Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День одиннадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Іакова Желѣзноборовскаго [1].

Преподобный Іаковъ родился во второй половинѣ XIV столѣтія и происходилъ изъ славной галичской фамиліи дворянъ Амосовыхъ или Аносовыхъ. Относительно отроческихъ лѣтъ жизни преподобнаго не сохранилось никакихъ свѣдѣній; несомнѣнно только, что наклонность къ иноческой жизни развилась у него еще въ юношескихъ годахъ.

Въ это время въ дремучихъ лѣсахъ радонежскихъ подвизался преподобный Сергій. Сюда и направился юный подвижникъ послѣ кончины родителей своихъ, раздавъ полученное отъ нихъ наслѣдство. Оставивъ своихъ родныхъ и отсѣкши всѣ мірскія привязанности, блаженный Іаковъ пришелъ къ преподобному Сергію и просилъ принять себя въ число троицкой братіи. Видя твердое намѣреніе Іакова — посвятить себя трудамъ и подвигамъ отшельнической жизни, преподобный Сергій принялъ его въ свою обитель.

Нѣсколько лѣтъ подвизался преподобный Іаковъ въ радонежской обители. Потомъ, ища бо́льшаго уединенія, онъ удалился изъ нея и избралъ мѣстомъ своихъ подвиговъ Желѣзный Борокъ — глухой лѣсъ, близъ желѣзныхъ рудниковъ, на лѣвомъ берегу рѣки Тебзы, недалеко отъ впаденія ея въ рѣку Кострому [2]. Здѣсь Іаковъ, поставивъ крестъ и келлію, подвизался уже въ полнѣйшей тишинѣ и безмолвіи.

Но, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, мѣсто подвиговъ преподобнаго должно было открыться людямъ для того, чтобы свѣтильникъ Божій не былъ подъ спудомъ, но на свѣщницѣ и свѣтилъ бы всѣмъ (Матѳ. 5, 15). Слухъ объ отшельникѣ распространился по окрестностямъ, и къ нему мало-по-малу начали приходить люди, искавшіе подвижнической жизни. Когда число братіи значительно увеличилось, преподобный Іаковъ рѣшилъ построить храмъ во имя святаго Іоанна Предтечи.

Подвигами поста и молитвы онъ достигъ, наконецъ, высокаго духовнаго совершенства и удостоился отъ Бога дара прозорливости или предвѣдѣнія будущаго. Извѣстенъ слѣдующій случай прозорливости святаго.

Въ 1415 году случилось преподобному Іакову, вѣроятно, по дѣламъ обители своей быть въ Москвѣ; въ это время супруга великаго князя Василія Димитріевича, Софія Витовтовна [3], сильно страдала родами и была уже, какъ думали, при смерти. Великій князь, глубоко уважавшій преподобнаго, послалъ къ нему нарочитаго съ просьбою помолиться о его больной супругѣ, чтобы Господь сохранилъ ей жизнь. Преподобный отвѣчалъ посланному:

— «Скажи князю, чтобы онъ молился Богу, Пресвятой Богородицѣ и мученику Лонгину, такъ какъ этотъ мученикъ — ходатай и молитвенникъ всему роду его; о княгинѣ же пусть князь не печалится, потому что она будетъ здорова и сегодня же вечеромъ родитъ сына, наслѣдника».

Дѣйствительно, все такъ и случилось, какъ сказалъ преподобный.

Послѣ того, какъ у великаго князя родился сынъ, къ духовнику князя, проживавшему въ кремлевскомъ Спасскомъ монастырѣ (нынѣ — соборъ Спаса на Бору), пришелъ кто-то неизвѣстный и сказалъ:

— «Иди сейчасъ къ великому князю и дай имя сыну его — Василій».

И тотчасъ же удалился.

Едва только духовникъ великаго князя вышелъ изъ монастыря, его встрѣтили посланные отъ Василія Димитріевича и сказали:

— «Иди въ покои великаго князя и дай молитву великой княгинѣ, такъ какъ она родила сына».

Духовникъ назвалъ новорожденнаго Василіемъ и потомъ сталъ тщательно допытываться, — кто именно былъ посланъ къ нему отъ князя съ извѣстіемъ о рожденіи наслѣдника. Оказалось, что никто не былъ посланъ къ нему. Тогда всѣ поняли, что все это устроилъ Богь по молитвамъ и предстательству угодника Своего преподобнаго Іакова. Въ благодарность за это великій князь Василій Димитріевичъ даровалъ землю для содержанія обители преподобнаго, а также далъ ему средства для благоукрашенія его обители [4].

Сильное испытаніе пережила Желѣзноборовская обитель въ 1429 году отъ нашествія казанскихъ Татаръ. Около этого времени шайки Татаръ проникли въ окрестности Галича, предавая все на пути своемъ огню и мечу. Будучи крайне выносливыми, Татары съ быстротою молніи переносились съ одного мѣста на другое, наводя всюду ужасъ на мирныхъ жителей и предавая все грабежу и разоренію. Спасаясь отъ нашествія непріятельскаго, преподобный Іаковъ съ учениками своими удалился на время изъ обители. Жестокіе хищники не пощадили обители: она была разграблена и разрушена до основанія.

Когда буря прошла, преподобный вернулся на мѣсто своего монастыря и дѣятельно принялся за возстановленіе его. Онъ построилъ трапезный храмъ въ честь святителя и чудотворца Николая, выкопалъ своими руками пруды. Возстановивъ внѣшній видъ обители, преподобный достаточно потрудился и надъ внутреннимъ благоустроеніемъ. Въ обители своей преподобный Іаковъ ввелъ строгое общежитіе, по правиламъ котораго никто ничего не называлъ своимъ, но все считалъ общимъ. При этомъ подвижникъ, безъ сомнѣнія, руководился примѣромъ своего наставника преподобнаго Сергія [5].

Преподобный былъ весьма милостивъ и нищелюбивъ, такъ что въ обители его находили себѣ пріютъ и успокоеніе всѣ нуждавшіеся и обездоленные. Особенно много потрудился преподобный въ тяжедую годину голода, постигшаго костромскіе предѣлы послѣ нашествія казанскихъ Татаръ.

Послѣ многихъ лѣтъ совмѣстнаго подвижничества братія упросили преподобнаго быть игуменомъ ихъ. Уступая настойчивымъ просьбамъ братіи, онъ принялъ на себя санъ игумена; въ то же время получилъ пожалованія для своего монастыря.

Послѣ многихъ лѣтъ подвижнической жизни приблизилось время кончины преподобнаго: онъ скончался 11 апрѣля 1442 года. Честное тѣло его было положено подъ спудомъ въ основанной имъ обители.

Великій князь Московскій Василій Васильевичъ въ 1450 году, послѣ побѣды надъ Шемякою подъ Галичемъ [6] пріѣзжалъ въ Желѣзноборовскую обитель и здѣсь молитвенно благодарилъ преподобнаго за успѣхъ въ борьбѣ съ Шемякою.

По кончинѣ преподобнаго Іакова начали совершаться при гробѣ его многоразличныя знаменія и чудеса. Изъ числа чудесъ, совершенныхъ по молитвамъ его, извѣстны слѣдующія.

Нифонтъ не одинъ годъ былъ одержимъ нечистымъ духомъ и потому сильно страдалъ: онъ рвалъ на себѣ одежду, бросался какъ дикій звѣрь на людей и доходилъ до крайней степени бѣшенства. Часто убѣгалъ онъ въ лѣсъ и скитался здѣсь; его близкіе находили и приводили его домой, привязывая на цѣпь; но Нифонтъ неоднократно разрывалъ цѣпи и снова убѣгалъ въ лѣсъ. Одинъ разъ, когда онъ зашелъ въ окрестности обители преподобнаго Іакова, иноки насильно привели его ко гробу чудотворца. Лишь только больной коснулся гробницы, тотчасъ же пришелъ въ себя: къ нему возвратился здравый смыслъ, и онъ, взглянувъ на икону преподобнаго, стоявшую при гробницѣ, началъ слезно молиться угоднику Божію, прося исцѣленія. Слезная молитва была услышана, и Нифонтъ вернулся совершенно здоровымъ.

Фотій, человѣкъ весьма богатый, затѣявъ споръ съ кѣмъ-то, произнесъ клятву. Но Господь наказалъ его: тотчасъ же по произнесеніи клятвы, лицо Фотія исказилось, и онъ впалъ въ совершенное разслабленіе. Три года пробылъ несчастный въ такомъ положеніи. Наконецъ, родные его рѣшили обратиться за помощію къ угоднику Божію Іакову и привезли больного въ обитель. Во время молебнаго пѣнія, Фотій громко каялся въ грѣхѣ своемъ; въ то-же время лицо его выпрямилось, члены окрѣпли и онъ сталъ совершенно здоровымъ.

Одинъ изъ иноковъ обители, по имени Ѳеодосій, впалъ въ разслабленіе и три года лежалъ безъ движенія на одрѣ своемъ. Однажды въ сердечномъ умиленіи онъ обратился съ такою молитвою къ угоднику Божію:

— «Отче Іакове, ты подаешь много различныхъ исцѣленій у гроба своего. Подай же исцѣленіе отъ недуга и мнѣ».

Вскорѣ послѣ этого ночью явился Ѳеодосію преподобный и сказалъ:

— «Дай обѣщаніе Богу, что ты пребудешь въ обители моей до своей смерти, и иди къ гробу моему».

Разслабленный разсказалъ о видѣніи братіи, а братія передали игумену. По приказанію игумена больной инокъ былъ принесенъ ко гробу преподобнаго. Затѣмъ братія начали общую усердную молитву. Когда былъ отпѣтъ молебенъ, Ѳеодосій самъ приложился ко гробу чудотворца и тотчасъ же сталъ здоровымъ.

— «Пока живъ, — не выйду изъ обители», — воскликнулъ онъ и дѣйствительно сдержалъ свое слово.

Женщина, по имени Фотинія, совсѣмъ ослѣпла. Не надѣясь на помощь человѣческую, она рѣшила обратиться за помощью къ угоднику Божію Іакову. Будучи приведена въ обитель преподобнаго, она усердно молилась. Теплая молитва ея была услышана: тотчасъ же по окончаніи молебна у гроба преподобнаго, Фотинія прозрѣла, такъ что не нуждалась уже въ посторонней помощи. Игуменъ приказалъ ей, въ благодарность за исцѣленіе, пробыть близъ монастыря въ чистотѣ и воздержаніи въ продолженіе сорока дней. Однако Фотинія не исполнила заповѣди игумена и потому была наказана преподобнымъ: глаза ея закрыдись снова. Раскаявшись въ грѣхѣ своемъ, она начала опять слезно молиться угоднику Божію, и по его ходатайству предъ Богомъ снова прозрѣла.

Благодаря этимъ чудотвореніямъ, съ начала XVII вѣка преподобный Іаковъ сталъ мѣстно почитаться святымъ угодникомъ Божіимъ. Вѣроятно, содѣйствовало этому обрѣтеніе мощей преподобнаго, совершившееся 5 мая 1613 года. Въ 1628 году при одной костромской церкви былъ придѣлъ во имя преподобнаго. Послѣ обрѣтенія честныя мощи его погребены за лѣвымъ клиросомъ соборнаго храма. На гробницѣ положены: каменный крестъ и тѣ вериги, въ которыхъ подвизался преподобный.

Память угодника Божія празднуется дважды въ годъ: въ день кончины 11 апрѣля и въ день обрѣтенія мощей 5 мая.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преподобномъ Іаковѣ содержатся въ рукописномъ житіи его, а также въ лѣтописи.
[2] Это мѣсто находится въ Буйскомъ уѣздѣ Костромской губ., въ 16 верстахъ къ юго-вост. отъ г. Буя.
[3] Василій Димитріевичъ занималъ Московскій велико-княжескій престолъ съ 1389 г. по 1425 г. Его супруга Софія — дочь вел. кн. Литовскаго Витовта Кейстутьевича (съ 1392 по 1430 гг.). Бракосочетаніе Василія съ Софіей было въ 1390 г. Софія скончалась черницей съ именемъ Синклитикіи въ Московскомъ Вознесенскомъ монастырѣ въ 1453 г.
[4] При разсказанныхъ обстоятельствахъ — произошло рожденіе вел. кн. Московскаго Василія Васильевича Темнаго, княжившаго съ 1425 г. по 1433 г., въ 1434 г., съ 1434 г. по 1446 г. и съ 1447 г. по 1462 г.
[5] Обитель преподобнаго Іакова существуетъ и въ настоящее время съ именемъ Желѣзноборовскаго Предтече-Яковлева монастыря. Въ русской исторіи Желѣзноборовскій монастырь извѣстенъ тѣмъ, что въ немъ жилъ нѣкоторое время извѣстный самозванецъ Григорій Отрепьевъ.
[6] Галичъ — уѣздный городъ Костромской губ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 564-569.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0