украшалась добродѣтелями подобно тому, какъ поле весной украшается цвѣтами. По истеченіи нѣсколькихъ лѣтъ замужества, она убѣдила своего мужа отречься отъ міра съ его соблазнами и пойти въ монастырь: онъ внялъ наставленіямъ своей супруги и, сдѣлавшись истиннымъ, проводившимъ достойную своего званія жизнь, инокомъ, съ миромъ, спустя нѣкоторое время послѣ постриженія, отошелъ ко Господу.

Оставшись свободной, блаженная Аѳанасія посвятила всю свою жизнь исключительно на служеніе Богу. Найдя другихъ благочестивыхъ женъ, обладавшихъ такою же любовію къ Богу и имѣвшихъ одинаковыя съ нею намѣренія, она съ радостію примкнула къ нимъ. Вскорѣ, раздавши свое имѣніе нищимъ и постригшись отъ одного благочестиваго старца, жены удалились отъ міра, избравъ для безмолвной жизни нѣкоторое уединенное мѣсто. Спустя три или четыре года, не смотря на отказъ блаженной Аѳанасіи, жены убѣдили ее принять надъ ними начальство. Но она, хотя и носила званіе игуменіи, считала себя за послѣднюю между ними по заповѣди Господней: иже хощетъ въ васъ вящшій быти, да будетъ вамъ слуга (Матѳ. 20, 26). И трудно подыскать слова для выраженія всей высоты ея смиренія: считая себя недостойной даже пребыванія среди женъ, она тѣмъ болѣе считала себя недостойной принимать отъ нихъ услуги: она, поэтому, не позволяла никогда ни одной изъ нихъ прислуживать себѣ, хотя бы возлить на руки воду. Воздержаніе ея было очень велико: только вечеромъ вкушала она немного хлѣба и воды пила не болѣе того, сколько нужно для утоленія жажды; елей и вино, сыръ и рыбу она употребляла съ благодареніемъ Богу только лишь въ праздники Рождества Христова и Свѣтлаго Христова Воскресенія; во святую четыредесятницу и остальные посты пищею ей служила одна не вареная зелень, которую она принимала лишь черезъ два дня; воды же въ тѣ дни она употребляла какъ можно меньше. Камни, положенные на землѣ и покрытые острою влясяницею, были для нея постелью, которую каждую ночь, подобно Давиду (Псал. 6, 7), она обливала своими слезами; и эти слезы, возбуждаемыя любовію къ Богу и сознаніемъ своей грѣховности, при молитвахъ и псалмопѣніяхъ лились изъ ея очей, какъ потоки. Верхняя одежда Аѳанасіи состояла изъ овечьей шерсти; на тѣлѣ же она носила острую власяницу. Спала она очень немного, но бо́льшую часть ночи проводила въ усердной молитвѣ къ Богу и въ благочестивыхъ размышленіяхъ, а днемъ или одна или вмѣстѣ съ другими женами она занималась пѣніемъ псалмовъ. Она, заботилась о томъ, чтобы ни одинъ часъ не проходилъ безъ молитвы, постоянно славословила Господа, подражая Давиду, который говоритъ: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устѣхъ моихъ (Псал. 33, 2). До самой кончины своей, съ того дня какъ вошла въ монастырь, она ни разу не вкусила ни одного садоваго плода. Много горя видѣла Аѳанасія, управляя сестрами и заботясь объ нихъ, и однако, по смиренію и кротости, она ни одной изъ нихъ никогда не сказала укоризненнаго или оскорбительнаго слова; никто не слыхалъ отъ нея чего-либо обиднаго, ни малый, ни большой, ни рабъ, ни свободный; многократныя преслушанія со стороны сестеръ она переносила кротко и спокойно, надѣясь на воздаяніе въ будущей жизни. Послѣ четырехлѣтняго управленія сестрами блаженная Аѳанасія пришла къ мысли переселиться изъ этого мѣста въ другое, гдѣ было бы болѣе удобно служить Богу въ безмолвіи. По Божію усмотрѣнію онѣ нашли одного инока-старца, бывшаго священникомъ и игуменомъ, по имени Матѳея, человѣка добродѣтельнаго и святаго. Узнавъ о благомъ намѣреніи женъ, онъ указалъ имъ желаемое мѣсто на томъ же эгинскомъ островѣ: это была одна пустынная гора, въ которой сохранялась и древняя церковь во имя святаго первомученика Стефана. Увидя это мѣсто, преподобная Аѳанасія сказала: "я давно уже духомъ знала объ немъ и думаю, что мы проживемъ здѣсь до самой смерти". Преподобный Матѳей съ благословенія епископа той страны устроилъ при, церкви святаго Стефана обитель для блаженной Аѳанасіи съ сестрами.

Достойна упоминанія, хотя въ немногихъ словахъ, жизнь преподобнаго Матѳея. Этотъ преподобный отецъ возложилъ на себя великій подвигъ: каждую ночь онъ прочитывалъ псалтирь, присоединяя къ чтенію еще молитвы; когда же наставала необходимость подкрѣпиться сномъ, то онъ спалъ не лежа, но сидя и то самое малое время. При пѣніи псалмовъ, чтеніи молитвъ или при принесеніи Безкровной жертвы онъ приходилъ въ столь сильное умиленіе, что не могъ удержаться отъ слезъ, и присутствовавшіе не могли не извлечь для себя пользы изъ такого трогательнаго зрѣлища. Преподобный Матѳей носилъ одну только острую власяницу и совершенно изсушилъ великимъ воздержаніемъ и подвигами свою плоть. Особенную любовь имѣлъ онъ ко святому Евангелисту Іоанну Богослову, возлюбленному ученику Господа Іисуса Христа. Однажды лѣтомъ, въ день памяти святаго апостола, преподобный Матѳей, приступая къ совершенію Божественной литургіи, сказалъ одному изъ сослужившихъ ему пресвитеровъ: «кто достоинъ нынѣ того, чтобы быть во Ефесѣ и видѣть тамъ святаго Евангелиста Іоанна Богослова?» [3] Послѣ этихъ словъ онъ вздохнулъ отъ всего сердца и сильно заплакалъ. И произошло чудесное событіе: преподобный и два его сослужителя-священника узрѣли святаго Іоанна Богослова, стоящаго при престолѣ; видѣніе продолжалось до конца литургіи. Отъ этого зрѣлища святый Матѳей пришелъ въ такое умиленіе и исполнился такой духовной радости, что не могъ въ теченіе трехъ слѣдующихъ дней вкушать пищи. Однажды къ преподобному былъ приведенъ совершенно разслабленный человѣкъ: сжалившись надъ нимъ, онъ снялъ съ себя мантію и одѣлъ ею разслабленнаго, и тотъ тотчасъ выздоровѣлъ. Другой человѣкъ пришелъ къ нему, имѣя по дѣйству діавола перекошенное лице, и когда преподобный прикоснулся рукою къ его лицу, творя надъ нимъ крестное знаменіе, то оно приняло сейчасъ же свой обычный видъ. Также одна старица, мучимая нечистымъ духомъ, пришла ко святому и по его молитвамъ освободилась отъ мучителя. Подобнымъ же образомъ исцѣлена была и другая жена инокиня, тоже страдавшая отъ нечистаго духа.

Но этотъ, какъ видно изъ сейчасъ разсказаннаго, великій угодникъ Божій, получившій отъ Господа даръ исцѣленій, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ скончался въ водѣ насильственной смертью. Корабль, на которомъ ѣхалъ преподобный, направляясь въ Царьградъ, утонулъ со всѣми бывшими на немъ людьми. Островъ Эгина, поэтому, лишился мощей преподобнаго отца, которые для многихъ бы явились источникомъ исцѣленій. Послѣ него пресвитеромъ и игуменомъ былъ скопецъ отъ рожденія по имени Игнатій; по своей добродѣтельной жизни и дарамъ, полученнымъ отъ Господа, онъ былъ подобенъ преподобному Матѳею; не уклоняясь отъ пути богоугодной жизни до самой смерти, онъ честно отошелъ ко Господу; при гробѣ его изгонялись бѣсы и получались исцѣленія отъ болѣзней. — Теперь возвратимся опять къ повѣствованію о житіи преподобной Аѳанасіи.

Было сказано, что преподобная Аѳанасія обладала великою кротостію и смиреніемъ: почти постоянно молясь Богу, она, взирая на небо, видѣла иногда удивительное, возбуждавшее въ ней ужасъ, зрѣлище: она видѣла разсѣевающее солнечные лучи свѣтлое облако и по срединѣ его какого-то мужа, блиставшаго неизреченною красотою. Это многократное видѣніе возбуждало въ ней удивленіе и заставляло спрашивать себя: кто одарилъ мужа такою красотою? за какія добродѣтели онъ удостоился столь великаго прославленія? Во время этихъ размышленій ей послышался какъ будто бы голосъ, обращающійся къ ней съ такими словами: мужа, которому ты дивишься, украсило подобнымъ образомъ смиреніе, соединенное съ кротостью; знай, что черезъ эти добродѣтели и ты достигнешь того же.

Ежедневно, созерцая указанное чудесное явленіе, преподобная съ такою ревностію украшала себя смиреніемъ и кротостію, что трудно было подыскать подобнаго ей въ этомъ отношеніи человѣка: въ ней не было замѣтно и малѣйшаго слѣда гнѣва или превозношенія, она преуспѣвала и въ остальныхъ добродѣтеляхъ, почему и могло ея неомраченное грѣхомъ душевное око созерцать на небѣ чудесныя явленія. Вмѣстѣ съ тѣмъ Господь удостоилъ ее и дара чудотвореній. Однажды, когда она наединѣ предавалась благочестивымъ размышленіямъ, пришелъ къ ней человѣкъ, у котораго сильно болѣли глаза, и просилъ ее помолиться о немъ Богу. Она же со смиреніемъ и, какъ бы утѣшая его, сказала:

— «Я такъ же терплю глазную болѣзнь, терпи и ты, и Богъ тебѣ поможетъ».

Но онъ не отходилъ отъ нея, прося съ вѣрою исцѣленія. Тогда блаженная Аѳанасія возложила ему на глаза свою руку со словами: «Господь нашъ Іисусъ Христосъ, исцѣлившій слѣпого отъ рожденія, да даруетъ и тебѣ, братъ, совершенное исцѣленіе». И тотчасъ человѣкъ избавился отъ своей болѣзни.

Слава о блаженной Аѳанасіи распространилась по всей странѣ: множество больныхъ приходило въ монастырь, получая здѣсь по молитвамъ преподобной исцѣленія. При церкви святаго Стефана преподобная Аѳанасія устроила еще три: одну во имя Пресвятой Богородицы, другую во имя святаго Іоанна Предтечи, а третью во имя святителя и чудотворца Николая; особенно она украсила церковь Пресвятой Богородицы, получая все необходимое для ея устройства отъ благочестивыхъ людей, глубоко уважавшихъ преподобную.

Но слава и почетъ отъ людей, стѣсненія отъ приходящихъ породили въ ней недовольство и желаніе уединиться въ какомъ-либо иномъ мѣстѣ. Взявши двухъ сестеръ, Марину и Евпраксію, она тайно удалилась въ Константинополь, гдѣ и пробыла въ одномъ женскомъ монастырѣ семь лѣтъ. Сильно тоскуя по любимой, созданной ея трудами, церкви Пресвятой Богородицы, она часто говорила со слезами:

— «Стѣсненія и тщетное почитаніе человѣческое заставили меня удалиться отъ церкви Владычицы моей Богородицы; избѣгая суетной славы, я покинула великолѣпный храмъ Ея и сижу теперь здѣсь какъ странница».

Однако преподобная и тамъ не могла остаться въ неизвѣстности, и здѣсь Богъ прославилъ рабу Свою: она начала изгонять бѣсовъ и исцѣлять больныхъ. Молва о ней дошла и до сестеръ ея, жившихъ въ эгинскомъ монастырѣ: придя къ блаженной Аѳанасіи, они умоляли ее возвратиться съ ними въ свой монастырь, къ чему побуждало ее и нѣкоторое видѣніе. Преподобная сказала сестрамъ Евпраксіи и Маринѣ: «Пора намъ возвратиться къ себѣ: въ видѣніи я зрѣла открытую церковь Пресвятой Богородицы, откуда повелѣвалось намъ войти въ нее».

И, оставивъ Царьградъ, она возвратилась съ сестрами на островъ Эгину въ свой монастырь. Здѣсь, спустя короткое время послѣ возвращенія, она сильно разболѣлась и за двѣнадцать дней узнала о своей смерти: она видѣла двухъ мужей, одѣтыхъ въ бѣлыя ризы, которые, приблизясь къ ней, подали ей написанную хартію и сказали: вотъ свобода твоя; возьми и возвеселись. Придя въ себя послѣ видѣнія, она узнала, что скоро ей должно будетъ отойти ко Господу и, поэтому, она двѣнадцать дней пребыла въ молитвѣ и благочестивыхъ размышленіяхъ, не употребляя ни пищи, ни питья; окружавшимъ же ее сестрамъ она говорила:

— «Пойте, сестры мои, и непрестанно хвалите Бога, чтобы Онъ былъ милостивъ ко грѣхамъ нашимъ».

Когда насталъ двѣнадцатый день, преподобная сказала, обращаясь къ нимъ:

— «Помогите мнѣ, такъ какъ я уже очень ослабѣла, — идите въ церковь и докончите чтеніе псалтири, а я уже болѣе не могу, потому что почти совсѣмъ лишилась силъ».

Они съ плачемъ вопрошали ее:

— «До котораго псалма ты дочитала? откуда мы должны начать чтеніе?»

Она тихо отвѣчала:

— «Сейчасъ читаю девятидесятый псаломъ и болѣе не въ состояніи».

Сестры пошли и докончили чтеніе псалтири. Затѣмъ они пришли и пали предъ одромъ преподобной, прося у нея послѣдней о себѣ молитвы. Она помолилась за всѣхъ и, обнявъ Марину и Евпраксію, сказала:

— «Сестры мои возлюбленныя, вотъ въ этотъ день мы разлучаемся, но въ будущемъ вѣкѣ Богъ опять соединитъ насъ; да дастъ вамъ Господь миръ любви, единодушіе и да ниспошлетъ на васъ Свои щедроты».

Во время этихъ и другихъ ея прощальныхъ словъ лице ея просіяло какъ свѣтъ, такъ что присутствовавшіе исполнились удивленія и ужаса. Между тѣмъ приближался праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы, и преподобная говорила сестрамъ:

— «Смотрите, не забудьте чего-либо нужнаго къ празднику; пусть и служеніе совершается благочинно и сиротамъ, нищимъ и вдовымъ устройте праздничную трапезу; послѣ же Божественной литургіи предадите землѣ убогое мое тѣло».

Сказавъ это и обнявъ указанныхъ сестеръ, она почила о Господѣ, какъ бы уснувъ обычнымъ естественнымъ сномъ. Она была точно живая: сама смежила очи и сомкнула уста, такъ что не было нужды въ обычномъ по смерти служеніи. Сестры же, припадая къ ея тѣлу, такъ оплакивали сиротство свое:

— «Куда, говорили они, удалилась ты, святая матерь наша, соименная безсмертію? Неужели ты совсѣмъ оставила насъ осиротѣлыхъ, удалившись отъ глазъ нашихъ? Гдѣ мы увидимъ еще твое ангелоподобное лице? Гдѣ услышимъ твой голосъ, утѣшающій въ скорбяхъ и наставляющій на добрыя дѣла? Угасъ свѣтильникъ, вселявшій въ насъ бодрость и надежду! Вотъ ты спишь, а мы близки къ смерти отъ тоски по тебѣ; мы болѣе не увидимъ тебя, участвующую съ нами въ богослуженіи и поучающую насъ словами и собственнымъ примѣромъ. Господь взялъ тебя въ свои безсмертныя обители».

Съ такимъ плачемъ убирали они честное тѣло преподобной. Блаженная Аѳанасія скончалась 14 августа, въ навечеріе праздника Успенія Пресвятой Богородицы; въ самый же праздникъ она послѣ совершенія Божественной литургіи была съ честію погребена при неутѣшныхъ рыданіяхъ сестеръ. Сестра, пріявшая послѣ преподобной власть игуменіи не отходила день и ночь отъ ея гробницы, и явилась ей во снѣ святая Аѳанасія, говоря: «вѣрь, не сомнѣваясь, что въ сороковой день по своей кончинѣ я пріиму уготованное мнѣ отъ Господа». Игуменія, проснувшись, недоумѣвала, что означаютъ видѣніе и слова преподобной. Въ сороковой день сестры забыли, какъ иногда бываетъ, сотворить обычное поминовеніе, думая, что онъ настанетъ еще черезъ двое сутокъ. Въ этотъ день вечеромъ явилась святая игуменіи и сказала:

— «Зачѣмъ вы забыли сороковой день и нечего не сотворили для моего поминовенія, — не подали нищимъ и не приняли, какъ слѣдовало, желавшихъ помянуть меня».

Игуменія, вставши, тщательно сосчитала дни и убѣдилась, что дѣйствительно насталъ уже вечеръ сорокового дня, въ который надлежало совершать поминовеніе. Утромъ на слѣдующій день, когда совершали поминовеніе, во время Божественной литургіи, двѣ инокини, начальницы хора, которымъ Богъ отверзъ душевныя очи, увидѣли въ храмѣ дивное зрѣлище: въ храмъ вошли два благолѣпные мужа, одѣтые въ свѣтлыя ризы, ведя преподобную Аѳанасію; поставивъ ее предъ святымъ олтаремъ, они надѣли на нее украшенную драгоцѣнными камнями царскую порфиру и возложили на главу ея царскую корону, увѣнчанную сзади и спереди крестомъ, и дали въ руку, также украшенный драгоцѣнными камнями, золотой скипетръ, затѣмъ, взявши ее подъ руки, ввели царскими вратами во святый олтарь.

Въ Прологѣ повѣствуется еще слѣдующее о блаженной Аѳанасіи. Отходя ко Господу, она заповѣдала сестрамъ ежедневно, въ теченіе всего сорокоуста, ставить нищимъ поминальную трапезу. Но они исполняли ея повелѣніе лишь до девятаго дня, а потомъ перестали. Тогда святая явилась имъ съ двумя ангелами и сказала:

— «Зачѣмъ вы забыли мое завѣщаніе? Знайте, что милостыня и молитвы іерейскія, приносимыя за душу въ теченіе сорока дней, умилостивляютъ Бога: если души усопшихъ были грѣшны, то Господь даруетъ имъ отпущеніе грѣховъ; если же они праведны, то молящіеся за нихъ будутъ награждены благодѣяніями».

Сказавъ это, преподобная воткнула въ землю свой жезлъ и стала невидима; сестры, вставши утромъ и видя жезлъ ея расцвѣтшій, прославили Творца всего Бога. Такъ повѣствуетъ Прологъ.

Спустя годъ послѣ преставленія преподобной Аѳанасіи, въ день ея поминовенія, пришли, какъ разсказываетъ Метафрастъ, въ монастырь два священныхъ мужа, приведя съ собою женщину, мучимую злыми духами. Снявъ съ гробницы покровъ, они раскопали землю и выняли самый гробъ съ тѣломъ преподобной, и тотчасъ удалились нечистые духи, и женщина сдѣлалась здоровой. Отъ гроба же распространялось благоуханіе, и окружающіе увидѣли каплющее изъ него мѵро. Тогда открыли гробъ и глазамъ присутствовавшихъ явилась преподобная точно сейчасъ только уснувшая: лице ея сіяло благолѣпіемъ; тѣло, источавшее мѵро, было мягко, такъ что руки сгибались; ничто не подверглось тлѣнію. Это зрѣлище исторгло у всѣхъ изъ очей невольныя, радостныя слезы. Священные мужи, закрывъ гробъ, рѣшили не полагать мощей въ землю, но поставить ихъ открыто въ храмѣ, что́ и исполнили; потомъ, устроивъ новую гробницу, переложили въ нее честныя мощи блаженной Аѳанасіи. Инокини же, снявъ съ мощей власяную одежду, приготовили новую, шелковую, но когда хотѣли облечь въ нее честныя мощи, то не могли этого сдѣлать по нежеланію святой Аѳанасіи. Она, какъ живая, крѣпко держала руки при персяхъ, противясь намѣренію сестеръ: она не желала шелковой одежды, и по смерти любя нищету. Одна изъ инокинь, за свою добродѣтельную жизнь ставшая избраннымъ сосудомъ Святаго Духа, преклонила колѣна и молилась, обращаясь къ преподобной какъ-бы живой:

— «Госпожа наша, какъ во время своей жизни съ нами ты всегда оказывала безпрекословное послушаніе, такъ и теперь благоволи послушать насъ и облачиться этою приносимою нами смиренною одеждою».

Когда она помолилась, преподобная Аѳанасія послушала ее, и, о, чудо! поднявшись, сѣла, простерши руки для одѣянія; послѣ же облеченія она опять легла во гробъ. И много чудесъ совершалось при ея святыхъ мощахъ: получались исцѣленія отъ всякаго рода болѣзней, бѣсы оставляли людей по ея святымъ молитвамъ; не достанетъ даже времени для подробнаго описанія всѣхъ ея чудесъ, и пусть не сожалѣютъ объ этомъ читающіе или слушающіе ея житіе; будемъ довольствоваться хотя и краткимъ, но все-таки полезнымъ повѣствованіемъ о преподобной.

Ты же, блаженная Аѳанасія, почтенная именемъ безсмертія, сожительница божественныхъ ангеловъ и евангельски ради Христа обнищавшая, и обогатившаяся божественными дарами, всегда плакавшая и ничѣмъ не нарушимое утѣшеніе обрѣтшая, въ жаждѣ и алчбѣ временную жизнь проводившая и вѣчное блаженство получившая, къ нищимъ милостивая и отъ Бога помилованная, ты, за чистоту сердечную пріявшая свѣтъ Святаго Духа и миръ въ душу свою, содѣлавшаяся храмомъ Святаго Духа и сокровищницею добродѣтелей на земли, за что и сподобилась неизреченнаго прославленія на небеси, ты, водворившаяся въ сонмѣ святыхъ и раздѣляющая блаженство съ ними, помяни и насъ, восхваляющихъ твое добродѣтельное житіе и съ радостію духовною почитающихъ твою память. Призри на житіе наше, проводимое среди мятежныхъ мірскихъ волнъ, чтобы молитвами твоими праведно поживши, мы избѣжали діавольскихъ сѣтей и сподобились вмѣстѣ съ тобою вѣчнаго блаженства благодатію Господа нашего Іисуса Христа, съ Нимъ же Отцу и Святому Духу слава, честь и поклоненіе и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Аѳанасія съ греческаго языка въ переводѣ на русскій значитъ «безсмертіе».
[2] Островъ этотъ находится близъ Греціи.
[3] Преп. Матѳей потому упоминаетъ объ Ефесѣ, что послѣдніе годы своей жизни св. ап. провелъ въ этомъ малоазійскомъ городѣ, управляя малоазійскими церквами (Апок. 1, 11; гл. 2 и 3).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 167-177.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0