Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День одиннадцатый.

Страданіе святаго священномученика Антипы, епископа Пергамскаго.

Въ царствованіе императора Домиціана [1] открылось великое гоненіе на христіанъ, и ко всѣмъ князьямъ и правителямъ были разосланы указы, чтобы христіане безпрекословно повиновались царскимъ велѣніямъ, приняли языческую вѣру и поклонились идоламъ. Тогда явилось множество вѣрныхъ, небоязненно исповѣдывавшихъ слово Божіе, и открылось великое мужество мучениковъ, подвизавшихся за Христа Спасителя. Въ это время былъ заточенъ на островъ Патмосъ [2] и великій апостолъ, святый Іоаннъ Богословъ, — сей столпъ Церкви, основаніе христіанской истины и проповѣдникъ предвѣчнаго божества Единороднаго Сына Божія. На Патмосѣ въ откровеніи среди семи свѣтильниковъ явился ему Господь, и повелѣлъ написать семи ангеламъ, т.-е. епископамъ семи малоазійскихъ церквей, и укрѣпить сонмы мучениковъ. При этомъ Господь воспомянулъ и о святителѣ Антипѣ, о которомъ предлежитъ настоящее повѣствованіе. Антипа, — сказалъ Господь Своему ученику, свидѣтель Мой вѣрный убіенъ бысть въ васъ, идѣже живетъ сатана (Апок. 2, 13). Ибо святый Антипа былъ епископомъ Пергамской церкви [3]. Изъ этихъ словъ откровенія Іоаннова видно, каковъ вѣрный свидѣтель Христовъ былъ Антипа и каковы были жители города Пергама, который былъ жилищемъ сатаны. Среди нихъ святый Антипа былъ какъ свѣтъ среди тьмы, какъ роза среди тернія, какъ золото въ грязи или, лучше сказать, въ огненной пещи, по написанному: яко злато въ горнилѣ искушено (Прем. 3, 6). Тамъ и законъ природы не соблюдался и не было никакой разсудительности, но каждый мстилъ за себя и сильный обижалъ слабаго, и тотъ считался мужественнымъ, добрымъ и праведнымъ, кто билъ или умерщвлялъ христіанъ. И когда невѣрные такъ притѣсняли и безпокоили общество христіанское, блаженный Антипа, мужъ непоколебимый въ вѣрѣ и постоянный въ добродѣтели, ни мало не смущался, но, какъ бы перемѣнивши естество человѣческое на ангельское, крѣпко и небоязненно стоялъ противъ враговъ. Пренебрегая угрозами мучителей онъ часто выходилъ въ народъ, и среди него сіялъ, какъ заря, и свѣтомъ чистой и правой вѣры прогонялъ тьму идолопоклонническаго заблужденія. Поэтому бѣсы (которыхъ эллины считали за боговъ) всѣ бѣжали оттуда, и ни одинъ изъ нихъ не смѣлъ пребывать въ городѣ Пергамѣ, въ коемъ жилъ святый Антипа. Бѣсы являлись своимъ жрецамъ въ сновидѣніяхъ и говорили, что они уже не вкушаютъ жертвъ ихъ и не обоняютъ куренія жертвеннаго, такъ какъ ихъ прогоняетъ начальникъ христіанъ. Тогда эллины разгнѣвались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то мѣсто, гдѣ они обыкновенно приносили свои скверныя жертвы. И сказалъ ему правитель:

— «Ты ли тотъ Антипа, который и самъ не исполняетъ царскихъ повелѣній и другихъ учитъ тому же, и такъ препятствуетъ нашимъ жертвоприношеніямъ, что ни одному изъ боговъ не даетъ насытиться тукомъ жертвеннымъ? Изъ-за тебя боги оставили нашъ городъ, и есть опасность, какъ бы какая бѣда не постигла его, такъ какъ они не захотятъ болѣе охранять его. Довольно тебѣ коснѣть въ христіанскомъ волшебствѣ; теперь покайся и подчинись нашимъ законамъ, чтобы боги, обладающіе симъ прекраснымъ городомъ, не перестали имѣть о насъ попеченія и охранять насъ. А если не захочешь этого сдѣлать, и не отречешься отъ своей вѣры и будешь презирать наше богопочитаніе, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанію.

Святый Антипа отвѣтилъ на это:

— «Одно знай, правитель, что я — христіанинъ и повиноваться безумному и нечестивому повелѣнію царя отнюдь не желаю. Но такъ какъ на твои вопросы слѣдуетъ дать приличный отвѣтъ, то выслушай меня. Если ваши боги, которыхъ вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, какъ они сами говорятъ, смертнымъ человѣкомъ, и если тѣ, которыхъ вы считаете за своихъ защитниковъ и заступниковъ, сами ищутъ вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблужденіе. Если они не могутъ наказать за причиненное имъ оскорбленіе и признаютъ себя побѣжденными отъ одного человѣка, то какимъ образомъ могутъ избавить отъ бѣды весь родъ человѣческій или хотя одинъ городъ? Принявъ сіе во вниманіе, вы должны хотя теперь отстать отъ пагубнаго своего заблужденія и увѣровать во Христа, сошедшаго съ небесъ спасти родъ человѣческій. Сей Христосъ въ скончаніи вѣковъ воистинну пріидетъ судить всѣхъ и воздать каждому по дѣламъ его или муку, или почесть».

Послѣ такого благоразумнаго отвѣта, правитель опять началъ говорить святому Антипѣ:

— «Вы повинуетесь новымъ, изобрѣтеннымъ вами, законамъ и уставамъ и пренебрегли богопочитаніе древнее, которое мы изъ начала приняли отъ предковъ нашихъ и которое отъ нихъ по наслѣдству дошло до насъ. Не хорошо отступать отъ обычаевъ праотцевъ нашихъ, ибо старое лучше новаго, и благонадежнѣе, и бо́льшей похвалы достойно то, что утверждено древностію времени. Поэтому и ты долженъ перемѣнить свое вѣрованіе и не слѣдовать Человѣку, Который явился въ недавнее время и нѣкоторыми волхвованіями смутилъ жизнь человѣческую, и былъ распятъ при Понтіи Пилатѣ. Итакъ подчинись царскимъ повелѣніямъ, и будешь жить съ нами безбѣдно, и мы будемъ во всемъ помогать тебѣ и любить тебя сыновнею любовію; ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, какъ отца».

На это святый Антипа отвѣтилъ:

— «Хотя бы ты и безчисленные доводы представлялъ мнѣ, я не буду на столько безуменъ и безсмысленъ, чтобы, достигши глубокой старости и приближаясь къ смерти, перемѣнить свою вѣру и ради сей несчастной и безчестной жизни отступить отъ утвержденнаго исповѣданія вѣры. Итакъ не прельщай ума моего, постоянно упражняющагося въ чтеніи божественныхъ книгъ. Ибо сначала не было ни одного изъ боговъ вашихъ; они явились впослѣдствіи и никакого добра не сдѣлали и пользы отъ нихъ намъ никакой не произошло; но какъ сами они были гнусные и негодные, то такъ же и для другихъ сдѣлались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древнія недобрыя установленія, то слѣдуетъ подражать и Каину братоубійцѣ. Почему вы не послѣдуете тѣмъ, которые хотѣли взойти на небо и не постыдились кровосмѣшенія съ своими сестрами, за что они и были истреблены потопомъ? Если и вы будете подражать беззаконіямъ ихъ ради ихъ древности, то уже не водою, а огнемъ вѣчнымъ и червемъ неусыпающимъ наказаны будете, если не покаетесь».

Послѣ сихъ словъ нечестивые схватили святаго мужа и повлекли къ храму Артемиды [4], гдѣ находился мѣдный волъ: раскаливъ сего вола, они бросили въ него святаго мученика. Онъ же, сотворивъ крестное знаменіе, молился Богу, взывая:

— «Боже, явившій намъ сокровенную отъ вѣка тайну Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго Ты открылъ намъ недовѣдомыя глубины совѣта Твоего, благодарю Тебя за всѣ благодѣянія Твои, — за то, что Ты спасаешь насъ, уповающихъ на Тебя, и сподобилъ меня чести въ часъ сей быть вписаннымъ въ число святыхъ мучениковъ, пострадавшихъ за имя святое Твое. Пріими духъ мой, отходящій нынѣ отъ жизни сей, и дай мнѣ обрѣсти благодать у Тебя и у Единороднаго Сына Твоего, — и не только меня, но и тѣхъ, которые будутъ жить послѣ меня, сдѣлай участниками милости Твоей, да всѣми славится имя Твое святое во вѣки. Аминь».

Сими и подобными словами долго молился святый Антипа, мучимый въ раскаленномъ волѣ. Потомъ, сотворивъ молитву и обо всемъ мірѣ, онъ предалъ духъ въ руки Божіи, какъ бы уснувъ сладкимъ сномъ, и восшелъ на небо, украшенный славнымъ мученическимъ вѣнцемъ. Благочестивые мужи взяли святыя мощи его и съ честію похоронили ихъ въ томъ же городѣ Пергамѣ, и истекло отъ нихъ мѵро, исцѣляющее всякія болѣзни человѣческія во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Римскій императоръ Домиціанъ царствовалъ съ 81 г. по 96 г.
[2] Патмосъ — безплодный, скалистый островъ въ Эгейскомъ морѣ, на юго-западѣ отъ Ефеса, между Самосомъ и Наксосомъ.
[3] Пергамъ — городъ въ великой Мизіи (въ сѣверо-западной части Малой Азіи) былъ столицею Пергамскаго царства. Въ древности онъ славился богатствомъ, роскошью и обширной библіотекой, также изобрѣтеніемъ, или, вѣрнѣе, усовершенствованіемъ обработки пергамента (кожи для письма). Впослѣдствіи этотъ городъ былъ присоединенъ къ Римской имперіи.
[4] Артемида — иначе Діана — извѣстная языческая богиня у грековъ, олецетворяла луну и считалась покровительницею, лѣсовъ и охоты. Служеніе этой богинѣ отправлялось съ великолѣпіемъ и блескомъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 160-164.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0